Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5535

Дети отравились в вагоне-ресторане – виноват ли туроператор?

Отраслевой закон возлагает ответственность за услуги, входящие в турпродукт, на туроператора, если не установлено, что ответственность несет третье лицо. Но, оказывается, что даже при наличии третьего, реально виновного лица, туроператору очень трудно избежать исков.

21 марта 2022 года в Петрозаводском районном суде Карелии прошли два судебных заседания по искам к туристической компании «Калева-Тур», АО «Федеральная пассажирская компания», ООО «Напитки ТрансСервис».

Поводом стало массовое отравление детей в поезде, когда они в августе 2021 года ехали на отдых в Краснодарский край. Услуги питания оказывала компания «Напитки ТрансСервис», 51% доли в уставном капитале которой принадлежит АО «Федеральная пассажирская компания». Тогда же в отношении работников «Напитки ТрансСервис», обслуживавших вагон-ресторан, было возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Юридическую поддержку «Калева-Тур» оказывает Российский союз туриндустрии, поскольку компания является членом организации. Как пояснил RATA-news начальник юридического отдела РСТ Николай Литаренко, это уголовное дело расследуется с августа прошлого года. Пока нет уголовного процесса, потерпевшие обращаются к компании «Калева-Тур» с прямыми исками. В итоге ответственность за убытки, а также моральный вред может лечь не на перевозчика и не на предприятие общественного питания, в котором подозреваемые работали, а на туроператора, не имеющего никакого отношения к поставке, хранению и приготовлению пищи на железной дороге.

«Компания «Калева-Тур» только оплачивала услуги питания, – пояснил юрист. – Причем туроператор не может выбирать поставщика услуг питания на движущемся поезде, он вынужден заключать договоры только с тем юридическим лицом, которое арендует вагон-ресторан у перевозчика». Очевидно, что за инфраструктуру поезда, а также за компании, которые допускаются к его обслуживанию, отвечает сам перевозчик.

По словам директора компании «Калева-Тур» Ии Богоявленской, чтобы попасть в плановую поездку РЖД на август 2021 года, туроператор подал заявку еще в ноябре 2020, выполнил все требования, которые перевозчик выставляет к организованной детской перевозке. «Перед покупкой билетов мы должны были оплатить питание, которое организует «Напитки ТрансСервис». Договор на перевозку у нас с РЖД, но перевозчик не продает билеты, пока не будет заключен договор на питание и меню. А выбора, с кем заключать договор, у нас не было», – пояснила она.

У оператора была группа из 100 детей, они направлялись в оздоровительный лагерь в Туапсе, куда компании организует поездки уже несколько лет. В этом же поезде ехали еще две группы – из Мурманска и Петрозаводска. Всего 251 человек, из них 87 почувствовали себя плохо. В «калевской» группе заболели 20 человек, их с двумя сопровождающими направили в больницы. Остальные поехали в лагерь. Там также была проверка, и в итоге всего 39 детей туроператора пришлось госпитализировать. Одного ребенка забрали домой, родителям была возвращена вся стоимость путевки. Заболевшие дети в среднем провели в больнице 5-7 дней и потом вернулись в лагерь.

По словам г-жи Богоявленской, ответственность компании «Напитки ТрансСервис» по обеспечению качества и безопасности питания закреплена в договоре с туроператором. А в акте главного санитарного врача Северо-Кавказской железной дороги от 7 августа 2021 «возбудителем инфекции признан норовирус, источником (вероятным, возможным) – сотрудники вагона-ресторана». Сопутствующим фактором послужило неудовлетворительное санитарно-техническое состояние вагона-ресторана.

«Тем не менее, иски предъявлены нам. Мама, забравшая ребенка из лагеря, требует 1 млн 100 тыс. рублей за моральный ущерб, еще двое родителей – компенсацию за несостоявшийся отдых, моральный ущерб и стоимость билетов. Остальные пока ждут, но готовы последовать их примеру», – говорит Ия Богоявленская.

В РСТ было решено было поддержать позицию туроператора в судебных заседаниях. «Туроператор оказался в тяжелой ситуации не по своей вине. Дело, однако, еще и в том, что это довольно типичная история, в которую могут попасть многие туроператоры, на которых возлагают ответственность за то, что они не могут проконтролировать, например, безопасность объектов размещения, транспортных средств», – сказал Николай Литаренко.

Согласно отраслевому закону, «туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо». Однако, по словам г-на Литаренко, этот специально поименованное исключение судами никогда не используется.

«В ситуации с «Калева-Тур» есть эта третья сторона, компания «Напитки ТрансСервис», и в рамках судебных заседаний нам было важно донести до судей, что трактовка нормы как налагающей безусловную ответственность на туроператоров при любых обстоятельствах недопустима, – пояснил юрист. – Такой упрощенный подход может привести к самым негативным последствиям для туроператорской деятельности и особенно для организаций, которые занимаются отдыхом детей. Из-за чрезмерного риска за те действия, которые находятся вне зоны контроля туроператоров, они будут вынуждены уйти с рынка».

Николай Литаренко также полагает, что в условиях подготовки Ростуризмом нового отраслевого закона надо особое внимание обратить на формулировки тех статей, которые определяют ответственность туроператоров и третьих лиц.

По результатам прошедших заседаний гражданские дела в отношении компании «Калева-Тур» отложены на начало апреля 2022 года. РСТ будет следить за ходом судебного процесса.

Светлана Ставцева, RATA-news

Отели Абхазии ищут баланс между стоимостью продуктов и ценами на сезон

Несмотря на геополитические события, на праздничные даты мая Абхазия бронируют стабильно, это подтверждают и местные операторы.

Как отметил в беседе с корреспондентом RATA-news учредитель компании «Гагра-тур» Анатолий Игнатов, первая декада мая продается в штатном режиме, объемы такие же, как и год назад. «А вот глубины продаж по сезону пока не видно. У Абхазии много постоянных туристов, которые отдыхают там уже много лет, как правило, это пенсионеры, они бронируют доступное по стоимости размещение. Новыми туристами направление не прирастает, – пояснил он. – Сейчас многие объекты подняли расценки, но отели, руководствующиеся здравым смыслом, пока не поднимают, таких примерно половина от общего количества».

Г-н Игнатов подчеркнул, гостиницы вынуждены поднимать ценник, так как растет стоимость питания. При этом, продав путевку сегодня, отельеры не понимают, по каким ценам придется обслуживать туристов летом. «Они пытаются найти рыночный баланс между стоимостью продуктов и ценообразованием на сезон», – добавил эксперт.

В компании «Аква Абаза», наоборот, отметили значительную глубину продаж. По словам PR-директора Мардоса Чачхалиа, несмотря на повышение цен, многие популярные гостиницы выкуплены практически до конца августа. Он считает, что отели предсказуемо реагируют на повышение спроса ростом цен, но пока неясно, чего ждать дальше. «Курс доллара снижается, возможно, скоро мы увидим и уменьшение ценника. Прецеденты есть, были случаи, когда народ не покупал по высоким тарифам и гостиницы их опускали», – полагает он. В этой связи люди стараются внести предоплату 10-20% стоимости тура, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств скорректировать планы и не потерять большую сумму.

Как отметила руководитель отдела компании «7-тур» Елена Алехина, майские праздники уже бронируют, но в этом году спрос ниже, чем в 2021 – людей останавливает неопределенность с перелетами. «Майские берут мало, а лето бронируют активно, до сентября включительно. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемы выросли примерно на треть, – сообщила собеседница. – Стоимость отдыха, конечно, изменилась, по меньшей мере, подорожало питание. В Абхазию почти все продукты завозятся из России, а у нас цены растут по понятным причинам. В последние недели стоимость проживания в местных отелях и санаториях поднялась в среднем на 10%. Скорее всего, это не предел, и мы столкнемся с еще одной волной повышения расценок на летний сезон».

В компании «Алеан» динамика продаж абхазских курортов аналогична прошлому году, заметила коммерческий директор Оксана Булах. Приоритетным спросом пользуются отели среднего и высокого уровня, эконом-сегмент провисает, что характерно для периодов снижения покупательной способности. Эксперт считает, что бюджетные отели начнут продаваться ближе к началу сезона, с появлением дефицита мест в объектах более высокого уровня.

«Основной спрос на Абхазию приходится на летние месяцы, глубина – до конца сентября включительно, чему способствует, в том числе, временное ограничение авиаперевозки в Крым и Анапу. В сезон ожидаем полную загрузку гостиниц. Активно также бронируют туры с заездом в мае, загрузка в этом месяце в среднем составит более 60%. Имеет смысл покупать туры уже сейчас, чтобы забронировать максимально подходящий по соотношению цены и качества отель или санаторий», – подчеркнула г-жа Булах.

 Пицунда вышла в лидеры по стоп-сейлам на лето, как минимум три крупных отеля уже остановили продажи. В майские даты неделя проживания в отеле с трехразовым питанием без перелета обойдется от 25 тысяч рублей на двоих, в июне – порядка 50 тысяч.

Наталья Панферова, RATA-news

Четыре российских музея вошли в топ-10 лучших в мире по посещаемости

Количество посетителей музеев выросло, причем в 100 лучших, вошедших в рейтинг международного издания The Art Newspaper, в 2021 году зафиксировано в общей сложности 71 млн гостей. Хотя это на 31% больше, чем в 2020, но все еще на 69% меньше, чем в 2019, когда в 100 лучших музеях побывало 230 млн посетителей.

Парижский Лувр – постоянный лидер этого рейтинга с впечатляющими 2,8 млн посетителей в 2021 году. Это на 5% больше, чем в 2020, но в 2019 году музей посетили 9,6 млн человек.

На втором месте Русский музей в Санкт-Петербурге с почти 2,3 млн посетителей. Это на 88% больше, чем в 2020 году, и только на 6% меньше, чем до пандемии. Из-за анктиковидных ограничений музей был закрыт всего десять дней по сравнению с 116 днями, когда не работал Лувр.

Третье место в рейтинге занял очень успешный Московский мультимедийный художественный музей (Мультимедиа Арт Музей), который превзошел доковидную посещаемость – 2,242 млн гостей в прошлом году по сравнению с 2,236 млн в 2019.

В топ-10 также вошли Эрмитаж (6 позиция) и Третьяковская галерея (9 место).


Что касается других российских музеев, то они в рейтинге на гораздо более скромных позициях. Пушкинский музей на 28 месте, а музей Фаберже в Петербурге и столичный «Гараж» не попали даже в топ-50 – они на 67 и 71 местах соответственно.

Не умаляя значимости четырех российских музеев, вошедших в первую десятку рейтинга, аналитики всё же отмечают, что это произошло во многом благодаря тому, что объекты были закрыты меньшее количество дней, чем другие из топ-20.

Но вообще у экспертов есть вопросы к рейтингу. Арт-критик Павел Герасименко удивлен, что Эрмитаж стоит в списке ниже Русского музея, который гораздо меньше проявляет пиар-активность. Эксперт предположил, что посчитаны посетители его филиалов.

«Русский музей – это не одна площадка Михайловского дворца и корпуса Бенуа, где расположена основная экспозиция, есть еще временные выставки в Михайловском замке, Мраморном и Строгановском дворцах. Все эти площадки суммарно дают большее количество посетителей. Что касается Мультимедиа Арт Музея, то думаю, что его высокая позиция в рейтинге посещаемости связана с молодой публикой, которая приходит туда ради всех остальных активностей, начиная от селфи на фоне работ и заканчивая просто приятным времяпрепровождением. Тут мне тоже удивительно, что этот музей обошел в рейтинге "Гараж"», – сказал г-н Герасименко порталу BFM.ru.

Как отметили создатели рейтинга, из более 370 музеев, которые смогли предоставить им данные, 300 зафиксировали количество дней, когда они были закрыты из-за ограничений. Общее количество таких дней по всему миру составило более 31 тыс. Это эквивалентно почти 85 годам!

Сколько потеряет мировая туриндустрия из-за отсутствия российских туристов

Индустрия путешествий готовилась к подъему в 2022 году, поскольку пандемия коронавируса пошла на спад, однако из-за конфликта на Украине восстановление туризма в Европе замедлится, сообщает «Интерфакс-Туризм» со ссылкой на доклад Euromonitor International.

После 24 февраля европейские страны направили свои усилия на помощь миллионам украинских беженцев, а на Россию были наложены экономические санкции, в том числе на авиаотрасль. Снижение расходов на выездной туризм в России приведет к падению доходов мировой туриндустрии как минимум на 50% по сравнению с 2021 годом, отмечают аналитики.

Согласно исследованию, расходы в туризме в 2022 году вырастут на 92% по сравнению с прошлым годом, но из-за российско-украинского конфликта индустрия получит намного меньше ожидаемого. Как показывает анализ, мировая туриндустрия потеряет $6,9 млрд в 2022 году.

По данным Euromonitor International, на российских туристов приходится 1% мировых расходов на путешествия. В 2021 году россияне потратили за рубежом $9,1 млрд. Потеря обеспеченных российских туристов не подорвет восстановление отрасли, но нанесет серьезный ущерб многим странам от Европы и Карибского бассейна до Турции и Таиланда.

Там также отметили, что туристы, которые пользуются дальнемагистральными рейсами, например, из Северной Америки, откладывают свои поездки в Европу из-за конфликта на Украине, поскольку они не уверены в безопасности и открытости стран континента для путешествий и бизнеса.

В докладе также подчеркивается, что не только конфликт на Украине замедляет восстановление отрасли, поскольку пандемия коронавируса еще не отступила полностью: в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и Африке она продолжает влиять на политику в сфере туризма.

Поскольку в мире вакцинировано порядка 63% населения, и до достижения коллективного иммунитета еще далеко, то азиатские страны будут последними, кто полноценно возобновит международный туризм, пояснили аналитики. Такие страны, как Китай, продолжают следовать строгой политике нулевого распространения Covid-19. Сюда же можно отнести Таиланд и введенные им ограничения на въезд из-за пандемии: королевство продолжит испытывать нехватку туристов, в основном китайских, как минимум, до начала 2023 года.

Кроме того, нехватка вакцин является серьезным препятствием для возобновления туризма в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где 14,1% стран имеют низкий уровень дохода и не могут обеспечить все население вакциной от коронавируса.

«Янтарный край»: туры на Первомай в Калининградскую область

Калининградский туроператор «Янтарный край» приглашает провести майские праздники в самом западном регионе России. Калининградская область весной – одно из самых привлекательных направлений для туров «выходного дня». На Балтийском побережье в это время уже довольно тепло, в парках и курортных городах приятно гулять, так как природа наполняется благоуханием первых цветов, деревья одеваются в свежую листву, песок на пляжах прогревается солнцем.

На первые майские праздники компания подготовила программы с заездами 30 апреля и 1 мая с проживанием в отелях Калининграда и продолжительностью от 2 до 4 ночей, а также на 3 ночи с проживанием в Светлогорске. Все они участвуют в программе кэшбэка. Стоимость – от 9 200 руб. за место в DBL. Включено: транспортное и экскурсионное обслуживание, проживание в выбранной гостинице, экологический сбор.

Туристы отправятся на экскурсию «Кёнигсберг в Калининграде», чтобы с помощью технологии VR увидеть довоенный город, оборонительные форты и ворота, нарядные жилые дома начала XX века. Прогуляются у стен величественного Кафедрального собора, построенного в XIV веке, зайдут внутрь и послушают концерт органной музыки.


Сладкие моменты подарит «Марципановый домик» в Бранденбургских воротах, где состоится дегустация этого лакомства.

Намечено подробное знакомство с Балтийском, носившем когда-то имя Пиллау, и одним из старейших курортов на берегу Балтийского моря – Зеленоградском, сохранившем немецкое время в своем архитектурном облике.

В Калининградской области сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря. Убедиться в этом туристы смогут во время поездки в поселок Янтарный, в котором находится единственный в мире карьер промышленной добычи солнечного камня. За дополнительную плату можно посетить мастер-класс «Янтарных дел мастер» и собрать бусы из необработанного янтаря.


Еще одно удивительное место – Куршская коса. На этой узкой полоске суши туристы проведут весь день, увидят удивительный танцующий лес, поднимутся на одну из самых высоких дюн в Европе – Высоту Эфа. В программу входит посещение местной коптильни, где производят вкусную рыбную продукцию.

www.amber-region.com

«Донинтурфлот»: рекламные круизы на теплоходе «Антон Чехов»

«Донинтурфлот» представляет первые в этом сезоне круизы на борту теплохода «Антон Чехов» в качестве специальных рекламных туров для партнеров. Отправляйтесь в круиз, чтобы почувствовать атмосферу отдыха и комфорта на борту уникального теплохода и зарядиться энергией перед началом сезона.

Действуют специальные условия:
- скидка для агента – 50%, для члена семьи – 30%;
- скидка предоставляется от базового тарифа;
- комиссия агента не применяется.


Круиз 1, 20-24 апреля, 5 дней/4 ночи, Ростов-на-Дону – Романовская – Волгоград – день на воде – Старочеркасская/Ростов-на-Дону.

Круиз 2, 25-29 апреля, 5 дней/4 ночи, Ростов-на-Дону – Романовская – Волгоград – день на воде – Старочеркасская/Ростов-на-Дону.

Заявку необходимо оформить через сайт компании «Донинтурфлот». В комментарии напишите «рекламный круиз для агента». В заявке укажите: ФИО, серию и номер паспорта, дату рождения, название компании, занимаемую должность, контактный телефон или адрес электронной почты.

Внимание! Оба круиза попадают в сроки действия программы туристического кэшбэка от Ростуризма, а это означает, что есть возможность вернуть часть потраченных средств за купленную путевку. Пожалуйста, укажите в заявке, если нужна оплата по карте «Мир» для получения кэшбэка.

www.doninturflot.com

ITS: идеи путешествий по России

Петербургский туроператор ITS приглашает в путешествие по России. Каждое из них останется в памяти навсегда.

В 2021 году самые крупные гидроэлектростанции России впервые были открыты для туристов. Раньше полюбоваться этими сооружениями можно было только со смотровых площадок, а сейчас, например, не составит труда побывать на Саяно-Шушенской ГЭС на реке Енисей в Красноярском крае. Она – крупнейшая в стране!

ITS предлагает вживую понаблюдать за запуском ракеты в космос на космодроме Байконур Предварительная дата ближайшего старта грузового корабля «Прогресс МС-20» – 3 июня 2022 года.


Феерическое зрелище ожидает тех, кто с конца июля до начала сентября отправится в Астраханскую область – цветение лотосов. Местные акватории этих удивительных цветов – самые большие на планете и достигают 15 км в длину и 3 км в ширину.

Почему бы не объехать всю Россию на поезде по Транссибирской магистрали, увидеть Уральские горы, бескрайнюю тайгу, великие реки и крупнейшие города. Или съездить в гости к оленеводам Ямала и Таймыра. Если запланировать путешествие в апреле, можно посетить кочующий праздник «День оленевода».


Все это – лишь часть предложений туроператора ITS. Список огромен – гранд-тур по Дагестану, поездка в Териберку за северным сиянием и на Шантарские острова в гости к китам, путешествие на яхте по Байкалу и полеты на вертолете над камчатскими вулканами, знакомство с Курильскими островами и «Транскенозерской тропой» на Русском Севере, прикосновение к истории древних народов на плато Укок и к истокам российского виноделия в Краснодарском крае.


Особое впечатление оставит участие в специальном авторском проекте «Петербург: семь чувств» компании ITS и Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo. У каждого сложится своя мозаика Петербурга – единственного, неповторимого, невероятно красивого города.

ITS: +7 (812) 703-44-34, +7 (911) 929-86-60

info@its.com.ru, www.itsrussia.ru

«Арт-Тур»: где отдохнуть в Азии?

Туроператор «Арт-Тур» предлагает подборку азиатских стран, где сегодня можно отдохнуть. Правила въезда, варианты перелета и ценовая политика.

Индонезия. Правила въезда – сертификат вакцинации («Спутник V» в том числе), ПЦР-тест до вылета и по прибытию, заранее оформленная электронная виза. Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Qatar Airways, Turkish Airlines, Emirates (с мая).

Цена – от $344 на 7 ночей.

Сингапур. Правила въезда – сертификат вакцинации (вакцины одобренные ВОЗ), ПЦР-тест до вылета, заранее оформленная электронная виза. Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Emirates, Qatar Airways, Turkish Airlines, Etihad Airways.

Цена – за место в DBL $552 на 7 ночей.

Малайзия. Правила въезда – сертификат вакцинации («Спутник V» и «Спутник Лайт» в том числе), ПЦР-тест до вылета и антиген-тест по прибытию. Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Emirates, Qatar Airways, Turkish Airlines, Etihad Airways.

Цена – за место в DBL $272 на 7 ночей.

Таиланд. Правила въезда – сертификат вакцинации («Спутник V» и «Спутник Лайт» в том числе), ПЦР-тест по прибытию, заранее оформленное разрешение на въезд. Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways.

Цена – за место в DBL $204 на 7 ночей.

Шри-Ланка. Правила въезда – сертификат вакцинации («Спутник V» и «Спутник Лайт» в том числе). Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways, FlyDubai.

Цена – за место в DBL $281 на 7 ночей.

Вьетнам. Правила въезда – ПЦР-тест до вылета. Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Qatar Airways, Turkish Airlines, Emirates.

Цена – за место в DBL $243 на 7 ночей.

Филиппины. Правила въезда – сертификат вакцинации (вакцины одобренные ВОЗ), ПЦР-тест до вылета. Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Emirates, Qatar Airways, Turkish Airlines, Etihad Airways.

Цена – за место в DBL $243 на 7 ночей.

Индия. Правила въезда – ПЦР-тест до вылета, заранее оформленная электронная виза. Подробнее о правилах въезда.

Перелеты – Air India, Emirates, Qatar Airways, Turkish Airlines, Etihad Airways.

Цена – за место в DBL $310 на 7 ночей.

«Арт-Тур»: +7 (495) 232-31-13

asia@arttour.ru, www.arttour.ru

Лучше всего отдыхать на даче?

Россияне чаще, чем в прошлом году, стали задумываться об отдыхе на даче, в Крыму и в любом месте России. О зарубежных направлениях многие даже не мечтают. В опросе сервиса SuperJob приняли участие 1600 представителей экономически активного населения из всех округов страны.

В том, что отпуск в этом году лучше всего провести дома, убежден каждый пятый россиянин (20%). По мнению 18% респондентов, оптимальное место для отдыха – дача. Еще 12% считают правильным отдохнуть «на любом море», 9% – в любом месте России, 6% – в Крыму.

Провести отпуск на речке или у озера, в Краснодарском крае и за границей хотели бы по 3% опрошенных. По 2% считают, что в непростом 2022 году лучше всего отправиться на Алтай или «как можно дальше от людей».

Египет, Турция, горы, путешествия в другие города, Байкал, Азия, Карелия и Абхазия привлекают по 1% россиян. 4% респондентов уверены: этим летом вообще не стоит брать отпуск.

По сравнению с прошлым годом, когда SuperJob проводил аналогичное исследование, почти на треть снизилось число тех, кто считает, что отпуск лучше провести дома. Судя по комментариям, повлияло ослабление ковидных ограничений. Россияне стали чаще задумываться об отдыхе на даче (плюс 4 процентных пункта), в Крыму и в любом месте России (плюс по 3 п.п.). Число сторонников открытых зарубежных направлений снизилось.