Ежедневная электронная газета
Самые достоверные новости турбизнеса
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------
№25
Будет ли сорван летний сезон в Испании?
Разрешение на вылет чартерных рейсов в Испанию 31 марта, 1, 2, 3 и 4 апреля, с огромным трудом полученное туроператорами, не решило всей проблемы летней авиаперевозки на этом направлении. До сих пор фирмы не получили официальной информации о том, что вылетят рейсы, запланированные на 7, 8 и 9 апреля, хотя Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ) делает успокаивающие заявления. С 31 марта по 4 апреля под угрозой невылета находились около 1500 человек в России и столько же в Испании. Такое же количество российских туристов должно вылететь в обоих направлениях с 7 по 10 апреля.
Испания - одно из самых популярных направлений семейного отдыха у россиян, последние три года соревнуется за первое место с Турцией. По данным посольства Испании в Москве, в 1999 году эту страну по туристическим визам посетило 157 тыс. человек. Для сравнения: в кризисном 1998 году там отдохнули 198 тыс. человек. Надо учитывать, что примерно 15% от общего потока составляют дети, большинство из которых не попадают в визовую статистику, поскольку вписаны в паспорта родителей, так что реальные цифры, определяющие турпоток в Испанию, еще больше. За первые три месяца нынешнего года уже отмечается увеличение числа туристов из России на 15 % . Поэтому в 2000 году возможно восстановление турпотока до 180-200 тыс. человек. Таким образом, в случае срыва летних чартерных программ в Испанию, там не смогут отдохнуть до 230 тыс. человек. Реально падение турпотока до 70 %.
По предварительным оценкам туроператоров, которые уже выкупили и проплатили номера в испанских отелях на весь сезон, их убытки составят несколько десятков миллионов долларов. Это серьезный удар по туристическому бизнесу.
Ведущие туроператоры по Испании - “Бэйс-тревел”, “ВКО-тревел”, “Время-тур”, “Натали-турс”, “Нитас” - обратились в государственные структуры и средства массовой информации с открытым письмом. В нем говорится, что истинное положение дел на рынке чартерных авиаперевозок в Испанию искажено многими СМИ. Нельзя взваливать всю вину за происходящее на турфирмы и авиакомпании, которые не были своевременно проинформированы о серьезности ситуации и о том, что переговоры между российскими и испанскими авиационными властями фактически зашли в тупик. Эти сведения поступили буквально накануне запланированных рейсов, после чего турфирмами были предприняты все возможные меры для того, чтобы вылеты состоялись. Для туристов, находившихся в Испании, были зарезервированы места в отелях на случай, если самолетов все-таки не будет.
Туроператоры вынуждены констатировать, что российские туристы фактически оказались заложниками в конфликте государственных структур обеих стран. По мнению представителей турбизнеса, основная часть вины за происходящее лежит на чиновниках Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ), которые были обязаны решить проблему до начала туристического сезона. Их трехмесячное бездействие нанесло прямой ущерб интересам граждан России.
С этим трудно не согласиться. Однако нельзя сказать, что туроператоры остались одиноки в сложной ситуации. Туристские власти Испании в лице Госсекретариата, Ассоциации туроператоров и турагентов этой страны, к которым 30 марта РАТА обратилась с письмами, предпринимают шаги для разрешения конфликта. Активное участие в этом принимает Министерство по физкультуре, спорту и туризму (МФСТ). В субботу 1 апреля с руководством ФСВТ встречался заместитель министра Владимир Стржалковский. Вчера было оформлено соответствующее поручение Правительства РФ МФСТ, МИД и ФСВТ, в котором говорится о необходимости незамедлительно решить возникшие проблемы. Большую помощь оказывает Посольство Испании в Москве и представительство “Аэрофлота” в Мадриде. Так что, вопрос взят под контроль на самом высоком уровне.
Рейтинг консульских отделов
В декабре 1999-феврале 2000 года Восточно-Европейский институт социальных технологий и туризма по заказу РАТА провел второй опрос представителей московских турфирм по оценке работы консульств зарубежных стран, аккредитованных в Российской Федерации. В результате был составлен своеобразный рейтинг, который мы сегодня публикуем.
Страны
Опрос 2000
Опрос1998
1. Австралия
10.0 (+)
6.20
2. Бразилия
10.0 (+)
8.33
3. ЮАР
10.0 (+)
7.17
4. Дания
10.0 (+)
9.67
5. Индия
10.0 (+)
10.0
6. Таиланд
9.8 (+)
9.65
7. Финляндия
9.53 (+)
8.64
8. Мексика
9.50 (+)
7.79
9. Сингапур
9.50 (+)
9.30
10. Швейцария
9.46 (+)
8.76
11. Литва
9.30 (+)
8.07
12. Португалия
9.00 (+)
6.50
13. Индонезия
9.00 (-)
9.22
14. Корея
9.00 (+)
8.00
15. Эстония
8.67 (+)
8.00
16. Норвегия
8.00 (+)
3.88*
17. Аргентина
8.00 (-)
8.88
18. Испания
7.87 (+)
7.69
19. Латвия
6.67 (-)
7.42
20. Англия
6.52 (+)
6.03
21. Франция
6.51 (-)
7.04
22. Австрия
5.91 (-)
6.63
23. Ирландия
5.70 (-)
8.00
24. Швеция
5.50 (-)
6.61
25. Германия
5.47 (-)
6.04
26. КНР
5.00 (-)
7.40
27. Голландия
4.75 (-)
6.47
28. Греция
4.68 (-)
4.98
29. Израиль
4.62 (-)
7.45
30. США
4.45 (-)
7.42
31. Италия
4.28 (-)
4.55
* По результатам опроса 1998 года выстраивался расширенный (63 страны) и сокращенный (30 стран) рейтинг. Норвегия заняла тогда 62 место, поэтому в сокращенный список прошлого года не попала.
Исследование проводилось методом телефонного опроса и углубленных интервью сотрудников, ответственных за оформление виз, руководителей направлений и директоров компаний. Было опрошено 156 московских турфирм, постоянно работающих с консульскими отделами нескольких посольств и регулярно публикующих рекламу в СМИ. В целях получения более детальной информации по существу возникающих проблем и методам их решения проведено около 60 углубленных интервью.
Выборка опрошенных представляет мнение всех типов участников туристического рынка - крупные, средние и мелкие турфирмы; работающие с группами и индивидуальными туристами; российские, совместные и иностранные компании. В основу выборки опроса декабря 1999 - февраля 2000 года была положена выборка опроса 1998 года.
Разумеется, как и всякая система оценок, рейтинг, в известной степени, носит условный характер. Главный его недостаток заключается в том, что у стран с относительно меньшими турпотоками объективно больше возможностей получить высокую оценку: фирмы реже обращаются в консульства и, соответственно, сталкиваются с меньшим количеством проблем. К тому же ясно, что небольшой поток визовых запросов позволяет оперативно решать вопросы, связанные с оформлением документов. То же можно сказать и о самом визовом режиме: чем он либеральнее, тем меньше шансов попасть в число аутсайдеров.
И все же не эти факторы определяют результаты опроса. Например, австралийское консульство, занявшее в рейтинге 1 место, предъявляет исключительно жесткие требования к оформлению визы (сложная анкета, справки о доходах, недвижимости, собеседование и т. д.). Но сотрудники консульского отдела демократичны и доброжелательны, в случае отказа в визе выдают официальную бумагу с объяснением причины, владеют русским языком, документы не теряют, часы работы соблюдают, а для посетителей есть удобное помещение. В результате строгие требования воспринимаются как правомерные, а отказы – обоснованными. С другой стороны, говоря о работе с консульством Китая, никто не отметил чрезмерной строгости собственно визового режима. Но практически все подчеркнули неудобные часы работы, очереди, причем единые для турфирм и частных лиц, недостаточное число сотрудников, слабое знание русского языка, сложность в получении консультаций.
Возьмем другой пример - зависимость оценок от количества оформляемых виз. С одной стороны, высокие места занимают такие популярные страны как Таиланд или Финляндия, а, с другой, низкие - Голландия и Ирландия с относительно небольшим числом турпоездок. Наконец, важным фактором, определяющим режим работы консульств, является участие страны в Шенгенских соглашениях. Именно к ним, как правило, предъявляется больше всего претензий. Казалось бы, провозглашен единый визовой режим. Однако на самом деле требования в различных консульствах стран Шенгенской зоны разные. Равно, как и их работа. У турфирм немало претензий к консульству Германии. И не только технического характера. Главное - резкое сокращение числа аккредитованных компаний, особенно перед высоким сезоном. В последний раз такое случалось перед Новым годом. Нередко компании лишаются аккредитации по надуманным причинам и даже без объяснения. За малейшую ошибку из списков аккредитованных исключаются фирмы, много лет работавшие на германском направлении и отправившие тысячи туристов. И, в то же время, многие участники опроса прямо говорят, что, если не хочешь иметь проблем в получении виз, надо работать с такими компаниями как “Альфа” и “Орбита”. Хотя ими круг аккредитованных консульством фирм, конечно, не ограничивается.
И другой пример Шенгенской страны - Испания. Несколько лет назад с этим консульством тоже было проблем предостаточно, в том числе предпочтение фирм с испанским капиталом. Сегодня некоторые технические проблемы остались, но ни одна из фирм - участников опроса не говорила о неравноправном отношении при оформлении виз. Большинство отметили, что, с введением компьютерной системы приема и обработки информации “Виза-тур”, организацией оформления документов через туристские представительства Каталонии и Валенсии в Москве и реализации ряда других мер, проблем, даже в высокий сезон, стало на порядок меньше, чем в консульствах других стран Шенгенской зоны.
Опрос, напоминаем, проводился по итогам 1999 года. С тех пор кое-что уже изменилось. И если, по мнению многих, работа германского консульства ухудшилась, то, например, греческое, с момента назначения нового консула
г-на Катраниса, хотя и вынуждено было отказаться от выдачи групповых виз, но прилагает усилия по улучшению организации работы с турфирмами (см. RATA-NEWS № 4 от 14.02 и № 9 от 25.02). То же самое можно сказать и о консульстве Италии (RATA-NEWS №21 от 21.03), сотрудники которого в буквальном смысле самоотверженно работали в канун новогодних праздников, а на недавней встрече с туроператорами убедительно показали стремление к конструктивному решению проблем.
Так что, относительная близость нынешних оценок к распределению мест в рейтинге 1998 года косвенно свидетельствует о достоверности полученных сведений. Но, с другой стороны, опрос показал, что именно этот год может стать во многом переломным в работе целого ряда консульств. Причем, главных проблем две. Первая - улучшение технической стороны работы, которая отчасти может компенсировать ужесточение визового режима. Вторая проблема заключается в том, что, как подтвердили организованные РАТА встречи с руководством консульств Греции и Италии, на массовых направлениях трудно избежать претензий, работая с сотнями турфирм. Например, при итальянском посольстве их аккредитовано сразу 400. Поэтому аккредитовывать надо, видимо, только ведущие компании. Но это не должно приводить к монополизации рынка. То есть, критерии аккредитации должны быть гласными, понятными и объективными. В качестве одного из решений этой проблемы можно привести все тот же пример применения компьютерной системы “Виза-тур” в испанском консульстве.
Надо подчеркнуть, что составление рейтинга было отнюдь не главной целью проведенного исследования. В ходе опроса по каждому консульству выявлялись не только отрицательные и положительные стороны его работы, но и формулировались конкретные предложения. Поэтому полученные результаты, как и материалы предыдущего исследования, вполне могут использоваться при проведении межправительственных переговоров по консульским вопросам, а также в непосредственной работе РАТА с консульствами, которой Ассоциация уделяет большое внимание.
Ярмарка в Орле поддержана Правительством страны
Мы уже сообщали (RATA-NEWS № 23), что с 25 по 28 апреля в Орле пройдет Всероссийская ярмарка инициатив и путевок в сфере детского, молодежного, семейного отдыха и оздоровления “Орел-2000”. Вчера выяснилось, что это мероприятие получило поддержку Правительства РФ. Мы решили подробнее расспросит о ярмарке одного из ее организаторов, генерального директора московского педагогического центра “Каникулы” Александра Гаврю.
- Александр Борисович, казалось бы, рядовое региональное мероприятие, и вдруг - поддержка Правительства. Почему?
- Ярмарка, которую мы организовываем вместе с Госкомитетом РФ по молодежной политике, администрацией Орловской области и управлением по делам молодежи, физкультуре и туризму все же отличается от обычной туристической выставки. Это будут не просто стенды и путевки, речь пойдет об отдыхе со смыслом. В Орле пройдет встреча специалистов по работе с молодежью, будут представлены интересные инициативы, технологии организации досуга, ролевые игры для развития личности и образования. Например, городской Комитет по делам молодежи Калуги привезет любопытную программу для диско-клубов, из других городов приедут творческие коллективы. Мы планируем выставку как шоу, которое можно будет посмотреть и обсудить.
- А почему она проводится именно в Орле?
- Мы нашли здесь взаимопонимание и поддержку. Видимо, не случайно. Это студенческий город, здесь хороший опыт работы с молодежными и детскими клубами, есть молодежный Театр моды. И именно администрация области обратилась в Правительство с просьбой поддержать инициативу. Конечно, это повышает статус мероприятия.
- Много ли участников вы ожидаете?
- Рассчитываем примерно на сто. Но лиха беда начало. Пусть приедут те, кому это действительно нужно. В рамках выставки состоится Фестиваль молодежных инициатив, пройдут заседания различных клубов, “круглые столы”, семинары. Времени до открытия осталось немного, но мы продолжаем принимать заявки.
По вопросам участия обращайтесь в Орле: (0862) 47-52-50, факс 41-27-24, Управление по делам молодежи, физкультуры и туризма; в Москве: (095) 916-36-04/0041, факс 916-00-62, kanikuly@glas.apc.org
Что нового в Таможенном союзе
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 года №201 “Об утверждении Соглашения об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами – участниками Таможенного союза”. Согласно документу утверждается Соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами – участниками Таможенного союза, подписанное в г. Астане 24 сентября 1999 г. (Ведомости)
На чем экономят фирмы?
В последние годы в Европе четко обозначилась тенденция к сокращению расходов на деловые поездки сотрудников фирм. В структуре командировочных на долю оплаты гостиниц приходится примерно 29%, еще 18% фирма тратит на аренду помещений для проведения мероприятий (переговоров, семинаров, конференций).
Чтобы сократить расходы, 66% бизнесменов используют воскресные скидки на размещение в отелях, еще 50% пользуются сезонными скидками, и только 35% пытается снизить траты за счет групповых скидок, проводя переговоры с крупными гостиничными компаниями. (Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса)
Клиент всегда прав
Air France потратит на реализацию комплексной программы улучшения качества обслуживания клиентов на международных и внутренних рейсах около $160 млн. Во всех французских аэропортах, куда летают самолеты Air France, будут установлены огромные информационные табло с “бегущей строкой”.
Один из главных пунктов новой сервисной программы - досуг пассажиров во время полета. Все салоны дальнемагистральных лайнеров оборудуют телеэкранами и видеомагнитофонами, которые будут вмонтированы в спинки кресел. Каждый пассажир получит на борту набор видеокассет с фильмами и развлекательными программами.
Встретимся в дельте Волги!
15-19 мая РАТА совместно с администрацией Астраханской области проводит Практическую конференцию по экологическому туризму на острове Гористый в дельте Волги, где расположена база отдыха “Лотос”. Ее участники узнают про все “тридцать три удовольствия”, которые можно получить, отдыхая на природе: рыбалка, охота на водоплавающих, экскурсия на лотосные поля, услышат рассказ и посмотрят видеофильм об официальной добыче черной икры. Будет бильярд, баня, пиво, раки, пельмени с белугой и шашлыки из осетрины. Разумеется, дело не обойдется без круглых столов - в прямом и переносном смысле, обменов мнениями и пресс-конференций.
Стоимость участия без дороги - до $50 в сутки, в зависимости от категории номера (все с удобствами). В эту сумму входит трансфер из аэропорта (90 км), проживание, 3-разовое питание, аренда моторной лодки в сопровождении егеря и другие услуги.
Желающие принять участие могут обращаться в Исполнительную дирекцию РАТА: rata@intourist.ru Факс (095) 292-27-59.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»