Российским заповедным территориям не хватает специалистов по туризму
В экологическом туризме наметилась тенденция к увеличению популярности туров с особенной концепцией: людей все больше привлекают нестандартные маршруты. Растет спрос на участие в научных экспедициях – от финансовых вложений в организацию тура, что дает ученым возможность посетить более удаленные регионы, до помощи в научной деятельности.
«Каждый год делаем такие путешествия. Например, круиз с биологами на Командорские острова. Туристы вместе с учеными проводят биопсию тканей китов, помогают с отловом морских котиков для установки датчиков. Это очень интересно, туристы в восторге, да и ученые довольны», – рассказала президент Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала» Елена Ледовских в рамках прошедшего в Москве круглого стола «Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России». Мероприятие было организовано автономными некоммерческими организациями «Дальневосточные леопарды» и «Центр "Амурский тигр"» совместно с Всемирным фондом дикой природы (WWF).
В своем докладе «Экотуризм: опыт взаимодействия турбизнеса и заповедных территорий» г-жа Ледовских выделила основные вопросы по организации экотуров и пути их решения. Она разделила проблемы на три группы. Первая – природно-климатические условия, непродолжительность сезона и удаленность многих особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Вторую группу составляют проблемы на макроэкономическом уровне, а всё, что влияет на туризм в целом, сказывается и на экотуризме. Также существуют проблемы на уровне самой системы ООПТ: экотуризм – это бизнес, что зачастую не учитывается администрацией заповедных территорий. По ее словам, многие ООПТ заинтересованы в экотуризме, но им не хватает системности, грамотно выстроенных бизнес-процессов. Туроператорам приходится самим искать транспорт, обеспечивать питание и т.д. «Все это отнимает уйму времени. Мы могли бы направлять на эти территории гораздо больше туристов, если бы эти вопросы были решены», – уверена эксперт. На сегодня большинство ООПТ предоставляют только отдельные услуги, например, стандартную экскурсию по экотропе.
Пока экологические туры легче организовать за рубежом, в том числе потому, что большинство ООПТ делегируют этот процесс отобранным по конкурсу туроператорам. «Достаточно забронировать услугу – и вам предоставят комплексный турпродукт по приемлемым ценам, двухместное размещение с удобствами даже в глуши, транспорт, хороших гидов. Все прекрасно налажено, потому что это бизнес и, как правило, семейный. Люди мотивированы, и их поддерживает местная администрация», – подчеркнула Елена Ледовских.
Проблема и в том, что в ООПТ нет сотрудников, специально выделенных для приема туристов, что приводит к организационной неразберихе. Зачастую в администрации не понимают, что купленная туристом программа обязательна к исполнению, ее нельзя менять без уважительных причин. Сотрудники воспринимают такую работу как дополнительную нагрузку, отвлекающую от основной деятельности. Их не поощряют за хорошую работу с туристами, но не порицают и за плохую, что тоже в корне неправильно. Часто приходится сталкиваться с несоответствием цен заявленным услугам, с низким уровнем сервиса и питания. Также ООПТ не отслеживают обратную связь от туристов.
Елена Ледовских считает, что в ООПТ необходимо выделить специалистов, а еще лучше создать отделы туризма, для которых это будет основным видом деятельности. Сотрудники должны обладать необходимыми навыками и полномочиями. «Иногда без директора невозможно решить даже самые мелкие бытовые вопросы, – заметила она. – На мой взгляд, решением проблемы могло бы стать привлечение на сезон подходящих специалистов на договорной основе. Нас устраивает и вариант, когда сами ООПТ становятся туроператорами, но при условии, что предлагают качественные услуги».
Туристам из Москвы, Санкт-Петербурга, а также иностранным гостям интересны, прежде всего, комбинированные туры, предполагающие посещение нескольких ООПТ. Например, хорошо востребован тур Саяны – Хакасия – Тува. «Обычно так далеко туристы приезжают раз в жизни, поэтому желают посмотреть как можно больше заповедников. У нас более 150 авторских программ, и большинство комбинированные», – уточнила г-жа Ледовских.
В разговоре с RATA-news она добавила, что на конец марта зафиксировано увеличение объемов бронирований на 30% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Прошлогодние продажи были примерно на уровне 2017-го. Внутренний рынок лидирует по количеству туристов, а въездной – по финансовой отдаче.
«Со следующего года совместно с нашим партнером «Большая Байкальская тропа» – это проект по созданию системы туристических троп вокруг озера Байкал – хотим предложить концепцию «отдыха наоборот». Туристы будут приезжать на Байкал, чтобы поучаствовать в строительстве тропы в качестве волонтеров», – рассказала Елена Ледовских.
По ее словам, сейчас очень востребовано все аутентичное, к примеру, экологически чистые продукты, обычно фермерские. И здесь виден большой простор для сотрудничества ООПТ с местным сообществом. «Получается интересный синтез сельского и экотуризма. Сейчас это тренд. Создаются региональные ассоциации, которые занимаются продвижением такого продукта. Подобные маршруты предполагает кооперацию разных объектов, создают комплексное туристическое предложение. А выгоду получают все, так как это привлекает значительно больше туристов», – полагает наша собеседница.
Наталья Панферова, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»