Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4987

Внутренний туризм в поисках точек роста

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр развития региональной политики составили рейтинг наиболее перспективных регионов России с точки зрения развития внутреннего туризма. Согласно исследованию, лидерами народного голосования в зависимости от целей потенциальной туристической поездки стали: Крым (29%) – отдых и развлечения, Санкт-Петербург (58%) – культурные достопримечательности, Байкал (19%) – природа и животный мир, Сочи (21%) – спортивный отдых, Кавказ и Минеральные воды (13%) – лечебный курорт, Санкт-Петербург (27%) – наиболее интересное туристическое место.

Среди предпочтительных для поездок регионов, обладающих высоким, но пока не в полной мере реализованным туристическим потенциалом, россияне назвали Волгоградскую область (65%), Сахалин (64%) и Шантарские острова (60%).

На встрече с экспертами турбизнеса директор Центра развития региональной политики ВЦИОМ Илья Гращенков отметил, что столь масштабное исследование, посвященное теме внутреннего туризма, было проведено впервые. Было опрошено 1600 респондентов по всей России. «Мы попытались выявить отношение к внутреннему туризму и оценить потенциал этого рынка. Проанализировали полученные результаты и основные проблемы, не позволяющие внутреннему туристу выйти на первый план. Кстати, выяснилось, что многие россияне даже не представляют, какими достопримечательностями богата Россия», – заключил он.

За последние пять лет россияне чаще всего бывали с туристическими целями в Краснодарском крае (31%), Крыму (11%), Санкт-Петербурге (5%), Москве (4%), Татарстане (3%), Ставропольском крае (2%) и Хакасии (2%). «Среди самых потенциально интересных для посещения мест мы фиксируем территории, наиболее часто мелькающие в информационном поле в связи с различными событиями. Прежде всего, это столичный регион, Петербург и Крым», – сказал г-н Гращенков.

«Однако россияне зачастую не могут четко определиться с привлекательными для них туристическими направлениями», – уточнил он. Например, почти треть опрошенных в принципе не рассматривают спортивный туризм на территории России, каждый десятый считает, что в стране некуда поехать с целью восстановления здоровья, 11% не находят для себя привлекательного места с точки зрения природного туризма. В то же время территории для культурного и рекреационного туризма вполне очевидны абсолютному большинству опрошенных – это Петербург (58%), Москва (23%) и Золотое кольцо (13%). «В целом отмечу слабую информированность наших сограждан», – добавил Илья Гращенков.

По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилла Родина, в 2019 году внутри России было совершено свыше 60 млн турпоездок, из них порядка 15 млн пришлось на долю въездного туризма из Китая, Казахстана и Украины. «Около 24 миллионов россиян предпочли отдых за рубежом, лидерами таких путешествий стали Турция, Абхазия и Финляндия. При определенных условиях эти туристы вполне могут переориентироваться на отдых в России уже в ближайшие два года», – предположил г-н Родин.

Сейчас рынок российских туристических услуг формируется преимущественно в центральной части страны, Москва и Санкт-Петербурге берут на себя до 60% всего рынка туруслуг, 25% – крупные города-миллионники, 10% – средние по численности населенные пункты богатого Севера (Сургут, Тюмень, Нижний Тагил и т.д.) и только 5% – остальные города и сельские поселения.

Страна имеет значительный потенциал для развития внутреннего туризма: около половины россиян (45%) путешествуют не менее одного раза в год, большинство – по России. Свыше 80% регулярно выезжающих за рубеж туристов (81%) желали бы совершать туристические поездки по стране при сопоставимых условиях. В целом аналогичного мнения придерживается более половины россиян (56%).

По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, таких исследований, которое провел ВЦИОМ, в России очень мало, и его результаты чрезвычайно важны для рынка. «Со многими цифрами и выводами я согласен, некоторые еще предстоит осознать, а с некоторыми категорически не согласен. Например, с приведенными в докладе цифрами турпотоков – ну нет в России 8 млн туристов с Украины, как и 3 млн из Казахстана», – заметил эксперт.

Кирилл Родин также отметил, что внутренний туризм носит «возрастной» характер – по России охотнее путешествуют те, кто со школьных лет ездил по стране и знает о ее достопримечательностях, а выездной туризм – скорее «молодой». Действительно, как сказала вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева, уже выросло целое поколение россиян, не знающее своей страны. И сейчас у них подрастают дети, для которых внутренний экскурсионный, спортивный, экологический туризм также не понятны, потому что в младшем школьном возрасте они его «не потрогали». «Сегодня дети очень мало путешествуют по своей стране, детский турпоток сильно упал из-за нормативной базы и перестраховки директоров школ, просто не пускающих учеников в турпоездки – вдруг что случится, пусть лучше вовсе никуда не едут. Крайне важно, чтобы новое поколение захотело путешествовать по России», – подчеркнула Ольга Санаева.

Г-жа Санаева также отметила еще один важный фактор развития туризма. Детские маршруты, финансируемые по федеральным программам, учат региональных туроператоров, отельеров и рестораторов принимать большие турпотоки. Например, «Императорский маршрут» проходит по великолепным городам с хорошей инфраструктурой и отельной базой. «Местный турбизнес заинтересован в приеме детей по низким ценам, а мы получаем доступный по стоимости качественный турпродукт. В России еще много привлекательных, но недооцененных маршрутов, множество мест и территорий, готовых принимать туристов. Важно их продвигать», – уверена она.

Сергей Ромашкин уточнил насчет демографического среза: «Не секрет, что средний возраст нашего туриста – 34-36 лет, это семейные люди, путешествующие с одним или двумя детьми. Мы проанализировали расклад за 10 лет и выяснили, что наши туристы «стареют» примерно на полгода за год. Но гипотеза, что старшее поколение входит на внутренний рынок, а молодое уезжает в Европу – не подтвердилась».

По его словам, структура потребления турпродукта не меняется годами – россияне постоянно ездят в Краснодарский край. Так было и пять, и пятнадцать лет назад, единственным исключением в этой структуре стал Крым по вполне понятным причинам – продвижение ему обеспечили все участники процесса возвращения полуострова в состав России, включая первое лицо государства.

В то же время Камчатка никогда не станет местом массового туризма, и дело не в дороговизне, а в том, что для туриста из европейской части страны десятичасовой перелет – проблема независимо от уровня доходов. На Камчатку, скорее, приедут туристы из Японии и Китая. «Реальная точка роста – это продвижение российского турпродукта, которым, по факту, занимается только частный бизнес и немного регионы. Федеральная программа поддержки еще не заработала, по большому счету, нет ни стратегии продвижения, ни бюджета, ни даже реального понимания турпотоков», – подчеркнул Сергей Ромашкин.

В качестве примера для подражания он озвучил бюджет Минтуризма Турции на 2020 год – $200 млн. Ожидаемый прирост – 6 млн туристов, то есть привлечение одного туриста оценивается примерно в $35. Совокупные затраты продвижения на российском внутреннем рынке он оценил в 400-600 млн рублей в год. «Мы должны тратить в сто раз больше, тогда туристы поедут куда угодно. Конкуренция огромная, весь мир борется за нашего туриста. Если Россия тоже хочет побороться за российского туриста, она должна серьезно в это вложиться», – сказал Сергей Ромашкин.

Проблема, по его мнению, также и в том, что даже небольшие деньги, выделенные местными властями на развитие туризма, расходуются неэффективно. «Например, Алтайскому краю совершенно незачем тратить несколько миллионов на выставку в Москве, так как 95% туристов приезжает туда из смежных регионов. Весь региональный туризм – это туризм по-соседски. Тому же Байкалу 90% прибытий обеспечивает Иркутская область, а москвичей там менее 5%. Надо вкладывать в продвижение продукта в соседние области», – уверен эксперт.

Наталья Панферова, RATA-news

Дубай надеется заменить китайских туристов гостями из России

В 2019 году Дубай принял 728 тыс. российских туристов, что на 7,4% превышает прошлогодние показатели. Россия оказалась в числе быстро растущих рынков наряду с Китаем и Оманом, заняв шестую строку по турпотоку после Индии, Саудовской Аравии, Великобритании, Омана и Китая. Всего эмират принял порядка 16,7 млн иностранных гостей, рост объемов составил свыше 5% по сравнению с 2018 годом.

Сейчас наступил относительно низкий период для направления, туроператоры отмечают сезонное падение стоимости поездок в Эмираты в целом. Однако в нынешнем сезоне появился новый фактор. «Дубай был популярным местом отдыха у китайских туристов, а сейчас они практически никуда не ездят. Освободившиеся места надо замещать другими рынками. Европейцы бронируют сильно заранее, обычно в последний момент решение принимают только россияне. На наш рынок и рассчитывают отельеры», – сказал в беседе с RATA-news генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов.

По его словам, есть и обратная тенденция – китайцы, оказавшиеся в Дубае к началу истории с коронавирусом, стараются продлить свое пребывание в местных отелях. «Люди явно не торопятся домой. Сейчас они отдохнувшие и здоровые, а если вернуться, то непонятно, чем все это закончится. Тем более, потом из Китая никуда и не выберешься», – уточнил он.

Эксперт отметил по итогам минувшего года рост в 5-7%, направление хорошо показало себя и в период новогодних каникул. Каждый год оператор берет на Дубай блоки мест у Emirates с 31 октября по 31 мая, это тоже способствует росту объемов. «После Нового года на турпоток в ближневосточные страны повлиял сначала ирано-американский инцидент, теперь коронавирус. И многие решили в принципе никуда не ездить, – подчеркнул он. – Но в целом зима неплохо продается. Туристы переориентировались с юго-восточных стран на ближние и безопасные направления, в том числе на Дубай».

В компании «Анекс тур» Эмираты также стали одним из наиболее популярных вариантов на замену азиатским странам. Туристы отдают предпочтение пакетам с проживанием в отелях 4-5*. «Из-за более прохладной погоды для января-февраля характерно сезонное снижение объемов. Тем не менее, рейсы из Москвы остаются ежедневными», – заметила руководитель PR-департамента Алена Хитрова. В компании наблюдают рост турпотока в Дубай, особенно из регионов, и в этом году рассчитывают на увеличение объемов. Доступные цены эксперт связывает также с появлением новых отелей, включая бюджетные. Этой зимой оператор впервые добавил к ассортименту туров в Дубай круизы, в том числе, с чартерным перелетом Azur air. Маршрут пройдет по Персидскому заливу через ОАЭ, Оман и Катар.

Директор по развитию компании ICS Travel Group Оксана Волканова назвала 2019 год хорошим для направления, порадовали также результаты новогодних продаж – плюс 20% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Позитивной динамики ожидают и от этого года, учитывая проведение в Дубае всемирной выставки Expo-2020, а также маркетинговые предложения отелей. «Нынешние цены обусловлены не только политикой отельеров, но, возможно, избытком блочной перевозки, – предположила г-жа Волканова. – А вот коронавирус на продажи направления пока никак не повлиял, бронируют активно на три месяца вперед».

Существенный рост в целом по Эмиратам отмечают также в компании «Спейс Трэвел». «В среднем по рынку направление выросло на 10-15%, у нас рост около 30%, связываем это, среди прочего, с расширением блочной программы. Новый год и январь были лучше прошлогодних на 5%, но серьезный билетный демпинг существенно снизил прибыльность», – пояснил генеральный директор Артур Мурадян.

По его словам, на глубину туристы сейчас не бронируют, а в отсутствие большого спроса крупные игроки начнут «сливать» направление, а потом и вовсе сворачивать программы. «Я с некоторой долей пессимизма смотрю на ближайший сезон. История с коронавирусом имеет более долгосрочные последствия, чем локальный запрет полетов над Ираном. Если через две недели ситуация не успокоится, то поездки, особенно в места массового отдыха людей, наверняка будут отложены вплоть до лета. Пока мы это чувствуем на дальневосточных направлениях, где уже много отказов от туров, причем, даже в страны, где вирус не зафиксирован», – сказал г-н Мурадян.

Наталья Панферова, RATA-news

Турофис Visit Petersburg открылся в итальянском Палермо

Офис в Палермо стал тринадцатым туристическим представительством Санкт-Петербурга в мире. Сегодня Visit Petersburg располагаются в Париже, Гонконге, Тайбее, Тегеране, Нью-Дели, Мумбае, Лейпциге, Дубае, Римини, Токио, Барселоне и Ереване.

Новый офис открыт в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного в ноябре 2019 года между Петербургским городским туристско-информационным бюро и компанией Bts Tourism&Travel. Соглашение подразумевает обмен опытом и информацией в области городского маркетинга в сфере туризма.

По словам и.о. генерального директора Петербургского городского туринформбюро Надежды Петровой, новое представительство поможет увеличению турпотока между двумя регионами. Напомним, что по итогам 2019 года город на Неве посетило более 100 тысяч итальянцев.

Президент Bts Tourism&Travel Альфио Ла Ферла отметил заинтересованность итальянцев в посещении Санкт-Петербурга. Её росту способствует, в том числе, и введение электронной визы. Представителей итальянских туроператоров и СМИ заинтересовали проводимые в Северной столице событийные мероприятия. Особый отклик вызвал предстоящий в апреле Фестиваль ледоколов, а также проект «Петербург свадебный».

Испания приняла в 2019 году более 1,3 млн россиян

В прошлом году Испания установила очередной рекорд по числу иностранных туристов – 83,7 млн человек, это на 1,1% больше, чем в 2018 году. По данным Национального института статистики, за год в Испании побывали 1,3 млн отдыхающих из России. Наш поток растет быстрее рынка в целом – он прибавил 6,9% по сравнению с прошлым годом. Прирост в 2018 году составил примерно столько же – 6,4%.

Чаще всего в страну приезжали путешественники из Великобритании (18 млн), Германии (11,2 млн), Франции (11,1 млн).

Расходы туристов увеличились почти на 3% и достигли €92,3 млрд. Туристы выбирали для отдыха Каталонию (19,4 млн), Балеарские острова (13,7 млн) и Канары (13,1 млн). В Мадриде в 2019 году побывали 7,6 млн человек (+7%).

Самым популярным направлением стало автономное сообщество Каталония, куда наведался каждый четвертый путешественник. Любимыми местами туристов остаются Канарские и Балеарские острова, а также Андалусия.

В 2020 году, по оценкам туроператоров, рост на российском рынке продолжится. Как показал опрос RATA-news, многие игроки вновь организуют на лето чартеры в столицу Каталонии, увеличивая программы и количество городов вылета. Популярное направление уже активно продается по акции раннего бронирования.

Прошлый год принес отелям в Москве максимум загрузки, а нынешний обещает проблемы

Загрузка отелей в Москве в 2019 году достигла исторического максимума. Как сообщает компания CBRE, ограниченный ввод новых объектов на гостиничном рынке Москвы, а также рост числа гостей позволили достичь в 2019-м рекордных за последние 10 лет показателей загрузки – 78%. Однако 2020 год вряд ли будет столь успешным.

По данным экспертов, гостиницы в прошлом году были загружены равномерно, как в будние дни, так и в выходные, что благоприятно отразилось на показателе загрузки во все месяцы за исключением февраля и июня, когда рекордных значений не наблюдалось.

Рост загрузки они связывают с минимальным вводом новых площадей. В прошлом году рынок брендированных гостиниц вырос всего на 1% (223 номера), что можно назвать своеобразным антирекордом за последние 10 лет.

Перспективы 2020 года пока оценить сложно. Если показатели 2018 и 2019 годов были вполне предсказуемы – проведение ЧМ по футболу и спад в следующий год, то 2020 год оказывается под давлением сразу несколько противоречивых факторов. С одной стороны, с ростом интереса к Москве увеличивается и турпоток, расширяется календарь мероприятий, развивается событийный туризм, по-прежнему сильны позиции делового сегмента. С другой стороны, по словам главы подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяны Беловой, решение властей Китая приостановить организованную отправку своих граждан в туристические поездки за границу с 27 января отрицательно скажется на показателях загрузки московских отелей в первом квартале 2020 года. Хотя, конечно, многое зависит продолжительности запрета.

Плюс к этому на 2020 год запланировано открытие более 1 тыс. новых номеров различного ценового позиционирования, то ест почти в пять раз больше, чем в 2019 году. Например, уже в первой половине нынешнего года ожидается введение в строй китайского делового центра «Парк Хуамин». Комплекс площадью 100 тыс. кв. метров включает 22-этажное здание пятизвездной гостиницы на 340 номеров, 12-этажный апарт-отель на 100 апартаментов, корпус общественного назначения, а также 21-этажное офисное здание.

На 8 марта из Москвы в парк «Рускеала» поездом без пересадок

Специально для пассажиров, желающих посетить Республику Карелия и горный парк «Рускеала» в период февральских и мартовских праздников, РЖД запускает беспересадочные вагоны (СВ, купе и плацкарт) по маршруту Москва – Рускеала. Они будут курсировать с 21 февраля по 9 марта в составах поезда № 159/160 Москва – Петрозаводск и ретропоезда «Рускеальский экспресс» № 921/922 Сортавала – Рускеала. Отправление с Ленинградского вокзала Москвы планируется в 16.00. Поезд № 159 будет прибывать в Сортавалу в 6.34 на следующие сутки и следовать далее в горный парк «Рускеала» в составе ретропоезда «Рускеальский экспресс» № 921. В горный парк пассажиры будут прибывать в 11.50.

Из Рускеалы пассажиры будут отправляться в 17.30 в составе ретропоезда «Рускеальский экспресс» № 922. По прибытии в Сортавалу в 18.35 вагоны будет перецепляться к составу поезда № 160 Петрозаводск – Москва. Прибытие в Москву предусмотрено в 10.16 на следующие сутки.

Остановки по пути следования на станциях Тверь, Чудово, Санкт-Петербург (Ладожский вокзал), Белоостров, Зеленогорск, Выборг, Хийтола, Элисенваара, Яккима, Сортавала.

Стоимость билета в плацкартном вагоне составляет от 1 267 рублей, в купейном – от 1 797 рублей, в классе обслуживания СВ – от 4 086 рублей. При оформлении билета для пассажиров в возрасте до 21 года и старше 60 лет цена будет снижена на 30%, а при оформлении билетов по тарифу «туда-обратно» – на 20%.

Калужский аэропорт увеличил количество рейсов на 55%

Всего за 2019 год калужский аэропорт обслужил 134 377 пассажиров, что в 2,6 раза больше, чем в 2018 году (51 286 пассажиров). Из них на внутрироссийских направлениях было обслужено 116 030 человек (86,3% от общего количества пассажиров) и на международных – 18 374 человека (13,7% от общего пассажиропотока).

Аэропорт за год обслужил 2 575 рейсов, что на 54,7% больше, чем в 2018 году (1 664 рейса).

Из Калуги выполняются полеты по девяти внутрироссийским направлениям – Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды, Екатеринбург, Казань, Москва.

Активное развитие международных рейсов стало возможным благодаря открытию в мае 2018 года нового международного терминала с десятью стойками паспортного контроля. Так, в 2018-2019 гг. выполнялись прямые чартерные рейсы в Анталию (Турция), а с 10 декабря 2019 года началось выполнение первого регулярного международного рейса – в Ереван.

В настоящее время уже начались продажи пакетных туров с вылетом из Калуги в Анталию (Турция), Монастир (Тунис) и Ираклион (Греция).