Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 05.04.2004

«Плюсы» и «минусы» выездного турпотока

В этом мире все относительно, но, пожалуй, особенно, - российская туристическая статистика. Ее несовершенство стало уже притчей во языцех, однако другой пока нет, а совсем без цифр при анализе турпотоков не обойтись. Данные Федеральной пограничной службы России по выезду россиян за границу на отдых традиционно расходятся с национальной статистикой принимающих стран и, как правило, не совпадают с ощущениями российских операторов по этим направлениям.

Например, по данным Министерства экономики Болгарии, эта страна в прошлом году приняла 121332 российских туриста, а по сведениям ФПС – 73133. Италия зарегистрировала около 395 тыс. прибытий наших туристов, что на 9,5% больше, чем в 2002 г., а ФПС дает цифру 118981, что означает снижение по сравнению с 2002 г. примерно на 20%. Чешская сторона утверждает, что в этой стране в прошлом году отдохнули 123500 россиян, а наши пограничники зафиксировали на направлении всего 51420 выездов с целью туризма. Кипрская туристическая организация считает, что в 2003 г. остров посетили около 140 тыс. россиян, а ФПС России - 107290. Представительство по туризму Хорватии в своей статистике указывает 56651 туристов из России, а в таблице ФПС фигурирует цифра 33493.

Перечень подобных примеров можно продолжать, и далеко не всегда подобные расхождения поддаются объяснению. Тем не менее, как показал опрос представителей турбизнеса, общие тенденции выезда в 2003 году публикуемая сегодня таблица все-таки показывает. Из 146 стран, куда россияне выезжали с целью туризма, мы выбрали те, где турпотоки обозначены 5-7-значными цифрами.


Численность российских граждан,
выехавших за границу в 2003 г. с целью туризма
по данным ФПС России

(тыс. человек)

Страна

2003

2002

1

Турция

1038593

690098

2

Украина

841692

478560

3

Китай

687521

617130

4

Польша

422003

635451

5

Египет

368405

239712

6

Финляндия

327246

406236

7

Германия

278094

208977

8

Испания

168360

227870

9

ОАЭ

145796

172558

10

Италия

118981

149710

11

Франция

112149

87363

12

Кипр

107290

139251

13

Греция

91404

89713

14

Болгария

73133

55485

15

Тунис

60130

22298

16

Таиланд

54803

40341

17

Великобритания

51551

38996

18

Чехия

51420

46484

19

Швейцария

44608

65684

20

Литва

35586

128887

21

Хорватия

33493

44310

22

Эстония

32981

6584

23

Австрия

28811

24170

24

Израиль

26559

46469

25

Латвия

18963

25895

26

Япония

17558

17170

27

Норвегия

17064

13967

20

Южная Корея

16463

16723

29

Нидерланды

16348

16070

30

Мальта

14492

30541

31

Швеция

14017

9623

32

Югославия

12880

18288

33

США

12860

12875

34

Венгрия

12772

10792

35

Индия

12535

4231

Всего выехало туристов

5678447

5044


Не все цифры в этой таблице нуждаются в дополнительных комментариях. Например, уже немало слов, в том числе и в RATA-news, было сказано и причинах снижения спроса в Испанию, Израиль и на Кипр. Вполне понятна 200-процентная «прибавка» Индии, точнее курорта Гоа, и более чем на 160% увеличение спроса на Тунис, который прошлой весной принял на себя туристический «удар» россиян, не пожелавших ехать в ОАЭ, Турцию и Египет из-за военных действий в Ираке. В общем, мы обратились за комментариями к операторам по тем направлениям, цифры по которым нас удивили.

ОАЭ. С одной стороны, военные действия в Ираке в начале 2003 года практически сорвали апрельские школьные каникулы и сильно подпортили майские праздники. Как напомнила директор по туризму авиакомпании «Сибирь» Светлана Антошкина, прошлой весной заявки на Эмираты снимались целыми самолетами, что вполне могло дать показанное ФПС снижение турпотока на 18%. С другой стороны, зимний спрос в конце прошлого года должен был с лихвой перекрыть весенние потери на этом направлении. Во всяком случае, так получилось у компании «АРТ-тур». По словам генерального директора фирмы Дмитрия Арутюнова, в минувший зимний сезон оператор увеличил свои продажи примерно в 2,5 раза по сравнению с зимой 2002/03 года, а в общем по итогам 2003 года спрос на Эмираты среди клиентов «АРТ-тура» повысился на 20-25%. Как считает г-н Арутюнов, этому во многом способствовало появление на российском рынке авиакомпании Emirates, благодаря чему качество перевозки на направлении стало соответствовать уровню турпродукта. Кроме того, поддержать спрос на ОАЭ помогла активная реклама туристических возможностей этой страны, в первую очередь, Дубая.

Италия. Почти 20-процентное падение спроса на Италию, показанное ФПС России, удивило не всех операторов по этому направлению. Например, генеральный директор компании «Мондо турс» Андрис Калниньш сказал, что количество клиентов фирмы, купивших в прошлом году туры в Италию действительно слегка уменьшилось. Связано это с ростом курса евро и соответствующим подорожанием путевок. Однако по этой же причине увеличился оборот средств и прибыль компании от продажи Италии. Как объяснил г-н Калниньш, повышение стоимости туров «размыло» низкий ценовой сегмент итальянского рынка. От поездок в эту страну отказались те клиенты, которые обычно брали простые апартаменты, гостиницы уровня 2-3*, номера без кондиционеров и т.д. Меньше стали покупать недорогой пляжный отдых в Римини – эти туристы, видимо, поехали в Турцию и Египет, где пляжи лучше. «В прошлом году наши клиенты все больше и больше спрашивали гостиницы 4* на морских курортах Италии. Если в 2002 году 80% покупали отели 3* и лишь 20% - 4*, то в 2003-м это соотношение стало соответственно 55% и 45%», - сказал Андрис Калниньш.

Вместе с тем, генеральный директор компании «ПАК групп» Илья Иткин не согласен с фактом падения спроса на Италию. По его словам, в «ПАКе» объем продаж в прошлом году вырос на 20%, причем касается это и групповых, и индивидуальных туров. Г-н Иткин убежден, что на итальянском сегменте рынка чувствительность к цене не такая высокая, как на дешевых пляжных направлениях. Он подтвердил факт роста стоимости путевок в Италию, однако не считает, что это заметно отразилось на уровне продаж.

Прибалтика. На этом направлении, если судить по данным ФПС России, сложилась особенно любопытная ситуация. Латвия показала значительное падение спроса (36%), Литва – просто катастрофическое снижение (больше 250%). А Эстония установила «мировой рекорд» по темпам роста числа туристов из России, прибавив в прошлом году сразу 400%.

Надо сказать, что операторы спада турпотоков на Латвию и Литву не почувствовали, но цифры в таблице смогли объяснить. По мнению генерального директора компании «Интерцентр Альфа» Натальи Федоровой, такие показатели связаны вовсе не с падением турпотока. Якобы уменьшение числа туристов – на самом деле результат ужесточения визового режима с целью пресечения торговли визами. В частности, с прошлого года для получения туристической визы требуется приглашение латвийского партнера, что создало трудности в работе определенной категории «турфирм». Что касается реального турпотока, то он в прошлом году продемонстрировал явный рост. Возрождается былая популярность Юрмалы, имеющей 40 км курортного побережья. Повышению спроса способствует появление новых гостиниц, проведение фестивалей КВН, «Новая волна» и т.д.

С Литвой похожая ситуация. По мнению Натальи Федоровой, значительная часть «потерянных» этой страной российских туристов – также результат борьбы с торговлей визами. Как известно в прошлом году разразился скандал, касающийся методов работы консульства Литвы в России, были сделаны «оргвыводы» в отношении прежнего состава консульской службы, в результате чего и снизились столь резко «туристические» показатели выдачи виз. Кроме того, туристические визы в Литву раньше оформляли многочисленные перегонщики автомобилей, но после введения Россией новых таможенных пошлин на подержанные машины, этот вид бизнеса практически перестал существовать.

Вместе с тем, операторы не отрицают, что турпоток из России в Литву формируется нелегко, хотя, как выразилась директор по туризму компании «Балтик-сервис» Елена Гагарина, «мы с этим направлением нянчимся». По словам г-жи Гагариной, у россиян существует предубеждение против Литвы, считается, что там плохо развита туристическая инфраструктура, хотя это не совсем так. С другой стороны, конечно, 6-километровое побережье Паланги несопоставимо с 40 км пляжей Юрмалы, из-за чего литовцы фактически приостановили продвижение своего турпродукта на российском рынке. Кроме того, по мнению Елены Гагариной, более активному формированию турпотока в Литву мешает нынешняя визовая политика этой страны: для индивидуальной поездки визу сроком до 10 дней проще получить, если заявитель обращается непосредственно в посольство, а не через турфирму, поэтому увеличивается число частных поездок в эту страну.

А феномен Эстонии операторов совсем не удивил. По словам Натальи Федоровой, эта страна стала для россиян самой близкой Европой – всего ночь в поезде, причем есть весьма доступные сидячие составы. Эстонцы проводят тщательный маркетинг в отношении российского рынка и активно продвигают свой турпродукт: участвуют в выставках, издают много полиграфической продукции хорошего качества на русском языке, проводят яркие акции. Например, перед прошлыми новогодними праздниками на всех станциях метро Москвы и Санкт-Петербурга появилась реклама «Зимняя сказка в Таллинне». В результате, как рассказала Наталья Федорова, фирме «Интерцентр Альфа» впервые удалось самостоятельно загрузить целый чартерный поезд на Новый год в Эстонию – 10 вагонов, 360 человек. «Еще год назад мы даже представить себе не могли, что такое возможно», - говорит г-жа Федорова. Примечательно, что все 360 пассажиров чартерного поезда ехали в одну таллиннскую гостиницу, которая подготовила новогоднюю программу специально для российсикх туристов.

По мнению Елены Гагариной, Эстония – страна, очень продвинутая в отношении интернета, чуть ли не каждая деревенская вилла имеет свой сайт. Кроме того, серьезное внимание эстонцы уделяют развитию инфраструктуры: многие бывшие санатории перестраиваются в спа-отели, причем не только на известном курорте Пярну, но и по всей стране, в том числе и в Таллинне. Большое значение имеет и самый простой из всех прибалтийских стран визовый режим: визу можно оформить за один день, что абсолютно вписывается в российский менталитет. Благодаря этому, как рассказала Елена Гагарина, нередко туристы, собиравшиеся «завтра» уехать в Латвию или Литву, столкнувшись с необходимостью несколько дней дожидаться визы, в результате отправляются в Эстонию.

Что касается отношения прибалтов к русским, то об этом россияне в турфирмах давно не спрашивают: все знают, что к русским туристам везде относятся хорошо.

Продолжение следует.

Консульство Болгарии отметило урожайный март

С 1 января по 1 марта 2004 г. консульская служба посольства Болгария в России выдала 3618 виз российским гражданам, что на 20,8% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Напомним, что по данным Посольства Болгарии в РФ, за весь прошлый год количество российских граждан, посетивших эту страну, увеличилось на 18% и достигло 121332 человека. С целью туризма в Болгарию отправляется 96-97% россиян, получивших визы.

Дубай считает оптом

Как сообщил Департамент туризма и коммерческого маркетинга Правительства Дубая, число гостей из России, стран СНГ и Балтии, принятых гостиницами и гостиничными апартаментами княжества в 2003 году, составило 328051 человек, что 27% больше, чем в 2002 году. Общее число посетивших княжество гостей увеличилось на 5% и составило в абсолютных цифрах 4980228 человек.

В настоящее время туристическая индустрия Дубая насчитывает 275 гостиниц, из которых 33 являются 5-звездочными, и 96 комплексов гостиничных апартаментов.

Успеху туризма Чехия обязана гостям из России

Статистическое бюро Чешской Республики опубликовало результаты работы туристического сектора страны. В прошлом году доходы от туризма в Чехии составили 4,65% ВВП, что представляет собой $3,2 млрд. Это на 1,2% больше, чем в 2002 году. На протяжении 2003 года в туристическом секторе было занято 11,3% трудоспособного населения Чехии.

Всего за год в Чехию приехало 112 млн. человек, из них 8,1 млн. туристов. Среднее время пребывания в Чехии увеличилось с 4,2 дней на 4,5 дней. Туристы также стали тратить в стране больше денег. Если раньше они ежедневно оставляли в Чехии в среднем $95, то теперь - $113. Сегодня Чехия располагает 9 тыс. объектов размещения с общей вместимостью 524814 мест.

В 2002 году в Чехию приехало около 113 тыс. русских туристов, а в 2003 - 123,5 тыс. Среднее время пребывания россиян в стране составляет 9,8 дней. В 2002 году этот показатель был на один день меньше. Русские тратят в Чехии приблизительно $92 в день с учетом проживания. Самые любимые места отдыха у русских - Прага и Карловы Вары, а также район Центральной Богемии. (ILOVECZ.ru)

Армяне посещают Армению

В 2003 году Армению посетили более 206 тысяч туристов из 90 стран мира. Об этом сообщил заместитель министра торговли и экономического развития Армении Ара Петросян. По его словам, 80% из числа туристов составили зарубежные армяне. По данным министерства, каждый турист за 7 дней пребывания оставляет в Армении примерно $800-1000, включая авиаперелет. Доля туризма в ВВП Армении колеблется от 6% до 8%. (Regnum)

Швейцария согласилась вступить в Шенген

Швейцария заявила о готовности вступить в Шенгенский договор по бесконтрольному пересечению границ в государствах объединенной Европы. Об этом заявил глава Минфина Ганц-Рудольф Мерц. По его словам, Швейцария готова подписать Шенгенский договор в том случае, если ей будет предоставлено право сохранения тайны банковских вкладов. В свою очередь, немецкая сторона выступила за смягчение тайны финансовых вкладов в Швейцарии. «В финансовой системе Швейцарии не должны крутиться деньги, о принадлежности которых мы ничего не знаем», - подчеркнул министр финансов Германии Ганс Айхель. (Gazeta.ru)

«Скандинавская рапсодия» - новый продукт «ПАК групп»

Компания «ПАК групп» начинает публикацию в RATA-news серию специально подготовленных материалов о круизных маршрутах нового летнего сезона, которые будут выполняться на теплоходе «Академик Сергей Вавилов».

Один из наиболее интересных маршрутов носит название «Скандинавская рапсодия». Эта 10-дневная программа подробно знакомит туристов с историческими и культурными особенностями четырех стран Северной Европы. Начинается путешествие в Финляндии. Наверное, самое лучшее представление об облике столицы Суоми дает тот факт, что большинство голливудских режиссеров времен "холодной войны" снимали здесь "натуру" Санкт-Петербурга и Москвы. При этом мало кто знаком с Хельсинки в стиле ампир, хотя именно про финскую столицу в учебниках архитектуры написано, что это последний город в Европе, спроектированный как единое целое и представляющий собой настоящее произведение искусства.

Следующий пункт «Рапсодии» - город Висбю на шведском острове Готланд. Это древний центр скандинавской торговли и знаменитая столица балтийских пиратов. Отсюда ладьи древних купцов-воинов устремлялись и на запад - до берегов Сицилии, и на восток - до самого Константинополя. Пейзажи белокаменного Висбю будто сошли со старинных пейзажей средневековья: толстые крепостные стены, мощные ворота, кривые узкие улочки, колоритные лавочки и кабачки.

Далее по маршруту – столица Дании, город-сказка Копенгаген, облик которого вызывает в памяти с детства знакомые произведения Ганса Христиана Андерсена. Впрочем, у туристов будет возможность увидеть и замки «Северной Зеландии», так называют пригород Копенгагена, в том числе замок Фредериксборг и «Замок Гамлета» - Кронборг. Потом «Сергей Вавилов» направится в Норвегию, где сначала остановится в ее столице – городе Осло. Туристы смогут увидеть знаменитые корабли викингов и «Кон-Тики», прогуляться по парку скульптур Вигеланна, посетить музей-крепость Акерсхюрс.

Древнюю столицу Норвегии город Берген по праву называют "воротами в норвежские фьорды" - именно отсюда пути ведут в Гудванген, Гейрангер, Ондалcнес. В Бергене расположен дом-музей композитора Эдварда Грига. Здесь также можно прогуляться по узким улочкам ганзейских кварталов, вдоволь напробоваться морских деликатесов на Рыбной площади, полюбоваться захватывающей панорамой города и фьордов с вершины горы Ульвик.

На следующий день туристы смогут принять участие в экскурсии «Норвегия в миниатюре». Знаменитая Фломская железная дорога, восхитительные водопады, узкие ленты горных серпантинов – пять часов удивительных и волнующих впечатлений. В последний день Норвегия преподнесет туристам еще один подарок – прогулку по уникальному городу Олесунн, построенному в стиле «арт нуво».

Вот так всего за 10 дней туристы смогут совершить удивительное морское путешествие по четырем родственным, но таким разным культурам стран Северной Европы.

«Лабиринт» изобрел греко-турецкий коктейль

Уникальный продукт разработала московская компания «Лабиринт», объединив в одном туре Грецию и Турцию.

По словам коммерческого директора фирмы Татьяны Зотовой, у любознательных российских туристов однодневные экскурсии либо в Грецию из Турции, либо в Турцию из Греции популярны были всегда. Тем более что между Мармарисом и Родосом регулярно ходят пассажирские суда, и путь по морю занимает всего около часа. Однако ни одна из отечественных турфирм прежде не пыталась соединить две страны в одном путешествии. В прошлом году «Лабиринт» решил опробовать этот вариант отдыха и предложил программу «Мармарис плюс Родос». Изысканный коктейль из двух стран пришелся по вкусу россиянам. Заранее получив греческую визу, клиенты «Лабиринта» проводили роскошную неделю на курорте Мармарис, которая сменялась не менее чудесным отдыхом на Родосе. Или наоборот.

Разрабатывая новую программу, «Лабиринт» делал ставку на искушенного туриста, который успел побывать в разных странах, многое видел, но еще не устал от впечатлений. И попал в точку. Особенно популярным стал этот тур у молодых обеспеченных пар, охотно едут и семьи с детьми. И на Родосе, и в Мармарисе туристическая инфраструктура очень развита, есть и тихие спокойные отели, и гостиницы, где жизнь не замирает ни на секунду.

В этом году компания «Лабиринт» выставляет на рынок программу «Мармарис плюс Родос» в качестве одной из своих изюминок. У оператора есть гарантированные жесткие блоки на Доломан и Родос и гарантии отличного наземного обслуживания. Программа начинается с конца мая.

«Лабиринт»: (095) 785-02-41/42, 961-33-01/02/03/, e-mail: greece@labirint.com.ru, сайт www.labirint.com.ru

Если очень хочется в Прагу

Компания «Аврора Интур» предлагает экскурсионный тур «Сказочная Прага» с вылетом 11 апреля. Программа рассчитана на 7 дней/6 ночей. За это время туристы увидят почти все достопримечательности: резиденцию Президента, собор Святого Витта, Карлов мост, Староместскую площадь и ее знаменитые астрономические часы, памятник Яну Гусу, Городскую Ратушу, Еврейский город, Национальный театр, Вацлавскую площадь и замок Карлштейн. И при этом свободного времени для покупок и неторопливого променада по улочкам одного из самых красивых городов мира будет более чем достаточно.

В программу тура входит также посещение известного чешского курорта Карловы Вары. Там туристы проведут целый день, попьют минеральную воду, даже в термальном бассейне смогут искупаться, правда, за дополнительную плату.

Для проживания в Праге компания «Аврора Интур» предлагает на выбор большое количество гостиниц от 3* до 5*. В стоимость тура входят авиабилет Москва – Прага – Москва, трансферы, проживание, питание – завтрак «шведский стол», экскурсионная программа, медицинская страховка.

«Аврора Интур»: (095) 232-94-04, факс 251-60-31, е-mail: aurore@aurore.ru

Учимся продавать футбол

Туристическая компания «Роза ветров» планирует провести в апреле цикл семинаров по зарубежному туризму и спортивным программам для своих агентов.

Первый из них состоится 7 апреля, в среду, и будет посвящен турам на Чемпионат Европы. Участники семинара узнают подробности о возможных вариантах поездки в португальский город Фару – автобусом или самолетом, на 10 дней или на 3 недели. Разработанные «Розой ветров» туры на чемпионат существенно различаются по условиям размещения, категории билетов на матчи, экскурсионной программе и, естественно, цене. Менеджеры фирмы помогут представителям турагентств разобраться в преимуществах размещения в небольшом курортном городке Альбуфейра в 30 км от Фары, чем отличаются билеты первой, второй и третьей категории, какие именно матчи посетят болельщики и на каких экскурсиях они смогут побывать.

Семинар состоится в офисе «Розы ветров» по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, 2, оф. 62. Начало в 17.30.

С расписанием семинаров по зарубежному туризму можно познакомиться на сайте http://www.roza-v.ru. Запись на семинары по телефонам (095) 956-50-24/25, 928-17-47 или по e-mail: agent@roza-v.ru.

Легендарный фестиваль на острове Чжиндо

На южнокорейском острове Чжиндо в мае проходит фестиваль Ендын. Туристам интересно будет увидеть уникальную картину, напоминающую библейскую легенду о том, как волны Красного моря расступаются перед Моисеем. Морской отлив в этих краях настолько силен, что, когда вода спадает, можно пешком дойти до соседнего острова Модо.

Существует легенда о расступающихся водах океана, согласно которой остров Чжиндо одно время был населен свирепыми тиграми, и люди вплавь бежали от них на остров Модо. Но одна пожилая женщина не умела плавать и обратилась к Богу с молитвой, чтобы он разогнал бушующие морские волны - и вода расступилась перед ней.

В рамках Фестиваля состоятся: "Ендынсальпхури" - ритуал шаманов по изгнанию злых духов и "Дасиреги" - шоу скорбящих. Фестиваль проходит с 4 по 7 мая.

Другими местными достопримечательностями являются Горная деревня, крепость на горах Енчжан, галерея искусств Намчжин. (Национальная организация туризма Кореи)