№5304
Россиян не отпустили с работы в середине длинных майских праздников
Принимающие компании в Москве отчасти ощутили эффект от увеличения праздничных дней в мае, но рассчитывали на большее. Туроператоры отметили, что туристы на майские охотнее уезжают из Москвы.
По словам директора по развитию компании «Вокруг света» Александра Гагарина, гостями столицы стали преимущественно те, кто принял решение о поездке в последний момент. «Таких туристов накануне первых майских праздников заметно прибавилось, и произошло это именно за счет увеличения количества праздничных дней. Но подвела погода. Если бы было тепло, то на вторые майские поехало бы больше народу. Зато мы собрали большую группу на первый тур «Государева дорога» по нескольким городам», – уточнил эксперт. После заявления президента о длинных выходных оператор поставил на даты с 4 по 7 мая несколько дополнительных сборных групп, которые сначала неплохо собирались. «Люди стали бронировать туры, но потом пошли отказы – многих не отпустили с работы на промежуточные праздничные дни. Пришлось даже снимать заявленные группы», – сообщил г-н Гагарин.
Россияне поехали в Москву на праздники, в том числе, в добавленные дни, благодаря программе кэшбэка, заметила генеральный директор компании «Тари-тур» Марина Левченко. Она считает, что люди правильно оценили текущую ситуацию: «Провести праздничную неделю в Москве или Питере – очень неплохой выбор, учитывая мировые события и заоблачный ценник в Крыму и Сочи. А в Москве цены доступные, отели идут навстречу и мы предлагаем экономичные туры». Компания на уикенды 1 и 9 мая выставила несколько недорогих сборных туров с хорошей программой от трех до пяти дней. Бронируют туристы из разных регионов, а группы формируются в Москве. «Поскольку дополнительные дни появились практически накануне праздников, мы заявили одну-две группы и на 4-7 мая. Спрос не такой активный, как нам хотелось бы, но группы набираются», – добавила г-жа Левченко.
В компании «Маруссия» на майские даты выставили всего одну группу, но и та не собралась в итоге. Сейчас запросы поступают на длинные выходные по случаю Дня России 12 июня. «Мне кажется, в первую декаду мая люди сидят, в основном, на дачах. В столице массовых мероприятий и праздничных гуляний в этот раз не запланировано, Бессмертный полк на улицы не выйдет. Да и погода ужасная. К тому же в Москве количество заболевших коронавирусом все еще не уменьшилось до такой степени, чтобы люди перестали волноваться по этому поводу, – полагает генеральный директор Мария Меламед. – Думаю, поедут ближе к теплу, например, у нас две группы набираются на конец мая и июньские праздники. Возможно, групп будет больше».
Как отметила исполнительный директор «Мос-Тур» Ольга Малиновская, в этом году туристы бронировали высокие майские даты и заранее, и непосредственно перед заездом. «Видим устойчивый рост на посещение Москвы. Безусловно, такие длинные каникулы с учетом добавленных нерабочих дней – это дополнительный стимул для путешествий. Также заметен интерес к семейным программам. Мы сделали новые туры для родителей с детьми школьного возраста, они пользуются большой популярностью», – уточнила эксперт.
Наталья Панферова, RATA-news
Насколько сократилось число турфирм и отелей в России
Только за минувшие полгода, по данным аналитиков, турагентов в России стало на 6% меньше, а отелей и хостелов – на 4%. Но реальное снижение может быть гораздо больше, а позитивную динамику, наблюдающуюся в ряде регионов, эксперты называют «технической». Туроператоров от волны массовых банкротств пока спасла отсрочка исполнения обязательств перед туристами по несостоявшимся поездкам.
С октября 2020 года по апрель 2021 года число российских организаций, работающих в сфере туризма, сократилось на 6%, до 44,5 тыс., говорится в исследовании сервиса «Контур.Фокус», проанализировавшего данные юрлиц по виду деятельности согласно ОКВЭД. В целом, как отмечают аналитики, динамика повторяет «общероссийский тренд на снижение числа предприятий». По данным федерального реестра туроператоров, сейчас в стране работают 4,23 тыс. компаний с таким статусом, что на 3,3% меньше, чем в августе прошлого года.
Объективно оценить число действующих турагентств нельзя: их реестр еще формируется. И реальные цифры сокращения могут быть на порядок больше оценок по ОКВЭД, сообщает «Коммерсант».
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин утверждает, что за год после начала пандемии рынок покинули 35-40% турагентств. Наибольшие потери произошли в Москве и Санкт-Петербурге: в регионах в структуре продаж агентов более половины приходится на внутренние направления, а в столице 80% традиционно формируют туры за рубеж.
По данным «Контур.Фокус», наиболее выраженный отрицательный тренд наблюдается в Еврейской АО, где число турфирм за полгода сократилось на 23%, до 17, и в Ханты-Мансийском округе – на 15%, до 416. Следом идут Приморский и Краснодарский края, где сокращение оценивается в 12% – до 511 и 1,8 тыс. соответственно.
В Москве число турагентств снизилось на 8% (до 8,4 тыс.), в Санкт-Петербурге – на 10% (до 3,9 тыс.).
Рост числа турфирм заметен только в нескольких регионах. Так, на Чукотке турагентов стало на 13% больше (18), в Мурманской области – на 4% (317), на Камчатке и в Адыгее – на 2% (384 и 101 соответственно). Но Сергей Ромашкин сомневается, что речь идет о реальном росте числа игроков – заметных новых участников рынка за период пандемии не появилось. «Зато многие компании поменяли ОКВЭД – раньше он часто не соответствовал фактической деятельности, а в период кризиса правильный код был необходим для получения льгот», – пояснил эксперт. Кроме того, многие небольшие компании задумались над обелением деятельности.
Число гостиниц и хостелов в России за последние полгода, по подсчетам «Контур.Фокус», уменьшилось на 4%, до 30,3 тыс. В этом сегменте волна уходов игроков пришлась на четвертый квартал 2020 года. Больше всего закрытий аналитики отмечают в Краснодарском крае – 18%, до 4,1 тыс., в Дагестане – 17%, до 235, и Ханты-Мансийском автономном округе – на 10%, до 346. В Москве гостиниц и хостелов за полгода стало меньше на 6% (до 3,6 тыс.), в Санкт-Петербурге – на 7% (до 1,8 тыс.).
Заметнее всего увеличить число работающих средств размещения удалось регионам с низкой базой – Ненецкому АО, Ингушетии и Калмыкии. Среди субъектов РФ, подошедших к началу кризиса с большим числом средств размещения, четкий положительный тренд прослеживается в Мурманской области, где гостиниц стало больше на 9% (до 182), Карелии – на 4% (до 313), Камчатском крае и Республике Алтай – на 3% (до 168 и 211 соответственно), Забайкалье – на 2% (137).
Руководитель проекта API «Контур.Фокус» Елена Катаева считает, что общее падение числа турфирм и средств размещения объясняется закрытием границ, на фоне которого спрос на зарубежные путешествия резко упал. Удержать отрасль от более глубокого падения удалось, в том числе, за счет туристического кэшбэка и быстрой переориентации на внутренние направления.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина поясняет, что отсутствию волны банкротств туроператоров способствовала возможность отложить расчет с клиентами по несостоявшимся из-за ковида турам до конца 2021 года: «Именно поэтому мы просим продлить действие меры до конца 2022 года и распространить ее на туры в Турцию, забронированные на эту весну». Изначально задолженность российских туроператоров перед клиентами оценивалась в 40 млрд рублей. Согласно оценкам Ростуризма, к началу 2021 года сумма сократилась до 16 млрд рублей.
В Петербурге впервые официально открыли всероссийский летний сезон
В минувшее воскресенье в Санкт-Петербурге впервые официально был дан старт всероссийскому летнему туристическому сезону. Мероприятия подготовил петербургский Комитет по развитию туризма совместно с Морским советом, Москвой, Ленинградской областью и регионами «Серебряного ожерелья России».
Началось все с полуденного выстрела из пушки Нарышкина бастиона. Залп произвел вице-губернатор Петербурга Максим Соколов в присутствии председателя городского Комитета по развитию туризма Сергея Корнеева и главы Комитета по культуре и туризму Ленинградской области Евгения Чайковского, а также представителей туриндустрии, студентов профильных вузов и горожан.
Праздник получился масштабным. Торжества прошли по всему городу, на его улицах и каналах, в разных районах и у разных станций метро. Череда праздничных событий началась с Речного карнавала. Кавалькада из более чем двух десятков брендированных кораблей проследовала от Фонтанки по Крюкову каналу до Мойки и Зимней канавки. Суда представляли одиннадцать областей «Серебряного ожерелья» России и регионы Северного морского пути.
Корабли «Москва» и «Санкт-Петербург» возглавили карнавальное шествие, а завершал его корабль, костюмированный в память о Великой Победе. Главным украшением флотилии стало судно, посвященное небесному покровителю Петербурга князю Александру Невскому.
Петербуржцы и гости города могли наблюдать в акватории Невы Фестиваль ледоколов. Двери своих кают-компаний и музеев гостеприимно распахнули для них настоящие действующие покорители арктических широт «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин» и «Капитан Николаев». О полярных профессиях и истории освоения и современности Арктики гостям рассказывали курсанты Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Синявина, создавая тем самым прекрасный образ России как великой морской державы.
В то же время у Благовещенского моста разворачивалось другое увлекательное шоу, которое увидеть можно только в Петербурге – под классическую музыку, рассекая волны, в вальсе кружили три военных буксира. Для зрителей это было красивое зрелище, а для судовых команд – сложная работа. Буксирам приходилось противостоять сильному течению Невы. Чтобы удержаться и не сойти с импровизированной сцены, необходима была ювелирная точность расчетов.
Впрочем, у гостей города была возможность убедиться в том, что Санкт-Петербург это не только морская столица России. Еще одна визитная карточка города – уличные музыканты. С полудня по позднего вечера в центре Петербурга работали небольшие концертные площадки. Около 30 петербургских молодежных групп и исполнителей выступали на фоне Малой Садовой улицы, Гостиного двора, Малой и Большой Конюшенных улиц, Дворцовой площади и набережной Лейтенанта Шмидта.
Стрелка Васильевского острова вечером оказалась во власти флайбордистов и гидроциклистов, устроивших феерическое пиротехническое экстрим-представление.
Ярким завершением церемонии открытия туристического сезона стало шоу дронов, подарившее зрителям настоящее чудо. В небо поднялись 500 летающих огоньков. Они выстраивались в объемные изображения ключевых городских достопримечательностей.
Фото Павла Каравашкина
Вспыхнули в петербургском небе и символы, посвященные предстоящему футбольному Евро-2020 и питерскому «Зениту», в третий раз подряд ставшему чемпионом России. Шоу транслировалось на российскую и мировую аудиторию на туристическом портале visit-petersburg.ru, а также через официальные ресурсы и социальные сети Министерства иностранных дел России, Россотрудничества, информационные ресурсы российских центров науки и культуры за рубежом.
«Очень важно, что инициатива сегодняшнего, такого символического старта летнего сезона исходила от туристических организаций Петербурга. Все объединились и показали, насколько разнообразны возможности нашего города», – подчеркнул Сергей Корнеев.
По словам г-на Корнеева, что более 100 организаций, связанных со сферой туризма – турфирмы, водные перевозчики, музеи и другие учреждения культуры, а также креативные и общественные пространства, предоставили для петербуржцев и гостей города 15 тысяч бесплатных билетов, в том числе на специально разработанные экскурсии в разных районах города.
Сергей Корнеев рассказал также, что до 30 сентября в городе будут работать сотрудники службы Ask me SPb. Их отличает фирменная бело-голубая униформа. С собой они будут носить сумку с информационными материалами, а также специально напечатанными картами, которые турист получит бесплатно при обращении к сотруднику.
На Автовокзале у Обводного канала с недавних пор действует Контакт-центр, оказывающий информационную поддержку гостям города. Специалисты, владеющие, в том числе, английским, французским и немецким языками, проконсультируют о возможностях туристической отрасли Санкт-Петербурга, о городских событиях, экскурсионных маршрутах, порядке работы транспорта, музеев и других учреждений, включая экстренную поддержку.
Санкт-Петербург входит в топ-10 российских городов по бронированиям туров по программе туристического кэшбэка. Реализуются совместные проекты с Ростуризмом, исполнительными органами государственной власти в сфере туризма Москвы, регионов Северо-Западного федерального округа и регионов Арктической зоны России. Работа ведется в рамках проектов «Серебряное ожерелье России» и «По местам Александра Невского».
«Зашиваемся»: как турбизнес Калининграда переживает майские праздники
Загрузка отелей Калининграда на майские праздники достигла почти 100%, количество туристов почти вдвое превысило показатели последних двух лет, а экскурсионные компании с трудом справляются с нагрузками. Об этом РБК Калининград рассказали представители туристического рынка региона.
По данным онлайн-табло аэропорта Храброво, только 3 мая воздушная гавань региона приняла 47 рейсов, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга.
Туроператоры отмечают, что эти два крупных города и Московская область всегда были основными регионами, откуда в Калининград приезжали туристы. Но сейчас «география представлена вся, особенно города, откуда поставлены прямые рейсы», рассказала директор туроператора «Юнона», председатель Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Светлана Слепенок. В то же время она отмечает, что пока ее компания обслужила меньше туристов, чем в прошлом году – 150-200 человек в день.
«Глубины бронирования нет вообще. Если раньше бронь была за месяц-два, за полгода даже на майские, то сейчас из-за пандемии люди, в последний момент приехав в город, выбирают экскурсионные услуги. Это связано с тем, что многие планировали ехать в Турцию, на теплое море. Плюс пандемия – люди путешествуют осторожно. Ну и погода, холодно все-таки. . Транспорт у нас есть, мы обслужим любое количество людей. Такого ажиотажа, что мы захлебываемся, нет, нормально работаем», – поясняет глава «Юноны».
Противоположную ситуацию описывает руководитель компании «Янтарная мозаика» Карен Галстян. По его словам, продажи на эти майские праздники выросли на 40-50%: «Зашиваемся. Автобусов на линии больше 20, гидов много задействовано. Очень много заказывают индивидуальных экскурсий, поэтому не хватает экскурсоводов с автомобилями. У нас с транспортом проблемы, с экскурсоводами. Некоторое цены поднимают, пользуясь ситуацией. Не все, конечно, но тенденция нехорошая».
Бронировать экскурсии и места в отелях Калининградской области россияне активно стали в середине марта, когда правительство объявило о третьем этапе программы туристического кэшбэка. Сейчас ею воспользовалось больше туристов, чем в первые две волны программы. «Система заработала», – говорит Светлана Слепенок.
Активно идут бронирования и в отелях в центре Калининграда. В «Кайзерхоф» загрузка в праздники составила 99%, на весь май – 80-85%. «Самый топ был, когда кэшбэк запустился. До этого был небольшой провал. С 18 марта 10 дней после был шквал по бронированиям. Повышенный интерес был в преддверии майских праздников, за несколько дней до них. В прошлом году в это время были жесткие ограничения, а по сравнению с 2019 годом спрос увеличился примерно на 40-50%», – говорит маркетолог отеля Наталья Колмогорова.
В Mercure еще несколько месяцев назад раскупили почти весь номерной фонд на начало мая. Однако, по словам менеджера по рекламе отеля Дианы Макаровой, наплыв гостей не связан с эпидемией и является традиционным во время всех государственных праздников.
Март-апрель был очень напряженным и для «Янтарной мозаики», поскольку тогда желающие посетить Калининградскую область бронировали не только майские выходные, но и первые летние месяцы. «Если раньше группу селили в один-два отеля, то сейчас раскидываем по многим, потому что уже нет такого количества свободных номеров. Все, что можно было продать, уже продали», – говорит Карен Галстян.
При этом туроператоры и отельеры отмечают: если во второй половине майских праздников захотят приехать туристы, которые еще не бронировали места, несколько свободных номеров и экскурсий для них найдется.
Отели Крыма начали закрывать продажи на лето из-за высокой загрузки
Крымские отели начали закрывать бронирование на летний сезон из-за уже имеющейся высокой загрузки всех мест отдыха, сообщил ТАСС руководитель крымского отделения Российского союза туриндустрии Борис Зелинский.
«В зависимости от объекта высокий уровень бронирования в Большой Ялте, где-то уже до 80-90%, а на некоторых уже даже объявлен стоп. Следом идет Большая Алушта – тоже южный берег Крыма, высокий уровень бронирований – до 70-80% загрузка, менее популярные – по 60%», – сказал г-н Зелинский.
Он отметил, что повышенный спрос наблюдается и на курортах западного и восточного побережий Крыма, которые обычно не так востребованы у туристов. «Там уже популярные объекты на летний период заполнены на 60-70%», – уточнил собеседник.
По его прогнозам, за год Крым примет 8-9 млн туристов. Глава Крыма Сергей Аксенов ранее сообщал, что с начала года республика уже приняла 1 млн гостей. Министр курортов и туризма Вадим Волченко оценивал турпоток на майские праздники еще в 1 млн человек.
Российские туристы заполнили более 30 отелей в Пафосе и Фамагусте
Туристы из России и Израиля фактически являются единственными гостями Кипра в период действующего на острове жесткого карантинного режима, при этом россияне являются постояльцами более трех десятков отелей в греко-кипрских провинциях Пафос и Фамагуста.
«Количество вновь открывшихся отелей невелико, но, несмотря на новый тотальный локдаун, гости из двух основных рынков – России и Израиля – не переставали приезжать», – заявил Кипрскому информационному агентству официальный представитель Ассоциации отельеров Кипра Эврипидис Лоизидис.
По информации агентства, в провинции Пафос в условиях локдауна работают только 12 отелей, и все они заполнены россиянами и израильтянами. Одновременно, как информировала газета Cyprus Mail со ссылкой на данные, полученные от главы представительства Ассоциации отельеров в провинции Фамагуста Дороса Таккаса, на территории региона открыты 20 гостиниц и фактически их единственными постояльцами являются туристы из России, которым доступ на Кипр был открыт с 1 апреля.
«И правда, достойно восхищения, что некоторые туристы решаются приехать на Кипр посреди локдауна и сами страдают от различных ограничений, не имея возможности наслаждаться отдыхом надлежащим образом», – цитирует издание г-на Таккаса. Он напомнил, что гости из скандинавских стран от четырех до пяти раз откладывали начало своих визитов на остров, а в странах Центральной Европы Кипр числится в «красной категории» в общем эпидемическом реестре стран, что делает остров непривлекательным местом отдыха.
В условиях жесткого карантина на Кипре разрешен лишь один выход в сутки из дома или из гостиницы за исключением поездок на работу, визитов к врачу, в аптеку и т. д. На острове с 9 часов вечера до 5 утра действует комендантский час, закрыты промтоварные магазины, а кафе и рестораны могут торговать готовой пищей только навынос или же осуществлять ее доставку по месту заказа.
Локдаун, введенный на Кипре с 26 апреля на двухнедельный срок, будет отменен 10 мая. С этого же дня Кипр станет принимать без диагностических тестов на коронавирус лиц, привитых российской вакциной «Спутник V», а также противовирусными препаратами, которые были одобрены Европейским агентством лекарственных средств, вне зависимости от страны, откуда они прилетят на остров.
В G20 оценили потери мирового туристического сектора
Под влиянием пандемии мировой туристический сектор сократился в 2020 году на 73% из-за снижения турпотоков, потеряно 62 млн рабочих мест. Об этом говорится в проекте финального документа встречи министров туризма стран G20, прошедшей вчера в формате видеоконференции под председательством Италии.
Как сообщает агентство ANSA, в итоговом документе указывается приоритет обеспечения свободного передвижения и безопасного туризма для общего экономического восстановления. Туристический сектор является третьим по объемам мировой экономики после химической промышленности и машиностроения, указывает итальянская сторона.
Карелия едет в Москву
21 мая в конгресс-центре ТПП РФ состоится круглый стол «Карелия. Москва. Новое столетие, новый вектор развития туризма».
Мероприятие запланировано в рамках дней Республики Карелии в Москве, которые пройдут 20-21 мая. Организаторы – ТПП РФ, правительство Карелии, информационный туристский центр Карелия.
В рамках круглого стола состоится презентация новых предложений Карелии в сфере туризма, будет обсуждаться сотрудничество по реализации совместных проектов. Программой предусмотрено:
- презентация проекта «Легендарная Карелия». Вектор развития туризма;
- презентации брендовых маршрутов Карелии;
- креативные выходные в Петрозаводске;
- презентация событийного туризма в Карелии;
- выступления представителей ТПП РФ, мэрии Москвы, Ростуризма.
К участию приглашаются представители федеральных и региональных органов власти, турбизнеса, общественных объединений, средств массовой информации.
По завершению круглого стола состоится нетворкинг-сессия карельского и московского турбизнеса.
Формат проведения круглого стола – офлайн, по предварительной регистрации.
Начало в 14.00.
Адрес: Москва, ул. Ильинка, дом 6/1, стр. 1.
Контактное лицо: Пилинович Ирина Андреевна, +7 981 401-71-30
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»