№2510
Почему Ростуризм запретил продавать туры в Китай через турагентства?
В ноябре
RATA-news обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского. Однако он сказал лишь, что «Ростуризм сейчас проводит анализ правоприменительной практики, и после этого будут даны соответствующие разъяснения, а возможно и подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство». По словам г-на Писаревского, Ростуризм давал индивидуальные ответы на вопросы о ситуации с соглашением, поступившие от различных органов власти субъектов федерации.
Как считает руководитель адвокатского бюро «Решение» (Владивосток) Артем Штерн, проблему в применении соглашения создает различие в терминах, используемых, с одной стороны, в этом документе и подзаконных нормативных актах, принятых в его исполнение, а с другой - в законе «Об основах туристской деятельности в РФ».
Например, из содержания статей 5 и 8 соглашения следует, что уполномоченные туристические организации осуществляют формирование туристических групп и несут ответственность за своевременное возвращение туристов. Однако деятельность по «формированию туристических групп» (термин соглашения) фактически является деятельностью по «формированию туристского продукта» (термин закона) для туристов, следующих в составе группы. Эта деятельность в полной мере соответствует деятельности туроператоров, определенной статьей 1 закона «Об основах туристской деятельности». Деятельность турагентов, в соответствии со статьей 1 этого закона, сводится к продвижению и реализации уже сформированного туроператором турпродукта.
Таким образом, при реализации групповых туристических безвизовых поездок через турагентов передачи полномочий, предусмотренных соглашением, от туроператора к турагенту не происходит, так как турагент не осуществляет формирование туристского продукта, не заключает договоров с принимающей уполномоченной организацией и не предоставляет сопровождающего группу представителя своей организации. Ответственность за действия исполнителей услуг от туроператора к турагенту также не переходит. Эти обстоятельства, как считает адвокат Артем Штерн, гарантируют соблюдение прав туристов, не нарушают положений соглашения, что не препятствует реализации турпродуктов, сформированных уполномоченными туроператорами, через турагентов.
«Возможно, информационные письма Ростуризма и его территориальных подразделений базируются на решении Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2009 по делу № А40-42439/09-120-226 и Постановлении девятого апелляционного арбитражного суда от 19.11.2009 № 09АП-18764/2009-АК, - рассуждает Артем Штерн. - В этих судебных решениях содержится вывод, что передача туристической организацией, включенной в список (соглашение) своих прав по организации путешествий российских туристов в рамках безвизового обмена другому юридическому лицу, соглашением не предусмотрена. Мы согласны с выводом суда, поскольку передача полномочий по организации путешествия является передачей полномочий по реализации соглашения. Но передача полномочий по продаже туров, организованных уполномоченным туроператором, не является одним и тем же, что и передача полномочий по организации путешествия. Реализуя тур, турагент не участвует в процессе организации путешествия, так как не осуществляет мероприятия по формированию турпродукта. Также необходимо иметь в ввиду, что выводы, содержащиеся в указанных судебных решениях, относятся к отдельно взятому частному случаю и не могут быть распространены на любые отношения турагентов и включенных в список туроператоров».
ФАС обеспокоилась ценами и тарифами авиаперевозчиков
До 30 апреля авиакомпании должны проинформировать Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС) о мерах, принятых ими для обеспечения баланса интересов авиакомпаний и потребителей. ФАС провела анализ деятельности авиакомпаний, осуществляющих внутренние авиаперевозки. Выяснилось, что система формирования тарифов характеризуется множественностью тарифов и условий их применения, сложной структурой стоимости перевозки (тариф+сборы). Тарифы описываются в специальных терминах и подлежат кодировке, вследствие чего полная тарифная информация является довольно сложной для потребителей транспортных услуг. Кроме того, авиакомпании продают «невозвратные» билеты, что противоречит действующему законодательству в сфере воздушного транспорта.
ФАС установила, что непрозрачная тарифная политика перевозчиков может ущемлять интересы потребителей. Авиакомпании не в полном объеме реализуют требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тариф(ы) и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку. Однако несоответствие заявленной, в том числе на официальном сайте авиаперевозчика, цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки является одной из наиболее часто встречающихся претензий пассажиров, что свидетельствует о недостаточности и/или искажении представляемой перевозчиком (агентом по продаже) информации о применяемых тарифах, а также о взимаемых сверх тарифа сборах. Требует дополнительного обоснования со стороны авиакомпаний правомерность устанавливаемых перевозчиком разнообразных плат и сборов.
Особое внимание обращает на себя практика применения «невозвратных» билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу). Статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) устанавливает право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Требованиям ВК РФ о праве пассажира на возврат денежных сумм в случае добровольного отказа от перевозки соответствуют Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155. В соответствии с пунктом 100 указанных Правил сбор за отказ от полета устанавливается перевозчиком в размере не более чем 25% суммы, уплаченной за перевозку.
Таким образом, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит как положениям статьи 108 ВК РФ, наделивших пассажиров безусловным правом получения суммы (части суммы), уплаченной за перевозку, в случае добровольного отказа от перевозки, так и вышеуказанным Правилам формирования и применения тарифов, не предусматривающим применение перевозчиками не подлежащих возврату тарифов.
В целях недопущения и пресечения недобросовестной конкуренции, а также в случае доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке, в обеспечение баланса интересов авиакомпаний и потребителей транспортных услуг ФАС России считает необходимым:
1. Авиакомпаниям при наличии в соответствии с пунктом 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации собственных правил воздушных перевозок, в том числе правил продажи перевозок, обеспечить доступ к таким правилам в офисах авиакомпаний, офисах продаж, а также путем размещения их на сайтах авиакомпаний.
2. Перевозчикам (агентам по продаже - в случае предоставления такой информации агентам по продаже) обеспечить доступ к информации:
а) обо всех тарифах, применяемых авиакомпанией на определенном маршруте, и условиях их применения. Информация должна предоставляться на русском языке и в случае использования специальных терминов и кодов содержать необходимые разъяснения;
б) обо всех применяемых перевозчиком видах дополнительных сборов, такс, а также порядке и правомерности их установления;
в) о порядке возврата средств в случае отказа от перевозки или изменения условий перевозки.
3. Исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки.
На Домбае три дня «бастовала» канатка
После встречи с президентом Карачаево-Черкесии Борисом Эбзеевым работники ГУП «Карачаево-Чересия Туризм», обслуживающего одну из трех канатных дорог на курорте Домбай, заявили вчера о прекращении забастовки на две недели.
Забастовка сотрудников республиканского унитарного предприятия началась 31 марта. 3 апреля к забастовщикам присоединились работники двух других канатных дорог Домбая, находящихся в частных руках. В результате временно был полностью прекращен доступ туристов на горнолыжные трассы.
Основными требованиями бастующих было повышение заработной платы и погашение имеющейся задолженности по ней. Также они протестовали против смены директора предприятия, и требовали разъяснения в связи с тем, что после начала забастовки выемку документов предприятия произвел ОМОН. Задолженность по заработной плате перед работниками канатной дороги складывалась в течение нескольких месяцев, однако забастовка началась после того, как была инициирована проверка деятельности предприятия, а также встал вопрос о замене его руководителя. Как пишет «Кавказский узел», по данным Минимущества Карачаево-Черкесии, в этом году прибыль от работы гондольно-кресельной канатной дороги в пик горнолыжного сезона уменьшилась на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, с 14 до 9 млн рублей.
Забастовщики возмущены не только задержками зарплаты, но и постоянной сменой директоров предприятия и проверками его деятельности различными инстанциями. По мнению участников забастовки, цель проверок – отчуждение государственного имущества в частную собственность.
Новая набережная Ангары обойдется в три миллиарда
Итоги работы в сфере развития туризма на территории Иркутской области в 2009 году рассматривались на заседании Координационного совета по туризму при мэре г. Иркутска, сообщает ИРА «Телеинформ». Как рассказала руководитель Агентства по туризму Иркутской области Ирина Рютина, регион по числу приезжающих туристов занимает 4 место среди других территорий Сибирского федерального округа (впереди Приморский и Алтайский края, республика Алтай). В целом количество туристов, посетивших Приангарье, такое же, как и в 2008 году. Но при этом на 30% или 45 тысяч человек снизилось число иностранных туристов. Как и прежде, чаще всего в Иркутскую область приезжают жители России, Китая, Германии, Франции, США. Ирина Рютина отметила, что в этом году планируется принять областную программу «Развитие туристского рекреационного комплекса на 2011-2012 гг.», что позволит более эффективно работать над продвижением турпродукта Иркутска и Иркутской области на российском и мировом рынках, создать комфортные условия пребывания для туристов.
По мнению представителей туриндустрии города, главная проблема как железнодорожного вокзала, так и аэропорта – отсутствие современных, отвечающим всем требованиям парковок. По словам заместителя коммерческого директора ФГУП «Аэропорт Иркутск» Анатолия Верхотурова, небольшая площадь аэропорта не позволяет решить проблему парковки больших туристских автобусов. «Пока мы решаем этот вопрос только в рабочем порядке», – отметил Анатолий Верхотуров.
В 2012 году начнется капитальный ремонт железнодорожного вокзала. Об этом сообщил заместитель начальника Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Александр Салонин. Завершится ремонт в 2014 году. «Зданию железнодорожного вокзала почти 109 лет, – отметил Александр Салонин. – Это памятник истории и архитектуры, внутри здания мы практически ничего не меняли. После ремонта на вокзале появятся конкорс, навесы и ряд других новшеств.
Камнем преткновения остается привокзальная площадь. У железнодорожников есть проект ее развития, но для этого требуется убрать торговые киоски, что вызывает протест предпринимателей». На заседании было решено обсудить предложения по развитию привокзальной площади и обустройства парковки возле аэропорта совместно с руководством Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов и ФГУП «Аэропорт Иркутск».
В следующем году планируется начать реконструкцию набережной реки Ангары. Как рассказал заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Харитонов, на новой набережной появятся парковые скульптуры, фонтаны, детские, спортивные площадки, места для парковок и лоточной торговли, для людей с ограниченными возможностями сделают специальные поручни и пандусы. Предусмотрено восстановление Триумфальных Московских ворот на средства Сбербанка России. В проекте реконструкции учтены все требования по охране окружающей среды. Продолжительность строительства – почти 3 года, общая ориентировочная стоимость – 3 млрд. 210 млн. рублей. Так как за счет одной муниципальной казны этот проект не осуществить, то городские власти стараются привлечь финансовые средства из федерального бюджета. В настоящее время бюджетные заявки направлены в Агентство водных ресурсов и Министерство регионального развития России.
На координационном совете также рассмотрели информацию о результатах участия в международных туристских выставках. В 2010 году представители администрации города Иркутска участвовали в туристской выставке «Байкалтур – 2010» и вместе с Агентством по туризму Иркутской области – в Пятой международной туристской выставке «Интурмаркет-2010». Сибирская Байкальская ассоциация туризма и Агентство по туризму Иркутской области продвигали турпродукт Иркутска и Приангарья на международной выставке в Берлине «ITB Berlin 2010». На всех мероприятиях отмечен высокий интерес к Байкальскому региону, проведены деловые встречи, в том числе обсуждалась возможность прямого авиарейса «Иркутск-Мюнхен», подписаны соглашения о сотрудничестве.
Нева впадает в Байкал
В апреле туроператор «Байкальские приключения» открыл представительство в Санкт-Петербурге. Сегодня это единственный прямой офис продаж отдыха на Байкале в Северо-Западном федеральном округе. В его ведение войдут Санкт-Петербург, Ленинградская и Вологодская области, Республики Карелия и Коми. Таким образом, «Байкальские приключения» стали туроператором с самой широкой среди туристических организаций Иркутской области и Республики Бурятии филиальной сетью.
О своем приходе в Северо-Западный федеральный округ туроператор «Байкальские приключения» объявил в июле 2009 года. Около 8 месяцев потребовалосьо, чтобы найти руководителя, набрать штат и обучить сотрудников географии Байкала и его туристическим ресурсам. Руководитель петербуржского офиса «Байкальских приключений» Марина Романова 10 лет работает в турбизнесе.
Санкт-Петербург выбран для новой торговой точки из-за высокого спроса на Байкал среди жителей города и области. Согласно маркетинговому исследованию, проведенному в 2009 году сотрудниками «Байкальских приключений», петербуржцы занимают 10% в структуре российского спроса на Байкал. Интерес петербуржцев к озеру подтверждается статистикой поисковых запросов Яндекса: жители города на Неве ищут слово «Байкал» чаще других россиян – на третьем месте после Москвы и Иркутска. Предполагается, что в 2010 году петербуржцы потратят 35 млн. рублей на отдых на Байкале, «Байкальские приключения» претендуют на 40% этого рынка.
Новый офис должен обеспечить доступность качественного байкальского туристического продукта на северо-западе России. Общероссийская тенденция такова: неспециализированные агентства и туроператоры продают Байкал вместе с другими популярными российскими туристическими направлениями: Алтаем, Золотым кольцом, курортами Краснодарского края и т.д. Недостаточно хорошее знание местных условий зачастую приводит к низкому качеству услуги и, в конечном итоге, - к разочарованному клиенту. В то же время, туроператор «Байкальские приключения» добивается повторного посещения Байкала, поэтому следит за соотношением «цена-качество». Более того, авторитет туроператора на байкальском рынке настолько высок, что сегодня он формирует вектор развития комфортабельного отдыха на Байкале.
Офис в Санкт-Петербурге – четвертое представительство туроператора «Байкальские приключения». Штаб-квартира компании находится в Иркутске. С 2007 года работает офис продаж в Москве. В мае 2009 года начала работу компания ООО «Байкальские приключения – Бурятия» в Улан-Удэ. Дополнительно в 2010 году туроператор планирует изучить перспективы Хабаровска, Новосибирска и Екатеринбурга.
Названы лучшие российские авиакомпании и их партнеры
Вчера были объявлены лауреаты национальной авиационной премии «Крылья России» за 2009 год. В новой номинации «Туроператор года – партнер воздушного транспорта» состязались 13 крупнейших туристических компаний. Победителем стал Tez Tour. Дипломы в этой номинации получили Coral Travel и «Пегас-Туристик».
В конкурсе на соискание звания «Авиакомпания года» приняли участие 48 российских перевозчиков. Лауреаты и дипломанты были определены тайным голосованием членов Общественного совета, в состав которого входит около 100 независимых экспертов в области воздушного транспорта. Российский союз туриндустрии в Общественном совете представляет президент РСТ Сергей Шпилько и пресс-секретарь Ирина Тюрина.
Обладатель приза пассажирских симпатий был определен по результатам комплексного интернет-опроса пассажиров. Более 5000 человек, ставших участниками анкетирования, оценили качество услуг российских авиакомпаний.
Тринадцатая церемония награждения премией «Крылья России» прошла в московском отеле The Ritz Carlton. Присутствовали более 500 гостей, представляющих российский воздушный транспорт, властные структуры, поставщиков услуг для авиационной отрасли, аэрокосмическую промышленность, отраслевые общественные организации, российские и зарубежные деловые и финансовые круги, средства массовой информации.
Авиакомпаниями года на внутренних воздушных линиях стали (по мере убывания в зависимости от объема перевозок) «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Кавминводыавиа», «КрасАвиа».
На международных линиях – «Аэрофлот», «Уральские авиалинии».
Авиакомпания года – оператор деловой авиации: «Джет-2000». Награду в этой номинации вручил президент РСТ Сергей Шпилько.
Вертолетная компания года – UTair.
Приз пассажирских симпатий был вручен «Аэрофлоту». Состязались с перевозчиком в этой номинации UTair и «Сибирь».
Сергей Шпилько, делясь с RATA-news впечатлениями о прошедшей церемонии, отметил, что организовано мероприятие было на высоком уровне. «Нам особенно приятно, что в этом году на премию впервые номинировались туроператоры, а победителем и дипломантами стали члены Российского союза туриндустрии», - сказал президент РСТ.
Учредители премии «Крылья России» - отраслевой журнал «Авиатранспортное обозрение», консалтинговая компания «Инфомост» и российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
Туристические результаты Кубка мира по биатлону
24755 туристов и экскурсантов побывали на финальном этапе Кубка мира по биатлону, прошедшем с 23 по 28 марта в Ханты-Мансийске. Город посетили туристы из 9 стран и 22 регионов России. По сравнению с соревнованиями 2009 года число болельщиков выросло на 13%.
Туроператоры разработали восемь видов событийных туров и десять однодневных экскурсионных программ. Это позволило существенно разнообразить варианты отдыха и привлечь дополнительное количество туристов. Ежедневно по Ханты-Мансийску проводились обзорные экскурсии, особой популярностью пользовались туры с дегустацией национальной кухни, анимационные программы «Посвящение в аборигены». За время соревнований музеи города посетили 8763 человека.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»