Александр Макаров: «Исполнить детскую мечту – проплыть по речке на плоту»
В рамках проекта «Просто Россия» мы стараемся показать, насколько разнообразными могут быть путешествия по нашей стране. Сегодняшняя история – о весьма необычном варианте зарядиться впечатлениями, не выезжая за границу. Директор ростовской компании «Донплот» Александр Макаров (фотo) рассказывает о том, как ему удалось не только реализовать детскую мечту, но и превратить ее в бизнес, организовав путешествия по реке Дон на специально оборудованных плотах.
- Александр, как появилась идея и с чего началось ее воплощение?
- Это обычная мальчишеская мечта. Думаю, многие в детстве фантазировали о приключениях – покорить горы, переплыть океан и т.п. А я всегда хотел построить плот и пройти по притоку Дона – Северному Донцу.
Вплотную проектом мы занялись в 2011 году. Первый плот, который построили, был довольно примитивный – без тента и оборудования. Прошли на нем по Дону, потом пригласили друзей, которые на следующий год вдруг стали спрашивать – а когда можно еще? Решили повторить, но предупредили, что нужно будет помочь с оплатой расходов на организацию путешествия. Никто не отказался.
В то время я руководил компанией, предлагающей речные круизы. Сплавы на плотах в качестве серьезного бизнес-проекта мы не рассматривали, предложили для ассортимента. Но случилась катастрофа с «Булгарией», продажи речных круизов серьезно упали. Тогда было решено заняться развитием проекта с плотами.
Сегодня мы, пожалуй, единственные в России, кто все сделал строго по правилам Российского речного регистра. Все плоты зарегистрированы, оборудованы необходимыми спасательными принадлежностями, такелажем. Для туристов установлены палатки, между ними и палубой – непромокаемый поролоновый матрас, установлены тенты, столовая мебель, мангалы, оборудованы места для хранения продуктов. Есть даже «кают-компания» и мобильная баня.
Туристы могут управлять плотом с помощью весел либо взять напрокат двигатель – они у нас современные, четырехтактные, очень простые в управлении.
- На какую аудиторию рассчитано предложение? И многие ли готовы самостоятельно управлять плотом?
- Мы изначально ориентировались на людей, которые любят отдыхать на природе с палатками. Самостоятельный поход – это ответственное, но завораживающее мероприятие. У такого отдыха есть поклонники даже среди тех, кто в какое-то другое время выберет комфортное путешествие на пятизвездочном лайнере. Для людей, которые становятся нашими клиентами, важно хоть раз в год выбраться на природу, чтобы все делать своими руками: ловить рыбу, готовить еду, бороться с мелями, каждый день совершать открытия.
Те, кто собираются на сплав на плоту, понимают, что они едут не в круиз, и кофе в постель им там никто не принесет. Если необходимо, с туристами идет наш шкипер, но мы заранее предупреждаем, что на маршруте высадить его будет негде. Чаще всего в такие походы идут сплоченные компании, для которых постоянное присутствие чужого человека может оказаться обременительным.
- Неужели, чтобы управлять плотом, действительно не нужно никакой подготовки?
- Только предварительный инструктаж, который мы обязательно проводим с клиентами перед выходом на маршрут. Обучаем приемам управления плотом: что делать при посадке на мель, как определить полузапруду, путь с глубоким или мелким фарватером, как проходить пляжи, населенные пункты, полузапруды, паромные переправы и прочее. Плот – это, можно сказать, лодка с веслами, только большая, но такая же легкая в управлении. Основной двигатель – это течение реки. К тому же, там, где проходят наши маршруты, река не судоходная, спокойная. Нужно только следить, чтобы не попасть на каменную отмель и не наскочить на упавшее дерево. На пешеходном переходе в большом городе человек подвергается большей опасности, чем на плоту.
- По каким местам проходят маршруты? Что интересного могут увидеть туристы?
- Маршрутов всего 11, по 50-80 км каждый. Общая протяженность – 760 км на отрезке между Воронежем и Калачом-на-Дону, проходят они по территории Воронежской, Ростовской и Волгоградской областей. Маршруты мы «нарезали», привязав старт и финиш к крупным населенным пунктам, к которым можно подъехать по нормальной дороге. Первая стартовая точка расположена в 60 км от Воронежа ниже по течению Дона, в селе Коротояк. Последний маршрут заканчивается в Голубинском, это в 50 км от Волгограда.
Все маршруты разные, отличаются по ширине реки, количеству рыбы в ней, числу знаковых мест по пути. В Воронежской области Дон более узкий, есть места, где плывешь почти как в американском каньоне: правобережье – красивые меловые горы, изрезанные пещерами, левый берег – песчаные горы с сосновыми борами, великолепный воздух. В этих местах рыбы поменьше.
В Волгоградской области много совершенно диких мест, есть древние капища, а улов, скорее всего, будет богаче.
Перед стартом мы обязательно рассказываем клиентам, что интересного можно увидеть на маршруте, где нужно остановиться, посмотреть первобытные стоянки, места, где проходил Великий шелковый путь, монастыри, церкви и т.п. Изначально мы планировали, что туристы по пути обязательно будут ходить на экскурсии, но потом отказались от этой идеи. Чаще всего людей интересует рыбалка, общение с друзьями и природой.
80% наших клиентов – это мужские компании. Иногда – семьи с детьми, бывают чисто женские команды. Попав на плот, люди отключаются от цивилизации, целыми днями купаются, погружаются в особый мир «дикого» отдыха.
По себе знаю – на плоту спишь, в лучшем случае, 4-5 часов. Потому что всегда есть чем заняться: порыбачить на утренней зорьке, приготовить обед. Легкость управления позволяет хоть каждые пять минут делать остановки у берега, купаться, загорать.
Люди берут с собой нарды, шахматы, по вечерам сидят с гитарой у костра. На маршрутах есть такие участки, где на протяжении 50-60 км нет ни одного населенного пункта, дикие кабаны бродят по берегам, по утрам выходят лоси на водопой, а орланы-белохвосты ловят рыбу прямо у тебя на глазах. Звуки, запахи, воздух, рыба. Телефон не ловит, интернета нет. Только друзья, природа, небо и река, которая веками течет по этому руслу.
Поэтому экскурсии мы сейчас организуем только по предварительной договоренности, если клиенты этого просят. Как правило, за пять суток, столько в среднем длится сплав, плот проходит один-два участка, где есть смысл остановиться для экскурсии. Среди таких мест капище бронзового века «Пуп земли» у станицы Трехостровской, мельница на хуторе Ступино XVIII века, Андреевская пещера на самом юге Воронежской области, храмы и монастыри.
Экскурсии чаще всего заказывают корпоративные группы, а также иностранцы. Некоторым бывает интересно посмотреть, как живут местные села, купить свежие деревенские продукты. В районе Вешенской, где шолоховские места, есть подворья, с которыми можно заранее договориться о встрече и насладиться местным колоритом – накроют стол, угостят, споют казачьи песни.
- Сколько ваших плотов ходит этим летом по Дону?
- Сейчас десять. В прошлом году было семь. В следующем планируем поставить еще больше. Начали появляться и конкуренты, но этого следовало ожидать.
В этом сезоне мы должны перешагнуть рубеж в 800 туристов. Количество клиентов у нас каждый год увеличивается на 35-40%, даже в кризис. Едут отовсюду. Если смотреть на запад, то самые дальние туристы были из Дюссельдорфа и Калининграда, на восток – из Уфы, Челябинска, Иркутска, на юг – из Краснодара, Сочи, Баку, а также из более близких городов – Саратова, Самары, Москвы и Санкт-Петербурга. И, конечно, из Ростова-на-Дону.
Аренда плота стоит 2 тыс. рублей в сутки с человека. Кто-то говорит, что это дорого. Но организация такого проекта – мероприятие затратное. По итогам прошлого сезона мы рентабельности не достигли. Цены в этом году оставили прежними, подняли только стоимость аренды двигателей, потому что это ввозимый импортный товар, который покупается за доллары.
- Продажами и продвижением вы занимаетесь самостоятельно?
- Можно сказать, да. Но мы открыты для сотрудничества и готовы давать комиссию партнерам. Продукт интересный и новый. Опытом поделимся с удовольствием. Что особенно радует – клиенты возвращаются, причем с большим количеством попутчиков: если в первый раз они едва набирали людей на один плот, то в следующий с трудом умещаются на двух-трех. Появилось много корпоративных заказов. Это не только выездные вечеринки, но и тренинги по командообразованию, мероприятия для повышения мотивации сотрудников. Вообще, сегментировать нашего покупателя сложно: приезжают и семьи с детьми, и предприниматели, и топ-менеджеры, и даже паломники. Ну и просто романтики.
Анна Вальцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»