Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 06.10.2006

Изучаем зарубежный опыт: Великобритания

Свое мнение по поводу законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» решил высказать наш читатель Виктор Елистратов, много лет работающий в туризме. Он считает, что при построении собственной внятной и действенной системы финансовых гарантий, служащей интересам всех участников рынка, а не группке избранных, необязательно изобретать велосипед. Можно опереться на лучшие примеры зарубежной организации финансовой ответственности, которые прошли проверку многолетней практикой. В данном случае, ссылаясь на сайт Британской ассоциации турагентств (кстати, второй по численности в мире – после американской ASTA) Виктор предлагает ознакомиться с опытом британских коллег, где фингарантии разделены на два крупных блока – авиаперевозки и туруслуги.

В части, касающейся авиаперевозок, механизм построен на основе лицензирования продаж авиатранспортных услуг с финансовой защитой потребителя ATOL (Air Travel Organizers License). Операторам, создающим турпродукт, включающий авиаперевозку, необходимо иметь такую лицензию. Регулирует этот сегмент независимая государственная корпорация, созданная парламентом в 1972 году как независимый орган регулирования авиации и организации воздушных перевозок CAA (Civil Aviation Authority). Вся лицензируемая деятельность авиаперевозчиков должна быть оформлена с гарантийными обязательствами (бондами) в пользу САА.

Туруслуги же регулируются ассоциацией турагентств. Общая стоимость финансовых гарантий от турагентов £201 млн., от туроператоров – £170 млн. Финансовые требования в ассоциации следующие. Минимальный уставный капитал компании должен быть равен £50 тыс. и общая стоимость активов – не менее £50 тыс., не включая нематериальные активы. Таким образом, финансовые требования к уставному капиталу и материальным активам компании формируют на рынке среду серьезных участников, которым есть чем ответить по своим обязательствам.

Имеются у ассоциации финансовые требования и к оборотному капиталу. Под ним понимается та часть капитала, стоимость которого переносится на услуги и возвращается в течение одного кругооборота – т.е. маржа турагента. Так вот, минимальный оборотный капитала для турагента – £15 тыс. Кстати, можно спрогнозировать объем продаж такого турагента – при норме наценки 12% это будет £125 тыс.

Для туроператоров свои требования. Они регулируются на основе доли продаж авиаперевозок в общем обороте. Если же член ассоциации занимается и турагентской, и туроператорской деятельностью, его оборотный капитал должен быть £15 тыс. или 4% от общего оборота (что больше). Финансовые требования к оборотному капиталу заботятся о том, чтобы на рынке присутствовали финансово здоровые участники, у которых заданные параметры в норме.

Что касается гарантийных обязательств на туруслуги, то они могут быть даны члену ассоциации от банка или страховой компании, если он сам не имеет финансовых возможностей компенсировать затраты клиента. Сумма гарантий определяется в зависимости от оборота компании по розничным продажам за вычетом сумм в иностранной валюте, а также за минусом 90% стоимости авиабилетов, железнодорожных билетов и автобусных билетов по Великобритании.

Размер финансовых гарантий для операторов составляет 15% от общего оборота, но не менее £20 тыс. По суммам, выплаченным в качестве возвратных депозитов на покрытие ущерба в средствах размещения и т.п., гарантии начисляются в размере 50% от выплаченных сумм.

Для турагентов размер финансовых гарантий установлен в зависимости от оборота. Если оборот равен £1 млн., то он составляет £37,5 тыс. (или 4%), если оборот от £1 млн. до £2 млн., то – £37,5 тыс. плюс 3% от суммы, превышающей £1 млн. Оборот от £2 млн. до £5 млн. – размер гарантии возрастает до £67,5 тыс. плюс 4,5% от суммы, превышающей £2 млн. Для турагентов с оборотом в более чем £5 млн. сумма покрытия рисков равна уже £202,5 тыс. плюс 2,25% от суммы, превышающей £5 млн.

Общий вывод из всего вышесказанного таков. Ответственность производителей услуг на британском рынке регулируется финансовыми обязательствами в пользу независимой ассоциации, которая отвечает по обязательствам своих членов. Финансовая ответственность по обязательствам в связи с авиаперевозками отделена от финансовой ответственности по остальной туроператорской и турагентской деятельности. Финансовое здоровье участников рынка имеет четко определенные параметры, что не позволяет «фирмам-проходимцам» вести деятельность.

Напоминаем, что RATA-news неоднократно публиковала материалы о зарубежном опыте финансовой ответственности туролператоров, в частности, в Германии, Австрии, Италии, Эстонии, Украине, Венгрии.

Все публикации по вопросу финансовых гарантий можно посмотреть здесь.

Спрос на Турцию, ОАЭ и Чехию оказался ниже ожидаемого

Информационно-маркетинговое агентство «Форос ИнфоТрэвл» подвело итоги бронирования туров через систему ФОРОС за сентябрь 2006 года. В представленной ниже таблице 1 можно не только посмотреть основные результаты бронирований по 10 наиболее популярным направлениям отдыха, но и сравнить их с результатами предыдущих лет.

В сентябре 2006 года пользователи ФОРОС забронировали туры для 6234 туристов по 27 направлениям отдыха. Если оценить объемы бронирований через ФОРОС в рублях, то в сентябре сумма по всем заявкам превысила 114 млн. рублей, что на 36% больше, чем в сентябре 2005 года. Средняя стоимость одной заявки выросла на 3163 рубля (с 33536 руб. до 36699 руб.). В среднем один турист потратил на отдых в сентябре 2006 г. 18373 рубля, что на 8% больше, чем ровно год назад (наименьшая средняя стоимость тура на одного туриста оказалась по Финляндии – 4088 руб., наибольшая, по Кубе, составила 67013 руб.).

В сентябре 2006 года, согласно данным по бронированию, средняя стоимость тура на одного туриста оказалась меньше на 1795 рублей по сравнению с августом 2006. Более того, в сентябре структура спроса значительно изменилась. На прежних местах остались лишь первые три лидера рейтинга по объему забронированных туров: Турция, Египет и Греция. В прошедшем месяце заметно упала доля Испании в объеме забронированных туров (с 6,14% до 1,9%), а также Болгарии (табл. 2). Зато пользователи стали гораздо чаще бронировать Тунис, Кипр и Эмираты. Такие изменения в структуре спроса вполне характерны при приближении зимнего сезона.

Как показали данные, в сентябре реальный спрос на Турцию, ОАЭ и Чехию оказался ниже, чем ожидалось. Особенно «подвела» Турция, набрав лишь 51,2% объема ожидаемого спроса (ожидаемый спрос рассчитывается исходя из прироста числа пользователей ФОРОС, таблица 1). Доля Эмиратов в объеме забронированных туров в целом осталась прежней и составила 2,5%, хотя ожидалось, что она немного вырастет. Возможно, это произойдет зимой, когда направление обычно начинает «расцветать». Интерес к Турции и Чехии явно уменьшился по сравнению с сентябрем 2005 года, хотя средняя стоимость отдыха на одного туриста по этим направлениям осталась практически прежней и даже слегка подешевела по сравнению с прошлым годом. Судя по данным в таблице 1, по Чехии и ОАЭ «снижение веса», в отличие от Турции, происходит впервые.

По сравнению с августом 2006 доля Турции в объеме забронированных туров сократилась значительно, что, в принципе, обычно для направления с приближением зимнего сезона (таблица 2). Средняя стоимость тура в Турцию на одного туриста упала с 18331 рубля до 15505 рублей. Обратная ситуация сложилась на зимнем, Эмиратском направлении, объем бронирований по которому, а следовательно и цены выросли по сравнению с августом. Однако рост доли оказался недостаточным, чтобы оправдать ожидаемый спрос. С началом осени увеличивается и доля Чехии в объеме забронированных туров в ФОРОС, при этом средняя стоимость тура в Чехию на одного туриста немного упала по сравнению с августом (табл. 2).

Если в сентябре 2005 года реальный спрос на Египет, Болгарию, Кипр, Испанию и Италию оказался ниже прогнозируемого, то в нынешнем году эти направления превзошли ожидания. Особенно это касается Кипра и Италии, прирост по которым составил более 100% (табл. 1). Кроме того, данные направления объединяет также похожая динамика изменения доли в объеме забронированных туров в ФОРОС. В сентябре прошлого года доли перечисленных направлений оказались ниже, чем в 2004 году, но в 2006-м динамика снова оказалась положительной. Таким образом, Египет еще рановато причислять к такому массовому направлению, как Турция, интерес к которой медленно, но верно затухает. Сложившаяся динамика по Египту подтверждает мнение некоторых экспертов рынка, которые считают, что если в прошлом году в рассматриваемый период наблюдался спад интереса к направлению, то в тот же период нынешнего года можно ожидать подъема спроса. Средняя стоимость отдыха в Египте на одного туриста стабильно растет на 10% в год, и в сентябре она составила 19138 рублей.

С августа 2006 года доля египетского направления в объеме забронированных туров в ФОРОС выросла значительно (с 11% до 33%), в то время как цены на отдых остались августовскими (табл. 2). Согласно полученным данным в сентябре цены на отдых в Египте росли гораздо меньше, чем в августе.

Средняя стоимость туров в Испанию и Болгарию на одного туриста увеличилась в среднем на 13% по сравнению с сентябрем прошлого года. Однако, если сравнить с августом 2006, в сентябре цены на эти направления росли сильнее (табл. 2). Несмотря на то, что с августа доли Испании и Болгарии, как отмечалось выше, достаточно сильно сократились в объеме забронированных в ФОРОС туров, сентябрьские результаты все же превзошли прошлогодние (табл. 1).

Доля Италии в объеме забронированных туров в системе ФОРОС практически не изменилась с августа 2006, однако в нынешнем сентябре Италия оказалась гораздо популярнее, чем год назад, когда ее реальная доля составила лишь 43,8% от ожидаемой. К тому же средняя стоимость тура в Италию на одного туриста уменьшилась на 5% по сравнению с сентябрем 2005 года и составила 21480 рублей, что почти на 4 тыс. рублей ниже августовской цены. Таким образом, в сентябре рост средней стоимости тура в Италию явно замедлился (табл. 2).

Популярность Кипра в сентябре выросла до 3,4%, что на 1,7% больше, чем в августе 2006. Объемы бронирований по Кипру в сентябре оказались на 200% больше ожидаемых, тогда как в августе реальные объемы по данному направлению полностью подтвердили ожидаемые результаты. В прошлом году в сентябре по Кипру не было таких впечатляющих результатов (табл. 1). В рассматриваемый период средняя стоимость туров на Кипр оказалась практически равной прошлогодней и составила 22418 рублей, что почти на 4 тыс. рублей меньше, чем в августе 2006. Отметим, что в августе цены на Кипр росли сильнее, чем в сентябре.

В сентябре реальный спрос по Тунису полностью совпал с ожидаемым (табл. 1). Доля направления в объеме забронированных туров в системе ФОРОС в сентябре составила 6%, что гораздо больше, чем год назад и в предыдущем месяце. В сентябре 2005 года реальные результаты бронирований по Тунису составляли только 65% ожидаемого спроса. По сравнению с сентябрем прошлого года средняя стоимость тура в Тунис выросла на 5%, но оказалась на 1000 рублей меньше, чем в августе (табл. 1, табл. 2)

По результатам бронирования Греция снова превзошла ожидаемые результаты, к тому же с ещё большим отрывом, чем в августе 2006 (табл. 2). Согласно данным в таблице 1, доля Греции в объеме забронированных туров постоянно растет уже на протяжении 3 лет. Однако, по сравнению с предыдущим месяцем, интерес к Греции заметно спал, что вероятнее всего связано с окончанием высокого сезона (табл. 1). Что касается стоимости отдыха в Греции, она увеличилась в сентябре на 26% по сравнению с прошлым годом, в августе цены росли меньше. Однако в сентябре средняя стоимость отдыха на одного туриста оказалась на 3966 рублей меньше, чем в предыдущем месяце. (Юлия Ахтиманова, «Форос», специально для RATA-news)

 

Таблица 1
Результаты бронирования туров через систему ФОРОС
в сентябре 2006-2004 гг.

 

 

% от общего числа заявок

% от общей суммы по всем заявкам

средняя стоимость тура на одного туриста (руб.)

изменение средней суммы на одного туриста (%) по сравнению с предыдущем годом

% от ожидаемого спроса

2004

2005

2006

2004

2005

2006

2004

2005

2006

2005

2006

2005

2006

1

Турция

58,8

63,9

41,8

59,8

62,0

35,9

16229

16029

15505

98,8

96,7

95,9

51,2

2

Египет

29,2

20,4

33,4

29,6

21,2

35,3

15749

17820

19138

113,2

107,4

61,5

128,3

3

Греция

0,9

2,4

5,8

0,6

2,3

6,7

12339

17631

22360

142,9

126,8

238,3

185,5

4

Тунис

5,9

4,4

5,8

6,0

4,8

5,9

15898

18563

19540

116,8

105,3

65,5

103,8

5

Кипр

1,4

1,2

3,4

0,9

1,2

4,0

14236

21315

22418

149,7

105,2

78,1

218,8

6

ОАЭ

0,1

2,6

2,5

0,0

3,4

4,2

12507

23472

30361

187,7

129,3

2062,5

74,8

7

Испания

1,2

1,2

1,9

1,0

1,1

2,1

13927

20052

22910

144,0

114,3

85,2

122,9

8

Италия

0,6

0,3

0,9

0,5

0,3

1,0

12524

22550

21480

180,1

95,3

43,8

250,0

9

Чехия

0,2

1,0

0,8

0,2

1,1

0,8

12088

18828

18570

155,8

98,6

375,0

67,7

10

Болгария

0,5

0,4

0,6

0,2

0,3

0,4

8974

12334

13905

137,4

112,7

85,9

113,6


Итого

 

 

 

 

 

100,0

15927

16941

18373

106,4

108,5

88,2

78,2

 
Таблица 2
Результаты бронирования туров через систему ФОРОС
в августе-сентябре 2006 г.

 

 

% от общего числа заявок

% от общей суммы по всем заявкам

средняя стоимость тура на одного туриста (руб.)

изменение средней суммы на одного туриста (%) по сравнению с предыдущем годом

 

авг

сен

авг

сен

авг

сен

авг

сен

авг

сен

1

Турция

54,9

41,8

52,6

35,9

18331

15505

1,2

-3,3

70,2

51,2

2

Египет

11,8

33,4

10,6

35,3

18594

19138

12,6

7,4

94,6

128,3

3

Греция

8,2

5,8

10,1

6,7

26326

22360

14,6

26,8

117,5

185,5

4

Тунис

4,6

5,8

4,6

5,9

20879

19540

1,9

5,3

52,7

103,8

5

Кипр

1,7

3,4

2,1

4,0

26348

22418

14,4

5,2

101,5

218,8

6

Оаэ

1,2

2,5

1,1

4,2

21960

30361

6,3

29,3

153,3

74,8

7

Испания

6,1

1,9

7,6

2,1

26712

22910

19,4

14,3

158,0

122,9

8

Италия

1,2

0,9

1,3

1,0

25613

21480

41,0

-4,7

74,2

250,0

9

Чехия

0,6

0,8

0,6

0,8

20201

18570

 

-1,4

 

67,7

10

Болгария

2,3

0,6

1,8

0,4

17555

13905

21,8

12,7

80,4

113,6

Итого

 

 

 

100,0

20168

18373

7,4

8,5

81,5

78,2

Болгарское направление не заметит ухода Ил-86

С вхождением Болгарии 1 января 2007 года в ЕС, российские «Ил-86», делавшие основную часть объема перевозок, не смогут больше летать на этом направлении. Если с зимним сезоном проблем никаких, так как объем в это время в разы меньше летних, то будущее лето может преподнести туристам сюрпризы. Переход на меньшие емкости должен неизбежно повысить стоимость пакетов в Болгарию. По опыту нынешнего года, билет на рейс Боинга стоит примерно на $30, или примерно на 15%, больше, чем на Ил. Однако, как сказал RATA-news генеральный директор компании «Ориент» Анатолий Гусев, проблема сейчас не в ценах, они вряд ли так серьезно скажутся на направлении, а в том – где достать самолеты. Сейчас на рынке лишних емкостей нет, так что операторам по Болгарии придется уже сейчас активизировать свои переговоры с авиакомпаниям. С другой стороны, полагает он, Болгария – удобное и перспективное направление, перевозчики в нем заинтересованы, и это внушает оптимизм.

Оптимистична в своих оценках будущего летнего сезона и генеральный директор компании «Солвекс» Ирина Петрова. Во-первых, по ее мнению, не исключено, что болгарские авиационные власти пролонгируют еще на год разрешение для Ил-86 , во-вторых, в «уходе» Ил-86 есть и положительное начало: болгарский рынок созрел для большего разнообразия самолетов и перевозчиков, как и для более качественной перевозки вообще. Косвенно ее слова подтверждают планы новичка на этом направлении – компании «ПАК групп». Как сообщила PR-директор «ПАК групп» Мария Малышева, компания стартует зимой на Боинге-757 (перевозчик еще не определен) и с блоком мест на регулярном рейсе «Аэрофлота».

«Ежегодно болгарский рынок прибавляет очень заметными темпами, – говорит Ирина Петрова. – В этом году, например, направление выросло на 30%. Так что я уверена, нам вряд ли придется «искать» перевозчиков – они сами нас найдут». (Светлана Ставцева, RATA-news)

«ПАК групп» выбирает Тироль

Компания «ПАК групп» в Австрии делает акцент на горнолыжных курортах земли Тироль, обладающих, по ее мнению, наилучшими условиями для катания и отличной инфраструктурой. Особое внимание уделено курортам Зельден, Ишгль, Майрхофен, Санкт-Антон. Компания строит свои австрийские программы «на трех китах»: собственные представители на курортах, длинные комитменты в отелях, оптимальные цены.

На курорте Зельден рекомендуются отели Gastello Falkner 4*, Hotel Stefan 4*, Hotel Parkhotel 3*. В Ишгле – Hotel Garni Daniel 4*, Garni Astoria 4*, Hotel Brigitte 4*, Garni Bernina 3* и новые апартаменты Gradiva.

Впервые в этом году компания «ПАК групп» поднимает чартерные программы в Австрию из Екатеринбурга (вылеты на Зальцбург со 2 по 13 января 2007) и Нижнего Новгорода (вылеты на Инсбрук со 2 по 13 января 2007).

Подробности о программах на сайте www.pac.ru, в новых каталогах и на семинарах.

«ПАК групп»: (495) 933-09-50

Спортивные туры от компании «Джет Тревел»

Во вторник стартовал групповой этап футбольной Лиги чемпионов сезона 2005/2006, в котором участвуют 32 клуба – 16 победителей третьего отборочного раунда и 16 команд, попавших в эту стадию автоматически. Для любителей футбола туристическая компания «Джет Тревел» подготовила пакет спортивных туров, с которыми можно ознакомиться на сайте. Одна из программ приглашает посетить матч Лиги чемпионов между командами «Арсенал» – ЦСКА, который состоится 1 ноября 2006 года в Лондоне.

Пакет включает в себя проживание в отелях 2*-3* (с 31 октября по 2 ноября 2006) на базе завтраков, авиаперелет, страховку. Билет на матч, виза, трансфер – оплачивается дополнительно.

«Джет Тревел»: (495) 626-89-00, доб. 113, sport@jettravel.ru, www.jettravel.ru

«Сфера» - официальный представитель AleksAirGroup

Туристическая компания «Сфера» стала официальным представителем в Краснодарском крае авиационной группы AleksAirGroup. В связи с этим фирма предлагает новые услуги –аренда самолетов,деловая авиация,заказ чартеров,реклама в самолетах.

Теперь с помощью «Сферы» стало возможным заказать самолет, как на полет в Сочи или другой город Краснодарского края, так и на вылет в любую точку мира. Можно получить бортовое питание по индивидуальному меню, выбрать дополнительное наземное обслуживание, разместить рекламу своей компании на бортах самолетов, а при необходимости – сохранить полную конфиденциальность полета.

Компания предлагает различные по экономичности, комфортабельности, классу и техническим характеристикам самолеты.

www.sphere-sochi.ru

Диплом специалиста по Австрии без отрыва от производства

Способствовать углублению знания австрийского турпродукта у сотрудников турагентств – одна из основных задач Австрийского представительства по туризму. Именно поэтому была создана «Австрийская академия туризма» – первая образовательная Интернет-платформа для специалистов в области туризма, представляющая направление и конкретные турпродукты.

Обучение в нашей академии даст знание австрийского турпродукта, повысит профессиональный уровень, будет способствовать решению любых задач в работе с запросами клиента.

Наряду с обучающими курсами на различные темы студентов академии ожидают образовательные туры и викторины с ценными призами. Одно из главных преимуществ обучения в том, что студентам не придется отрываться от производства. Получать знания можно в любое удобное время. К тому же обучение в академии бесплатное.

В начале 2007 года студентам академии, прошедшим три курса и набравшим достаточное количество баллов, будет вручен диплом специалиста по Австрии. А первые сто выпускников Австрийской академии туризма получат в подарок бутылку австрийского вина «Блауфрэнкиш».

Начало обучения – 10 октября 2006 года. Три курса – Вена, Зельден, Зальцбургский край. Зарегистрироваться и пройти курс обучения возможно с 10 октября 2006 на сайте www.austria-academy.com/ru/

Как управлять доходами - подскажет «Амадеус»

С января текущего года более 300 гостиниц по всему миру сделали свой выбор в пользу решения Amadeus Hotel Revenue Management System (RMS) от компании «Амадеус», лидера в области технологических и дистрибутивных решений для мировой индустрии туризма и авиаперевозок. Это решение обеспечивает гостиничную сеть или независимый отель точной информацией, необходимой для расчета оптимальной цены на проживание конкретного гостя в определенное время. Гостиницы, внедряя это решение, обычно фиксируют рост дохода по крайнее мере от 4% до 8%.

Достаточно сложный и многоканальный механизм дистрибуции гостиничных услуг сегодня еще острее ставит вопрос о соответствии фиксированного номерного фонда меняющимся потребностям различных сегментов рынка. Процесс постоянного развития и усложнения этого механизма требует внедрения передовых решений по управлению доходами, например, таких, которые предоставляет компания «Амадеус». В этом году Amadeus Hotel RMS уже применяют такие международные гостиничные сети, как Accor, Golden Tulip, Le Meridien, Jolly Hotels и Park Plaza.

Директор по управлению доходами и развитию бизнеса гостиницы Royal Plaza on Scotts в Сингапуре Мохамед Юсоф Хамзах говорит, что с начала года доход с номеров повысился в его отеле на 20%. «А это миллионы долларов – и без какого-либо существенного изменения в загрузке. Это стало возможным благодаря определению лучших расценок на проживание, что мы легко делаем с технологией Amadeus RMS», – пояснил г-н Юсоф.

Amadeus Hotel RMS – это сильный инструмент принятия решений, оптимизирующий доход с каждого свободного номера (RevPAR) путем предоставления менеджеру необходимых рабочих данных и прогнозирования будущего спроса. Amadeus Hotel RMS предлагает более 250 различных, в том числе адаптированных под требования клиента, отчетов, включая отчеты по каналам дистрибуции, стране, в которой было создано бронирование, и категории номера. Решение прогнозирует будущий спрос с высокой точностью, используя передовое программное обеспечение, которое учитывает прошлый опыт и формирует прогноз на заданное время. Технология работы и данные прогноза объединены таким образом, чтобы помочь менеджерам гостиницы указать ту цену, которая обеспечит самый высокий RevPAR. Правила ценообразования (например, минимальная цена продажи номера или минимальная длительность проживания) могут быть определены как для одного отеля, так и для всей гостиничной цепочки или группы отелей.

Как отмечает управляющий директор Amadeus Hospitality Business Group Антонио Медавар, управление доходами – это ключевая часть предложений компании «Амадеус» по информационным технологиям для индустрии гостеприимства. Все большее число отелей признают необходимость в едином интегрированном пакете решений, в котором гостиница и системы управления доходами «бесшовно» взаимодействуют с центральными технологиями по дистрибуции и резервированию.

Экологический заповедник к западу от Москвы

Комитет по туризму Московской области провел очередной рекламно-информационный тур по Подмосковью. На этот раз представители областных и столичных турфирм и журналисты профильных изданий отправились в путешествие по Одинцовскому району. Приняла в нем участие и делегация министерства спорта и туризма Белоруссии, посетившая Россию в рамках проведения Дней Республики Беларусь в Московской области.

Одинцовский район – один из самых экологически чистых уголков Подмосковья. Еще отец ПетраI, царь Алексей Михайлович Тишайший, оценив по достоинству красоту здешних мест, издал указ, запрещающий ставить к западу от Москвы любые дымные, как мы бы сейчас сказали, предприятия. Строгую директиву царя с тех пор никто так и не посмел нарушить. По сей день отсутствует здесь отравляющая воздух и воду крупная промышленность, лишь санатории, пансионаты и дома отдыха, которых в общей сложности больше 60.

Один из них – пансионат «Липки»,(фото)предлагающий большой комплекс услуг для проведения полноценного отдыха и корпоративных мероприятий. Строился он больше 10 лет назад как пионерский лагерь, но потом был перепрофилирован и с тех пор принимает одновременно около 350 человек взрослых отдыхающих с детьми.

Знакомство с «Липками» началось для участников тура с гордости пансионата – ротонды, находящейся в центральном корпусе. Днем здесь работает бар, а вечером под деревянными сводами, обеспечивающими великолепную акустику, звучит самая разная, но всегда живая музыка. Номера в пансионате девяти категорий – от стандартных, в которых уютно будут чувствовать себя лишь ностальгирующие по советским временам люди, до апартаментов, куда не стыдно поселить бизнесмена средней руки. Есть рестораны «Лепота», «Волшебный сад» и «На костровой», где блюда готовятся на открытом огне. Любителей поддерживать во время отдыха спортивную форму ждут в тренажерном зале, на закрытой спортивной площадке и в оригинальном бассейновом комплексе, состоящем из большого плавательного с противотоками и водопадами, маленького детского и джакузи с гейзером. Проведение деловых мероприятий возможно в двух оборудованных аудиториях.

Побывала группа и в клубном отелеHelioparkThalasso. Радушный менеджер Ольга Малютина показала гостям все, чем по праву гордится отель – комфортабельные номера, ресторан в стилеXIXвека «Пушкин», детское кафе «Бим-Бом», двухуровневый дискоклубNeo, залы для проведения конференций и семинаров,talasso- иwellness-центры, а также площадки на свежем воздухе для барбекю и пикников. (Любовь Булгакова, RATA-news)

Сбербанк помогает сохранять мемориальные деревья

Бережное сохранение культурного и природного наследия – чрезвычайно важная государственная задача. Это в полной мере относится и к деятельности Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».

Особую заботу и внимание специалисты парковой службы оказывают старым деревьям многочисленных аллей и парков заповедника. На берегу большого пруда в Петровском растет, например, 250-летний вяз. А знаменитая и всеми любимая аллея Керн в парке Михайловского сплошь состоит из 200-летних лип. Еще один патриарх – старый клен, живет около домика няни. Украшение Тригорского парка – красавец «дуб уединенный».

В лесном хозяйстве заповедника много деревьев солидного возраста, требующих обрезки сухих ветвей, чистки и обработки дупел. Встречающиеся на стволах деревьев плодовые тела грибов трутовиков – очень серьезный сигнал о том, что внутри дерева развивается гниль, поражающая глубокие слои древесины. Сильные ветры также вызывают опасение, так как существует реальная угроза поломки ветвей, которые могут нанести увечья посетителям музея-заповедника и работающим в парках и на усадьбах сотрудникам. На очень высоких (более 30 метров) деревьях проводится снижение крон с последующим их формированием.

Музей-заповедник уже 15 лет успешно сотрудничает с кооперативом «Возрождение» из Санкт-Петербурга, который проводит работы в кронах деревьев и со стволами и дуплами на высоте. В 2006 году верхолазами в большом объеме осуществлены необходимые мероприятия по лечению и сохранению старовозрастных и мемориальных деревьев. Финансирование их в виде благотворительной помощи осуществлял Сбербанк России. Это не единственная помощь Псковского отделения Сбербанка России Пушкинскому заповеднику. Уже второй год благодаря его материальной поддержке в музее-заповеднике осуществляется реализация значимых научных и культурно-массовых проектов и мероприятий. В настоящее время, когда вопросы сохранения окружающей среды стоят так остро, деятельность музея-заповедника в природоохранной области очень важна и тем своевременнее финансирование таких мероприятий Сбербанком. (Галина Пиврик, главный хранитель парков Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», специально для RATA-news).