№2718
Египтяне протестуют в Швейцарии. На Красном море спокойно
По данным, предоставленным межведомственному оперативному штабу Росавиацией, специальными представителями Ростуризма и представителями ведущих туроператорских компаний, на конец дня 4 февраля в Египте находились около 28 тысяч российских туристов. 4 февраля все самолеты, отправленные чартерными рейсами из России в Египет, вылетели без пассажиров.
Ростуризм призывает покинуть курорты. В минувшую субботу МИД России подтвердил рекомендацию туристам, находящимся в Египте, вернуться на родину, воспользовавшись для этого регулярными и чартерными рейсами российских авиакомпаний. В аэропорту Каира круглосуточно работают консульские сотрудники российского посольства, готовые оказать всю необходимую помощь нашим соотечественникам. Для содействия российским туристам на курортах в Шарм-эль-Шейх и Хургаду из Москвы дополнительно направлены работники консульской службы.
Ростуризм в субботу же еще раз призвал российских туристов воспользоваться возможностью вернуться на Родину ранее намеченного срока. Согласно распоряжению Росавиации от 29 января 2011 г., все российские авиакомпании, совершающие рейсы в Египет, обязаны при наличии свободных мест принимать к перевозке граждан России, находящихся в Египте и обратившихся в представительства авиакомпаний в аэропортах Египта.
Как напоминает Ростуризм, туроператоры и авиаперевозчики должны своевременно информировать туристов о наличии свободных мест на самолетах, отправляющихся в Россию, а также предоставлять достоверную и подробную информацию о порядке переоформления авиабилетов на более ранние даты вылетов или рейсы других авиакомпаний.
Уезжать хотят не все. Спектр обращений туристов в Российский союз туриндустрии колеблется от «помогите уехать» до «не имеете права». Например, в пятницу родственники питерских туристов, отдыхавших в Хургаде, сообщили, что еще 31 января ребята написали представителю туроператора заявление, что хотят уехать раньше времени, но им до сих пор не предложили никаких вариантов. Правда, на вопрос, жалуются ли их родные на обстановку в Хургаде, нам ответили: «Нет, у них все спокойно, это мы здесь очень волнуемся и хотим, чтобы они вернулись».
Но гораздо больше звонков от возмущенных россиян, которые не хотят прерывать свой отдых. «Нас заставляют уезжать до окончания тура, мотивируя тем, что позже не будет авиарейсов. А если мы отказываемся, говорят: оставайтесь, но возвращение в Россию – ваша проблема. Но у нас на руках билеты на конкретную дату, авиакомпания обязана нас вывезти!».
Как поясняет руководитель Правовой комиссии РСТ и генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, авиакомпания может расторгнуть договор с пассажиром о перевозке в одностороннем порядке, но при этом обязана вернуть полную стоимость авиабилета. Большинство же туристов, отдыхающих в Египте, купили перевозку в составе турпакета. Если отдых прерывается в связи с существенными изменениями условий тура, туроператор обязан донести до клиента соответствующую информацию и предоставить ему возможность уехать раньше времени.
Что делать, если клиент отказывается уезжать? Взять с туриста расписку, что он извещен об изменении условий, но принял решение остаться на курорте. А если турист не хочет давать расписку? В этом случае поможет, например, подписанный участниками протокол собрания, на котором отдыхающим сообщили о необходимости покинуть курорт. Еще можно составить акт – «мы, нижеподписавшиеся, подтверждает, что туристу NN в нашем присутствии было сообщено…» и т.д. Если с клиентом что-то случится, расписка и другие документы не снимут с туроператора ответственности за происшедшее, но все же несколько облегчат его участь. Таковы, к сожалению, наши законы: туроператор не виноват – но ответственность несет.
Европейцы сохраняют спокойствие. Европейские туроператоры тоже вывозят туристов из Египта до окончания туров. Но морских курортов это не касается.
В минувшую пятницу МИД Великобритании еще раз порекомендовал отказаться от поездок в Каир, Александрию, Луксор и Суэц без острой необходимости. Тем, кому необязательно оставаться в этих городах, следует покинуть страну. Однако относительно остальных регионов Египта таких рекомендаций не поступало.
Компания Thomson сообщает на своем сайте, что ситуация на курортах Шарм-эль-Шейх, Хургада, Таба и Марса Алам спокойная, туристы отдыхают, как обычно. А вот из Луксора все туристы Thomson были возвращены на родину. Отменены 8 рейсов из Англии в/из Луксора на 9 и 16 февраля. Все рейсы в Асуан отменены до 25 апреля.
Компания TUI до 28 февраля продлила для своих клиентов возможность отказаться от поездки в Египет без финансовых потерь. Также предлагается без доплаты изменить время поездки в Египет или заменить место отдыха. До 28 февраля отменены туры в Каир и Луксор. До 14 февраля включительно TUI отменяет все поездки в район Красного моря – по рекомендации МИД Германии. При этом подчеркивается, что на курортах Красного моря обстановка спокойная. Туристы, которые находятся в этом регионе, могут спокойно завершить свой отдых или прервать его - по желанию.
Thomas Cook отменил рейсы из трех городов Англии в Луксор на 9 февраля. На сайте компании сообщается, что со всеми туристам, купившими туры на эту дату, свяжутся и предложат сменить срок или направление поездки либо получить полную стоимость тура. Курорты Красного моря беспорядками не затронуты, сообщает туроператор, все рейсы выполняются по расписанию, досрочно никого не вывозят.
Наши выкручиваются, как могут. Компании Coral Travel и Sunmar Tour в пятницу сообщили, что из Египта возвращено свыше 4700 туристов, на курортах осталось 1352 клиента. Некоторые летят домой в соответствии со сроками окончания их туров, некоторые – раньше времени. Прервавшим свой отдых компенсируется разница за проживание в отелях. Более 450 клиентов уже получили деньги за несостоявшиеся туры. Вопрос компенсаций обсуждается с клиентами в индивидуальном порядке.
Coral информирует, что стартовала чартерная программа в Анталью, увеличена квота мест на Таиланд, Гоа, Доминикану, ОАЭ, Вьетнам, Израиль. Но, в принципе, в обмен на несостоявшуюся поездку в Египет туристы могут выбрать любое из 20 направлений туроператора. Что касается полетной программы в Египет, то ее можно будет полностью восстановить в течение недели, когда обстановка в Египте стабилизируется.
TEZ tour предлагает всем туристам, купившим путевку в Египет, перебронировать тур в любую страну из ассортимента туроператора на любую дату заезда в течение 2011 года. Сумма, заплаченная за Египет, будет зачтена за новый тур в полном объеме. НА этих условиях перебронирование возможно до конца рабочего дня 12 февраля. Все заявления о возврате денежных средств по аннулированным заявкам и перебронированиям, совершенным после 12.02.2011, будут рассматриваться в индивидуальном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ. Все заявки в Египет с заездом с 15 февраля и далее аннулируются по письменному заявлению заказчика тура. Суммы, внесенные по этим заявкам, будут зачислены на депозиты турагентства для оплаты последующих туров.
«Анекс Тур» предлагает изменить даты или направление путешествия, в этом случае аннуляции будут осуществляться без штрафных санкций, а ранее перечисленные средства учитываются при оплате нового бронирования. Если турист отказывается от альтернативного предложения, возврат денежных средств будет осуществляться на основании решения суда по заявлению туриста.
«Трансаэро» готова расшириться. По словам генерального директора авиакомпании Ольги Плешаковой, до начала беспорядков «Трансаэро» еженедельно завозила на египетские курорты 12 тыс. человек. Сейчас каждый день вывозит из Хургады и Шарм-эль-Шейха до 2 тыс. человек.
Г-жа Плешакова сообщила, что авиакомпания в партнерстве с туроператорами готова увеличить количество рейсов и поставить суда большой вместимости на Дубай, Индия, Таиланд, Вьетнам, регион Карибского моря и другие направления. «К концу февраля мы планируем за счет других направлений компенсировать потери на Египте», - сказала Ольга Плешакова.
Египтяне протестуют в Швейцарии. В субботу демонстрация египтян в поддержку оппозиции прошла даже в респектабельном Цюрихе. Акция явно была санкционирована властями: перед группой протестующих двигались полицейские на мотоциклах, а замыкал шествие полицейские автомобиль (фото). Кроме того, служители правопорядка на улицах вежливо предупреждали о демонстрации пешеходов и рекомендовали посторониться.
А на египетских курортах все спокойно. Комендантского часа нет, банки работают. Практически нет желающих уехать досрочно. Но нет и новых заездов. Предполагается, что все российские туристы будут вывезены с побережья Красного моря до конца первой декады февраля.
На курортах закрываются отели и рестораны, увольняют персонал, нечем платить зарплату. (Ирина Тюрина, RATA-news)
МИД России изучает возможность создания сайта для добровольной регистрации туристов
Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризма планирует разработать законопроект о создании единого туристического реестра. Предполагается, что это позволит оперативно получать информацию о том, сколько российских туристов в конкретный момент находится в той или иной стране мира. Об этом сообщил спикер верхней палаты Сергей Миронов. По его словам, такой реестр необходим для защиты туристов и на случай эвакуации.
Г-н Миронов рассчитывает, что создание реестра позволит избежать ситуации, которая возникла в связи с событиями в Египте, когда невозможно было оперативно выяснить, сколько россиян отдыхает на курортах Красного моря. Сначала появилась экспертная цифра в 20 тыс. человек, потом, по мере уточнения информации, она стала расти и добралась до 52 тыс. – разница значительная.
Пока трудно предположить, что придумают законодатели, чтобы единомоментно сосчитать отдыхающих за рубежом россиян. Однако известно, что на этот счет существует зарубежный опыт – добровольная регистрация путешественников на специально созданных интернет-ресурсах. Правительства или министерства иностранных дел многих стран предлагают своим гражданам, отправляющимся за рубеж, зарегистрироваться в интернете, чтобы с ними можно было связаться на случай чрезвычайной ситуации.
Правительство и Департамент иностранных дел и торговли Австралии создало для этого сайт
МИД Испании организовал добровольную регистрацию туристов на сайте
Сайт с регистрацией для выезжающих за рубеж есть и у МИД Канады:
Регистрационная форма аналогична анкетам, размещенным на других подобных сайтах. Единственная разница – канадцы, помимо всего прочего, требуют внести информацию о страховом полисе.
На сайте МИД Германии есть онлайн-форма обратной связи, куда рекомендуется писать, если с туристом что-то случилось в чужой стране или если немецкий гражданин живет за границей и попал в беду
Госдепартамент США предлагает туристам регистрироваться сразу на двух ресурсах:
Итальянцы могут зарегистрироваться на сайте
Великобритания на сайте
Заботится о гражданах страны и МИД Южной Кореи:
Надо сказать, что в МИД России вопрос создания аналогичного ресурса изучается. Основная проблема, как всегда, в ресурсах – финансовых, человеческих, технических. Конечно, есть сомнения – будут ли регистрироваться на таком сайте обычно беспечные россияне. Но об этом рассуждать бессмысленно, пока нет собственно ресурса. (Ирина Тюрина, RATA-news)
Спрос на Израиль растет, перевозки пока достаточно
Туроператоры практически завершают продажу туров в Израиль на февраль. Большинство экспертов связывают всплеск спроса на этом направлении с беспорядками в Египте, исключившими эту страну из списка самых популярных у россиян курортов.
Однако на ситуацию повлияли не только египетские события. Генеральный директор компании «Лемек» Юрий Сульянов называет еще одну причину: «Существенно повлияло и то, что министерство туризма Израиля начало мощную рекламную кампанию в России. Мы видим большое количество их биллбордов в Москве, рекламу в средствах массовой информации, в том числе на телевидении. Но, конечно, и египетские события не могли не сказаться на перераспределении турпотоков. Уже сейчас видно, что бронировки в Израиль за февраль этого года превышают заявки за тот же период прошлого года».
Руководитель отдела Израиля DSBW tours Екатерина Терехова также связывает повышение спроса на Израиль с волнениями в Египте. Однако отмечает, что, помимо Израиля, часть потока на Египет перехватил Таиланд. Если же рассматривать глубину продаж по безвизовому Израилю, то в бронировании на период с марта по май отмечается положительная тенденция: туристы не ждут до последнего, как обычно, а заказывают туры заранее.
В компании «Южный Крест», имеющем собственную чартерную перевозку в Израиль, подтверждают, что спрос на этом направлении повысился на 20-25%. PR-директор Максим Пашков говорит об активном бронировании израильских туров, на которое повлияло закрытие Египта: «На наши плановые рейсы, вылетающие 20 февраля, места еще есть, но мы закроем их гораздо раньше, чем обычно». Повышенным спросом пользуется не только Израиль, но и другие направления. «Бронируются Гоа, Эмираты, Таиланд, а также более дорогие «заменители» Египта, где можно загорать и купаться: Вьетнам, Бали, Хайнань, Доминикана, Куба, Мексика.
Впрочем, некоторые операторы не подтверждают преимущества Израиля перед другими направлениями. Например, директор по продажам и маркетингу «Мегаполюс тур» Виктория Кизимова считает, что те, кто ранее планировали поездку в Египет, как правило, выбирают Таиланд, а не более дорогой Израиль. Хорошим спросом пользуются ОАЭ, Индия и более далекие направления. «Поэтому по Израилю нам хватает полного спектра тех прямых рейсов, которые уже есть», - говорит г-жа Кизимова. Сравнив статистику бронирований с 28 января по 4 февраля текущего года (время нарастания нестабильности в Египте) с аналогичным периодом прошлого года, г-жа Кизимова подтвердила, что изменение в сторону увеличения спроса на Израиль в этом году незначительное – не более 5%. «А вот всплеск интереса к Таиланду очевиден - в два-три раза, и я связываю это именно с Египтом» – резюмировала Виктория Кизимова.
С ней согласна руководитель отдела Израиля «Солвекс-Трэвэл» Наталья Алпатова: «Израильские программы мы не меняли, в большую сторону не корректировали. Используем свои блоки мест на регулярных рейсах «Аэрофлота». Увеличение спроса есть, но незначительное, поэтому и чартерных рейсов не добавляется».
Менеджер отдела Израиля турфирмы «ПАКС» Евгения Ерофеева также не видит необходимости в дополнительных рейсах. Компании достаточно своих блочных мест, хотя они заполняются заметно быстрее, чем раньше. Г-жа Ерофеева отмечает, что на Израиль спрос сам по себе очень хороший и с каждым сезоном только увеличивается. Но в этом году продажи выросли именно за предыдущую неделю, и на это повлияла, конечно же, ситуация в Египте.
Обычно на февраль чартерные рейсы в Израиль не планируются, этот месяц считается мертвым сезоном. Несмотря на египетские события, большинство туроператоров дополнительных бортов не поднимают - судя по всему, в этом нет необходимости. Блоки мест на регулярных рейсах «Аэрофлота» и чартерных «ВИМ-Авиа» заполняются неплохо, но предложение пока еще превышает спрос. С 10 марта «ВИМ-Авиа» планово добавляет еженедельный рейс - по четвергам. Таким образом, несмотря на заметное повышение спроса на Израиль, перевозки на этом направлении вполне достаточно. (Наталья Панферова, специально для RATA-news)
Записка для памяти
Чего только не говорят о турбизесе, особенно сейчас, в связи с Египтом. Туроператоры не хотят возвращать деньги, на альтернативных направлениях создают дефицит мест, чтобы задрать цены, навязывают страны и отели – жируют, в общем. Часто приходится это комментировать, отвечать на вопросы. Записала для себя, чтобы каждый раз не рыться в поиске примеров и не путаться в хронологии.
Зимний сезон 2010/2011.
Середина ноября – крах «Капитал Тура», отмечено явное торможение спроса, недоверие к турбизнесу.
Практически в то же время - холера на Гаити, рекомендации Роспотребнадзора не посещать Доминиканскую Республику, где высокий сезон, а холеры практически нет. Доминикана упала на 50%.
Начало декабря - акулы в Шарм-эль-Шейхе, отказы от поездок в Египет.
Середина декабря - революция в Тунисе, аннуляции туров, вывоз туристов.
Конец декабря - ледяной дождь, авиационный коллапс в Москве. Туристы предъявляют претензии не только авиакомпаниям, но и туроператорам.
24 января - взрыв в Домодедово, снижение спроса, есть случаи отказов от поездок.
25 января – начались беспорядки в Египте.
С 29 января – остановлены продажи туров в Египет. Массовые аннуляции, почти нулевой спрос, досрочный вывоз туристов.
Впечатляющий бизнес. (Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ)
Запущена русская версия сайта по деловому туризму во Францию
В конце января на портале franceguide.ru агентства по развитию туризма Франции Atout France появился русскоязычный раздел. Там размещены наиболее интересные предложения по организации событийных и деловых туров во Францию, конгрессов, конференций и тим-билдингов.
Как рассказала корреспонденту RATA-news на воркшопе АНТОР-MICE менеджер по деловому туризму московского офиса Atout France Мария Вербова, развитию этого сегмента уделяется сейчас особое внимание. Для нескольких российских операторов, специализирующихся на деловом туризме, офис организовал поездку на салон Bedouk, прошедший в Париже 2-3 февраля. Это встреча французских поставщиков услуг в сфере MICE с зарубежными туроператорами по деловому туризму. Кроме того, в феврале выйдет русскоязычная брошюра, посвященная возможностям Франции в плане событийного туризма.
Французская компания Feel Event, принявшая участие в воркшопе АНТОР-MICE, специализируется на организации корпоративных туров на Лазурном берегу Франции. По словам управляющего директора Лорана Баррали, если раньше к ним обращались, в основном, состоятельные туристы-индивидуалы, то сейчас заметно вырос спрос на услуги по приему на Лазурном берегу у российских корпораций и компаний. Такие клиенты выбирают только дорогие отели 4-5* и рестораны, отмеченные звездами Mishelin, первые места по числу запросов занимают знаменитые гостиницы Negresco и Palais de la Mediterranee в Ницце. «Часто сама конференция занимает в программе тура лишь один день, - рассказал г-н Баррали. – Остальное – чистый отдых. Российским компаниям важно просто показать своим партнерам, что они организуют мероприятие для сотрудников на престижном Лазурном берегу».
По словам Лорана Баррали, запросы российских деловых туристов отличаются от интересов их коллег из других стран. Если европейцы и американцы выбирают для развлечения сотрудников спортивные турниры, тим-билдинги, то россияне предпочитают экскурсии, достопримечательности, особенно если они связаны с каким-то известным историческим фактом.
Как рассказал г-н Баррали, Лазурный берег – второе по популярности направление MICE-туров в стране после Парижа. На третьем месте – Бордо и курорт Биарриц на Атлантическом побережье. (Юлия Батырь, RATA-news)
Россияне предпочитают Южную Корею летом
В 2010 году Республику Корея посетили 150,7 тыс. российских граждан. По сравнению с 2009 г. прирост составил около 10%. В том числе россиян, прибывших с туристическими целями, в 2010 г было 57,3 тыс., что почти на 13% больше, чем в 2009. Больше всего туристов из России приезжает в июне-августе.
Количество россиян, побывавших в Южной Корее с деловыми целями, составило 7901 – на 35% больше, чем в 2009. Эксперты связывают этот успех с развитием российско-корейских деловых связей, расширением взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах экономики.
Еще один активно развивающийся вид туризма – студенческий обмен и обучение. С этой целью в прошлом году в Южную Корею прибыло 1009 россиян, рост 14%.
Московское представительство Национальной организации по туризму Республики Корея не сомневается, что в нынешнем году турпоток из России также будет расти – в том числе и благодаря соревнованиям «Формула-1»: осенью в стране пройдет один из этапов знаменитой гонки.
Назначен новый директор Travelport по Восточной Европе
Компания Travelport, всемирный поставщик услуг для туриндустрии, объявила о назначении Марчина Пилярского управляющим директором Travelport по региону Восточной Европы, куда входит и Россия, самый быстрорастущий европейский туррынок. Никлас Андреен, который ранее занимал эту должность, недавно был назначен вице-президентом компании Travelport, отвечающим за сектор гостеприимства и маркетинг партнерских услуг.
Г-н Пилярский ранее руководил представительством Galileo в Польше, а затем был региональным менеджером в Польше и странах Балтии. Марчин Пилярский непосредственно подчиняется управляющему директору Travelport в Европе и Бразилии Джейсону Кларку. Его офис останется в Варшаве, в представительстве Travelport в Польше.
За последние годы г-н Пилярский много сделал для увеличения доли рынка ГРС Travelport в регионе. До работы в компании Travelport он был на руководящих должностях в крупных туристических организациях Восточноевропейского региона, включая компании по аренде автомобилей.
«За те два года, что он руководит бизнесом в Польше и странах Балтии, Марчин внес заметный вклад в дело укрепления позиций Travelport в северной части Восточноевропейского региона. Он прекрасно разбирается в вопросах ГРС, умеет находить подход к клиентам, и я уверен, что он и дальше будет продвигать наш бизнес в этом регионе», – заявил управляющий директор Travelport в Европе и Бразилии Джейсон Кларк.
Марчин Пилярский так прокомментировал свое новое назначение: «Благодаря инвестициям в этот регион, которые были сделаны за последние два года, организации центров в Москве, Варшаве, Будапеште, выходу на новые рынки Болгарии и Узбекистана, мы создали прочную основу для развития бизнеса в нем. Думаю, впереди меня ждет много новой и увлекательной работы».
Деловая программа выставки «Интурмаркет»
Оргкомитет выставки «Интурмаркет» продолжает работу над формированием программы деловых мероприятий предстоящего весеннего туристического форума. Уже известно, что пройдут семинары, конференции, презентации, межправительственные встречи и церемонии подписания межведомственных документов о сотрудничестве в области туризма.
Так, например, ряд российских регионов собирается рассказать гостям о своих туристических возможностях. Желающие смогут познакомиться с достоинствами, в частности, Калужской и Самарской областей, Республики Алтай. Федеральное агентство по туризму и Всемирная туристская организация проведут совместный семинар на тему «Эффективное управление развитием туристских дестинаций». В рамках выставки состоятся дни Алтайского края, Египта и Греции. Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай приглашает на заседание Координационного совета по туризму ассоциации «Сибирское соглашение». Запланирована международная конференция, посвященная особенностям организации отдыха для людей с ограниченными возможностями.
Предварительная деловая программа выставки «Интурмаркет-2011» по состоянию на 1 февраля уже опубликована. Следите за ее обновлениями на сайте www.itmexpo.ru
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»