Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4242

Мэр Сочи солидарен с туроператорами по поводу завышения цен

«Новогодние праздники в Сочи прошли с аншлагом, наши горноклиматические курорты работали весьма напряженно. Загрузка курорта «Роза Хутор» составила 89%, Горки Город был заполнен на 94%, это очень высокий показатель. И сейчас спрос на объекты Красной Поляны остается на уровне 2016 года», – рассказал журналистам глава города Сочи Анатолий Пахомов в рамках прошедшей в Ростуризме встречи с туроператорами. В мероприятии приняли участие компании «Алеан», «Библио Глобус», «Дельфин», «Интурист», PAC Group, «Роза ветров» TEZ Tour и другие.


По словам мэра, 2016 стал очень успешным годом для Сочи, город принял порядка 6,5 млн отдыхающих. Вместе с тем, г-н Пахомов заметил, что возвращение на рынок Турции – это риск для курорта. «Но Сочи в минувшем году получил всего 7% «турецкого» турпотока. Поэтому надо сделать все, чтобы крупным операторам было выгодно работать с внутренним туризмом. По сравнению с теми же Турцией и Египтом у нас много преимуществ, в первую очередь – безопасность», – подчеркнул он.


На следующей неделе Анатолий Пахомов планирует собрать руководителей объектов размещения четырех сочинских районов, чтобы обсудить негативные последствия завышения стоимости услуг. «Уверен, что отельеры нас поймут и повышения цен по сравнению с 2016 годом не случится. Тем более, возвращаются конкурентные направления, нацеленные на привлечение туриста с помощью демпинга. На встречу с гостиницами приглашены и туроператоры, которые тоже изложат свои соображения. Не сомневаюсь, что к их экспертному мнению прислушаются», – заверил г-н Пахомов.


Он добавил, что два дня назад в Сочи прилетел чартерный самолет из Берлина, который привез лыжников на «Розу Хутор». Полетная программа будет работать до конца сезона катания. «Станет ли маршрут регулярным, зависит от загрузки. Но уже с июня рассматриваем возможность постановки регулярного рейса из Франкфурта-на-Майне. Интерес европейских гостей к сочинскому региону растет с каждым годом, прилетают из Ирана, Казахстана, Беларуси, Китая. Но главными туристами для нас остаются россияне», – подчеркнул городской глава.


По мнению туроператоров, Анатолий Пахомов – единственный мэр курортного муниципального образования, который проявляет такую активность по продвижению своего региона, неоднократно проводил встречи туроператоров и сочинских отельеров, чтобы обсудить ключевые проблемы, мешающие взаимовыгодному сотрудничеству. «К сожалению, некоторые сочинские отели, помимо повышения расценок, стали ужесточать условия сотрудничества с операторами: увеличивают периоды действия жестких квот, размеры предоплат и т.д., – говорит коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. – Отельерам очевидно понравился прошлый сезон, поэтому они захотят сохранить уровень доходов и загрузки 2016. Большинство из них, конечно, понимают, что тот успех повторить сложно, и кто-то делает ставку на повышение качества сервиса и инфраструктуры. Но есть и такие, кто свои ожидания пытается частично переложить на плечи операторов».


Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин также отметил, что мэр Сочи доступен для представителей турбизнеса: «В очередной раз Анатолий Николаевич напомнил номер своего мобильного, сказав, что не выключает его даже ночью». По словам эксперта, в среднем сочинские расценки повысились на 8-9%, но есть и примеры подорожания на 20%. «Пахомов предлагает попридержать их аппетиты, объяснить перспективу недозагрузки в сезон. Будем солидарно действовать за сохранение прошлогодних цен», – пояснил г-н Ромашкин. Поскольку туроператоры раньше отельеров видят реальные перспективы загрузки, не исключено, что уже в апреле можно будет вернуться к обсуждению ценовой политики. К тому времени прояснится, как заполняются объекты, сильно поднявшие цены. «Бывало, что и 1 июня пересматривали цены», – подчеркнул Сергея Ромашкин. По его мнению, проблема обозначится яснее, когда первые туристы вернутся после отдыха в Турции с рассказами, как так замечательно и дешево.


Наталья Панферова, RATA-news

Елена Лукьянова: «Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»

Региональный многопрофильный оператор по выездному туризму – исчезающий вид, особенно за Уралом. Новосибирская компания «Глобус-тур» – одна из немногих в Сибири, которая продолжает трудиться в этой сложной конкурентной нише. В конце 2016 года оператор отметил 20-летие, пригласив около 400 постоянных клиентов в театр оперы и балета. Соучредитель и директор компании Елена Лукьянова (фото) рассказала RATA-news, как у нее на глазах менялся региональный туристический рынок и какой ценой удается оставаться на плаву, подстраиваясь не только к новым экономическим и политическим реалиям, но и постоянно меняющимся требованиям отраслевого закона.


- «Глобус-тур» изначально выходил на рынок как оператор по выездному туризму?


- Да, с 1996 года, когда компания открылась. Нашим первым направлением стали Эмираты, потом добавились Китай, Таиланд, Индия. В 2004-2005 на сибирский рынок начали входить федеральные компании, и к 2010 году он оказался практически полностью занят ими. Местных операторов, у которыми мы брали блоки на чартерах, оставалось все меньше и меньше. Как правило, они переходили на агентскую деятельность.


- Что помогло удержаться вам?


- Мы долго были нишевым оператором, а расширяться стали позже, чем другие местные компании. То есть, по сути, сами в 2000 году осуществили «вторжение». Это было сложно: самолеты зачастую делили без нас, не все хотели с нами работать – конкуренция. Часто нам доставался лишь маленький кусочек, который не мог нас финансово поддержать. Приходилось выживать за счет не самых популярных маршрутов. Мы увлеклись возможностями регулярных рейсов для создания индивидуальных туров. Жизнь заставила нас придумывать разнообразные комбинированные программы – Эмираты со Шри-Ланкой, Мальдивами и многое другое. Мы много вкладывали в разработку системы бронирования, а приход «автоматизированных» федералов нас в этом смысле дополнительно стимулировал. Наши объемы, в отличие от «массовых», позволяли делать индивидуальный продукт, где важны не только современные технологии, но и человеческий фактор.


С другой стороны, мы благодарны компаниям «Корал Тревел» и «Пегас Туристик», которые, когда было особенно тяжело, дали нам возможность делать собственные программы на их чартерах. Мы стали первым таким оператором в Новосибирске, потом присоединился «Акрис». Это позволило нам остаться на рынке. Но чтобы конкурировать с федералами, приходилось много работать с отелями, искать уникальные предложения, которые дали бы конкурентные преимущества. Мы продолжаем работать туроператором по выезду, около 70% наших программ делаем на регулярных рейсах. Стали активно заниматься внутренним туризмом и приемом иностранцев.


- Ирония судьбы: последний кризис создал некоторым федеральным компаниям условия, в которых вы давно привыкли работать: многие отказались от чартеров, переведя программы на регулярку.


- Действительно, это так.


- В какое время было сложнее всего?


- В 2013 году, когда в Сибирь пришел «Лабиринт». Рост рынка уже прекратился, а объемы перевозки продолжали увеличиваться. Было чрезвычайно тяжело: туры на регулярных рейсах проигрывали конкуренцию горящим пакетам на чартерах. Очень сильно пострадало одно из наших основных направлений – Эмираты, куда в 2013 году практически каждый федеральный оператор поставил по самолету.


- Многие ли региональные компании на сибирском рынке сохранили статус оператора по выездному туризму?


- Думаю, около двадцати, но часть из них – местные офисы федеральных компаний. Региональные работают, в основном, с Китаем и сохраняют место в реестре, чтобы быть в «безвизовых» списках. Многопрофильных компаний, которые имеют свою систему бронирования, все атрибуты оператора по выездному туризму и долю на рынке, не более трех-четырех.


- А вообще региональные особенности бизнеса больше помогают или мешают?


- Нам повезло: в Новосибирске динамично развивающийся аэропорт и много возможностей для организации перевозки. Международные терминалы в соседних городах – Кемерово, Томске, Барнауле, Новокузнецке – начали открываться с приходом федеральных операторов в конце нулевых и даже позже. Долгие годы весь регион путешествовал через Новосибирск, да и сейчас доля многие так делают.


Что касается других особенностей, то, учитывая сибирский климат, здесь всегда в приоритете был, и, думаю, останется пляжный отдых. Около 80% всех клиентов выездного туризма хотят поехать на море. Европейские направления проще развивать в центральной части России, там и зима теплее, и лететь ближе. На нашем рынке Прага, Мюнхен и т.п., хоть и нашли свою нишу, но не стали основными. Для Сибири главное – Таиланд, Турция, в последнее время Вьетнам. Даже когда туристы смотрят на Испанию, Италию, Хорватию, Черногорию, а в нашей компании достаточно таких клиентов, то в 90% случаев выбирают туры, в которых экскурсии хорошо комбинируются с отдыхом на море.


Мы не самый богатый, но и не самый бедный регион России. Наша компания уверенно работает в среднем ценовом сегменте. А рынок, несмотря на кризис, переживает некоторое выздоровление. Возможно, потребителям не нравится, что больше нельзя улететь куда-то за 15 тысяч рублей. Но для бизнеса очень хорошо, что процент горящих предложений сегодня ничтожный, а все остальное продается по разумным ценам. Вот два факта: больше всего туристов мы обслужили на волне роста рынка в 2012-2013 годах, а лучшие показатели по рентабельности видим, начиная с 2015 гола.


- До 31 января этого года вам необходимо было подготовиться к изменениям в законе. Что оказалось самым сложным?


- Безусловно, финансовая нагрузка, она теперь ощутимо больше. Отнять 1% от объемов у работающего предприятия – это существенно, тем более что турбизнес, как мы знаем, не высокорентабельная деятельность. А конкуренция не позволит перекладывать растущие затраты на плечи потребителей. В сухом остатке: страховка в два раза дороже, остались выплаты в резервный фонд «Турпомощи» и добавились – в персональный. Но логика в законе есть: накопишь 7%, можно будет не страховаться.


Хотя механизмы страхования кажутся мне более цивилизованным подходом. Но после череды банкротств в 2014 году большинство страховщиков отказались предоставлять турфирмам финансовые гарантии. Компании попали в условия – найти хоть кого-то и заплатить хоть сколько, лишь бы продолжать работать. Многие понесли дополнительные расходы, причем немалые. Некоторых, пока они решали проблемы, успевали выкинуть из реестра.


Получить фингарантию стало сложнее именно небольшим операторам. Топовые компании дают страховщикам огромное количество покупателей полисов, и получается взаимная выгода: мы вам – право работать, вы нам – клиентов. Но на рынке ведь есть и должны быть разные игроки! Ни один крупный оператор по Турции не будет, например, организовывать туры на Сахалин. Поэтому хорошо, что новая редакция закона отошла от уравниловки и дала возможность совсем маленьким фирмам застраховаться на 10 млн рублей.


- Вы разобрались со всеми новшествами или остались вопросы?


- Первое, что вызывает вопросы – хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах, и сумма с каждым годом будет увеличиваться. Одно дело, когда ты отправляешь деньги в банк, имеешь договор и субсчет, и совсем другое, когда на руках у тебя только платежка. Как юрист я считаю, что отношения двух субъектов права должны быть оговорены не только законом, но и договором.


- В договорных отношениях с агентами многое изменили?


- Вариант, что можем брать с агентов какие-либо деньги в виде депозитов, даже не рассматривали. Это большая ответственность, а мы не финансовая организация. В новых договорах отражаем все, чего требует закон, но для наших постоянных партнеров глобально ничего не изменится. Тем, кто работает с нами недавно или нечасто, предложили сотрудничать по разовым договорам на каждую конкретную сделку.


Это нормально, что закон, защищая потребителей, ужесточает требования к участникам рынка, но пока он возложил всю ответственность на туроператоров. Получается, что одни юрлица должны нести ответственность за другие. При этом агентский рынок ничем, кроме закона о защите прав потребителей, не регулируется. Бывает, работаешь с партнером много лет, а потом что-то случается, он перестает выполнять обязательства, а рычагов контроля у тебя нет. Мы до последнего ждали каких-то изменений, в том числе предусматривающих финансовую ответственность для агентов, но этого не произошло. Операторы сами предлагали систематизировать рынок, оставить сильных игроков, которые смогут разделить с ними бремя, но внедрить такие механизмы не удалось. Поэтому многие переходят на договоры оферты, купли-продажи – то есть, всеми возможными путями пытаются ослабить ответственность, возложенную на них законодателем.


- Как вы смотрите на это с точки зрения турагента?


- Да, «Глобус-тур» работает и как агентство, но в этом сегменте мы относительно крупная компания. В регионе небольшое количество операторов, с которыми мы сотрудничаем давно и имеем большие объемы. Были готовы принять любые условия, в том числе финансовые гарантии. Провели на этот счет переговоры с банком и зарезервировали средства, если партнеры вдруг примут решение вводить депозиты.


- Елена, многие пришли в туризм из разных сфер…


- И я не исключение. По образованию управленец со знанием права, но опыт работы по специальности совсем небольшой. В туризме около 20 лет, начинала в новосибирской турфирме «Полярная звезда», с 2000 года – директор «Глобус-тура». Несмотря на все сложности и колоссальные нервные нагрузки, обожаю эту работу. Люблю путешествовать и заодно из каждой поездки стараюсь извлечь максимум для работы – какие новые отели появились, где лучше купаться, где обедать. Любимые направления – Италия с ее историей, культурой, кухней и Объединенные Арабские Эмираты – образец человеческих возможностей, страна, где за последние полгода изменилось больше, чем в нашем регионе за 20 лет.


Анна Вальцева, RATA-news

В спросе на выходные «вокруг» 23 февраля лидирует Россия

В этом году в феврале россияне смогут отдыхать четыре дня подряд — с 23 по 26 февраля. Лидирующим направлением, куда туристы отправятся на эти праздничные дни, стало Черноморское побережье родной страны. Во многом это связано с тем, что в Сочи есть все условия и для горнолыжного спорта, и для прогулок у моря. К такому выводу пришли специалисты сервиса Level.Travel, проанализировав данные онлайн-продажи туров от 20 ведущих туроператоров России.


Российские курорты на выходные «вокруг» 23 февраля предпочли 23% туристов. Второе место поделили Таиланд и Турция – по 18%. Те, кто отправится в Юго-Восточную Азию, как правило, присоединили к праздничным дням запланированный отпуск или дни отгулов, чтобы увеличить продолжительность поездки. Средний чек таких «удлиненных» туров составил 83 000 рублей. В 2016 году, для сравнения, средний чек с датами отдыха, попадающими на 23 февраля, был значительно ниже — около 62 000 рублей. В эту цену входят перелет, трансфер, проживание и питание. В то же время средний чек по четырехдневным турам с 23 по 26 февраля составляет 31 000 рублей на российских курортах и 34 000 на заграничных. В частности, в Турцию в среднем покупают туры за 30 000 рублей, а в Чехию — за 42 000.


Кстати, именно Чехия оказалась в пятерке лидеров по предпочтениям россиян, купивших туры на 23 февраля. Отдых в России предпочли 23% туристов. Большинство – 77% – отправятся за границу. А в целом предпочтения отдыхающих по странам на февральские праздники, по данным Level.Travel, распределились так: Россия – 23%, Таиланд, Турция – по 18%, Чехия – 11%, Индия – 6%, Андорра – 5%, Вьетнам – 4%, Доминикана, Кипр, ОАЭ, Шри-Ланка – по 3%, Израиль, Иордания, Италия – по 1%.



В 2016 году подавляющее большинство отдыхающих, которые приобрели туры с датами, попадающими на 23 февраля, выбрали российские курорты – 63%. Таиланд удерживал свои 17%. Эксперты Level.Travel объясняют это тем, что в прошлом году на 23 февраля не было таких длительных выходных и туристы отдыхали за счет запланированного отпуска.


Самый дешевый тур по России, купленный онлайн с периодом отдыха на февральские праздники, стоил 12 705 рублей. За эту сумму один человек полетит на три ночи в Евпаторию в гостиницу 3* с завтраками и ужинами. Примечательно, что на тот же период и практически за те же деньги – 12 404 рубля – приобретен тур в Кемер, но на четыре ночи в отеле 5* с завтраками и ужинами.


Большинство туристов, решивших воспользоваться четырехдневными праздниками для поездки, выбрали отели 3* – 63%. На втором месте размещение 5* – 29%. И 8% выбрали отели 4*. Любопытно, что для кратковременного отдыха отели ниже классом спросом не пользуются.


57% туров на февральские праздники было забронировано за 20-39 дней до начала отдыха. За 40-79 дней до поездки было приобретено 22% туров, за 80-99 дней – 12% туристов. И более чем за 100 дней было приобретено 9% туров.


31% туров были куплены за сумму от 30 до 60 тысяч рублей (в феврале 2016 года таких было 29%). Четверть туристов (25%) уложились в сумму менее 30 тысяч рублей (год назад таких туров было продано 33%). 23% туров стоили дороже 90 тысяч рублей (в феврале 2016 года – 19%). И 21% отдыхающих заплатили за отдых от 60 до 90 тысяч рублей (год назад – 19%).

«Интурмаркет»: тема круглого стола – туристический сувенир

В рамках деловой программы международной туристической выставки «Интурмаркет» 11 марта с 16.00. до 18.00 пройдет круглый стол «Основные тенденции современного развития туристической сувенирной продукции».


Планируется обсудить следующие темы:


- что такое туристический сувенир? Выработка понятийного аппарата в сфере сувенирной туристической продукции;

- ценовая политика на рынке сувенирной продукции для туристов;

- критерии и стандарты туристического сувенира;

- определение основных направлений развития сувенирного рынка для туристов;

- взаимодействие производителей туристической сувенирной продукции и точек реализации;

- формирование реестра национальной сувенирной продукции;

- всероссийский фестиваль-конкурс «Туристический сувенир» 2017 года.


Модератором мероприятия выступит председатель правления Фонда развития общественных связей Region PR Геннадий Шаталов, который является основателем национальной премии Russian Event Awards, всероссийской туристической премии «Маршрут года», всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» и всероссийского конкурса журналистов и блогеров «МедиаТур».


Геннадий Шаталов отметил, что по итогам проведения Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» в 2015 и 2016 годах уже можно сделать вывод, что в некоторых регионах ситуация начинает меняться в лучшую сторону: «Радует то, что к туристическому сувениру как неотъемлемой части успешного турпродукта стали относиться более внимательно, – сказал он, на разных площадках и выставках мы встречаем современные образцы, которые так или иначе представляют свои регионы, дискуссии о сувенирной отрасли идут на многочисленных форумах и круглых столах».


Подробности уточняйте по телефону 8 (960) 115-75-24 или адресу consul-biznes@regionpr.ru

«Веди Тургрупп»: лечение и отдых на курортах Литвы

Почему мы предлагаем выбрать для лечения и оздоровления курорты Литвы – Друскининкай и Бирштонас?


Отличная лечебная база и большое количество процедур, включенных в лечебные пакеты, в сочетании с умеренными ценами.


Русскоговорящий персонал во всех санаториях и высокий уровень сервиса.


Качественная вкусная еда.


Хвойный лес с целебным воздухом.


Минеральные воды и лечебные грязи с омолаживающим и оздоравливающим эффектом.


Большой перечень излечиваемых заболеваний: сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, пищеварительного тракта, периферической нервной системы, дыхательных путей, гинекологических, нарушения обмена веществ (ожирение и сахарный диабет).


Чем заняться на курортах в свободное время? В Друскининкае можно покататься на лыжах в крытом горнолыжном комплекс Snow Arena. Или пойти в Друскининкайский аквапарк – расположенный на 30 тыс. кв. м мир развлечений и отдыха.


В Бирштонасе – зимняя горнолыжная трасса (открыта до марта), прекрасные велосипедные дорожки и полеты на воздушных шарах, так как именно в Бирштонасе в июле проходит Чемпионат мира по катанию на воздушных шарах.


Вы получите агентскую комиссию 10% и благодарных туристов, которые наверняка захотят вернуться туда вновь, а мы с вами им в этом поможем.


Тур – наземное обслуживание на курорте Друскининкай здесь


Тур – наземное обслуживание на курорте Бирштонас здесь


«Веди Тургрупп»:

в Москве +7 (495) 725-43-65

в Санкт-Петербурге +7 (812) 677-91-65

бесплатный звонок по России 8-800-700-43-65


www.veditour.ru

Путеводитель «Флоренция» – полезные советы, оптимальные маршруты

Новый путеводитель «Флоренция» издательства «Аякс-Пресс», вышедший в серии «Русский гид-Полиглот», содержит 12 маршрутов и 11 карт.




Флоренция – это город искусств, город-музей, один из самых знаменитых и древних культурных центров в Европе, часто называемый родиной итальянского Ренессанса или «Афинами Италии». Он – воплощение эпохи Возрождения, город Микеланджело, Макиавелли и, конечно, Медичи, герцогов, банкиров, меценатов. По утверждению самих итальянцев, если турист побывал в Риме и Неаполе, но не посмотрел Флоренцию, то, по-настоящему страны не увидел. Не зря этот город посещает около 11 млн туристов в год.


Сегодня Флоренция – столица Тосканы. Примечательно, что исторический центр города сохранился практически нетронутым со времен Возрождения (XV-XVI вв.), именно поэтому он внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Великолепные дворцы, уникальные музеи и памятники неизменно вызывают восторг у туристов всех возрастов.


Флоренция очень гармонично соединила в себе дух великого прошлого и атмосферу живого и развивающегося города с прекрасной инфраструктурой, заточенной под туриста, гастрономией, магазинами и развлечениями.


Оптимальный маршрут предстоящего путешествия поможет составить путеводитель «Флоренция», вышедший в серии «Русский гид-Полиглот».


В путеводителе, помимо удобных карт (11) и проверенных авторских маршрутов (12) с кратким описанием достопримечательностей, размещена практическая информация – полезные ссылки, адреса, расписание работы музеев и маршруты общественного транспорта, даны варианты проезда до популярных достопримечательностей и курортов, включая и те, которые расположены на островах.

Кубинская глубинка: путешествие с севера на юг

Продолжаем рассказ нашего корреспондента, побывавшего на Кубе по приглашению туроператора Anex Tour.


Одно из табачных хозяйств провинции Пинар-дель-Рио, куда мы отправились из Гаваны, проводит экскурсии для туристов.



На подобных фермах, как правило, не используют вредную химию. Дела здесь ведут по-домашнему, можно все рассмотреть и даже потрогать руками. С тех пор, как в 2015 году между США и Кубой отменили эмбарго на экспорт сигар, такие хозяйства переживают подъем.



Свежие листья вначале подвяливают в темном амбаре, который так и называется – «табачный дом». Потом укладывают в небольшие вязанки, где табак ферментируется. Процесс это небыстрый, все вместе занимает несколько месяцев.



Местный плантатор демонстрирует поэтапный процесс изготовления сигары. На первый взгляд, несложно, но повторить никто не взялся бы. Да и незачем зря переводить товар, ведь от умелой скрутки напрямую зависит вкус сигары.



Так выглядит полуфабрикат, уложенный в специальную пресс-форму.




Заготовку ловко обертывают ровным плотным листом.



А это уже готовая продукция, которой плантатор явно гордится. В упаковке – 23 сигары сорта Cohiba.



В соседнем городе Пинар-дель-Рио мы побывали на сигарной фабрике Francisco Donatien, где производят известный сорт сигар Vegueros.


Любопытно было посмотреть, как делают сигары в промышленных масштабах, но, к сожалению, фотографировать сотрудниц за работой не разрешено. Одна из девушек, не прерывая процесса скручивания, рассказала, что за смену каждой работнице необходимо изготовить 120 штук – норма для стандартных изделий. Можно и больше, тогда за излишек доплатят. Элитные сигары требуют более тщательного подхода, в конце смены необходимо сдать всего 80 штук.



Насмотревшись на сигарные производства, по дороге в долину Виньялес специально сделали круг, чтобы взглянуть на «доисторическую» наскальную живопись. Все ожидали увидеть древние росписи, оставленные, по меньшей мере, индейцами таино. Поэтому «фреска» вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, странно, что кому-то пришла в голову идея «украсить» скалу рисунком в стиле примитивизма. С другой – это уже достопримечательность. Кубинский художник Гонсалес приложили свой талант к этому месту в 1961 году.




В местных горах когда-то скрывались беглые рабы. Их пещеры «Паленке-де-лос-Симарронес» можно пройти насквозь и выйти с другой стороны скалы.



На выходе желающие примеряют колодки, которыми плантаторы наказывали беглецов. Если, конечно, удавалось их выследить.



Оттуда уже рукой подать до смотровой площадки долины Виньялес. Туристы приезжают в комплекс «Лас Террасас», чтобы полюбоваться панорамой гор. Кубинцы называют их «спинами слонов».



На следующий день отправились в Тринидад – старинный город на побережье Карибского моря. По дороге задержались в Сьенфуэгосе.



Нас ждала небольшая прогулка по белоснежной городской площади, сувенирному рынку и обед в Bahia – одном из лучших ресторанов города, отмеченного флажком TripAdvisor.



В жару хорошо освежает распитие традиционных кубинских напитков – не рома, конечно, а кокосовой воды прямо из плода.


   


Если кто не верил – вот опять дама в бигуди, и ведь даже платочком не прикрывается! Говорят, кубинки специально так ходят, чтобы подчеркнуть, что вечером они приглашены в гости или собираются на танцы.



И напоследок – еще одна встреча с прекрасным. Розовый Plymouth с белым кожаным салоном приковал внимание надолго: его разглядывали, к нему прикасались, с ним фотографировались.




До Карибского моря еще далеко, и по пути есть время на посещение Санта-Клары – города, где похоронен Эрнесто Че Гевара.




Место для мавзолея было выбрано не случайно. В конце 1958 года именно здесь прошли решающие бои революционеров с войсками Батисты. И суток не прошло после взятия повстанцами Санта-Клары, как диктатор бежал с Кубы.


В 1997 году останки Че и его соратников, погибших вместе с ним в Боливии в 1967 году, были перезахоронены в мемориальном комплексе.




За монументом находится усыпальница и небольшой музей. На боковых стелах начертаны ключевые изречения Команданте. Народ внимательно читает.


Только к ночи мы добрались до Тринидада, пожалуй, одного из самых красивых провинциальных городов Кубы.



Городские улицы слабо освещены, но ночная прогулка по Тринидаду не вызывает беспокойства.




Сложно покидать город, где праздник длится до глубокой ночи, чтобы повториться на следующий вечер. Когда стемнеет, на улицах Тринидада не смолкает музыка, а сальсу танцуют и туристы, и местные жители. Наш отель расположен довольно далеко от города, приходится уезжать. Но карибская ночь у моря – тоже прекрасна.



Ранним утром Тринидад хорош совсем по-другому. Это город с особым архитектурным лицом, которое хочется детально рассмотреть.





Вход в центральный сквер охраняют металлические собаки. Смотрятся они довольно необычно, сильно смахивая на зооморфное изображение древнеегипетского бога Анубиса.




Вся застройка максимум двухэтажная. Колокольня церкви Святого Франциска Ассизского, похоже, самое высотное строение в городе.




Опять не хочется уезжать. По Тринидаду надо гулять неторопливо: беседовать с жителями, пить крепкий кубинский кофе в забегаловках, заглядывать в дворики.



В одном из них, на первый взгляд, происходило что-то странное – стариков поставили к стене. Оказалось, это просто утренняя гимнастика.




В белом здании находится школа. Глядя на мнущегося перед учителем пионера, невольно хочется ему подсказать. Еще бы понять, по какому предмету он отвечает.



Продолжение следует...


Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора