№4573
«Москва, которой не было»: уникальная экскурсия в очках виртуальной реальности
Компания «Москва глазами инженера» представляет проект «Ретро Футуро» – экскурсии с дополненной реальностью от Arvizio. Это первая в Москве и самая необычная экскурсия в очках виртуальной реальности. Приглашаем туроператоров, принимающих в Москве российских и иностранных туристов!
На улицах и площадях столицы оживут утопичные проекты XX века, самые смелые мечты русского архитектурного гения. Лучшие экскурсоводы компании «Москва глазами инженера», используя технологии и контент от Arvizio, покажут вам столицу такой, какой она могла бы быть, если бы... Во всяком случае, такой вы ее никогда не увидите в реальности!
Что вы увидите в виртуальной реальности?
Дворец советов вместо храма Христа Спасителя. Это одно из самых высоких зданий на Земле со стометровым Лениным на вершине.
Восьмую сталинскую высотку вместо парка «Зарядье». Она должна была стать самой высокой среди сестер, обогнав даже главное здание МГУ.
Дом Наркомтяжпрома вместо ГУМа. Как выглядела бы Красная площадь с тремя стеклянными небоскребами?
Дворец труда вместо гостиницы «Москва». Что это было, «стадо мамонтов» или манифест конструктивизма?
Альтернативный проект мавзолея Ленина в виде пирамиды. А также первоначальный вариант мавзолея из дерева.
Гигантский водный бассейн вместо Болотного острова. Радикальный проект реконструкции Москвы.
А также вы узнаете:
- как появилась архитектура советского авангарда, и почему сегодня она вдохновляет весь мир;
- почему не была построена восьмая сталинская высотка;
- кто хотел снести Москву подчистую и построить заново.
Каждому участнику выдается свой комплект оборудования.
Экскурсия состоится 14 июня.
Продолжительность уникальной прогулки – 2 часа. Начинается и заканчивается в центре Москвы.
Посмотрите проморолик проекта.
Заявки принимаются по адресу editor@ratanews.ru, в теме письма напишите: МОСКВА.
Укажите, пожалуйста, название компании, ф.и.о. и должность заявителя, сайт турфирмы.
Еще есть доступные авиабилеты из Москвы на туристический форум «Тихоокеанский бриз»!
Приморское отделение РСТ располагает небольшим количеством авиабилетов по доступной цене 24500 руб. на перелет из Москвы и обратно для участников туристического форума «Тихоокеанский бриз»! Торопитесь подать заявку!
Форум пройдет в Приморском крае 27 июля – 2 августа. Мероприятие организуется при поддержке Министерства культуры РФ, администрации, туристско-информационного центра и Торгово-промышленной палаты Приморского края. Участников собирает Российский союз туриндустрии и его Приморское отделение.
Деловая программа предусматривает как традиционные форматы общения, так и весьма оригинальные. К первой категории относятся, например, круглые столы – по въездному и внутреннему туризму, по взаимодействию турбизнеса и региональных органов законодательной власти и другие. А ко второй – интерактивное обсуждение проблем экологического туризма, которое пройдет во время посещения сафари-парка, где животные содержатся в условиях, максимально приближенных к естественным.
И совершенно необыкновенная подготовлена для участников форума ознакомительная программа. Представители турбизнеса проведут в Приморье неделю, смогут побывать в уникальных местах, попробовать свежайшие морепродукты, привезти домой настоящую морскую капусту, знаменитые владивостокские конфеты «Птичье молоко» и ветки лимонника.
Помимо экскурсий по Владивостоку, на остров Русский, посещения казино Tigre de Crystal, туроператоры примут участие в гонках на лодках-драконах, с рук покормят диких животных в сафари-парке, побывают на Земле леопарда, ради которого построили специальный тоннель на дороге.
В Дальневосточном морском заповеднике увидят безумно красивые бухты, лежбища тюленей-ларга, отвесные скалы, маяки, сосны и гроты.
Но гвоздем программы, пожалуй, станет день отдыха на море! Целый свободный день – это вообще редчайший случай для любых выездных мероприятий, а уж купание в Японском море – наверняка уникальное событие для большинства потенциальных участников форума.
Приглашаем туроператоров по внутреннему и въездному туризму, специалистов по экскурсионному, экологическому и активному отдыху из всех городов России.
Те, кто оперативно откликнется на приглашение, успеют приобрести авиабилет из Москвы из числа забронированных нашими коллегами во Владивостоке: стоимость до 25 тыс. рублей, авиакомпания «Россия».
Предварительная программа и условия участия здесь.
Форма заявки здесь.
Заявки принимает Галина Петришина: +7-495-651-07-55, +7-985-427-76-72, galina@booking-sbo.ru, Skype – galina_sbo.
После подтверждения участия будет выставлен счет от компании «Приморский клуб».
Координатор во Владивостоке – руководитель Приморского отделения РСТ Ольга Кудрявцева: kanikulyolga@mail.ru.
За туризм без культуры и спорта
Чемпионат мира по футболу 2018 г. дает России шанс побить рекорды по въездному туризму. Но спортивный праздник продлится месяц и закончится, а проблемы в сфере туризма останутся. Отрасль, которая формирует десятки процентов ВВП не самых бедных стран мира, в России –по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Почему так происходит? Своим мнением поделился с «Ведомостями» вице-президент «Опоры России» по туризму Алексей Кожевников.
Расцвета внутреннего туризма, о котором так охотно говорили российские чиновники в разгар кризиса 2014-2016 гг., пока явно не случилось. Как только курс рубля стабилизировался и Россия помирилась с Турцией, россияне стали снова ездить отдыхать за границу. Прежде всего в ту самую Турцию, где all inclusive все равно дешевле, чем в Сочи и в Крыму.
При этом совершенно очевидно, что бедность населения или слабый рубль и не должны быть единственным конкурентным преимуществом внутреннего туризма в нашей стране. Беда в том, что других преимуществ пока не просматривается. И как только миллионы россиян начали вынужденно ездить по России, например в Крым, то тут же убедились, что у нас тоже, мягко говоря, недешево. И при этом уровень сервиса никудышный.
Власти курортов и населенных пунктов с историческими и культурными достопримечательностями научились рапортовать вышестоящим начальникам, что внутренний туризм стремительно развивается, что это полноценная часть экономики, которая включает в себя аж 54 отрасли. По оценкам Ростуризма, туристический поток в России за 2017 г. оказался рекордным – 81 млн человек. Но есть вопросы к методике подсчета. Складывается ощущение, что в туристы записывают практически любого человека, покупающего билет на самолет или на поезд и проезжающего через территорию России. По крайней мере, эти официальные данные совершенно не бьются ни с данными о заполнении гостиничного сектора (даже с учетом отдыхающих в частном порядке дикарей), ни с показателями финансовых поступлений от туризма в местную казну.
Нельзя сказать, что государство вообще ничего не делает. Утверждена и действует стратегия развития внутреннего туризма в России до 2020 г. В документе записаны вроде бы правильные вещи. Но, как бывает у нас со многими правильными решениями, они попросту не исполняются. Ориентиры есть, но планомерной работы по их достижению никто не ведет. А главное, нет никакой ответственности должностных лиц за отрицательные результаты.
По-прежнему едва ли не самым болезненным сдерживающим фактором для развития туризма в нашей стране являются высокие, а для миллионов людей просто заградительные внутренние цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта. Чтобы изменить ситуацию, необходимо корректировать налоговую политику, регулировать цены на ГСМ, обеспечивать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок за счет большего количества компаний-перевозчиков. Пока же улететь в ту же Турцию дешевле. Даже вне сезона в Крым вы не улетите дешевле чем за 10-15 тыс. рублей. А в сезон цены поднимаются вдвое-втрое. С полетами в Краснодарский край (Сочи) ситуация не лучше. А если не хочешь тратиться на билет и доехать до курорта на машине, то непременно столкнешься с плохими дорогами, отсутствием придорожного сервиса, полезной туристической навигации, удобных парковочных пространств и теплых туалетов на трассе.
Цены на отели тоже кусаются. Проблема в том, что круглогодичных туристических центров у нас практически нет. Сезон у отельеров короткий, надо успеть за считанные месяцы заработать прибыль на весь год. При этом коммунальные тарифы каждый год растут, налоги повышаются, проверок меньше не становится. Вот Турция, где у туристической отрасли совершенно иная степень свободы, и выигрывает «чемпионат России по туризму» с явным преимуществом.
В стратегии указывается, что должна быть создана дорожная карта развития инфраструктуры туризма и сервиса, согласованная с другими федеральными и региональными программами. Надо ли говорить, что такая дорожная карта не создана. А пока ее нет, вузы продолжают готовить для туристического рынка кадры, которые просто не нужны бизнесу, потому что устарели профессиональные стандарты, в учебных заведениях как факт отсутствует практика либо она проходит чисто номинально. В результате свежеиспеченные кадры не могут создавать и развивать местный туристический продукт. Им гораздо проще продавать курорты Турции или Испании с уверенностью, что покупатель гарантированно получит тот отдых, который хотел получить.
Еще одна важная стратегическая задача – продвижение отечественного туристического продукта на внутреннем и международном рынках. Что происходит по факту? В большинстве регионов на продвижение способных привлечь туриста событий и популяризацию самих территорий в региональных бюджетах просто нет денег. Либо их настолько мало, что регионы не в состоянии продвигать себя не только за рубежом, но даже и внутри России. Конечно, россияне более-менее представляют, что такое Крым, Сочи, Плес или Суздаль. Но большинство наших сограждан, если у них спросить, вряд ли назовут больше 5-7 мест в России, где можно провести отпуск или каникулы. Зачастую о курортах Турции, Испании или Греции они осведомлены гораздо лучше.
В российских регионах в большинстве случаев туризмом занимается либо министерство культуры, либо министерство спорта. В этих ведомствах туризм всего лишь приставка, дополнительное бремя. Как правило, в регионах на туризм работает один или несколько человек. Все стараются в духе времени сделать брендбуки, нарисовать логотипы мест. И... всё. Но туристу нужен не «узнаваемый графический бренд» города или села, а гостеприимство. Сервис. Чтобы его встретили как родного, вкусно накормили, показали интересные места – ненавязчиво, но с заботой, подвели к сувенирам и с улыбкой проводили. Главное, что теперь продают в любом бизнесе, – это даже не столько сам товар, сколько впечатления. К туристическому бизнесу это относится вдвойне: тут по определению не может быть ничего важнее впечатлений, которые остаются у людей от поездок.
Для стимулирования развития туристической инфраструктуры на региональном уровне действует давняя федеральная целевая программа – «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». Она вроде бы полезна для создания инфраструктуры, которую местный бизнес за собственный счет просто не потянет. Однако эта программа основана на кластерном подходе. А такой подход подразумевает проектное финансирование, т. е. приходится продвигать турпроекты на много гостиничных номеров и много рабочих мест в надежде получить много инвестиций. Но отдельными мегапроектами туризм не разовьешь – это отрасль прежде всего частной инициативы и малого бизнеса.
В целом создается впечатление, что чиновники на всех уровнях не совсем понимают, что делать с внутренним туризмом. Возможно, есть смысл создать отдельное туристическое федеральное ведомство – Минкультуры явно не справляется с задачей. Даже в структуре Министерства экономики туризм смотрелся бы логичнее.
Давайте признаем: российский туризм нуждается в кардинальных изменениях. Власть на всех уровнях должна осознать, что главный тренд мирового развития в том, что технологии и сфера услуг все больше влияют на экономику. Нефть и газ могут закончиться, а желание людей получать впечатления и видеть новые места или просто «съездить на море» будет всегда.
Филипп Бойн: «Работа наших партнеров – залог успеха Small Luxury Hotels»
Филипп Бойн (фото) впервые побывал в Москве в качестве президента компании Small Luxury Hotels of the World – приезжал для участия в воркшопе Moscow Showcase-2018. Хотя столицу г-н Бойн знает неплохо: работал здесь в 90-е годы и открывал отель, позже трансформировавшийся в Sheraton.
На воркшопе SLH представила российским партнерам объекты в Париже, Лугано, Марбейе, Франкфурте-на-Майне, Занзибаре и другие жемчужины своей коллекции.
В 2017 году выручка Small Luxury Hotels выросла на 16% по сравнению с 2016-м, количество бронирований – на 4%, ночевок – на 7%, средняя норма прибыли – на 8%. За прошлый год в портфолио SLH вошли 57 новых отелей, а в нынешнем его пополнят 14 гостиниц в Голландии, Кении, Индонезии, Италии, Франции, Испании, Китая, Таиланда, Великобритании.
В нашей стране сейчас нет отелей, входящих в SLH, но российский рынок очень важен для ассоциации: за последний год количество постояльцев-россиян выросло на 20%. Наиболее популярны гостиницы в Швейцарии, Италии, Испании и Франции. Филипп Бойн рассказал RATA-news о пристальном интересе SLH к России как к одному из приоритетных направлений работы.
- Насколько интенсивно расширяется портфолио SLH и какие отели интересны ассоциации в России?
- Сейчас у нас 524 объекта, ежегодно заявки на вступление подают 700-800 средств размещения по всему миру, но только 5-6% становятся членами SLH. Для нас главное – качество гостиницы. Через несколько лет рассчитываем достичь показателя в 570 отелей. Надеемся, среди них будут и российские – в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге, предпочтительно с центральной локацией. Ориентируемся на бутиковые объекты, номерной фонд в 100 комнат считаем для нас идеальным. Если о нашей марке узнают хотя бы в ключевых городах, я уже буду счастлив. А дальше можно будет постепенно идти в глубь России.
- А какими гостиницами чаще интересуются наши соотечественники?
- Отелями в центре крупных городов с просторными номерами, красивыми сьютами и виллами. Особо популярны гостиницы с виллами – среди тех россиян. которые могут себе это позволить.
- Какой процент клиентуры дает вам турбизнес и сколько у вас партнеров в России?
- В целом по всему миру туристические компании обеспечивают нам практически 78% гостей, так что как партнеры для нас крайне важны. Сколько их в России сказать затрудняюсь, но в любом случае это сотни. Главное, чтобы они знали, как продвигать наш продукт. Даже один правильный партнер способен обеспечить постоянный поток клиентов высокого уровня.
- SLH запустила в 2017 году инновационную программу лояльности Inv?ted. Доступна ли она в России?
- Программа лояльности доступна всем нашим агентам. Более того, мы постоянно ее дорабатываем, чтобы повысить комиссию. Еще SLH ввела новый тариф специально для партнеров: 50% от самой низкой доступной цены в любом из наших отелей. Тарифом можно пользоваться персонально для себя – чтобы отдохнуть или познакомиться с новыми объектами SLH.
В течение года вывозим лучших партнеров в фам-трипы, показываем интересные отели. Стараемся ориентировать их на то, чтобы они изучали клиента и предлагали именно тот эксклюзив, который человеку нужен именно сейчас. В результате туристы возвращаются к ним снова и снова: у нас около 30% повторных гостей.
- А сколько составляют прямые продажи через сайт SLH и сколько через ОТА?
- Через – около 17%, это довольно много, если иметь в виду, что мы все же предпочитаем работать через партнеров. Предполагаю, еще 10-15% бронирований приносят онлайн-тревел агентства. ОТА нас не смущают, мы же предлагаем эксклюзивный товар. Клиент, конечно, может просмотреть сайты для получения общей информации, но в итоге все равно обратится к своему агенту за консультацией, поскольку уверен, что тот подскажет ему наилучший вариант.
Кристина Голубева, специально для RATA-news
Самый большой рост цен на летний отдых показывает Россия
Сервисы онлайн-бронирования туров отмечают, что в этом году российским туристам придется потратить на отдых больше денег, чем в прошлом. RATA-news уже приводила соответствующие данные ресурса Travelata.ru. Сервис Level.Travel также сообщает, что почти все направления прибавили в цене. По очень многим показателям данные обоих ресурсов принципиально совпадают.
По данным продаж Level, доступнее стала только Греция: цены на этом направлении упали с 102 тыс. до 91 тыс. рублей. Правда, и доля этой страны уменьшилась – с 11% до 9%.
Самый большой рост цен показывает Россия – 57%. Средняя стоимость поездки на отечественный курорт равна 55 тыс. рублей, тогда как в прошлом году эта цифра была 35 тыс. Несмотря на столь значительный скачок, страна сохраняет за собой прошлогоднее второе место в рейтинге популярных летних направлений. Однако количество людей, купивших туры по России на Level.Travel, резко снизилось – с 21% до 12%.
Турция второй год остается безусловным лидером продаж, ее доля сейчас 37%, в прошлом году была 23%. И это несмотря на рост цен. В среднем в 2018 году один тур обошелся в 104 тыс. рублей – дороже, чем в прошлом, на 13 тыс.
Топ-9 направлений по версии Level.Travel
Эксперты отмечают серьезные различия в предпочтениях туристов по ценовыми сегментами. Например, в этом году в диапазоне стоимости ниже 30 тыс. рублей преобладают продажи Россия (46%), на втором месте Болгария (23%), на третьем Турция (14%). В сегменте от 30 до 60 тыс. рублей верхнюю строчку занимает Турция (24%), доля России 21%, Греции – 12%.
В сегменте от 60 до 90 тыс. в лидерах уже нет отечественных курортов, топ-3 – Турция (40%), Тунис (9%), Греция (8%). Туристы, которые могут позволить себе потратить больше 90 тыс. рублей, выбирают Турцию (47%), Испанию (9%), Грецию (9%).
В этом году, как и в прошлом, клиенты Level.Travel предпочитают отели 3*, таковых 38%. Гостиницы 4* выбрали 27% туристов и только на третьем месте размещение 5*.
Самый популярный вид питания – all inclusive, его заказали 37% покупателей. Очевидно, что это связано с популярностью Турции. На втором месте – завтраки (20%), на третьем – полупансион (14%).
Около 90% выданных россиянам испанских виз – многократные
Около 90% шенгенских виз, выданных консульством Испании в Москве в 2017 году, долгосрочные и многократные, сообщил журналистам консул Испании Хуан-Педро Перес-Гомес Делаунай на открытии визового центра в Москве. Он уточнил, что в общей сложности в прошлом году россиянам было выдано 476 тыс. виз, что на 7% больше, чем годом ранее.
По словам консула, на обработку заявления максимально отводится восемь дней, но на практике такая работа выполняется за четыре дня. «При этом сроки выдачи виз для россиян, планирующих поездку в ближайшие две недели, составляют максимально пять дней, но в реальности на это уходит 48 часов», – сказал консул.
Как сообщает «Интерфакс-Туризм», посол Испании в России Игнасио Ибаньес Рубио, в свою очередь, рассказал, почему в стране особенно рады российским туристам: «Первая причина в том, что россияне на отдыхе в Испании не создают никаких проблем, они очень хорошо интегрируются. Вторая – это то, что туристы из России в среднем тратят больше гостей из других стран. Продолжительность их пребывания также выше. И наконец, российские туристы относятся к категории возвратных, то есть приезжают к нам неоднократно».
«Детское бюро путешествий»: знакомство со столицей Урала и ее окрестностями
В этом году Екатеринбург отпразднует 295-й день рождения. Компания «Детское бюро путешествий» на протяжении 23 лет занимается организацией приема и проведением экскурсий в этом городе. Вас и ваших клиентов ждет увлекательное приключение в столице Урала!
Экскурсионный тур в Екатеринбург познакомит с историческим центром города. Туристы побывают на заброшенном руднике Ганина Яма. Это место стало последним пристанищем царской семьи. Сегодня здесь построен мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Также участники тура посетят знаменитую Свердловскую киностудию, Президентский центр Бориса Ельцина, смотровую площадку бизнес-центра «Высоцкий» и прогуляются по пешеходной улице Вайнера. От 4 170 рублей на человека.
В программу тура «Боевая слава Урала» входит посещение выставочного центра музея «Боевая слава Урала» и выставки «Урал – фронту» Свердловского краеведческого музея. Также туристы побывают на тематической обзорной прогулке по Екатеринбургу и экскурсии «Чтобы помнили» с посещением Широкореченского мемориала. От 3 120 рублей на человека.
Экскурсионный тур «Каменный пояс» начнется с прогулки по городу и посещения границы Европы и Азии. Затем состоится знакомство с экспозицией Музея камнерезного и ювелирного искусства, после чего отправление на родину русского золота в город Березовский. Туристов ждет посещение настоящей базы горноспасателей, рассказ об уникальных минералах и погружение в учебную шахту. От 3 100 рублей на человека.
Началом тура «Царский маршрут» станет прогулка по историческому центру Екатеринбурга с посещением Храма на Крови и Стеллы на границе Европы и Азии. Потом гости города побывают на выставке «Романовы» в интерактивном парке «Россия ? моя история», в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, мужском монастыре Ганина Яма, Свердловском краеведческом музее и Ново-Тихвинском женском монастыре. От 4 040 рублей на человека.
Комиссия агентствам – 10%.
Доплата за взрослого в составе детской группы – 450 руб. на человека.
«Детское бюро путешествий»: 8 (343) 385-90-10, 8 (912) 600-28-13, специалист по туризму – Александра.
«Континент»: новинка летнего сезона – путешествие к «Обитаемым островам»
Открываем летний сезон путешествий. Новинки от «Континента»:
- «Обитаемые острова», 3 дня/2 ночи, Псков – Пушкинские Горы – Талабские острова;
- «Обитаемые острова», 4 дня/3 ночи, Псков – Пушкинские Горы – Талабские острова – город Остров.
Сборные туры, гостей которого, помимо экскурсий по древнему Пскову и музеям-усадьбам заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», ждет поездка на острова Талабского архипелага в Псковском озере.
Возможность прокатиться на скоростном катере по водной глади, погрузиться в историю островов и святых старцев, живших на острове им. Залита, прочувствовать колорит рыбацкой деревни, сытно покушать в ресторанчике «Ёрш» на берегу Псковского моря и ощутить единение с природой, прогуливаясь по реликтовой роще и белоснежному песку на берегу острова им. Белова.
В путешествии предусмотрено свободное время. Например, для купания. Гостям, решившим задержаться еще на день, покажут Остров – город-крепость, впервые упомянутый в летописных сводах в далеком 1341 году.
Даты заезда тура на 3 дня – 16 и 30 июня, 7 июля, 4 августа.
Взрослые – от 8 200 руб. на человека.
Дети до 14 лет – 7 900 руб. на человека.
Даты заезда тура на 4 дня – 15 и 29 июня, 6 июля, 3 августа.
Взрослые – от 10 650 руб. на человека.
Дети до 14 лет – 10 200 руб. на человека.
В стоимость входит проживание, двухразовое питание, транспорт, экскурсионное обслуживание.
Комиссия агентствам.
«Континент»: 8 (8112) 29-34-74, 700-780, tourvpskov@yandex.ru, www.pskovcontinent.ru
«Солвекс»: снижение цен на туры в Болгарию
Глобальное снижение цен на туры в Болгарию с вылетом 25 июня на 11 ночей/12 дней.
Золотые пески. Универсальный курорт Золотые пески подойдет и для отдыха с детьми, и для молодежи, и для пожилых людей. Большая зеленая территория курорта располагает к неспешным прогулкам, а развитая инфраструктура никому не даст скучать. Разместиться здесь можно в отелях для семей с детьми, в роскошных отелях 5*, в бюджетных 2*, а также в апартаментах и студиях.
Varshava 2*, 25 553 руб. на человека.
Dana Park 3*, 27 735 руб. на человека.
Tsarevets 3*, 28 142 руб. на человека.
Sunny Varshava 3*, 28 289 руб. на человека.
Preslav 3*, 28 622 руб. на человека.
- Dobrudja 3*, 28 215 руб. на человека;
- Altea 3*, 28 215 руб. на человека.
Св. Константин и Елена. Курорт располагает к прогулкам среди вековых деревьев, к посещениям спа-центров и релаксации. Для семей с малышами курорт предлагает детские площадки, батуты, анимационные программы.
Saint Petar 3*, 26 736 руб. на человека.
Saint Nikola 3*, 29 732 руб. на человека.
Кранево предлагает бюджетное размещение в небольших отельчиках, но есть и несколько комплексов высокого уровня 5*. Здесь прекрасный большой пляж и вкусная болгарская кухня, недорогие цены и спокойное море.
Randevu 2*, 22 040 руб. на человека.
Morski Dar 2*, 23 593 руб. на человека.
«Солвекс»: 8 (495) 956-14-18, bulgaria@solvex.ru, www.solvex.ru
Алтай: перезагрузка
Если предупреждение об отсутствии мобильной связи вызывает чувство радости, а не тревоги, то самое время паковать чемоданы и отправляться в путешествие на Алтай. Наш корреспондент рассказывает о своей поездке по приглашению туроператора ANEX Tour.
В сторону гор. Та самая красота Алтая, о которой слышали более или менее все, начинается вдали от крупных городов. Барнаул, куда ежедневно приземляются три рейса из Москвы, служит лишь первой отправной точкой на маршруте. Какой будет вторая, напрямую зависит от фантазии и ресурсов.
Объять необъятное за один присест действительно невозможно. Да и не нужно. Но если душа тянется в горы, туда, где точат камни шумные реки и где в воздух поднимают пыль табуны диких лошадей, то самое место для такого путешествия – Республика Алтай.
Далеко не все в Москве знают, что это не то же самое, что Алтайский край, хотя фактически два региона всегда были единым целым. Меж тем, краевую столицу (Барнаул) и республиканскую (Горно-Алтайск) разделяют почти 300 км, и некоторые отрезки этой трассы мало с чем могут сравниться по своей красоте.
Чуйский тракт – так называется эта дорога федерального значения протяженностью почти тысячу километров – тянется от Новосибирска до границы с Монголией. Чтобы попасть в Горный (так часто называют Республику), надо двигаться на юго-восток от Барнаула, в сторону Бийска. Понятное дело, никакой границы между регионами нет, а условную линию можно провести там, где начинает меняться ландшафт.
Вдоль Катуни, реки мощной и быстрой, разбросаны сотни туристических баз, летом забитых под завязку. Среди объектов размещения можно найти и крошечные домики с удобствами на улице, и добротные срубы, к обстановке которых не придраться. Самым комфортабельным в этих краях считается парк-отель «Ая», стоящий на берегу одноименного озера: путь до него от Барнаула занимает примерно четыре часа. Уже находясь на месте, можно спокойно спланировать свой дальнейший маршрут.
Ты неси меня, Катунь… Первый, самый близкий к «Ае», а потому очевидный пункт на карте – туристический комплекс, который называется «Бирюзовая Катунь». Его посещение послужит щадящей акклиматизацией для тех, кому сложно быстро перейти из состояния городского невротика в состояние человека, радующегося единению с природой.
Официально это место называется «особой экономической зоной», но для туристов важно другое: за последнее десятилетие с небольшим здесь были созданы все условия для активного и комфортного отдыха. Инфраструктура органично вписалась в первозданный ландшафт, так что «Бирюзовая Катунь» в этом смысле – редкое для наших широт сочетание цивилизации и природы.
А природа здесь именно такая, какую большинство путешественников ожидают увидеть на Алтае: могучая река и горы, покрытые густыми хвойными лесами...
Название туристического комплекса – не поэтическое преувеличение: осенью воды Катуни действительно становятся бирюзовыми. Цвет ярче зимой, а вот весной и летом, когда река пополняется за счет дождей и талых вод, она окрашивается в привычный серо-зеленый цвет.
Главная природная достопримечательность «Бирюзовой Катуни», помимо, собственно, реки, – это Тавдинские пещеры. Их еще называют Талдинскими – оба варианта считаются правильными. На лестнице, ведущей к главному входу в пещеры, предусмотрены небольшие площадки, где можно перевести дух и потискать местных котов, которые неотступно следуют за всеми гостями.
Внутри массива – огромная система гротов и пещерных ходов, но туристов пускают лишь на небольшое расстояние. Впрочем, этого вполне хватает, чтобы оценить мрачноватую прелесть скальных помещений, в которых живет местный добрый дух, – камень, похожий на бородатого гнома.
Пещеры спелеологами давно изучены и опасности для туристов не представляют. Правда, надо быть готовым к тому, что в некоторых из них передвигаться придется гуськом, согнувшись с три погибели.
Маршрутов по пещерам существует несколько, в том числе с выходом на смотровую площадку. С нее открывается открыточный вид на долину Катуни и другой ближайший природный памятник – Тавдинскую карстовую арку, или Арку желаний.
К арке можно прикоснуться, чтобы зарядиться энергией и загадать заветное желание. Желание сбудется только в том случае, если обойти арку три раза против часовой стрелки. Или шесть раз. Или девять. Дело в том, что для алтайцев, коренного народа Горного Алтая, цифра «три» является сакральной.
Главная беда алтайских пещер – и не только Тавдинских – надписи. «Здесь был Вася», «Оля + Петя = любовь» и прочие художества, написанные баллончиками, невозможно уродуют горную породу, но активистов, закрашивающих надписи подходящей краской, по-прежнему меньше современных «первобытных людей».
Олег Кардаков, один из самых известных гидов по Горному Алтаю, призывает этих персонажей, впрочем, не ругать, а пожалеть: «Потому что они чувствуют свою ничтожность и никчемность, пытаясь поцарапать вечность».
Еще одна беда – ленточки, которые туристы привязывают везде, где придется, особо не вникая в обычаи коренного населения. И ладно бы чистую ленточку: в ход идет все – от гигиенических салфеток до носков. Борьба с этой напастью пока тоже очевидных результатов не принесла.
Укуси меня пчела. Экскурсии в древний мир, заселенный людьми еще в каменном веке, в «Бирюзовой Катуни» гармонично сочетается с активным отдыхом. Здесь организуют и сплавы любого уровня сложности, и традиционные для Алтая конные прогулки. И рыбалку: в Катуни водится и хариус, и таймень, и налим.
И куда же без знаменитого алтайского меда. Недалеко от въезда в комплекс, на склоне невысокой горы, расположена пасека, лицо которой – Вячеслав «Укуси меня пчела» Колесников, крупный, улыбчивый и бесконечно влюбленный в дело, которым занимается всю жизнь.
Визитная карточка пасечника или, как его еще называют, Славы Медовухи – поедание пчел. На глазах у изумленной публики он съедает пчелку, перед этим попросив у нее прощения, чем приводит в восторг и благоговейный трепет даже школьников, которые обычно шумны и непоседливы. Пасека у Вячеслава образцово-показательная: повсюду аккуратные дорожки, красивые скамейки и нарядно окрашенные ульи.
Пчелы здесь живут трудолюбивые и в общем незлобные, называются «карпатками»: надо сильно постараться, чтобы пчела этой породы укусила того, кто пытается ее раздразнить. Жужжащие насекомые роятся вокруг гостей и позволяют фотографировать себя крупным планом.
Вячеслав увлекательно рассказывает о пчеловодстве, знакомит с жизнью пчел и, конечно, предлагает на пробу различные сорта меда и медовухи. Здесь же можно мед купить, как и другие полезные продукты.
А еще на пасеке оказывают услуги оздоровительного характера. Самая популярная – «Сон на пчелах». Опасности процедура не представляет, даже наоборот – такой сон для организма считается со всех сторон благотворным.
Лежанки устраивают по периметру стен. Вибрации тысяч пчел, монотонный гул и насыщенный ароматом меда воздух – все это благоприятно влияет на организм в целом и на сон в частности. Туристы, желающие вздремнуть на ульях, делают это бесплатно – денег за сеансы пасека не берет.
Продолжение следует.
Екатерина Веллинг, специально для RATA-news
Фото автора
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»