Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5600

Какие выводы сделал Северный Кавказ после ажиотажного спроса в прошлом году

Спрос на Северный Кавказ этим летом не превышает показателей прошлого года. Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария продаются с незначительным снижением объемов, по Дагестану небольшой рост. Как сказал RATA-news генеральный директор пятигорской компании «Магтур» Умар Айдинов, сюрпризов по итогам сезона, скорее всего, уже не будет.

По словам эксперта, сейчас туристы опасаются планировать далеко вперед, много тратить – особенно средний класс, а это основная аудитория направления. Сказываются и ограничения авиаперелетов на юг. «Многие говорят, что взяли тур на Кавказ в последний момент, всё ждали возобновления рейсов в Крым. У нас таких туристов довольно много. Думаю, по итогам сезона увеличение турпотока вряд ли случится, скорее объемы еще немного просядут, если добавится тот же Крым, например. Европа тоже потихоньку выдает визы, все надеются на выезд», – пояснил он.


Сейчас достойные объекты размещения в Дагестане загружены почти на 95%, аналогичная ситуация была и предыдущим летом. Бронируют преимущественно на ближайшие две недели. Значительных ценовых скачков к летнему сезону не было, расценки выросли максимум на 20% по некоторым направлениям, а в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии остались прежние. «В обеих республиках прошедшей зимой горнолыжные курорты значительно подняли цены. Это сыграло с ними злую шутку, в летний период спрос снизился в том числе и по этой причине. Сейчас они стараются сдерживать расценки», – уточнил г-н Айдинов.

Основной турпоток идет из московского региона, что объясняется удобной логистикой и платежеспособностью туристов. Из Москвы в Минводы летает минимум 8-10 рейсов в день, в Махачкалу поставлено 3-4 ежедневных рейса и 1-2 во Владикавказ и Грозный. Доступной остается и стоимость перелетов в регион. Если брать билет в Минводы заранее, он обойдется в 7-8 тысяч рублей в обе стороны, в Махачкалу средняя цена перелета туда-обратно составит 9-10 тысяч рублей.

Самые востребованные туры – экскурсионные. Хорошим спросом пользуются конные программы и джипинг. «Как правило, активные туры подороже, их берут люди, стремящиеся побывать на склонах гор, в ущельях. Поэтому в прошлом году мы сделали новые программы с учетом пожеланий туристов – везем их в дикие места, – говорит эксперт. – Сейчас обкатываем новую трекинг-программу «Изумрудные озера Кубани». В Дагестане предложили экскурсионный тур «Мелодия гор» и несколько других. Спрашивают неплохо, но массовый спрос на новинки увидим только на второй-третий год».


По оценкам Умара Айдинова, в прошлом году ажиотажный спрос на курорты Северного Кавказа привел к перегрузке инфраструктуры. Местная туриндустрия в целом не справилась с турпотоком, что сказалось на качестве услуг. К тому же появилось множество непрофессионалов, решивших подзаработать на стремительно растущем рынке. Количество туристов выросло в разы, везде возникали очереди, ждать приходилось даже чтобы сфотографироваться на обзорных площадках и в других знаковых местах. Более всего пострадали самостоятельные туристы, решившие, что самим организовать поездку по Кавказу очень просто. «В результате они заселялись в непроверенные гостиницы, где могла быть новая мебель, но неадекватные цены и хамское отношение персонала. Было довольно много отрицательных отзывов. Судя по всему, в этом году многие предпочли поехать в другое место. И сейчас клиенты звонят с вопросами, приходится разъяснять, рассеивать опасения. Но ситуация меняется к лучшему: профессионалов стало больше, выросло качество обслуживания, собственники стали понимать, как надо обслуживать туристов», – рассказал г-н Айдинов.

Остается дождаться цен от горнолыжных курортов на зимний сезон. «Год назад они пошли в ценовой разнос – посмотрим, насколько адекватный ценник выставят к сентябрю. Например, на курорте Архыз количество койко-мест увеличилось в 2-2,5 раза по отношению к 2020 году, на Домбае – на 20%. Рост номерного фонда ведет к конкуренции, думаю, это заставит бизнес задуматься», – сказал Умар Айдинов.

Наталья Панферова, RATA-news

Остров Маргарита претендует на статус массового направления

Туроператор «Интурист» открыл продажу туров на венесуэльский курорт – остров Маргарита. Пакетные туры на 12 ночей включают перелет авиакомпанией Conviasa на А340-200 из Москвы в Каракас и внутренний рейс на остров в южной части Карибского моря, проживание в отеле, ПЦР-тест по прилету на остров, групповой трансфер, страховой полис.

По словам директора по связям с общественностью «Интуриста» Дарьи Домостроевой, заявки пошли сразу, интерес турагентств очевиден. Причем, бронируются и ближайшие вылеты, и на приличную глубину.


С декабря прошлого года – с небольшим перерывом из-за политических событий – пакетные туры на остров Маргарита предлагает Tez Tour. Как пояснила PR-директор компании Елизавета Тимошенко, Венесуэла входит в топ-5 наиболее востребованных направлений в летнем сезоне-2022: «Страна быстро набрала популярность у путешественников. Сейчас ближайший вылет, на котором есть свободные кресла, 7 августа. Глубина продаж достигает октября, основной поток заявок приходится на август и сентябрь».

По словам Дарьи Домостроевой, причина популярности Венесуэлы понятна: есть огромный отложенный спрос на Карибы. «Люди скучают по Кубе, Доминикане, у этих направлений есть свои постоянные клиенты. Мы по-прежнему предлагаем туры на Кубу, в Доминикану и Мексику, но добраться до этих стран можно только на стыковочных рейсах турецких и арабских перевозчиков. Длинные стыковки и высокая стоимость билетов делают их просто недоступными для массового туризма. Получается, что Венесуэла сейчас единственное доступное пляжное направление в Латинской Америке», – пояснила собеседница.

Правда, путь на Маргариту тоже трудно назвать прямым. Да и летит Conviasa туда целых 20 часов с учетом технической посадки в Тегеране и внутреннего перелета из Каракаса. Но, по словам экспертов, туристы учитывают нынешние реалии и готовы к длительному перелету, тем более что заметно удлинились и другие зарубежные и даже российские авиамаршруты. Техническая посадка проходит ночью, при этом пассажиры остаются на борту, так что особых неудобств они не испытывают. Из Москвы рейс вылетает в 18.00 (с середины августа в 20.00), в Каракас прибывает в 8.00 по местному времени, на Маргариту – в 11.00.

Еще одним достоинством туров на остров Маргариту, помимо прямого перелета, операторы называют стоимость. «Отдых с проживанием в отеле 3* на завтраках начинается у нас от 153 980 рублей на человека, в 4* на «все включено» – от 164 500 рублей на человека. Эту страну выбирают для отдыха 10% туристов с детьми. Абсолютное большинство наших клиентов предпочитают систему "все включено"», – пояснила г-жа Тимошенко.

«На фоне нынешнего ассортимента зарубежных пляжных курортов Венесуэла в ценовом отношении выглядит очень привлекательно. Стоимость пакетного тура на двоих на 12 ночей с отдыхом в отеле Hesperia Playa del Agua 4* по системе «все включено» у нас стартует от 202 838 рублей – дешевле, чем многие предложения по Турции на этот период. Ясно, что Венесуэла не конкурент Турции, но для тех туристов, которые хотят разнообразия, это интересный вариант», – полагает г-жа Домостроева.

Ближайшие вылеты Conviasa – 24 июля, 7, 21 августа, 4,18 сентября 2022 года. На сентябрьском рейсе «Интурист» запланировал масштабный инфотур для турагентов с осмотром базовых отелей, посещением столицы и колониальных городов на острове Маргарита, а также острова Коче.


Кроме того, туроператоры рассчитывают, что венесуэльская авиакомпании сможет, как и запланировала, с осени увеличить частоту рейсов до двух раз в неделю и поставить их не только в Каракас, но и в город Порламар на острове Маргарита. Тогда можно будет добираться до курортов без внутреннего перелета и стыковки в Каракасе.

Позитивных изменений к началу высокого сезона на этом направлении ждут также в компании «Пегас Туристик». «Мы успешно летали туда до начала спецоперации. Направление очень перспективное, хорошие отзывы, много повторных клиентов, – рассказала генеральный директор Анна Подгорная. – Остров известен как более дешевая альтернатива отдыху на знаменитых карибских островах. Он привлекает не только песчаными белыми пляжами, солнечной погодой, разнообразием тропических фруктов, но и множеством других развлечений и достопримечательностей: национальные парки, заповедники с фламинго и пеликанами, колониальные города, серфинг, виндсерфинг и кайтинг».

До российско-украинского кризиса туроператор выполнял собственную полетную программу в Венесуэлу на бортах Nordwind и Pegas Fly. Допуски на выполнение рейсов в Порламар в начале февраля 2022 года получил также перевозчик Azur Air, стратегический партнер «Анекс Тур» и «Интуриста». Однако проблемы использования российских самолетов из-за санкций застопорили развитие этих программ.

Вместе с тем, туроператоры, которые не работают с массовым потоком, Венесуэлу своим туристам не предлагают. Как пояснил RATA-news генеральный директор компании Tour Express Андрей Крапивной, не только из-за трудностей перелета, но и из-за нестабильной ситуации в самой стране. «Остров Маргарита – просто курорт. Если предлагать Венесуэлу, надо делать полноценный экскурсионный тур по стране, которая очень богата на достопримечательности. Но для этого там не хватает инфраструктуры. Плюс нас смущают вопросы безопасности», – сказал он.

Напомним, прямое авиасообщение связало Россию и Венесуэлу в мае прошлого года, когда государственная авиакомпания Conviasa открыла полеты из московского «Внуково» в Каракас. А впервые информация о возможном авиасообщении между странами появилась еще в 2009 году. Регулярный рейс был тогда в повестке межправительственных переговоров – сообщалось, что Conviasa начнет полеты уже с 2010 года.

Светлана Ставцева, RATA-news

«Солидарность» предложит туроператорам оформление фингарантий онлайн

Новым членом Российского союза туриндустрии стала страховая компания «Солидарность», которой в этом году исполняется 30 лет. Офисы располагаются в Ангарске, Иваново, Иркутске и Москве.

Генеральный директор Анна Жигалова полагает, что вступление в РСТ и работа в составе комитета по страхованию позволит разрабатывать актуальные продукты для участников рынка, участвовать в обсуждении законодательных инициатив и быть в курсе ситуации на туристическом рынке.

«Мы небольшая компания, но развиваемся и набираем обороты. РСТ поможет большему количеству представителей бизнеса узнать о нас, о новых направлениях нашей работы с турбизнесом», – сказала она.


Компания «Солидарность» предлагает услуги по всем основным видам добровольного страхования. Наиболее близкое из них к туристической сфере – авиационное. В числе партнеров «Солидарности» – авиаперевозчики Red Wings и «ИрАэро», аэропорт Жуковский. Накоплен большой опыт в корпоративном страховании выезжающих за рубеж, страховании от несчастных случаев и пр. В 2016 году компания стала частью промышленно-финансового холдинга. Основной акционер – «Зарубежэнергопроект», ведущая организация по проектированию энергетических объектов в России и за рубежом.

Одно из новых стратегических направлений деятельности компании – страхование гражданской ответственности туроператоров и страхование путешественников.

- В последние годы количество страховых компаний, готовых предоставлять туроператорам финансовые гарантии, постоянно сокращалось из-за высоких рисков. Почему вы решили сотрудничать с турбизнесом?

- Мы осознаем все риски, тем более в нынешней ситуации. Поэтому пока берем на страхование только туроператоров, которые занимаются внутренним и въездным туризмом. Возможно, впоследствии будем рассматривать и выездные компании, посмотрим на развитие событий.

- Есть ли какие-либо особые условия заключения договора?

- Для туроператоров, занимающихся внутренним и въездным туризмом, страховые суммы небольшие, не велик и прецедент банкротств, влекущих за собой выплаты страховщика. Поэтому для них особых условий нет.

- Вы уже работаете с кем-то из туроператоров?

- Да, с мая 2022 года мы заключили около 15 договоров, несмотря на то, что сейчас не сезон пролонгаций таких соглашений. В будущем планируем сотрудничество с не менее 600 туроператорами.

- Как вы собираетесь их привлекать?

- У нас много мыслей на этот счет, но и стандартных каналов продаж через агентов и брокеров избегать не будем. Компания разработала прогрессивную шкалу комиссионного вознаграждения для будущих партнеров.

Несколько лет назад Ростуризм совместно с порталом Госуслуги дали возможность вносить сведения в Единый реестр туроператоров в электронном виде, документы подписываются ЭЦП. Мы же задумались о возможности – и это, кстати, впервые в России – создать систему онлайн-страхования туроператоров, разработать форму заявления и оплату на сайте. Договор страхования клиент будет получать в электронном виде. Сейчас мы анализируем рынок и ведем переговоры с разработчиками. Реализовать проект планируем в октябре 2022 года. Такое нововведение позволит сократить издержки на оформление бумажного договора, что приведет к снижению стоимости страхования.

В части страхования путешественников мы привлекаем опытных разработчиков программного обеспечения и онлайн-продаж. Планируем к августу запустить онлайн-калькулятор на сайте компании, а также выстраивать отношения с агрегаторами по реализации страховых услуг в интернете.

Любовь Булгакова, RATA-news

Обнуление НДС для отелей усугубило налоговые проблемы туроператоров

Применение НДС в сфере туризма стало одной из основных тем прошедшего заседания комиссии РСПП по туриндустрии под председательством главы этой комиссии, члена правления РСПП, почетного президента РСТ Сергея Шпилько.

Напомним, с 1 июля отели освобождены от уплаты НДС, соответствующая норма содержится в подписанном президентом законе об антикризисных налоговых мерах. Однако представители гостиничной сфера отмечают, что из налогооблагаемой базы выводится только стоимость проживания, а питание и дополнительные услуги по-прежнему облагаются НДС.

«Это приводит к затратному раздельному учету и мало помогает загородным и курортным отелям, в выручке которых услуги размещения составляют 45%», – сказал управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. Эксперты также обращают внимание на тот факт, что услуги питания в кафе и ресторанах от НДС освобождены, а в гостиницах нет, что делает их цены неконкурентными по сравнению с предприятиями общепита, расположенных в двух шагах от входа в отель.

Алексей Мусакин также отметил, что при работе с туроператорами и крупными заказчиками отельеры сталкиваются еще с одной сложностью: партнеры, являясь плательщиками НДС и не имея возможности зачесть входящий налог, теперь просят у гостиниц скидки 20%, чтобы компенсировать свои затраты на уплату налога.

«Тема НДС – большая проблема, особенно в контексте работы по расширению географии поездок, организации чартерных маршрутов, – отметил генеральный директор компании «Алеан», председатель комиссии РСТ по внутреннему туризму Илья Уманский. – При формировании комплексного турпродукта туроператоры вынуждены платить НДС 20% именно как оборотный налог, а не со своего дохода. При такой ставке деятельность компаний становится нерентабельной. Обнуление НДС для отелей усугубило эту проблему и подталкивает туроператоров либо к разделению бизнеса и переходу на упрощенную систему налогообложения, либо к дроблению турпродукта и переходу на агентскую форму работы, что противоречит действующему законодательству».

Решением этой проблемы, по мнению г-на Уманского, было бы включение туроператорской деятельности в статью 149 Налогового кодекса РФ, что позволит причислить этот вид бизнеса к необлагаемым НДС.

Коллегу поддержал генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев: «Получается, что мера, которая вводилась с целью повышения доступности услуг для конечного потребителя, приводит к их удорожанию. И от НДС необходимо освобождать туроператоров в сфере не только внутреннего, но и въездного туризма».

«В структуре себестоимости внутреннего турпродукта НДС в два раза больше, чем та прибыль, которую мы получаем, в том числе при реализации чартерных программ, – отметил заместитель генерального директора туроператора Fun&Sun Александр Сирченко. – То есть работа по внутреннему туризму убыточна и приводит к проблемам, о которых здесь уже говорили коллеги».

Также, по мнению г-на Сирченко, для расширения географии направлений остро стоит вопрос разработки механизма субсидирования так называемых специальных туристических тарифов для блоков мест на регулярной перевозке. При этом надо сделать так, чтобы этот механизм не пересекался с другими мерами субсидирования межрегиональных авиаперевозок.

По этой теме дал пояснение генеральный директор компании «Випсервис», вице-президент РСТ Дмитрий Горин. По его словам, авиаторы поддерживают субсидирование, помимо чартерных рейсов, блоков мест на регулярных перевозках. Сейчас из-за переизбытка провозных емкостей на внутреннем рынке распространен демпинг и регулярная перевозка порой продается дешевле, чем субсидируемые чартерные билеты. Здесь необходима координация с туристическими компаниями, обсуждается возможность совместной эксплуатации чартерных рейсов авиакомпанией и туроператорами.

Также Дмитрий Горин коснулся вопроса международных перевозок, где наоборот провозных емкостей не хватает. «Необходимо увеличение перевозки авиакомпаниями из дружественных стран, увеличение квоты по Турции, чтобы туроператоры могли выполнить свои обязательства перед клиентами. Возможно, придется уходить от принципа паритета по количеству рейсов, предусмотренного ранее в межправсоглашениях, – отметил он. – Впереди сложный зимний сезон, когда не будет летней Турции, и нужны гарантии по Египту, Таиланду, ОАЭ и другим странам».

Все обсуждавшиеся вопросы вошли в итоговую резолюцию заседания. На их основе будут направлены обращения в органы власти с целью выработки новых мер поддержки турбизнеса.

«Королевство путешествий»: «Демидовский маршрут» – погружение в историю российского государства

Заманчивое предложение от екатеринбургской компании «Королевство путешествий» – программа, рассказывающая о зарождении горнозаводской и промышленной славы городов среднего Урала. Легендарный «Демидовский маршрут», включающий элементы промышленного туризма, обладает статусом национального.

Продолжительность – от двух дней.
Стоимость – от 12 150 руб., без перелета, за место в DBL.


Всемирно известные памятники архитектуры, великолепные музеи с гидами высочайшей квалификации, тематические мастер-классы, аутентичные блюда уральской кухни, знакомство с уникальными ремесленниками Урала – все это лишь малая часть того, что ждет туристов на этом маршруте. Один из ярчайших его моментов – посещение крупнейшего металлургического комбината полного цикла.


Гости, одетые, кстати, в заранее заказанную для каждого специальную экипировку нужного размера, увидят фантастическое огненное зрелище – льющийся металл в жерле современной домны, и испытают незабываемые ощущения, очутившись в зале управления гигантским производством, напоминающем масштабный космический корабль.

Туристы научатся расписывать знаменитые тагильские металлические подносы и растапливать настоящий тагильский самовар. Прикоснутся к истории староверов и чуду невьянской иконы.


Скучно в этом путешествии не будет никому – ни тем, кто впервые приехал в Екатеринбург, ни тем, кто уже бывал здесь. Даже местным жителем будет интересно.

Люди среднего возраста оценят историческую составляющую. Гости постарше, лет этак 55 плюс, смогут поностальгировать по советским временам. Дети получат прививку любви к Родине, прикоснувшись к славной истории нашего государства. Семьи сплотятся еще больше, ведь совместное участие в интерактивных развлечениях и мастер-классах бесследно не проходит.

www.kingtur.ru

В Грузии предпринимателей в сфере туризма освободили от налога на имущество

Правительство Грузии решило освободить от налога на имущество за 2021 год предпринимателей, занятых в сфере туризма. По официальным данным, этой льготой воспользуются более 1200 налогоплательщиков, они сэкономят в целом около 40 млн лари, это около $13 млн.

Сфера туризма в Грузии значительно пострадала от пандемии коронавируса. При этом доля туризма в экономике Грузии до пандемии составляла около 10%.

Туризм в стране развивался стремительно, рекордным стал 2019 год, когда число международных путешественников превысило 9,3 млн, а доходы составили $3,3 млрд. В 2020 году, на фоне локдауна, число туристов упало до 1,7 млн, а доходы отрасли – до $427,7 млн. В 2021 году в Грузии было зафиксировано 1,6 млн туристических визитов, доходы составили $1,2 млрд.

По данным Национальной администрации туризма, число международных визитов в Грузию в январе-апреле 2022 года выросло на 272,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Страна приняла 820,8 тысячи зарубежных гостей – на 63,8% меньше, чем в 2019 году.