РАТА-новости от 07.09.2009
«У небольших агентств по продаже авиабилетов нет легальной возможности зарабатывать деньги»
Одно из региональных агентств по продаже авиабилетов – «Авиатранспортное агентство Магадан» - признано нарушителем закона. Местный транспортный прокурор потребовал у суда признать незаконным приказ директора агентства о взимании с пассажиров сбора за подбор тарифа, перевозчика и маршрута в размере 300 рублей. Магаданский городской суд удовлетворил требование прокуратуры, мотивируя это тем, что плата за подбор маршрута сверх тарифа авиаперевозчика является двойной оплатой одних и тех же услуг. О том, почему подобные обвинения угрожают всем агентствам и как избавить их от этой угрозы, рассуждает Юрий Шабунин (фото), генеральный директор Ассоциации агентств воздушного транспорта.
- Юрий Георгиевич, это первая подобная проверка?
- Нет, далеко не первая. Были такие же истории в Томске, на Сахалине. Правда, в каждом случае проблема решалась по-разному. Где-то удавалось договориться, где-то приходилось возвращать деньги пассажирам.
- То есть, агентства действительно взимали их незаконно?
- И да, и нет. Раньше комиссию агентствам за услуги по продаже перевозок выплачивали авиакомпании. Это положение было отражено во всех документах, которые регулируют деятельность авиаперевозчика. В Воздушном кодексе, Федеральных авиационных правилах по организации перевозок, формированию тарифов и т.д. были слова о том, что «перевозчик формирует стоимость билета и выплачивает агентское вознаграждение агентствам за продажу перевозок». Следуя примеру иностранных коллег, несколько лет назад российские авиакомпании дружно начали отменять комиссионные выплаты агентствам. Но это на практике. А на бумаге как было написано, что перевозчик выплачивает агентствам комиссию, так и осталось. Сейчас в договорах между авиакомпаниями и агентами можно увидеть комиссионные в размере 1 доллар, 1 евро, нулевые и т.д. Понятно, что при такой комиссии агентства не могут покрывать издержки по ведению бизнеса, то есть не могут юридически чистым способом зарабатывать деньги.
- Но ведь вместо комиссии авиакомпании предложили агентам брать сборы с пассажиров?
- Да, но здесь-то и возникла проблема. В 1997 году Минтранс издал приказ №154, позволивший агентствам взимать деньги с пассажиров за оформление и продажу билетов. Там описывалось, какие сборы и за что агентства могут устанавливать. Однако в 2002 году этот приказ отменили, потому что появилось много новых сборов, не упомянутых в нем – за пользование системами взаиморасчетов, топливо, услуги аэропортов. После отмены приказа агентства оказались единственными, кто не имеет права взимать сборы с пассажиров. Пока авиакомпании сохраняли комиссионные, особых проблем не было. Но когда они были отменены окончательно, оказалось, что у агентств нет легальных способов зарабатывать деньги.
- Получается, что по российскому законодательству агентство не имеет права ничего брать с пассажиров?
- Агентство, как любой участник рынка, имеет право взимать оплату за свои услуги по Гражданскому кодексу. Но за свою основную деятельность по бронированию и продаже перевозки оно не может взять деньги, потому что во всех документах, регулирующих рынок, как я уже говорил, написано, что эти услуги оплачивает перевозчик. Поэтому агент должен сам изобретать, за что он может взять деньги – за продажу билета, подбор тарифа, в общем, у кого на что хватит фантазии. При этом слово «сбор» не особо приветствуется проверяющими органами, так уж исторически сложилось. В агентской среде стараются говорить не «сбор», а «дополнительная плата».
- Все случаи «наездов» на агентства, о которых Вы упомянули, произошли в регионах. Почему?
- Потому что из многих региональных аэропортов сейчас летает одна авиакомпания и только в Москву. В кассу стоит очередь пассажиров, агентство оформляет им всем билеты на рейс одной компании, выбирать не из чего. Как объяснить пассажиру, что ему оказываются дополнительные услуги? С одной стороны, нельзя писать, что деньги берутся за бронирование и продажу перевозки, так как во всех документах указано, что за это платит перевозчик. С другой, писать, что плата взимается за подбор рейса, тоже нельзя, ведь выбирать не из чего. Собственно, магаданское агентство из-за этого и пострадало. Интересно, что на недавнем совещании в Российском союзе туриндустрии многие руководители крупнейших московских агентств сказали, что вообще не понимают, в чем проблема. Действительно, в Москве, крупнейшем авиаузле с огромным выбором авиакомпаний и рейсов, легко можно найти, за что брать сборы. Кроме того, многие московские агентства имеют корпоративные договоры с крупными компаниями, которые перечисляют им деньги оптом за услуги по организации командировок. Агентства из Томска или Магадана находятся в неравных условиях с московскими коллегами.
- Как можно изменить эту, в общем-то, абсурдную ситуацию?
- Мы написали письмо в Министерство транспорта с просьбой прокомментировать ситуацию. Выяснилось, что положительного ответа, который мог бы помочь агентам, мы, скорее всего, не получим. Теперь у нас есть два пути. По сути, перевозчики, отказавшись от комиссии, не соблюдают российское законодательство. Им можно на это указать и решить вопрос о возврате вознаграждения агентствам. Сейчас этот вопрос во многих случаях решается индивидуально. Если авиакомпании хотят, скажем, раскрутить новый рейс, они дают комиссию агентствам. Но мы считаем, что система должна одинаково работать для всех. Другой, более реальный вариант – внести изменения в закон, позволяющие агенту формировать стоимость своих услуг и взимать ее с пассажиров. Для этого нужно внести дополнения в приказ Минтранса №155 (Правила продажи авиаперевозок) и зарегистрировать их в Минюсте. Стоимость перевозки для пассажира должна состоять из двух частей – провозная плата и сбор за услуги агента, включающие бронирование и продажу, подбор маршрута, доставку билета, если нужно, и т.д. Но базовая услуга – бронирование и продажа – должна быть включена в стоимость всегда. В таких условиях агент сможет законно взаимодействовать с пассажирами.
В рамках программы поддержки малого бизнеса в различных отраслях, которую разрабатывает Минэкономразвития, ААВТ совместно с РСТ внесли в Минтранс три предложения. Одно из них – о внесении изменений в приказ №155. В сентябре планируем провести в Минтрансе совещание перевозчиков для обсуждения этого вопроса.
- Вы сказали, что наши авиакомпании отменили комиссию по примеру западных. А как за рубежом решена проблема компенсации агентствам?
- В США авиационное лобби очень мощное. После того, как перевозчики перестали платить комиссию, был введен единый сбор для всех агентств страны в размере $40. Причем агент не должен взимать меньше этой суммы, иначе лишится права работы. То же самое с субагентами. Все это делается для того, чтобы не допустить демпинга. (Юлия Батырь, RATA-news)
«Грядет резкое изменение чартерного рынка»
Такое мнение высказал «Интерфакс-Туризму» известный эксперт по авиарынку, президент консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак (фото).
Г-н Рыбак отмечает, что объем авиаперевозки в этом году упал на 20%, хотя Росавиация прогнозировала падение в пределах 10%. Особенно большое снижение пассажиропотока наблюдается на внутренних линиях – из-за слишком высоких цен на билеты. На чартерных направлениях падение оказалось еще серьезнее, достигнув почти 30%. Это особенно заметно по результатам перевозки в Турцию, так как поток наших туристов на этом направлении за первое полугодие по сравнению с прошлым годом снизился более чем на 18%. В целом же число наших сограждан, вылетевших в другие страны, уменьшилось более чем на 20%. По мнению Бориса Рыбака, это общий показатель для международных рейсов, как чартерных, так и регулярных. И цифры эти довольно тревожные, так как, например, в Германии в этом году пассажиропотоки упали лишь на 3-5%.
Правда, сейчас темпы падения в России слегка замедлились, считает г-н Рыбак. Видимо, сработал эффект отложенного спроса, и россияне, забыв про кризис, все же предпочли в июле-сентябре провести отпуска за границей. Если подобный интерес сохранится, то по итогам года может сбыться прогноз чиновников – падение объема пассажироперевозок не превысит 10%.
Тем не менее, кризис уже ударил по авиакомпаниям. Отозван сертификат эксплуатанта у «КД Авиа», компания – банкрот. Огромные долги также у ГТК «Россия» и S7. Могут обанкротиться «Аэрофлот-Дон» и Аэрофлот-Норд», «дочки» основного российского авиаперевозчика. Не очень хороши дела у «Атлант Союза». Вряд ли в ближайшем будущем можно ожидать резкого роста спроса на перелеты, особенно внутри страны. Цены на авиабилеты, по прогнозам Бориса Рыбака, до конца года вырастут еще в среднем на 10-20%. А это значит, что будет расти и стоимость туров, соответственно, снизятся и чартерные перевозки. Рост цен обусловлен тремя главными причинами. Во-первых, втрое повысилась стоимость кредитов, необходимых большинству авиакомпаний для осуществления своей деятельности. Во-вторых, по-прежнему высока стоимость топлива: в России 1 тонна авиационного керосина обходится в среднем в $1 тыс., тогда как в других странах - в $700-800). И в-третьих, рубль резко подешевел по отношению к доллару и евро.
По мнению Бориса Рыбака, резкие изменения могут произойти в ближайшее время на чартерном рынке: уменьшится число перевозчиков, увеличится их специализация, произойдет структуризация этого сегмента авиарынка. Соперничать со старожилами будут новые бюджетные авиакомпании – «Авианова», Nord Wind, I Flykотор, которые хотят серьезно заниматься пассажирскими перевозками, в том числе и в другие страны. Если у них будет административный ресурс и толковые топ-менеджеры, они смогут быть вполне успешны в своих начинаниях.
Правда, держаться на авиарынке буквально с каждым днем становится все сложнее. Зарубежные перевозчики не дремлют и по многим направлениям весьма плодотворно конкурируют с российскими. К примеру, из США в Москву осуществляют рейсы пять американских авиакомпаний и лишь одна - российская. Некоторые зарубежные перевозчики, например, «Люфтганза», вполне успешно скупают обанкротившиеся более мелкие авиакомпании или создают дочерние подразделения в европейских странах. «Для нас это важно, так как 75% нашего международного воздушного сообщения - рейсы в Европу, - говорит Борис Рыбак. - Однако я считаю, что не надо бояться экспансии со стороны зарубежных авиакомпаний – надо самим активнее выступать на зарубежных направлениях».
Кто и сколько зарабатывает на туризме
Интересную и полезную для турбизнеса работу проделал портал Slon.ru. Основываясь на данных UNWTO World Tourism Barometer, коллеги составили таблицу, показывающую, какая из стран сколько зарабатывает на международном туризме.
Представленные государства отранжированы по размеру положительного сальдо торговли туруслугами (разница между доходами от въездного туризма и расходами собственных граждан на поездки за рубеж). Кроме того, таблица демонстрирует число международных прибытий в каждую страну и какую сумму один среднестатистический иностранный турист вписывает в доходную часть платежного баланса того или иного государства.
Из сорока представленных стран крупнейшими экспортерами туруслуг с финансовой точки зрения являются Испания, США и Турция. Россия в этой категории – четвертая от конца списка. По количеству больше всего туристов (читай: иностранных граждан) едет во Францию, США и Испанию. Россия в этой списке – десятая. А самое большое количество иностранных путешественников на душу населения бывает в Австрии, Гонконге и Хорватии. Россия здесь – тридцать вторая.
В Азии больше всего в 2008 году заработал на иностранных гостях Таиланд, за ним следуют Малайзия и Китай. При этом принял больше всего человек Китай (особенно вместе с Гонконгом), затем Малайзия и Саудовская Аравия.
На Американском континенте и по заработку, и по количеству прибытий лидируют США, за ними с огромным отрывом тянутся Мексика и Аргентина.
Из африканских стран на первом месте, конечно, Египет, не особо сильно отстает Марокко, затем идут ЮАР и Тунис. Но ЮАР зарабатывает на туризме больше, чем Марокко.
Вы не найдете в этой таблице некоторые популярные туристические страны – Грецию, Израиль, Кипр, Португалию, Словению, Финляндию, Черногорию и Швецию. Как поясняют авторы таблицы, это связано с отсутствием однородной статистики.
И еще одно важное уточнение. Надо иметь в виду, что UNWTO считает туристическими все прибытия иностранных граждан, что с нашей точки зрения не вполне корректно. Например, по данным Росстата, в 2008 году иностранные граждане совершили в Россию 23,7 млн. поездок, в том числе с целью туризма – 2,3 млн. Так вот UNWTO считает туристами всех зарубежных гостей, въехавших в нашу страну.
Тем не менее, цифры интересные. Смотрите, кто и сколько зарабатывает на иностранных прибытиях.
Страна |
Сальдо туруслуг ($ млрд.) |
Посещение млн. чел. |
На душу населения |
Доход от одного туриста $ |
Испания |
41,3 |
57,3 |
1,28 |
1 075,00 |
США |
30,4 |
58 |
0,19 |
1 898,30 |
Турция |
18,5 |
25 |
0,34 |
880 |
Италия |
14,9 |
42,7 |
0,72 |
1 070,30 |
Таиланд |
12,5 |
14,6 |
0,23 |
1 212,30 |
Франция |
12,5 |
79,3 |
1,29 |
701,1 |
Австрия |
10,5 |
21,9 |
2,63 |
995,4 |
Хорватия |
10,2 |
9,4 |
2,12 |
1 200,00 |
Австралия |
9 |
5,6 |
0,27 |
4 410,70 |
Малайзия |
8,6 |
22,1 |
0,83 |
692,3 |
Египет |
8,1 |
12,3 |
0,16 |
894,3 |
Марокко |
6,6 |
7,9 |
0,26 |
898,8 |
Мексика |
4,8 |
22,6 |
0,21 |
588,5 |
Китай |
4,6 |
53 |
0,04 |
769,8 |
Саудовская Аравия |
3,8 |
14,8 |
0,61 |
655,4 |
Швейцария |
3,6 |
8,6 |
1,14 |
1 674,40 |
ЮАР |
3,4 |
9,6 |
0,2 |
791,7 |
Чехия |
3,1 |
6,6 |
0,64 |
1 166,70 |
Тунис |
2,4 |
7 |
0,68 |
387,6 |
Польша |
2,4 |
13 |
0,34 |
900 |
Индия |
2,2 |
5,4 |
<0,01 |
2 185,20 |
Индонезия |
2 |
6,2 |
0,03 |
1 193,50 |
Венгрия |
2 |
8,8 |
0,88 |
681,8 |
Украина |
1,8 |
25,4 |
0,55 |
228,3 |
Болгария |
1,4 |
5,8 |
0,76 |
655,2 |
Аргентина |
0,1 |
4,7 |
0,12 |
978,7 |
Гонконг |
-0,8 |
17,3 |
2,5 |
884,4 |
Тайвань |
-3,3 |
3,8 |
0,17 |
1 368,40 |
Сингапур |
-3,6 |
7,8 |
1,7 |
1 359,00 |
Ирландия |
-4,1 |
8 |
1,83 |
787,5 |
Бразилия |
-5,2 |
5,1 |
0,03 |
1 137,30 |
Бельгия |
-6,6 |
7,1 |
0,67 |
1 746,50 |
Южная Корея |
-8 |
6,9 |
0,14 |
1 318,80 |
Нидерланды |
-8,3 |
10,1 |
0,62 |
1 326,70 |
Норвегия |
-11,3 |
4,4 |
0,93 |
1 068,20 |
Канада |
-11,8 |
17,1 |
0,52 |
883 |
Россия |
-13 |
23,7 |
0,17 |
502,6 |
Япония |
-17,1 |
8,4 |
0,07 |
1 285,70 |
Великобритания |
-32,5 |
30,2 |
0,5 |
1 192,10 |
Германия |
-51,2 |
24,9 |
0,3 |
1 606,40 |
План по лыжам
Прогнозы на предстоящий зимний сезон в нынешней экономической ситуации делать сложно. Тем не менее, операторы по горным лыжам рассчитывают на лояльность своих клиентов и некоторые из них даже увеличивают объемы перевозки.
Традиционный workshop Австрии, горнолыжного направления №1 в России, в этом году собрал около 70 компаний – столько же, сколько и прошлой осенью. Как обычно, это были офисы по туризму регионов и курортов, принимающие компании, российские горнолыжные операторы и т.д. Как подчеркнул руководитель московского офиса Австрийского национального туристического офиса (АНТО) Эммануэль Ленер, российский рынок становится все более важным для австрийцев. За прошлый год страну посетило 275 тыс. россиян. За первое полугодие 2009 года доля российских туристов сократилась на 14%, но это падение отчасти естественно – прошлым летом на Евро-2008 побывало около 20 тыс. россиян, прирост по сравнению с 2007 годом составило примерно 15%. То есть, российский поток вернулся на уровень, на котором он находился до Чемпионата Европы по футболу.
В то же время представитель Совета по туризму Инсбрука Николас Бекдруккер рассказал, что за первые девять месяцев года число россиян выросло на 2 тыс. человек (или 0,48%). Андреас Лакнер, руководитель офиса по туризму одного из самых популярных у россиян австрийских курортов – Майерхофена – сообщил RATA-news, что прошедшей зимой поток российских лыжников увеличился еще больше – на 15-17%. Г-н Лакнер объяснил это тем, что сравнительно доступный Майерхофен перетянул клиентов у более дорогих фешенебельных курортов.
Повышенный интерес к более дешевым турам сохранится у туристов и следующей зимой, считают российские операторы по горным лыжам. Все они скорректировали ассортимент отелей в сторону удешевления, увеличив долю экономичного размещения в апартаментах и пансионах. Начало продаж показало, что эта стратегия была правильной. По словам коммерческого директора «Джет Трэвел» Максима Приставко, средняя стоимость тура, бронируемого в его компании, сократилась на 30%. Генеральный директор «Пак Групп» Илья Иткин также рассказал, что при выборе отелей для сотрудничества в этом году было увеличено количество дешевых вариантов. «Середина не популярна, - уточнил г-н Иткин. – Покупаются либо дорогие качественные гостиницы, либо дешевые пансионы и апартаменты». Кроме того, «Пак Групп» в этом году перешел на прямые контракты с отелями, что также позволило снизить цены. Помимо увеличения доли доступных гостиниц, операторы предпочитают работать с надежными, популярными курортами, куда ездит подавляющее большинство россиян. Вкладывать деньги в раскрутку новых лыжных центров никто не будет.
Продажи горнолыжных туров в этом году начались значительно позднее, чем в прошлом - по словам Ильи Иткина, примерно на месяц. Но зима 2008/2009 годов была для горнолыжного рынка уникальной: туры тогда начали продаваться как никогда рано, и до середины октября спрос был невероятно высоким. Хороший задел позволил участникам рынка компенсировать кризисные потери. Сейчас туристы также достаточно активны, что позволяет операторам рассчитывать на хороший сезон.
Старожилы рынка считают, что выход на австрийское направление нового игрока – компании «Тез Тур» - вряд ли что-то изменит, по крайней мере, ближайшей зимой. «Ничего не изменится, – комментирует Максим Приставко, - «Тез» или впишется в рынок, или уйдет. На Австрию уже выходили «ВКО», «Капитал» - рынок вырос и принял новых игроков». Как рассказал на пресс-конференции генеральный директор «Тез Тура» Владимир Каганер, в этом году основной упор будет сделан на курорты Зальцбургского края – Бадгаштайн, Заальбах-Хинтерглемм и Целль-ам-Зее-Капрун. Под эту программу «Тез Тур» заключил договор о перевозке с авиакомпанией «Владивосток авиа». А320 будет летать из Москвы в Зальцбург каждую неделю с 19 декабря. Кроме того, «Тез Тур» берет 20 кресел в неделю на субботнем рейсе в Инсбрук Austrian Airlines.
Отвечая на вопрос корреспондента RATA-news о том, почему «Тез Тур» решил сделать упор на курорты Зальцбургского края, в то время как большинство российских туристов предпочитает Тироль, Владимир Каганер заметил, что зальцбургские курорты предлагают прекрасные возможности для катания. Он также добавил, что предстоящий сезон будет стартовым, после его окончания стратегия компании определится более четко. Тем не менее, опытные операторы по Австрии считают, что начинать с Зальцбурга – все же не слишком удачное решение. Среди базовых курортов «Тез Тура» лишь один – Бадгаштайн – входит в пятерку самых популярных.
Предстоящей зимой австрийская авиакомпания Niki впервые начнет летать в Инсбрук. Кроме того, «Австрийские авиалинии» добавят вторую частоту из Москвы в Инсбрук по субботам. По словам Ильи Иткина, утренний рейс Austrian будет выполняться из Москвы в Инсбрук и обратно, что гораздо удобнее для туристов, чем традиционные для иностранных перевозчиков рейсы в Москву и обратно. (Юлия Батырь, RATA-news)
Африка станет доступнее
Африка станет доступнее для российских туристов, как только авиакомпания Ethiopian Airlines начнет свою программу полетов из аэропорта «Домодедово». «Открытие авиасообщения Москва – Аддис-Абеба (три раза в неделю) запланировано на февраль будущего года и поддерживается правительством Эфиопии, – сообщил RATA-news директор по туризму компании «Коллаж-сервис» Георгий Леонтьев. – Самолеты Ethiopian Airlines летают в 25 городов Африки, среди которых есть очень редкие. С возрастанием роли Эфиопии как транзитного хаба усилится конкуренция».
Сейчас в экзотические города Африканского континента можно попасть дорогими рейсами авиакомпании Air France с пересадкой в Париже или более дешевыми Egypt Air, которые вылетают из Москвы 5 раз в неделю. Георгий Леонтьев предположил, что цена перелета Москва – Эфиопия - Москва авиакомпанией Ethiopian Airlines составит около 20 тыс. рублей, тогда как сейчас минимальная стоимость билета в этом направлении – 24 тыс. руб. Эту цену предлагают Turkish Airlines.
Г-н Леонтьев полагает, что, хотя Эфиопия сама по себе – интересное направление, загрузка российских рейсов Ethiopian Airlines все же будет происходить в основном за счет транзита в африканские города. Однако, по мнению г-на Леонтьева, появление новой перевозки, дополненное продвижением туристических возможностей направления, повлечет за собой увеличение российского турпотока в эту экзотическую страну в 3-4 раза. «Нынешний турпоток измеряется парой-тройкой сотен организованных туристов в год, – напомнил г-н Леонтьев. – Кроме того некоторые туристы едут в страну, самостоятельно бронируя отели и туры у принимающих компаний».
В Эфиопии много диких животных, есть природные парки, где можно изучить культуру африканских племен. Здесь развит исторический туризм, ведь Эфиопия – единственная христианская страна на континенте. Там нет моря, но есть богатое культурное наследие и национальный колорит. «В основном туда едут индивидуалы и VIP-туристы, уже много повидавшие и готовые к новым, неожиданным впечатлениям», - рассказала генеральный директор компании "Экзотик тайм" Вероника Бирман. Она добавила, что посольство Эфиопии принимает активное участие в привлечении внимания российских туроператоров к стране. (Ольга Чижкова, RATA-news)
Inwetex-Cis Travel Market: специальное предложение для членов РСТ
Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии приглашает принять участие в крупнейшей туристской выставке Северо-Запада России – Inwetex-Cis Travel Market, которая состоится с 14 по 16 октября в Санкт-Петербурге в выставочном комплексе «Ленэкспо». Её организатором выступает ЗАО «Санкт-Петербург Экспресс» (ВО «Рестэк™»). Одновременно с Inwetex-Cis Travel Market пройдет XV специализированная выставка «Курорты-2009», в которой традиционно участвуют санатории, пансионаты и дома отдыха курортных регионов России, стран СНГ и Балтии.
В связи с тем, что 13 октября в Санкт-Петербурге состоится XII съезд РСТ, компания «Санкт-Петербург Экспресс» совместно с СЗРО РСТ разработала специальное предложение для компаний-членов РСТ по участию в выставке на коллективном стенде – стоимость рабочего места 15 тыс. руб. + НДС. В цену входит информационная стойка (0,5 х 1 х 1 м), высокий стул, табличка с названием компании на информационной стойке.
В случае заинтересованности присылайте заявку в исполнительную дирекцию СЗРО РСТ (с размещением информации в каталоге выставки): (812) 325-11-44, 325-22-40, nw@rata.spb.ru, Лилия Чепурина
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»