Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4243

Туроператоры рассчитывают восстановить поток в Турцию и Египет на 60% и 70%

Аналитический центр московского аэропорта «Домодедово» опубликовал результаты исследования тенденций развития авиарынка в 2017 году. В рамках проекта аналитики провели опрос многих экспертов рынка – туроператоров, операторов аэропортов, российские и зарубежные авиакомпании.


Специалисты назвали ключевые факторы восстановления международных и внутрироссийских перелетов: возобновление авиасообщения с Египтом, разрешение чартерных рейсов в Турцию, развитие инфраструктуры курортов России. Однако далеко не по всем направлениям прогнозы представителей разных сегментов рынка совпали. Например, авиакомпании оценивают вероятность восстановления пассажиропотока в Турцию и Египет (при условии возобновления авиасообщения) до докризисного уровня 2014 года на уровне в 90% и 85% соответственно. В то же время туроператоры более сдержанны в своих оценках – 60% и 70% относительно докризисного уровня.


Турция и Египет чаще всего назывались в качестве самых востребованных международных направлений в 2017 году. При этом «рейтинг» самых перспективных направлений, предложенный иностранными авиакомпаниями, выглядит так: Италия, Греция, Болгария, Испания, Египет, Турция. В прогнозе российских перевозчиков и туроператоров фигурируют Кипр, Италия, Греция, Болгария, Испания, Египет, Турция. Главный фактор снижения международных перелетов – закрытие популярных туристических направлений, динамика курса валют и снижение покупательской способности населения, а также кризисная ситуация на рынке труда. При этом туроператоры настроены гораздо оптимистичнее других участников рынка.


В самом «Домодедово» видят предпосылки для роста трансферных направлений из Азии. Сейчас маршрутная сеть российских и зарубежных перевозчиков из аэропорта в этот регион включает 11 направлений. В 2016 году пассажиропоток на азиатских направлениях составил свыше 795 тыс. человек, что на 16,4% больше показателей 2015 года.


Одним из ключевых факторов восстановления рынка перелетов по России эксперты назвали господдержку отрасли: увеличение субсидирования полетов, развитие аэропортовой инфраструктуры, меры по развитию лоукост-перевозок. Они уверены, что на рейсы в Сочи и Симферополь у россиян сохранится высокий спрос, однако возможное перераспределение потока в пользу международных рейсов может привести к снижению роста на этих направлениях. Иностранные авиакомпании среди перспективных направлений называли как традиционные туристические города – Казань, Санкт-Петербург, так и развивающиеся рынки – Владивосток, Байкал, Алтай.


В среднем вероятность сокращения рынка внутренних перевозок в 2017 году оценивается примерно в 50% по сравнению с 2016. Однако разброс прогнозов велик: туроператоры ожидают роста перевозок внутри страны минимум на 15% и максимум на 60%, иностранные авиакомпании – на 3% и 40% соответственно. Российские перевозчики, можно сказать, ничего хорошего не ждут: по их оценкам, объем перевозок внутри страны, в худшем случае, снизится на 20%, в лучшем случае – вырастет на 9%,


Не видят участники рынка пока и условий для заметного увеличения полетов и продаж туров из регионов. По их мнению, уровень концентрации пассажиропотока в московском авиаузле сохранится в 2017 году на высоком уровне. При этом российские авиакомпании в своих оценках пессимистичнее остальных респондентов.

Зимняя Италия стремится к докризисному уровню

Зимняя Италия в этом сезоне развернулась в сторону увеличения объемов, демонстрируя в среднем 20% роста. При этом цены на горнолыжные туры и экскурсионные маршруты остались на уровне прошлой зимы. Туроператоры ощущают некоторый дефицит перевозки на направлении, но в целом рейсов хватает.


В компании «Ванд Тревел» уже два года не берут блоков под горнолыжные программы. Продажи таких туров единичные, запрашивают их, в основном, постоянные клиенты. «Этой зимой поездки выкупали в последний момент, для горнолыжки это несвойственно. А вот нашу экскурсионку традиционно берут хорошо, продажи увеличились на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – рассказала руководитель профильного департамента Юлия Андрющенко.


Она уверена, что по продажам Италии на конец января и февраль компания вышла на докризисный уровень. Также эксперт отметила всплеск интереса к маршруту Рим плюс Флоренция: «Последние две недели каждый день получаем на этот тур по пять-шесть заявок, такого раньше не бывало, учитывая, что у нас на сайте выставлено свыше 60 экскурсионных программ по Италии». С конца января г-жа Андрющенко видит серьезное оживление продаж на конец февраля, март, апрель и даже лето. В этом году «Ванд» сформировала бюджетные туры в Милан, Рим, Флоренцию, Венецию и другие популярные города, включающие только перелет и отель. «Даже не ожидали, что они будут так востребованы», – удивляется наша собеседница.


В компании PAC Group наблюдают рост объема продаж по сравнению с прошлым годом в среднем на 20-25%. «Горнолыжная программа по Италии до конца марта практически закрыта. Туры берут с глубиной один-два месяца, уже активно продаем экскурсионные туры на весну-лето», – пояснила руководитель департамента групповых туров в Европу Юлия Бердникова. Среди горнолыжных курортов Италии традиционно лидирует Валь-ди-Фасса с перелетом до Вероны, также в этом сезоне значительный прирост показывает Мадонна-ди-Кампильо. А благодаря регулярному рейсу «Сибири» до Турина вперед вышли Червиния и Сестриере.


«Наш объем перевозки в этом году оптимален, но на рынке уже ощущается небольшой дефицит перевозки», – уточнила г-жа Бердникова. Среди тенденций она выделила увеличение глубины продаж по сравнению с предыдущим годом и возросшую платежеспособность туриста – чаще стали бронировать отели уровня 4* и выше, в то время как год назад отмечался спрос на более бюджетные варианты размещения.


«Этой зимой Италия у наших клиентов в числе самых популярных европейских направлений. Спросом пользуются не только экскурсионные туры, но также горнолыжные и термальные курорты. Из наиболее востребованных – Абано-Терме. Продажи выросли примерно на 15-20%, порадовал и вернувшийся спрос на luxury-сегмент», – сообщила руководитель отдела Европы компании BSI group Екатерина Каменева. Поскольку оператор специализируемся на индивидуальных турах, клиенты, как правило, выбирают дорогие курорты – Мадонна ди Кампильо, Кортина д’Ампеццо, Валь Гардена. Эксперт подчеркнула, что спрос на Италию не просто возрос, он буквально взлетел. Бронируют экскурсионные туры, индивидуальные, с глубиной продаж до полугода. «В прошлом году итальянскую горнолыжку заказывали всего за месяц-полтора, а в этом преимущественно бронировали за три-четыре месяцев до поездки», – сказала г-жа Каменева.


Как заметила PR-директор компании «Тез Тур» Лариса Аханова, общая динамика продаж в Италию положительная, страна входит в пятерку самых популярных выездных направлений, в том числе и зимой. Полностью спрос на Италию пока не восстановился, но уже намечается рост в пределах 15-20%. «Под лыжные туры держим блоки мест до конца марта на чартерах в Верону. Экскурсионная программа строится на круглогодичных блоках мест в Римини плюс регулярные рейсы», – добавила г-жа Аханова. По ее словам, топовые периоды для экскурсионных программ – октябрь-декабрь и февраль-апрель. Активный интерес туристы в этом сезоне проявляют к оздоровительному туризму, поездкам на термальные курорты.


Наталья Панферова, RATA-news

Почти 200 тысяч туристов посетили Камчатку в 2016 году

По данным агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, в 2016 году регион посетили более 198,5 тысяч туристов, что почти на 15 тысяч больше, чем в 2015.

По оценке ведомства, с 2014 года на Камчатке меняется структура турпотока: притормозился въезд иностранных туристов, но увеличился внутрироссийский и внутрикамчатский туризм.

В 2015 году было зафиксировано увеличение турпотока до 180 тысяч человек, в 2016 году он составил почти 200 тысяч человек. Иностранных туристов в 2015 году побывало на Камчатке чуть больше 14 тысяч, в 2016 году – более 16,5 тысяч человек. При этом внутренний поток в 2015 году составлял почти 170 тысяч, а в прошлом году – более 180 тысяч человек, сообщает агентство по туризму.

В туристической отрасли Камчатского края сегодня работает 63 туроператора, 208 турагентов, 104 коллективных средств размещения в общей сложности на 3700 мест, 180 пунктов общественного питания. Всего в туриндустрии региона работают почти 5100 человек.

Российские инвесторы готовы платить дороже за отельный бизнес в Европе

Российские инвесторы в европейскую недвижимость все чаще предпочитают покупку дорогостоящего крупного гостиничного бизнеса более дешевым мини-отелям. Эта тенденция отчетливо начала прослеживаться в 2016 г. О причинах рассказал «Ведомостям» управляющий партнер международного брокера недвижимости Tranio Георгий Качмазов.


Первая – рост туризма и бизнес-путешествий. По прогнозу UNWTO, количество международных туристических прибытий в мире вырастет с $1,2 млрд в 2015 г. до $1,8 млрд в 2030 г. Соответственно инвесторы верят, что этот сегмент рынка всегда будет востребован. По данным исследования компании PwC, 70% инвесторов в европейскую недвижимость считают перспективы гостиничного сектора в 2017 г. «хорошими или очень хорошими».


Вторая причина – относительно высокая доходность крупных отелей – 5-7% годовых. Мини-отели подходят только тем, кто планирует полностью погрузиться в управление, готов к тяжёлой физической работе и постоянной проверке на компетентность. Разумеется, можно нанять менеджера на месте, но с большой долей вероятности прибыль будет «съедена» расходами на его вознаграждение. А крупные гостиничные операторы управлением мини-отелей не занимаются. Чтобы бизнес стал рентабельным для оператора, в гостинице должно быть не меньше 70 номеров.


Это уже начали понимать многие российские инвесторы, основной бизнес которых сосредоточен в России и у них нет времени на управление отелем в Европе. Они готовы увеличивать бюджет в покупку более престижных крупных гостиниц с системными операторами. Как правило, такие объекты стоят от €7 млн. Бюджет покупки мини-отеля – около €1 млн.


Как растут в мире инвестиции в отели 


Интерес к отелям растёт и на глобальном рынке. Если в кризисном 2009 г. в сегмент было вложено лишь $9,4 млрд., то в 2015 г. (семилетний пик) — $84,8 млрд. По прогнозам компании JLL, в 2016 г. объём инвестиций будет меньше, чем годом ранее, однако всё равно больше, чем в среднем за последние семь лет


В 2016 г. с просьбой подобрать гостиницу за рубежом в Tranio обратилось в 4,5 раза больше потенциальных покупателей (515 заявок), чем в 2015 г. (110 заявок). Их средний бюджет также вырос в четыре раза – с 1,12 млн до 4,50 млн евро. Однако опыт показывает, что реальные сделки заключаются на сумму в среднем в 1,7 раза дороже бюджета, на который покупатели ориентировались изначально.


Появилась отдельная группа ультраконсервативных покупателей, которые рассматривают инвестицию только как возможность сохранения капитала. Например, сейчас один инвестор хочет купить отель в центре Барселоны. Это одно из пяти самых популярных направлений в Европе ежегодно привлекает 8 млн туристов. Клиент понимает, что независимо от того, как будет себя чувствовать экономика Испании, туристы в Барселоне будут всегда, поэтому отель будет заполнен и ликвиден. При этом гостиницы в этой локации практически не продаются, а банки не очень хотят давать слишком большой объём кредита нерезидентам. Но всё-таки такие задачи реальны.


Примечательно, что гостиничный бизнес становится всё более доходным именно на восстанавливающихся рынках — в Ирландии, Испании и Португалии, где цены на недвижимость значительно упали в 2008-2013 годах и имеют потенциал дальнейшего роста.


В каких городах Европы доходность отелей растет 


Согласно исследованию компании PwC, в 2016 году доходность в расчёте на номер (RevPAR) больше всего повысилась в Риме (на 19%), Дублине (на 9%), Праге, Мадриде и Лиссабоне (более чем на 5%). В 2017 году по росту этого показателя будут лидировать Дублин, Лиссабон, Порто, Барселона и Прага


Помимо местоположения, на прибыльность гостиничного бизнеса влияет тип оператора. Например, управляющие компании-бренды, такие как Hilton, Hyatt, IHG, Marriott и Starwood, снижают риски инвестиций и помогают генерировать больший поток лояльных посетителей, но зато требуют роялти и неохотно идут на уступки при обсуждении вознаграждения. Менее известные, независимые операторы более гибки при обсуждении условий контракта, часто несут меньше расходов и генерируют больше прибыли.


Инвестору стоит также обращать внимание на заполняемость отелей. Согласно исследованию PwC, в 2015-2016 годах этот показатель был наиболее высоким в Лондоне, Эдинбурге и Дублине – 81-83% и останется примерно на том же уровне в 2017 году. В Берлине и Париже заполняемость составляет 77%, в Праге — 76%, в Барселоне и Лиссабоне — 75%.


Для определения доходности отеля важна и средняя стоимость номера в сутки (average daily rate, ADR). Как отмечают аналитики PwC, самые дорогие отели в 2016-2017 годах находятся в Париже, Женеве, Цюрихе и Лондоне (ADR — более 200 евро)


Как управлять 


Наибольшим спросом среди инвесторов пользуются гостиницы в исторических центрах крупных европейских городов. Такие отели обычно стоят от 7–10 млн евро и приносят около 5-7% годовых.


От собственника подобных гостиниц не требуется глубоко погружаться в бизнес: отель обычно сдаётся в аренду оператору, с которым заключаются договоры аренды и управления, а инвестору остаётся только получать доход. Такие «двойные» договоры распространены в Европе. Инвестор получает либо фиксированную арендную плату (около 6% годовых от стоимости объекта) с возможностью индексации (обычно пропорционально динамике инфляции), либо фиксированную арендную плату (например, 4% годовых) плюс процент от оборота в год, что в итоге даёт 7%.


Собственник может заключить с оператором только договор на управление и платит управляющей компании вознаграждение по базовой ставке (1-5% от общего дохода гостиницы, включая доход от номеров, ресторанов, спа-центров, проката транспорта и прочего) и поощрительной ставке (6-8% от валовой прибыли). Доходность инвестора при договоре управления выше, но при этом управление сложнее и риски более выражены, так как прибыль сложно прогнозировать.


Если мало денег


Таким образом, инвестировать в гостиницы рекомендуется при наличии минимум €7-10 млн. Такова минимальная стоимость отелей в центральных районах крупных европейских городов. Это супернадёжные активы, на которые идёт охота. Их приобретают скорее для сохранения капитала, нежели для заработка. Тем, кто хочет высокую доходность, надо либо покупать отели в Б-локациях, либо заключать нефиксированный контракт и умело работать с управляющей компанией — внимательно читать договор и следить за его соблюдением.


Тем, у кого нет таких денег, но есть желание вложить средства в туристическую недвижимость, специалисты советуют не рисковать на гостиничном рынке, а приобрести квартиры для последующей сдачи в посуточную аренду. Бюджет такой инвестиции начинается от €100 тыс. евро, а доходность может достигать 6% годовых после вычета налогов и расходов на местную управляющую компанию.

Турпоток из России в Эстонию вырос на 8%

Число российских туристов, побывавших в Эстонии в 2016 году, составило почти 201 тыс., это на 8% больше, чем в 2015 году. Таковы данные Департамента статистики страны, на которые ссылается портал rus.err.ee.


Услугами эстонских гостиниц в 2016 году воспользовались свыше 3,3 млн иностранных и внутренних туристов, что на 7% больше, чем годом ранее. Число зарубежных туристов также выросло на 7%, превысив отметку 2 млн. 46% приехали из Финляндии, 10% – из России, 7% – из Латвии.


По сравнению с 2015 годом число туристов из Финляндии выросло на 5%, из России – на 8%, из Латвии – на 11%. Всего Эстонию в прошлом году посетили 200 972 российских туриста – на 14 тысяч больше, чем в 2015 году.


Также выросло число туристов из Германии, Швеции и Литвы. В течение всего года было зафиксировано и увеличение числа туристов из азиатских стран.


Причем рост зафиксирован, в основном, за счет регионов, а не Таллина. Это подтверждает и статистика города Пярну, где количество туристов за год увеличилось на 42%. Глава центра развития туризма EAS Тармо Мутсо говорит, что популярность не только Пярну, но и других городов выросла благодаря новым отелям и развлекательной инфраструктуре.


Фонд развития предпринимательства (EAS) также планирует начать кампанию по рекламе эстонских портов и эстонской кухни. Кроме того, как говорят эксперты, в этом году позитивное влияние на отрасль окажет и председательство Эстонии в ЕС.

Россияне вернулись на Пхукет

Количество российских туристов, приезжающих отдыхать на остров Пхукет в Таиланде, вернулось к докризисному уровню. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на доклад о состоянии отельного рынка Пхукета, который опубликован зарегистрированным на острове консалтинговым агентством C9 Hotelwork.


В докладе говорится, что размещение российских туристов в гостиницах острова в 2016 году выросло на 51%, достигнув уровня до 2014 года, когда в связи с резким падением курса рубля российский рынок туризма в Таиланд перетерпел серьезный кризис. Возвращение россиян на остров связано с укреплением курса рубля и нестабильностью на Ближнем Востоке и в Турции, альтернативных направлениях отдыха россиян, говорится в документе.


По статистике, приведенной в докладе, россияне вновь стали вторыми после граждан Китая по количеству туристических заездов на остров.

Иран планирует в четыре раза увеличить число туристов к 2025 году

Иран рассчитывает увеличить число иностранных туристов с 4,8 млн в 2014 году до 20 млн к 2025 году, сообщает «Интерфакс-Туризм» со ссылкой на газету Tehran Times.


Иранское правительство намерено способствовать развитию туризма, заявил глава организации по культурному наследию, народным промыслам и туризму Ирана (CHTHO) Захра Ахмадипур на открытии 10-й международной туристической выставки в Тегеране.


Глава министерства культуры и исламской ориентации Реза Салехи Амири сказал, что доходы от продажи нефти больше не могут помочь стране продолжать устойчиво развиваться. Поэтому правительство Ирана рассматривает туризм в качестве источника стабильного дохода и стремится наилучшим образом использовать потенциал страны в этой сфере. «Мы также считаем, что туризм является лучшим средством для выстраивания культурных отношений, дипломатии, которая устанавливает связи между странами», – заявил он.


По данным издания, несколько международных гостиничных компаний уже заявили о готовности работать в Иране, т.к. правительство страны пообещало поддержку туристическому сектору в целях увеличения турпотока.


В течение последних трех лет Иран посетили более 16 млн иностранных туристов, свидетельствуют данные CHTHO.

Все уголки Крыма на выставке MITT-2017

На предстоящей выставке MITT особенно широко будут освещаться туристические возможности Крыма. Новые программы и новые объекты на полуострове представят компании «Алеан», «Дельфин», «Криптон», «Мультитур», «Интурист», TUI, «Профкурорт», «РЖД-Здоровье» и другие.


Представители крымских гостиничных объектов всех категорий и принимающие операторы расскажут о программах по пляжному отдыху и деловому туризму, о конгресс-возможностям, об экскурсионных, лечебных и оздоровительных турах, о детском отдыхе, о винных турах и гастрономическом туризме в Феодосии, Ялте и Керчи, Евпатории, Севастополе и Черноморском, Алуште, Алупке, Судаке, Бахчисарае, Ливадии. «На объединенном стенде Крыма среди его участников будут все курортные регионы полуострова», – уточнила директор выставки MITT Елизавета Назарьева.


Директор туроператора «Криптон» Юрий Бурлаков дает хорошие прогнозы на сезон. «Сейчас по акции раннего бронирования спрос на Крым хороший. Мы планируем к началу сезона ввести в эксплуатацию свою базу размещения – виллу «Отрадное», которая находится недалеко от Ялты. С удовольствием познакомим агентства со всеми нашими предложениями по Крыму на выставке MITT-2017», – сказал он.


Как заверил генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, компания подготовила к MITT все лучшее в Крыму. «Наши предложения включают около 200 гостиниц, пансионатов, санаториев, в том числе такие популярные санатории как «Ай-Петри», «Сосновая роща» и «Южнобережный». Детский отдых представлен лучшими современными лагерями – I-camp, Smart camp, «Арт квест». Любителям экскурсионного отдыха предложим легендарный 7-дневный маршрут по десяти городам и поселкам Крыма – «Крымская кругосветка». Это уникальная экскурсионная программа, позволяющая ознакомиться с историческим прошлым и настоящим Крымского полуострова», – рассказал г-н Ромашкин.


Встретиться с руководителями и топ-менеджментом компаний-участников можно на их стендах в павильоне 2.3.


Для бесплатного посещения выставки используйте промо-код mitt17pRAWU.


Зарегистрируйтесь на MITT-2017

«Райзебюро Вельт»: бронируйте гостиницу на MITT-2017 у официального туроператора «Экспоцентра»

Туроператор «Райзебюро Вельт» – официальный партнёр выставочного комплекса «Экспоцентр» и ITE Group по туристическому обслуживанию участников и гостей выставок и деловых мероприятий.


Для участников и посетителей выставки MITT-2017 компания предоставляет услуги по размещению в ближайших гостиницах и визовой поддержке.


Преимущества официального туроператора:


- значительные скидки на бронирование номеров в отелях, гарантированные блоки номеров;

- отсутствие комиссионных сборов за бронирование;

- возможность изменения или отмены бронирования за несколько дней до заезда;

- бесплатная туристическая визовая поддержка при бронировании номера в гостинице;

- бесплатный трансфер от отеля до выставочного центра (уточняйте возможность организации бесплатного трансфера при бронировании номера);

- полный комплект отчетных документов по всем заказанным услугам.


Заполните онлайн заявку на официальном сайте выставки MITT.


«Райзебюро Вельт»:

+7 (495) 933-78-78, факс 8 (495) 933-78-77

info@welt.ru


www.welt.ru

Online Voyage: только в феврале – снижаем сервисный сбор

Центр бронирований Online Voyage объявляет беспрецедентную акцию: с 7 по 28 февраля сервисный сбор для агентств составит 150 руб. с заявки, для франчайзинговых агентств – 100 руб., для уполномоченных агентств – 50 руб. Ранее он составлял 500 руб. с заявки для агентств центра. Для франчайзинговых агентств действовала скидка в размере 200 рублей с сервисного сбора, для уполномоченных – 300 рублей.


Процедура внесения сервисного сбора в феврале будет следующей:


- для агентств Online Voyage – оплачивается 500 руб., на бонусный счет возвращается 350 руб.

- для франчайзинговых агентств – оплачивается 300 руб., возвращается 200 руб.

- для уполномоченных агентств – оплачивается 200 руб., возвращается 150 руб.


Напоминаем, по-прежнему действуют акции:


- всем агентам, бронирующим и оплачивающим всего пять заявок в месяц, выплачивается максимальное комиссионное вознаграждение по всем туроператорам в системе. Подробнее


- до 28 февраля банковскую комиссию 150 руб. за перевод средств через кассу банка «Юнистрим» Online Voyage берет на себя. Подробнее


www.onlinevoyage.ru

День Святого Валентина в отеле Sun Aqua Pasikudah продлится весь февраль

Не мечтали ли вы о том, чтобы подарить себе отдых на Шри-Ланке в феврале? Sun Aqua Pasikudah предлагает незабываемый романтический отпуск для вас и ваших любимых.




Вряд ли в мире найдется более «неторопливая» страна, чем Шри-Ланка – здесь никто никуда не спешит, все наслаждаются жизнью. Остров богат первоклассными пляжами, современными отелями и массой древних достопримечательностей.


В день Святого Валентина гостей ждут подарки и сюрпризы от отеля, а празднование Дня всех влюбленных продлится весь февраль.


Специальные условия проживания на полном пансионе в течение всего месяца. Бесплатные предложения от спа-центра и скидки на программы лечения. Великолепный ужин на пляже в приватном павильоне или даже в винном погребе. Приятным бонусом будет особенным образом украшенная комната, убранство которой будет меняться каждый вечер.

В движении: приключения в провинции Матансас

Продолжаем рассказ нашего корреспондента, побывавшего на Кубе по приглашению туроператора Anex Tour.


Предпоследний день, по общему признанию, стал для нас одним из лучших на Кубе. Это было настоящее приключение – отправиться на джипах к реке Канимар. Местами машины шли по бездорожью, часть пути прошла вдоль полей с агавой и другими сельскохозяйственными культурами.





На реке нас уже ждали. Приятным сюрпризом стала необходимость самим рулить не только наземным, но и водным транспортом. По воде понеслись так бодро, что сопровождающему приходилось притормаживать разогнавшихся журналистов.



После речной прогулки «индейцы» устроили ритуальные танцы аборигенной народности таино.





В действие постепенно вовлекли зрителей, пошли хороводы и ручейки.



Напоследок шаман нанес на лица приглашенных танцоров синий пигмент, посвящая их в индейцы.



Небольшой переезд – и приключения продолжились в невероятно красивом месте. Узкая крутая лесенка ведет глубоко под скалу в карстовую пещеру Сатурна.






Глубина подземного водоема достигает 22 метров. Плывешь, невольно поджимая ноги, чтобы не удариться о скалы. Но это иллюзия – до ближайших подводных сталагмитов надо нырять метров на пять. Вода чистейшая – это сразу чувствуется всем телом, довольно холодная и сладковатая на вкус.


Для обеда переехали на кофейную плантацию.



Как и табак, кубинский кофе идет на экспорт и высоко ценится в Европе и Японии. Сваренный кофе местных сортов отличается приятно-горьковатым вкусом. Экскурсовод объясняет, как приготовить напиток, используя чистый носок.




Эти зерна, видимо, скоро соберут, так как кофейные плоды, созревая, приобретают желтый или красный цвета.



На ферме выращивают не только кофе, но и фрукты. Например, папайю. Здесь ее называют «фрутобомбой». Будете на Кубе, поинтересуйтесь у местных, почему они зовут папайю иначе, чем европейцы. Вас ждет сюрприз.



В качестве послеобеденного моциона гостям La Dionisia предлагают общение с крокодилом и катание на лошадях.


Желающих познакомиться с молодым крокодилом поближе нашлось немного. А зря, он произвел хорошее впечатление – такой прохладный и спокойный, его приятно держать на руках. Зверь увесистый, почти десять килограммов.



А вот это, если вспомнить классическую рекламу Marlboro, настоящий ковбой. На ранчо он раздает туристам лошадей.



Мы нисколько не устали и могли бы еще путешествовать по окрестностям Варадеро, но ранним вечером все же пришлось припарковать джипы у отеля.



Продолжение следует…


Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора