№4783
Нынешний год может стать успешным для выездного туризма
Первая часть майских праздников популярнее у туристов, чем вторая. 75% путешественников в начале мая отправятся отдыхать в Турцию. Несмотря на высокий спрос, на многих направлениях еще остались доступные авиабилеты, но надо уметь их искать. Вчера в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная предпочтениям российских туристов на праздничные даты.
Как рассказала PR-директор «TUI Россия» Лариса Аханова, организованные туристы ищут солнце и море, желательно без виз и долгих перелетов. На майские праздники Турция бьет рекорды, на нее приходится 75% наших продаж. На втором месте – Кипр, где рано открывается пляжный сезон. На третьем – ОАЭ, там в начале мая можно купаться, на четвертом – Россия, наиболее популярны курорты Краснодарского края.
По словам эксперта, 65% туров на майские праздники давно проданы по акциям раннего бронирования. При этом первая половина каникул с вылетами до 3 мая более популярна, чем вторая – на нее приходится 57% всех бронирований. С этим мнением согласен и PR-директор сервиса поиска билетов Aviasales Янис Дзенис: по его словам, туристы чаще всего покупают билеты на первые майские праздники.
Лариса Аханова отметила, что с прошлого года цены на турпакеты практически не изменились. Средний чек по Турции составляет 100 тыс. на двоих за тур с проживание в отеле all inclusive. По другим направлениям средний чек составляет 101 тыс. на двоих, средняя продолжительность тура – 7 ночей.
Директор по маркетингу сервиса бронирования билетов Ostrovok.ru Наталья Радченкова сообщила, что индивидуальные туристы на выходные в период с 1 по 15 мая предпочитают зарубежные отели – их доля в структуре бронирований составляет 36%. Среди направлений лидируют Париж, Прага, Барселона, Берлин, а также Ницца, интерес к которой вырос в связи новыми рейсами S7 и «Уральских авиалиний». В России, по данным Ostrovok.ru, на майские праздники популярны Москва, Санкт-Петербург, Ялта, Севастополь и Казань.
Г-жа Радченкова отметила, что на внутренних направлениях средняя стоимость бронирования растет быстрее, чем на зарубежных. «Чем выше категория отеля, тем заметнее рост стоимости. Связано это с повышением НДС до 20% и всеми теми издержки, которые несут отельеры – они перераспределяются на туриста. По зарубежным направлениям такого роста мы не видим, все в рамках 10%», – добавила эксперт. По ее мнению, рост цен на зарубежные отели связан с прошлогодним ослаблением рубля к доллару и евро.
Наталья Радченкова также заметила, что проживание в зарубежных отелях обходится дороже, чем в российских, только если речь идет о гостиницах низкой категории и хостелах. А стоимость, скажем, отеля 4* в Алуште вполне сопоставима с европейскими «четверками».
Президент РСТ Сергей Шпилько высказал мнение, что 2019 год обещает быть успешным для рынка выездного туризма. Он напомнил, что во втором квартале 2014 года россияне совершили 12,2 млн поездок за рубеж, а в аналогичный период 2018-го – 11,8 млн. «В этом году есть все шансы выйти на докризисный уровень и, может быть, даже его превысить», – считает он.
Говоря об основных трендах в сфере туризма, эксперт заметил, что опережающими темпами растет популярность специализированных и комбинированных туров. «Это, например, круизы, спортивные программы – сплавы, трекинг. Агротуризм и вообще все, что связано с природоориентированным туризмом – это мейнстрим мирового и нашего рынка с учетом поколенческих изменений в потреблении. Начинают выделяться в отдельные виды туризма – гастрономические и событийные маршруты», – рассказал Сергей Шпилько.
Он добавил, что путешественники и в России, и за рубежом становятся более опытными и ищут не объекты показа, а атмосферу – именно поэтому растет турпоток в Москву и Петербург. Растет также популярность коротких городских сити-брейков, а также bleisure – сочетания деловых поездок с отдыхом. «И также популярен старый, но по-прежнему очень перспективный санкур – отдых и лечение. При этом потребители начинают осознавать, что лечение на российских курортах в межсезонье может быть не только эффективным, но и экономически выгодным», – подчеркнул эксперт.
Отвечая на вопрос о возможности новых банкротств туроператоров, г-н Шпилько заметил, что исключать это нельзя, но для крупных туроператоров маловероятно. «Для сравнения я бы отметил, что, пока у нас банкротится одна турфирма, лицензии отнимают у 5, 6, а то и 10 банков. Уход с рынка теоретически возможен для любой компании, но если говорить о крупных, то кандидатов почти не осталось. Выездной, да и внутренний массовый рынок контролируют вертикально структурированные компании со значительным участием иностранного капитала. И это не какие-то непонятные фирмы, а известные – TUI, Thomas Cook, крупные турецкие операторы, представленные во многих странах», – глава РСТ.
Что касается небольших компаний, которые пытаются оперировать на массовых направлениях, не нашли свою нишу либо теряют ее, здесь банкротства вероятны, но, как правило, это тихий уход без значимых конфликтов, считает Сергей Шпилько. Больше проблем с теми, кто называет себя центрами бронирования и пытается мухлевать на рынке.
Он призвал туристов «не вестись» на дешевые туры и не подписывать какие бы то ни было бумаги, не понимая, что в них написано, а также познакомиться с типовым договором на реализацию турпродукта, чтобы понимать, как он должен выглядеть. И напомнил, что турист при покупке тура должен обязательно получить кассовый чек и обратный билет.
Янис Дзенис рассказал, что перед летним сезоном традиционно в три раза увеличивается количество мошеннических сайтов, которые продают дешевые билеты – для них лето тоже высокий сезон. По его словам, Aviasales запустил сайт настоящий билет, где можно проверить, не был ли продавец прежде замечен в мошенничестве. И также призвал не обращать внимания на слишком низкие цены, так как билет в Нью-Йорк «не может стоить 5 тыс. в одной группе «Вконтакте» и больше нигде».
Ирина Сафронова, специально для RATA-news
Майские праздники перестали быть репетицией летного сезона
По данным интернет-сервиса для путешественников Biletix, на предстоящие майские праздники турпоток переориентируется с внутренних на международные направления: по сравнению с прошлым годом доля бронирований авиабилетов внутри страны снизилась с 67% до 55%, а за границу выросла с 33% до 45%.
При этом продажи авиабилетов с вылетом в период майских праздников и по России, и за рубеж выросли – на 12% и 24%, соответственно, несмотря на подорожание билетов. К примеру, средний чек на перелет в оба конца по России вырос на 9%: с 7,9 тыс. до 8,7 тыс. рублей, за границу – на 14%: с 18,7 тыс. до 21,4 тыс. рублей.
Среди внутренних направлений на майские праздники в спросе лидируют Сочи, Симферополь, Калининград, Москва и Минеральные воды, среди зарубежных – Ереван, Тбилиси, Прага, Тель-Авив и Ташкент.
RATA-news решила выяснить, какова ситуация в сегменте организованных туров и обратилась за комментариями в турагентства. Выяснилось, что в реализации турпакетов всё выглядит несколько иначе, причем картина отличается даже от той, которую описали туроператоры и системы бронирования на вчерашней пресс-конференции в ТАСС. Агентств, например, роста турпотока на майские праздники особо не наблюдают, хоть и согласны с тем, что в спросе лидирует Турция. А поездки по России практически не востребованы.
Генеральный директор компании «Парк-Вояж ХХI» Амалия Давыдова сообщила, что майские продажи, которые принято считать генеральной репетицией лета, просели на 50% сравнению с аналогичным периодом 2018 года. «Разрабатываю майскую тему с декабря, но эффекта практически нет. И не сказать, что люди в итоге покупают у других – периодически вновь обращаются к нам, но не могу ничего подобрать – не устраивает цена», – подчеркнула она. И если раньше в первую декаду мая довольно много выезжали на турецкие пляжи, то сейчас в спросе экскурсионные туры в Стамбул, куда поставлено много перевозки – помимо «Аэрофлота» летают Turkish Airlines и разные лоукостеры.
«Из выездных направлений клиенты предпочитают Турцию, а в минувшем году брали другие европейские страны, например, Венгрию. Год назад люди с удовольствием оправлялись подышать морем в Сочи, также были востребованы Питер и Калуга, а сейчас только Питер и Золотое кольцо, – рассказала директор раменского агентства «Тур&Сервис» Елена Солнцева. – Количественный расклад примерно прошлогодний, но праздники еще впереди, возможно, перекроем май 2018-го. Заказы по России и зарубежке распределились почти поровну».
По наблюдениям руководителя отдела туризма компании «Ависта» Елены Вестфаль, в этом году туристы фактически избегают поездок непосредственно в праздники. Запросы поступают, в основном, на конец апреля и после 10 мая. «Бронируют, скорее, с 12 мая – разница в цене существенная. Российских запросов не было, заказывают всё самостоятельно, а из зарубежных направлений предпочитают Турцию и Кипр», – уточнила она.
Генеральный директор компании «Элентур» Елена Лепаева также считает, что турпоток активно перетекает в сегмент самостоятельных поездок. Впрочем, эксперт отмечает незначительное снижение по майским праздникам. «Отправляем несколько клиентов в Прагу, выходит дешевле, чем в среднем по Европе. Но эти даты не показатель того, каким будет летний сезон. Лето-2018 прошло значительно лучше, чем можно было судить по тем майским продажам, – сказала она. – Народ сейчас точно дольше раскачивается, чем годом ранее. Правда, время еще есть, кто имеет визы, иногда и за два дня спрашивают туры».
По словам генерального директора компании «Гала-Тур» Галины Роговицкой, на майские продано всего несколько туров во Францию, Израиль, Италию и на Мальдивы, а внутренние маршруты и курорты даже на запрашивали. «Россию наши сограждане прекрасно сами бронируют. И за границу всё больше ездят самостоятельно. Только что вернулась из Барселоны, там толпы туристов, и россиян много, и прочих иностранцев. Самолеты полные, мест на «Аэрофлоте» не найдешь, и это не организованные туристы», – заметила г-жа Роговицкая.
Елена Лепаева добавила, что россияне теперь часто совмещают отдых, лечение и путешествия по своей стране. Например, едут в Кисловодск подлечиться, потом на месте покупают экскурсионные туры на Эльбрус, в Чечню, Осетию. Или отдыхают в здравницах Сочи или Крыма, а потом сами путешествуют по региону.
Наталья Панферова, RATA-news
Две трети россиян планируют провести майские праздники дома
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал итоги исследования о планах россиян на майские каникулы.
Две трети россиян (63%) планируют провести майские праздники дома. Среди жителей сел эта доля выше – 72%, а среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, ниже – 47% и 52% соответственно. Треть опрошенных (35%) проведут майские выходные на даче (44% среди жителей городов-миллионников). В другой город России поедут 6% наших сограждан, а 4% – отдохнут за пределами бывшего СССР.
У 59% опрошенных нет планов на майские каникулы, которые они хотели бы реализовать, но по каким-то причинам откладывают. Тем не менее, 5% респондентов признались, что хотели бы поехать за границу, еще по 4% – на море, в Крым и по России. Основная причина, мешающая им реализовать свои планы, – высокая стоимость отдыха (70%). Каждый десятый откладывает планы на отдых из-за занятости на работе (10%), еще 8% – из-за состояния здоровья.
Поездки в другие страны в ближайшие год-два планируют 30% россиян, остальные такие планы не указали. С туристическими поездками по России дела обстоят более оптимистично: 47% опрошенных планируют посетить другие регионы в ближайшее время.
Госсовет Крыма перенес введение курортного сбора
Начало взимания курортного сбора на территории Крыма перенесено на 1 мая 2021 года. Соответствующие изменения в региональный закон «О введении курортного сбора» Госсовет республики принял вчера на внеочередном заседании.
Спикер Госсовета Владимир Константинов пояснил, что перенос срока обусловлен значительным количеством обращений представителей турбизнеса, связанных с обеспокоенностью адаптации к новой структуре турпотока, которая также изменится после открытия железнодорожного сообщения с материковой частью России, в результате чего большую долю среди туристов будет занимать семейный туризм. Также до начала взимания курортного сбора экспертами отрасли отмечаются значительные имиджевые и репутационные риски для летнего сезона. Также председатель крымского парламента указал на риск перераспределения турпотока в теневой сектор размещения и неравные условия конкуренции для легальных гостиниц.
Таким образом, для администрирования курортного сбора необходимо провести ряд мероприятий, в том числе отработать механизм по легализации деятельности физических лиц, осуществляющих оказание услуг временного размещения, обеспечение временного проживания, сдачу жилых и нежилых помещений в наем в курортных регионах Республики Крым, заключил Владимир Константинов.
Ранее глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что в 2019 году курортный сбор с крымских туристов взимать не будут. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко, в свою очередь, объяснил отсрочку введения курортного сбора решением региональных властей пойти навстречу пожеланиям местного турбизнеса.
В Севастополе стартует проект «Золотое кольцо Боспорского царства»
В преддверии фестиваля, посвященного открытию туристического сезона в Севастополе, на площади П.С. Нахимова 20-21 апреля состоится презентация проекта «Золотое кольцо Боспорского царства».
На главной площади города опытные гиды и экскурсоводы расскажут о маршрутах, музеях и географии Боспорского царства. Турагентствам покажут оснащенные аудиогидом туристические автобусы, в которых их клиенты будут путешествовать по территории Крыма и Севастополя. В свободное же время машины направят на линии общественного транспорта, и пассажиры смогут получить информацию об историко-культурном кластере «Золотого кольца Боспорского царства».
В рамках деловой программы фестиваля пройдет круглый стол, во время которого состоится обсуждение вопросов, связанных с организацией посещения туристами Севастополя и Крыма. Особое внимание планируется уделить созданию в рамках проекта правительственной туристической программы для школьников. Каникулы в общеобразовательных учреждениях длятся 7 дней, как и максимальный маршрут кольца. Это дает возможность в каникулярное время подарить детям замечательное путешествие. Путем конкурсного отбора будут сформированы группы, состоящие из малообеспеченных семей и отличников учебы.
На презентацию и обсуждение приглашаются представители региональных правительств, музеев и молодёжных историко-географических организаций Севастополя и Крыма, а также Русского географического общества.
Контактное лицо в Севастополе – исполнительный директор группы компаний «Точка притяжения» Александр Кашин, +7 (989) 714-85-14, info@включи-крым.рф.
В Сибирь по своей воле, или по следам фильма «Тобол»
Не так давно на экраны вышел фильм «Тобол» – масштабная историческая драма, рассказывающая об освоении Сибири в эпоху Петра Первого. У туристов есть возможность отправиться по следам съемочной группы. Путешествие, которое предлагает совершить Агентство туризма и продвижения Тюменской области VisitTyumen, поможет современникам погрузиться в атмосферу драматических событий начала XVIII века. В агентстве считают, что возможность посетить один из интереснейших регионов России с богатым историческим наследием стоит того, чтобы пренебречь любым другим видом отдыха.
Трехдневная программа «В Сибирь по своей воле» предполагает знакомство с Тюменью, селом Покровское и Тобольском.
В областной столице гостей пригласят на обзорную экскурсию по городу, во время которой они увидят памятники деревянного зодчества, прогуляются по дорожкам Сквера сибирских кошек и по единственной в России четырехуровневой набережной реки Тура. За небольшую доплату понежатся в термальных источниках. Здешняя вода обладает уникальными лечебно-профилактическими свойствами.
В Покровском зайдут в дом-музей Григория Распутина. В основу его экспозиции положены личные вещи и подлинные фотографии семьи Распутиных с дарственными надписями.
В Тобольске туристов ждет экскурсия по территории Тобольского Кремля, уникального образца сибирского зодчества. Именно здесь проходили грандиозные съемки исторической драмы «Тобол».
Туристам представится также возможность посетить еще одну съемочную площадку – интерактивный музейный комплекс «Посад сибирских старожилов», где стоят дом первого сибирского губернатора, крестьянское подворье, постройки бухарцев, торговые ряды и церкви. Знакомство с бытом арестантов дореволюционного и советского периодов произойдет в «Тюремном замке». Самые отважные спустятся в мрачное подземелье, сохранившее гнетущую атмосферу заточения. В одном из его корпусов развернут совместный проект музея-заповедника и кинокомпании Solivs «Тобол: стоп кадр». Это – зрелищные декорации, фотографии со съемок и возможность сделать памятные снимки в костюмах киногероев.
Стоимость тура на человека – от 12 600 рублей. Включено: транспортное обслуживание, питание, проживание в гостинице 3* в 2-местном номере, экскурсии, услуги гида.
Подробная информация о туре и туроператорах на VisitTyumen.ru.
«Ванд»: Монголия – новинки экскурсионного туризма
«Ванд» постоянно расширяет ассортимент стран для отдыха и активных путешествий. Новые туры в Монголию уже в продаже. Родина Чингисхана, страна величественных степей, парков, буддистских святынь. Выбирайте туры в Монголию от «Ванд» и сокращайте белые пятна на карте мира.
Промотур. «В стране бесконечного синего неба». Вылет 27 апреля на 7 ночей – 106 тыс. рублей ($1 605).
Блоки мест MIAT Mongolian Airlines. «Бескрайние просторы пустыни Гоби». Вылеты 12 и 26 июля, 13 августа на 8 ночей – от 120 тыс. рублей ($1 817).
Улан Удэ – фестиваль Наадам – пустыня Гоби – Иркутск и озеро Байкал. Вылет 8 июля на 14 ночей – от 183 тыс. рублей ($2 776).
Национальный фестиваль Наадам – пустыня Гоби. Вылет 9 июля на 10 ночей – от 199 тыс. рублей ($2 994).
Индивидуальные экскурсионные туры от двух человек:
- «Монастыри Монголии – в поисках Шамбалы». Вылеты с 1 мая на 6 ночей – от 148 тыс. рублей ($2 239)
- Монголия – Сайншанд – Кархорин. Вылеты ежедневно на 7 ночей – от 163 тыс. рублей ($2 472)
- «Знакомство с Монголией». Вылеты ежедневно на 7 ночей – от 181 тыс. рублей ($2 750)
- «Северная жемчужина Монголии – озеро Хубсугул». Вылеты ежедневно на 9 ночей – от 194 тыс. рублей ($2 943)
- «Гоби тур». Вылеты ежедневно на 10 ночей – от 207 тыс. рублей ($3 144)
Цены указаны за человека, включая перелет, проживание в отелях 3-4*.
Все туры в Монголию, 8 (495)780-36-60.
Горячие новинки Egles sanatorija
Санаторий Egles sanatorija, расположившийся на окраине курортного города Друскининкай, действует с 1972 года. За почти полвека он превратился в крупный лечебно-реабилитационный центр с собственной водо- и грязелечебницей. В прошлом году в здравнице прошла реновация. Была, в частности, построена стеклянная галерея, которая соединила корпуса A, B и C с бюветом и лечебницей. Клиенты могут выбирать желаемый уровень комфорта проживания – Eсonomу, Standard, Comfort. У каждого из них есть свои плюсы, однако, вне зависимости от выбранного уровня проживания, всем гостям санатория предоставляются равные оздоровительные и медицинские услуги самого высокого качества.
В корпусах друскининкайского Egles sanatorija есть одноместные, двухместные, семейные двухместные номера и мини-двухместные, а также соединенные номера, номера люкс-класса, номера для людей с ограниченными возможностями и для тех, кто страдает аллергией (с противоаллергическим напольным покрытием). В здравнице одновременно возможно размещение до 1 300 человек.
Для восстановления их сил и здоровья применяются минеральная вода термальных источников, лечебная черная и белая грязь, которая добывается из собственных скважин и резервуаров санатория. Разработано множество различных процедур – инновационные, физиотерапевтические, кинезитерапевтические и другие. Ежегодно отдыхающим предоставляется несколько новых разработок.
Среди последних новинок – маски для тела: шоколадная, имбирная, клюквенная или виноградная. Они подходят для всех типов кожи, улучшают общее самочувствие, расслабляют мышцы и снимают напряжение. Еще одно новшество – зарядка в бассейне на сап-бордах. Во время нее эффективно тренируются все группы мышц, развивается баланс и координация движений, улучшается общий тонус тела. Рекомендуется всем, независимо от возраста и телосложения. Не менее интересна и полезна кислородная терапия, помогающая бороться с различными заболеваниями, снимающая усталость, головные боли, бессонницу.
Egles sanatorija: +370 313-60-220, www.sanatorija.lt
Ужасно интересно всё то, что неизвестно
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева проводит занятия для старших дошкольников и школьников начальных классов в творческой мастерской «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».
На занятиях дети узнают всё самое интересное и необычное о привычных животных и мастерят их своими руками из различных материалов. Каждое занятие посвящено одному животному, поэтому можно приходить снова и снова.
14 апреля речь пойдёт о сухопутных черепахах.
28 апреля научный сотрудник музея расскажет ребятам об амазонском дельфине.
Начало занятий в 12.00.
Также 14 и 28 апреля, но в 14.00 детей ждут на уроках занимательной географии, им расскажут о Персидском заливе и Коморских островах. Во время занятия ребята смогут сами составить географическую карту этих мест и «населить» их животными и рыбами.
Alitalia – самая пунктуальная авиакомпания марта
Независимая аналитическая компания FlightStats ежемесячно составляет список крупнейших авиаперевозчиков на основе сравнения их данных, сопоставимых по размеру и маршрутной сети. Согласно ее отчету, Alitalia заняла первое место по пунктуальности в мире в марте 2019 года – 89,31% рейсов были выполнены ею по расписанию.
По данным FlightStats, показатели пунктуальности Alitalia в марте текущего года были примерно на 10% выше, чем у ее коллег (79,5%).
Данные марта подтверждают достижения Alitalia по пунктуальности в феврале, когда она также заняла первое место среди самых пунктуальных авиакомпаний в мире.
FlightStats – одна из немногих компаний по обработке данных, которая учитывает практически каждый рейс, выполняемый перевозчиками. Она следует методу A14, отслеживая рейсы, которые прибывают в пункт назначения с задержкой не более 14 минут по сравнению с запланированным временем прилета.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»