№3372
Ольга Бокова: «Мы с радостью видим, что наши барнаульские прогулки интересны даже молодежи»
За последний год в экскурсионной жизни Барнаула произошло много интересного. RATA-news уже писала про «демидовскую» экскурсию и «рассекречивание» знаменитого Сереброплавильного завода. Сегодня мы представляем еще один барнаульский проект, авторами которого стали сотрудники двух городских турфирм – «Джейн-тур» и «Алтайтурист». Для своих экскурсий они решили использовать формат пеших прогулок и каждый раз – с новой темой. Идея выстрелила: спрос на новый продукт растет. Об этом RATA-news рассказала куратор проекта в турфирме «Джейн-тур» Ольга Бокова (фото).
– Ваша компания прежде занималась, в основном, выездным туризмом. Почему вдруг решили уделить внимание городским экскурсиями?
– Да, для нас это абсолютно новое направление, и обратиться к нему заставил личный интерес. Мы много путешествуем и видим, как в европейских городах развивается экскурсионная деятельность. У нас появились свои идеи, и мы решили воплотить их в жизнь в Барнауле. В городе прежде не проводили сборных экскурсий, в основном, это были мероприятия для уже сформированных групп, и, как правило, проходили они лишь по нескольким стандартным маршрутам: «Барнаул – маленький Петербург», «Барнаул купеческий» и т.п. Мы сделали акцент на тематических прогулках. Нам как туристической компании эта работа очень интересна. Да, можно зарабатывать, бронируя в онлайне стандартные туры, а можно параллельно развиваться и в другом направлении.
– Расскажите подробнее о ваших экскурсиях.
– Проект «Почувствуй себя туристом в родном городе» мы запустили в мае и уже отработали четыре темы: «Репрессии 30-х годов», «Легенды и были Барнаула», «Стрит-арт – уличное искусство Барнаула», «По городским окраинам». За лето мы каждую провели дважды, то есть всего – восемь экскурсий. Поскольку они пешеходные, мы ограничивали состав группы до 20 человек, чтобы было удобно передвигаться и все слышали экскурсовода.
Каждая тема для нас особенная. Первая – «Репрессии 30-х» – очень сложная, к тому же подобных экскурсий у нас вообще никогда не было. На многих это произвело сильное впечатление…
«Легенды и были» – сама по себе тема не новая, но в таком формате к ней тоже обратились впервые. Получилась увлекательная прогулка по центру города. Экскурсия по барнаульскому стрит-арту – абсолютно новая. Мы прошли запутанным маршрутом по центру города, показывали рисунки в совершенно неожиданных местах, мимо которых многие из нас ходят каждый день.
Четвертую экскурсию мы посвятили городским окраинам: также прошли запутанным маршрутом по старому центру города, прилегающему к Оби. О существовании многих мест и зданий мы прежде не знали, по некоторым из них побоялись бы пройти в одиночку, зато увидели много нового.
Три темы мы провели с экскурсоводом Анатолием Дмитриевым, историком по образованию. А по поводу стрит-арта обратились к Денису Грекову, который общается с художниками и хорошо знает это направление современного искусства.
– Кто составил аудиторию ваших экскурсий?
– Это люди разных профессий и разного возраста. К сожалению, существует стереотип, что экскурсия – это нечто скучное, куда загоняют школьников. Мы хотим переломить это представление и, к своей радости, видим большой интерес к нашему проекту со стороны молодежи. Большая часть участников экскурсий – люди в возрасте от 18 до 35 лет. Были среди наших клиентов и гости из других городов.
– Как вы продвигаете продукт? Есть ли проблемы с набором групп?
– Мы продвигаемся, в основном, через интернет, и это работает. Хорошо помогает «сарафанное» радио. Экскурсии стоят дешевле, чем билет в кино или поход в парк. А в такой прогулке можно совместить приятное с полезным: провести время в интересной неожиданной обстановке и узнать что-то новое. Кроме того, для студентов, офисных работников и других представителей «сидячих» профессий это прекрасная возможность прогуляться по городу.
Проблем с набором групп не существует, интерес к проекту большой. Каждая экскурсия нашла свою аудиторию, и каждый раз желающих было больше, чем мест в группе. Поэтому мы ввели предварительную запись. По каждой из наших экскурсий мы получили много хороших отзывов – и от жителей города, и от средств массовой информации, и от самих участников.
– С какими проблемами уже пришлось столкнуться?
– Всегда находятся люди, которым не нравится то, что делают другие. Например, после первой экскурсии о репрессиях 30-х годов у нас сложилось ощущение, что в обществе до сих пор существуют разделение на красных и белых – такой жаркий спор разразился на одном из сайтов среди комментаторов.
Экскурсию по окраинам многие, кто не был, восприняли так: «Ну, нашли где ходить, по каким-то подворотням! Неужели в городе больше нечего показать?» Но наши туристы остались довольны, а мы ориентируемся, в первую очередь, на них.
– Стал ли ваш проект коммерчески успешным?
– Пока это все-таки скорее социальный проект, для души. Стоимость каждой экскурсии – 100-200 рублей с человека в зависимости от сложности и продолжительности маршрута. Но мы получаем огромное удовольствие от своей работы, особенно когда внутри коллектива обсуждаем новые темы. Мне самой наша идея очень нравится, с удовольствием хожу на все экскурсии.
– Как планируете развиваться? Есть ли новые идеи?
– Спрос на наш продукт оказался большим, но мы не хотим ставить эту работу на поток. Будем повторять уже имеющиеся экскурсии, искать и предлагать новые темы. Очередную запланировали на сентябрь. Не хотелось бы раскрывать всех подробностей, но, думаю, она никого не оставит равнодушным: тема связана со становлением Барнаула и пройдет по исторической части города.
Мы не собираемся прекращать экскурсионную деятельность с закрытием летнего сезона. Конечно, в 40-градусный мороз гулять по городу будет проблематично, но мы что-нибудь придумаем. Кроме того, решили развивать такое направление, как арт-туризм. В сентябре состоится первый арт-тур в Горный Алтай: художница Евгения Октябрь будет проводить мастер-классы, и наши туристы смогут совместить отдых на природе с рисованием. Есть и другие идеи. Но пока мы анализируем эту деятельность со всех сторон, чтобы понять, в какое время и в какие дни удобнее проводить те или иные экскурсии, на какой возраст ориентироваться. Может быть, в итоге этот проект из социального превратится в коммерческий.
Анна Вальцева, RATA-news
Развитию круизного туризма мешают высокие портовые ставки и неразвитая инфраструктура
Северо-Западный федеральный округ постепенно становится центром морского круизного туризма. В первую очередь высокие показатели Северо-Западу обеспечивает Санкт-Петербург, на долю которого приходится больше 10% круизного пассажиропотока всего региона Балтийского моря. Однако привлекать круизных туристов пытаются также Архангельская и Калининградская области. Как пишет «Российская газета», в каждом регионе есть свои причины, препятствующие росту круизного турпотока.
Санкт-Петербург. В 2012 году Санкт-Петербург принял 446 тысяч иностранных туристов на круизных лайнерах – на пять тысяч меньше, чем в позапрошлом году. Город на Неве находится на третьем месте в пятерке ведущих круизных направлений Балтийского моря, уступая Копенгагену и Стокгольму и опережая Таллин и Хельсинки. В 2012 году столицы Дании, Швеции и Эстонии показали незначительный рост круизного пассажирооборота (от 0,7 до 4%), столица Финляндии и Северная столица России – незначительный спад.
Пассажиропоток на паромных линиях, которые обслуживает единственный в России паромный оператор Балтийского моря из Санкт-Петербурга, в свою очередь, демонстрирует стабильный рост. В 2010 году перевозчик организовал регулярное паромное сообщение по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки, в 2011 году пустил второй паром по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Таллин – Санкт-Петербург. В прошлом году клиентами петербургской компании стали 648 тысяч пассажиров – на 30% больше, чем в 2011 году. В основном, это российские туристы, которые отправляются в путешествие по портам Балтийского моря. Однако были и иностранцы (около 100 тысяч человек). Напомним, что пассажиры паромов и круизных лайнеров имеют право на 72-часовое пребывание в Петербурге без визы.
Догнать Копенгаген и Стокгольм по показателям морского круизного туризма Санкт-Петербургу мешают острые транспортно-логистические проблемы. Ежедневно город на Неве может принимать от 5 до 12 тысяч круизных и паромных туристов. Гостей встречают автобусы, из-за которых образуются серьезные пробки. Особенно страдают от перегрузки магистрали Васильевского острова, где располагаются сразу два пассажирских морских порта. Новый пассажирский терминал «Морской фасад», принятый в эксплуатацию в 2011 году, обслуживает в основном пассажиров круизных лайнеров. На старый причальный комплекс «Морской вокзал» прибывают паромы.
Председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Александр Шапкин считает, что существенно снизить нагрузку на улично-дорожную сеть позволит доставка туристов с «Морского фасада» в центральную часть Санкт-Петербурга и в Петродворец речным транспортом. По его словам, такая схема предусматривалась изначально, поэтому участок земли на намывных территориях был передан ЗАО «Речной порт «Морской фасад». В перспективе, по оптимистичным прогнозам, перевозка речным транспортом будет охватывать до 50% туристов, прибывающих на «Морской фасад».
При этом «Морской фасад», который может обслуживать до полутора миллионов пассажиров в год, не имеет статуса грузопассажирского порта. Поэтому оба парома петербургской компании прибывают на разваливающийся «Морской вокзал» (последний раз модернизация этого порта проводилась в начале 1980-х годов). Пассажирам приходится стоять в многочасовых очередях на таможенном и паспортном контроле. Тем временем новый порт стоит полупустым, по итогам прошлого года мощности «Морского фасада» не были загружены даже на треть.
Генеральный директор петербургского паромного оператора St.Peter Line Андрей Мушкарев утверждает, что статус грузопассажирского порта «Морскому фасаду» не дают в связи с плотным автомобильным движением на Васильевском острове. «Если порт начнет принимать накатные грузы, поток большегрузных автомобилей с паромов направится на улицы, что усилит транспортный коллапс. Решить проблему должно строительство современной автодороги – Западного скоростного диаметра – в западной части Васильевского острова, однако этот участок ЗСД будет создан не раньше 2014-2015 годов. Мы надеемся, что после ввода автодороги в эксплуатацию паромы нашей компании смогут обслуживаться уже в современном порту», – рассказывает он.
Калининградская область. В Калининградской области международные круизные лайнеры принимает морской порт Калининград. По информации калининградского филиала ФГУП «Росморпорт», в 2011 году самый западный российский регион принял 7 лайнеров общей вместимостью 4340 человек, в 2012 году – 6 лайнеров вместимостью 3720 пассажиров, а в 2013 году – 3 лайнера вместимостью 1860 человек. Для сравнения, по словам министра по туризму Калининградской области Марины Агеевой, в 2012 году соседний с Калининградом порт Клайпеды (Литва) принял 44 круизных лайнера, порт Гдыни (Польша) – 70 лайнеров.
Как отмечают представители «Росморпорта», полномасштабному развитию круизного судоходства в эксклаве препятствуют ограничения морского порта Калининград по максимальным габаритам судов. В частности, морские ворота области не могут принимать лайнеры, длина которых превышает 200 м, а ширина – 30 м. Решить эту проблему позволит строительство пассажирского терминала для крупных морских лайнеров в городе Пионерском.
Сейчас правительство Калининградской области проводит переговоры с потенциальными инвесторами, которые будут участвовать в возведении терминала на принципах государственно-частного партнерства. Раньше многие иностранные круизные лайнеры обходили калининградский порт стороной из-за длительного пограничного контроля. В начале прошлого года, к примеру, для оформления 800 пассажиров судна пограничникам требовалось 8 часов. К концу 2012 года проблему удалось решить. Время оформления 800 пассажиров сократилось до 55-60 минут благодаря увеличению количества пограничных нарядов, оформляющих суда, и приобретению мобильных сканирующих устройств.
Архангельская область. Архангельская область, которая пытается позиционировать себя как туристская гавань Русского Севера, с 2004 по 2012 год приняла 21 иностранное судно с туристами из Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, США и других стран мира. «Безусловно, масштаб приема круизных судов не сопоставим с Санкт-Петербургом. Однако, как показали исследования администраций круизных лайнеров, коэффициент удовлетворенности иностранных туристов после посещения портов Архангельской области и ее прибрежных территорий превышает 90%. Об интересе иностранных туристов к региону свидетельствует и ежегодный рост числа заходов зарубежных пассажирских судов с туристами в морской порт Архангельск и на Соловецкие острова. По предварительной оценке, общее количество таких судозаходов в ближайшие годы может быть доведено до 20-30 в туристский сезон», – рассказывает заместитель губернатора Архангельской области по региональной политике Сергей Ковалев.
По его словам, уже сегодня туроператоры Архангельской области получают запросы от иностранных судовладельцев на организацию в 2015 году трехдневных экскурсионных программ по Соловецким островам и двухдневных программ по Архангельску. Привлекают зарубежных туристов и уникальные природные территории национального парка «Русская Арктика», который включает в себя острова архипелага Новая Земля и архипелаг Земля Франца-Иосифа.
«В среднем однодневный заход иностранного пассажирского судна в морской порт Архангельск приносит области не меньше одного миллиона рублей. Это и учтенные прямые расходы судовладельца, связанные с агентированием судна в порту, и расходы на организацию экскурсионного и транспортного обслуживания туристов на суше. Кроме того, круизный туризм приносит косвенные доходы, связанные с личными тратами гостей. По оценке Центра развития туризма города Хельсинки, расходы каждого круизного пассажира, прибывающего в российский морской порт, доходят до 300 евро», – добавляет г-н Ковалев.
При этом Архангельская область «славится» одними из самых высоких портовых сборов в СЗФО и в Европе, ставки здесь выше в 3-4 раза, чем, к примеру, в Мурманске или Санкт-Петербурге. А судовладельцы, чьи лайнеры следуют по маршруту Архангельск – Соловки, вынуждены платить сборы практически в двойном размере – как по порту Архангельск, так и по порту Онега, к которому относится портопункт «Соловки». По словам Сергея Ковалева, снижение ставок портовых сборов стало бы значительным стимулирующим фактором, позволяющим привлечь большее число круизных судов в Архангельскую область и увеличить долю туризма в ВРП. Для этого необходимо внести изменения в приказ Федеральной службы по тарифам «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации».
TUI Russia представила планы на зимний сезон
Агентства-партнеры компании TUI Russia&CIS на прошлой неделе были приглашены в московскую резиденцию посла Великобритании на торжественный прием, посвященный открытию нового зимнего сезона. В ходе вечера руководители компании ответили на вопросы журналистов и рассказали о планах на зиму. Среди них – раннее открытие лыжного сезона в Австрии, выход на новое пляжное направление и появление в ассортименте горнолыжной Чехии.
Управляющий директор компании Крис Моттерсхед рассказал журналистам, что летний сезон для TUI сложился успешно и заверил, что у туристов больше не будет проблем, связанных с опозданиями самолетов «Когалымавиа». Непростым направлением для туроператора стала Хорватия, где из-за введения виз спрос упал примерно на 30% из Москвы и на 50-60% – из регионов. Однако, по словам директора по маркетингу и продажам TUI Ивора Вукелика, причина падения не только в этом, ведь спрос упал не только на российском, но и на итальянском, и немецком рынках. «В 2011 году Хорватия получила дополнительных туристов из-за политических кризисов в Египте и Тунисе, а также экономических проблем в Греции. Хотельеры решили, что можно не вкладывать средства в обновление инфраструктуры – туристы и так будут. В результате в 2013 году Хорватия пережила худший сезон за последние шесть лет», – рассказал он.
Тем не менее, по словам Криса Моттерсхеда, новый визовый режим оказался серьезным препятствием для российских туристов. «Хорватская виза сложно оформляется, у нее много особенностей и ограничений. Визовые центры были открыты, но только в июле, в разгар сезона. Из-за того, что МИД Хорватии не уделил достаточно внимания визовым проблемам, нам было трудно продавать направление. Мы просим хорватский МИД в следующем году наладить технологию выдачи виз», – заявил г-н Моттерсхед. По словам Ивора Вукелика, в следующем году Хорватия планирует серьезно вкладываться в продвижение на российском рынке, так что все проблемы прошедшего лета должны быть решены.
Комментируя ситуацию с Египтом, г-н Вукелик рассказал RATA-news, что заменить его зимой невозможно. «Заменить двухмиллионный объем нечем. Понемногу можно увеличить в Дубае, Гоа, Таиланде, но по-настоящему замены нет. После революции 2011 года многие туроператоры осторожно работали в Египте, не брали много гарантий. Мы тоже, в частности, этим летом вели себя осторожно. Сложности могут быть у тех, у кого есть собственные самолеты. Что с ними делать зимой, непонятно, так как летать на самых распространенных ближнемагистральных самолетах А320 и А321 в Таиланд и Гоа нельзя, а простой самолетов дорого обходится туроператору», – рассказал эксперт.
По словам Ивора Вукелика, эффект от закрытия Египта проявится в конце октября, когда закончится сезон в Турции, и агентствам станет нечего продавать. «Проблемы, по нашему мнению, могут возникнуть не столько у туроператоров, сколько у турагентств. Египет составляет от 40 до 60% объема у многих агентств. Без него им нечем будет торговать, а нужно платить аренду, зарплаты. В то же время, агентства могут открывать летние продажи – это выход», – добавил г-н Вукелик. Он добавил, что TUI в этом году готов открыть летние продажи уже в октябре, так как прошлогодний опыт начала продаж в декабре оказался удачным.
Среди новинок зимнего сезона от TUI – Гоа, куда туроператор начнет летать с конца октября на самолетах UTair из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Самары и Ростова-на-Дону. В общей сложности компания планирует отправить на Гоа до 5 тыс. туристов.
Впервые в этом году TUI откроет полетную программу в Зальцбург, в австрийские Альпы за три недели до Нового года, 7 декабря. Опросы клиентов показали, что горнолыжные туры в декабре будут пользоваться у россиян хорошим спросом. В первом зимнем месяце цены на курортах ниже, а людей заметно меньше, чем январе-марте и тем более на новогодних каникулах.
Еще одно новое предложение от TUI – туры на горнолыжные курорты Крконоше в Чехии. Регион объединяет несколько курортов, подходящих для семейного отдыха.
Евгения Кареева, специально для RATA-news
Планетарий – место для старта по «космическим» музеям Москвы
Московский планетарий, созданный по решению Московского совета для пропаганды науки о Вселенной, – один из самых больших в мире и старейший в России. Свои двери он впервые открыл в 1929 году. На это событие Владимир Маяковский отозвался знаменитым стихотворением «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий…» И люди, действительно, пошли, чтобы своими глазами увидеть на его куполе «живое» звездное небо, хвостатых комет, полярное сияние, августовский звездопад.
Очень быстро планетарий стал и образовательным центром – здесь работали астрономические кружки, в летнее время – обсерватория. Во время Великой Отечественной войны в планетарии читался специальный курс «Астрономия для разведчиков», и умение ориентироваться по звездам спасло немало жизней. Свою лепту планетарий внес и в освоение космоса, в его стенах велись занятия по астронавигации с будущими космонавтами.
Все чуть не закончилось в хаотичные 90-е годы, когда у нового собственника планетария не хватило средств на капитальный ремонт. В результате московский планетарий был закрыт на долгие 17 лет по причине ветхости и технической изношенности. Но время смилостивилось к нему – в судьбу планетария вмешались городские власти. Реконструкция исторического здания велась с перерывами на судебные тяжбы с бывшим владельцем. После открытия, с момента которого прошло всего три года, площадь планетария увеличилась с 3 до 17 тыс. кв. метров.
Для того, чтобы с уникальными «внеземными» возможностями московского планетария могли познакомиться не только жители столицы, но и ее гости, Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы и компания «Атлантис Лайн» провел в нем 6 сентября презентацию для послов иностранных государств, атташе по культуре, глав национальных офисов по туризму. Планетарий – составная часть проекта «Москва космическая», который объединяет и продвигает столичные объекты под единым брендом, создавая на их основе национальный туристический продукт. В проект, помимо планетария, входят Мемориальный музей космонавтики с интерактивным кораблем «Буран» и мини-Центром управления полетами, Государственный геологический музей им. Вернадского, где собрана большая коллекция метеоритов, а также знаменитый Звездный городок недалеко от Москвы. В ходе встречи гостям рассказали о каждом из участников проекта, а также показали фильм, снятый телестудией «Роскосмос», посвященный Международной космической станции. После была проведена экскурсия по музейным залам. Сегодня здесь соседствуют как вполне современные космические «артефакты», так и уникальные свидетели истории – например, большой рельефный глобус Земли, некогда принадлежавший Лаврентию Берии. Завершился вечер сеансом в Большом звездном зале с эффектом погружения в межгалактическое пространство.
«Одна из задач – показать Москву во всем ее разнообразии. Каждый месяц мы проводим ознакомительные экскурсии по самым интересным достопримечательностям города для представителей турбизнеса и журналистов. То же самое мы готовы делать и для сотрудников дипкорпуса, проживающих в Москве», – подчеркнул председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько. Организаторы также выразили надежду, что представители посольств станут проводниками по «космической» Москве для туристов своих стран.
По мнению генерального директора «Атлантис Лайн» Натальи Андроновой, чья компания выступает консолидатором проекта «Москва космическая», у московских музеев огромный потенциал для привлечения туристов именно «звездной» тематикой. «Россия – это место, где состоялось событие планетарного масштаба, положившее начало развитию космической эры. Поэтому вполне космонавтика может стать визитной карточкой нашей страны, и Москвы в том числе. Популярность этого вида туризма в мире говорит сама за себя: второй по посещаемости после Лувра музей – Музей авиации и космонавтики в США, через залы которого ежегодно проходит свыше 8 млн. человек».
Следующая «космическая» презентация должна пройти в Мемориальном музее космонавтики. Формат этой встречи сейчас обсуждается.
Нина Егоршева, RATA-news
Туроператоров и журналистов прокатят в двухэтажных вагонах
Федеральная пассажирская компания (ФПК) приглашает представителей турбизнеса и журналистов познакомиться с новыми возможностями в организации международных железнодорожных перевозок и увидеть новые вагоны, в том числе вагоны габарита РИЦ и двухэтажные вагоны.
Презентация состоится 12 сентября в 15.00 на стенде ФПК (павильон № 2, стенд С02/2А) в рамках IV Международного железнодорожного салона техники и технологий «Экспо 1520», который будет проводиться с 11 по 14 сентября в городе Щербинка на территории экспериментального кольца ВНИИЖТ. В программе презентации осмотр экспозиции, демонстрационная поездка в новых вагонах по экспериментальному кольцу.
Задавайте вопросы и отправляйте заявки на участие по адресу ikuleshova@fpc.ru.
Вышеградская четверка проведет рабочие встречи с турбизнесом Липецка, Воронежа и Белгорода
Национальные туристические офисы стран Вышеградской четверки 23-25 сентября 2013 года проводят в Липецке, Воронеже и Белгороде рабочие встречи с турбизнесом. Туроператоры, представители отелей и спа-курортов Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, всего более 40 человек, приедут в эти города, чтобы познакомить местные турфирмы с туристическими возможностями своих стран.
В программе рабочих встреч – презентации и переговоры, обмен информационными материалами, розыгрыши призов, кофе-пауза и национальные угощения.
Приглашаем представителей местного турбизнеса, студентов профильных учебных заведений, журналистов.
Расписание встреч:
23 сентября – Липецк, конференц-зал гостиницы «Лагуна», начало в 10.00.
24 сентября – Воронеж, конференц-зал гостиницы «Арт Отель», начало в 10.00.
25 сентября – Белгород, конференц-зал гостиницы «Амакс Конгресс Отель», начало в 10.00.
Организатор мероприятия – московский туроператор «Анкор» (предоставление транспорта по всему маршруту, бронирование отелей, конференц-залов, организация питания). Ответственное лицо – Шарина Елена: (495) 959-15-66, доб.127, lena@ankor.ru.
«Царицыно» делает подарок турбизнесу в честь Всемирного дня туризма
Московский заповедник «Царицыно» предлагает туристическим компаниям провести свои корпоративные праздники по случаю Всемирного дня туризма в имераторской резиденции музея. В качестве подарка гости смогут посмотреть популярные театрализованные программы «Дворцовые увеселения» и «Фантазии вечернего Царицына».
Это предложение – своеобразное продолжение деловых экскурсий, которые уже дважды с большим успехом проводились в «Царицыно» – в сентябре 2012 и в марте 2013 года. Корпоративные мероприятия тоже входят в перечень услуг музея-заповедника. Таким образом, туроператоры смогут совместить приятное с полезным: отметить профессиональный праздник и одновременно получить практический опыт проведения корпоративов в «Царицыно». Чтобы потом смело предлагать эту услугу своим клиентам.
Музей-заповедник готов организовать для турбизнеса несколько сеансов – 27, 28 и 29 сентября. Организация фуршетов, дегустаций и пр. – по желанию гостей и за плату.
Заявки принимаются по адресу tsartour@yandex.ru.
Телефон для обсуждения деталей праздника (499) 725-73-09.
Приглашаем на первую конференцию по школьно-образовательному туризму
Первая межрегиональная конференция по развитию школьно-образовательного туризма пройдет в Москве 19-20 сентября 2013 года. Мероприятие готовится объединением столичных туроператоров «Мостурпул» совместно с Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству Москвы и при поддержке Министерства культуры РФ.
На конференции будут обсуждаться вопросы разработки качественных стандартов образовательного туризма, создания доступных культурно-познавательных туров для школьных групп и др. В дискуссии примут участие представители Москомтуризма, Минкультуры РФ, турбизнеса, транспортных организаций, региональных органов власти в области культуры, туризма и образования.
Слушателям представят школьно-образовательные туры «Московские уроки». В ходе этой презентации участники конференции посетят Планетарий, Государственный исторический музей, Зоологический музей МГУ и другие объекты показа.
Предполагается, что конференция станет эффективной дискуссионной площадкой и позволит участникам установить партнерские отношения, получить хороший опыт, найти ответы на актуальные вопросы воспитания и образования школьников посредством познавательных туров.
К участию приглашаются представители федеральных и региональных органов исполнительной власти в области образования, туризма и культуры, образовательные учреждения, туристические компании, предлагающие экскурсионные поездки.
Организатор конференции – туроператор «Интерс».
Контактные лица: Антон Кизей, Екатерина Ерохина, (495) 995-80-94 доб. 131, 135, forum@inters.ru.
Новый круизный сезон «Атлантис Лайн» откроет на выставке «Отдых»
«Атлантис Лайн» представит на выставке «Отдых», которая пройдет в выставочном центре «Крокус Экспо» с 17 по 20 сентября, все новинки зимнего круизного сезона 2013/2014 годов. На нашем стенде вы найдете новые каталоги круизов от наших основных партнеров – компаний Carnival Cruise Lines и Costa Cruises.
«Атлантис Лайн» является генеральным эксклюзивным партнером самой крупной в мире круизной компании Carnival и приоритетным партнером круизной компании №1 в Европе Costa Cruises. Напомним, что Carnival Cruise Lines предлагает уникальный для российского рынка круизный продукт – полностью русифицированные круизы, в которых россияне чувствуют себя необычайно комфортно. Круизы Carnival – это русскоговорящие сотрудники ресепшн, переведенные меню и программы дня, русскоговорящий ассистент, которому можно позвонить из каждой каюты 24 часа в сутки, экскурсии на русском языке и многое другое.
На нашем стенде вы сможете не только взять каталоги, но и узнать обо всех новинках круизного рынка из первых рук, а также получить любые консультации по технике продаж круизов.
Посетите стенд «Атлантис Лайн» в «Крокус Экспо».
«Ван Борк»: ОАЭ – скидки и бонусы
Скрыться от дождливой осени на пляжах Дубая и Абу-Даби и при этом получить скидки и бонусы? Компания «Ван Борк» предлагает воспользоваться спецпредложениями от лучших отелей ОАЭ.
Jumeirah Beach Hotel 5*: скидка 25%, период поездки с 14 по 19 октября.
Madinat Jumeirah Dar Al Masyaf 5*, Madinat Jumeirah Mina A'Salam 5*, Madinat Jumeirah Al Qasr 5*: скидка 15% и полупансион бесплатно, период поездки – до 23 декабря.
Emirates Palace 5*: до 3 ночей бесплатно, период поездки с 16 сентября по 22 декабря.
Комиссия агентствам – 10%.
«Ван Борк»: (495) 380-33-55, info@vanbork.ru, www.vanbork.ru
«Туртранс-Вояж»: рождественская Европа – от 89 у.е.
С последнего воскресенья ноября и далее Европа превращается в волшебную страну без границ. Мигают гирлянды, сияют огни, над шпилями церквей плывут упоительные запахи корицы, гвоздики и глинтвейна. Шуршит оберточная бумага для подарков. В глазах прохожих восторг и ожидание. Ожидание Рождества, или Адвент.
В этом году мы предлагаем как стандартные программы, предусматривающие посещение одной из рождественских ярмарок, так и специальные рождественские туры, в которых запланировано посещение праздничных рынков в разных странах Европы. Ответственно заявляем – настоящая сказка, в аромате праздничного пунша и жареных баварских колбас. Хотим разделить эту сказку с вами и вашими клиентами.
«Туртранс-Вояж»: (495) 970-01-22, www.tourtrans.ru
«Южный Крест»: крестовый поход в Европу
Туроператор «Южный Крест», известный на рынке своими смелыми проектами и активной позицией, в преддверии зимнего сезона выходит на рынок европейского туризма сразу по трём направлениям: Италия, Австрия и Франция.
Эти страны знамениты богатыми туристическими возможностями для путешествий: экскурсионные маршруты, пляжный отдых, первоклассные горнолыжные курорты – вот малая доля того, что может предложить туристам этот регион.
Италия. В зимнем сезоне 2013-2014 будут представлены основные горнолыжные направления страны:
- Валь д’Аоста – Червиния, Курмайор, Ля Туиль;
- Пьемонт – Сестриер, Соуз д’Улькс;
- Ломбардия – Бормио, Ливиньо;
- Доломитовые Альпы – Мадонна ди Кампильо, Валь ди Фасса, Валь Гардена, Кортина д’Ампеццо.
Австрия. В зимнем сезоне 2013-2014 будут представлены основные горнолыжные направления страны:
- Зальцбургерлэнд – Цель ам Зее, Капрун, Заальбах-Хинтерглемм, Бад Гаштайн, Бад Хофгаштайн;
- Тироль – Майрхофен, Китцбюэль, Зельден, Ишгль, Серфаус;
- Альберг – Санкт-Антон, Лех.
Франция. В зимнем сезоне 2013-2014 будут представлены основные горнолыжные направления страны:
- регион Мон Блан – Шамони, Межев, Авориаз;
- зона катания Три Долины – Куршевель, Мерибель, Валь Торанс;
- зона катания Парадиски – Лез Арк, Ла Плань;
- зона катания Эспас Килли – Валь д’Изер, Тинь.
Полетная программа осуществляется авиакомпаниями «Трансаэро», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines.
Кроме горнолыжных направлений «Южный Крест» представит весь спектр своего турпродукта:
- экскурсионные туры на базе регулярных перелетов;
- отдых на морских курортах (Италия, Франция);
- отдых на термальных курортах;
- индивидуальные туры любой сложности.
Какие перспективы развития рынка европейского туризма несёт выход нового игрока на сцену? С какими авиакомпаниями и принимающими партнёрами планируется сотрудничество? На какие объёмы перевозки рассчитывает туроператор?
Для того чтобы получить ответы на все интересующие вопросы приглашаем вас посетить онлайн-эфир, который состоится 10 сентября в 12.00.
Генеральный директор туроператора «Южный Крест» Дмитрий Фесик и руководители направлений расскажут о планах развития горнолыжного и экскурсионного сегмента путешествий в Европу и ответят на самые злободневные вопросы о том, как участникам российского туристического рынка успешно развиваться в жёстких современных условиях конкурентной борьбы. Подключайтесь, будет интересно!
«Южный Крест»: (495) 781-34-41, www.ukrest.ru
«Альцес»: зимний отдых в Закопане
Туристическое бюро «Альцес» предлагает туры на самый популярный польский курорт Закопане.
Закопане – польская столица зимних видов спорта. Здесь отличные условия для тысяч туристов, которые увлекаются всевозможными видами зимнего спорта. В окрестностях Закопане зимой работают несколько десятков разных видов подъемных устройств. Для опытных лыжников оборудованы трассы на Каспровы Верх. Туда можно добраться на подвесной канатной дороге или на двух кресельных подъемниках. Уже много лет большой популярностью пользуются склоны Носаля. Там также устроен крупный центр лыжного спорта, трассы искусственно покрываются снегом, сооружен кресельный подъемник. Вечером склоны освещены. В центрах устроены стоянки для автомашин, работают рестораны и пункты проката снаряжения.
Туры на зимний отдых в Закопане
«Альцес»: (499) 237-70-70, www.hungarytravel.ru
Гуру туриндустрии соберутся в Екатеринбурге
В Екатеринбурге 4-5 октября при поддержке Федерального агентства по туризму и Министерства экономики Свердловской области, состоится III Международный евразийский форум «Туризм и гостеприимство-2013», организованный областным Центром развития туризма.
Цель встречи – интеграция власти и профессиональных сообществ индустрии туризма, гостеприимства и профессионального образования для обмена инновациями и опытом, основанном на государственно-частном партнерстве. Планируется обсудить основные тенденции развития сферы туризма и гостеприимства в 2013 году, систему корпоративного образования международного уровня, роль и перспективы туристского и гостиничного бизнеса в Свердловской области, а также продвижение геологического, индустриального, активного туризма в Уральском регионе.
К участию приглашаются представители федеральных и региональных органов государственной власти в сфере туризма, информационно-туристских центров, специалисты в сфере туризма стран России и ближнего зарубежья, туроператоры, турагенты, отельеры, рестораторы, представители образовательных учреждений.
В рамках форума запланированы конференция «Гарантии качества и конкурентоспособности туристских услуг» совместно с ассоциацией Евродип, B2B-встречи, параллельные тематические секции и круглые столы, посвященные актуальным трендам развития межрегионального туризма и отельного бизнеса. Каждый участник получит уникальную возможность воспользоваться колоссальным опытом представителей UNWTO, посетить интерактивный проект для профессионалов туристического и гостиничного бизнеса, обсудить систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства и многое другое.
Регистрационную форму не позднее 1 октября отправьте представителю организаторов Яне Шалуевой, специалисту отдела по развитию туристского продукта ГБУ СО «Центр развития туризма Свердловской области», по факсу (343) 350-05-25 или адресу shalueva@gotoural.com.
Из города Сталина в город любви
Грузии подвластны познавательный и оздоровительный, активный и винный, гастрономический и горнолыжный виды туризма. Удостовериться в этом журналисты профильных изданий смогли во время ознакомительной поездки, организованной Национальной администрацией туризма Грузии при содействии российского портала «Рекреационные ресурсы».
Город Гори основал Давид IV Строитель, который смог объединить разрозненные грузинские княжества в одно сильное государство. За что и получил свое прозвище. А было это в самом начале прошлого тысячелетия, примерно в XI веке. Однако археологи нашли артефакты, свидетельствующие о том, что люди жили здесь еще за 3 тыс. лет до начала нашей эры. Развалины древней крепости Горис-цихе, если бы могли говорить, конечно, подтвердили бы, что места эти имели в древности серьезное значение. Правда, на возвышающейся чуть ли не в центре города скале сегодня ничего кроме огрызков стен не осталось. Поговаривают, что крепость собираются восстанавливать, но когда это будет…
Сколь ни славна прежняя история Гори, полная битв и борьбы с бесчисленными завоевателями, сегодня он выглядит довольно заурядно. Рассказывать о нем было бы практически нечего, если бы давным-давно, в 1879 году, сумрачным декабрьским днем, в маленьком домишке на неприметной улице не родился мальчик, названный Иосифом.
В Гори есть очень симпатичный историко-этнографический музей и не очень понятный музей войны, но самый известный, самый раскрученный и самый, между прочим, дорогой, если говорить о цене входного билета, – это музей Сталина. Здание весьма помпезного вида с колоннами и башней (сторожевой?) строили еще при жизни вождя всех народов. Задумывался музей как исторический, но как-то «незаметно» тематика экспозиции свелась к одному герою – Иосифу Виссарионовичу Джугашвили-Сталину. Встречает гостей Сам.
Под стеклянными крышками витрин хранятся личные вещи его и подарки ему.
Есть даже бессмертные цитаты.
Сказать, что гуляя по залам и рассматривая бесчисленные фотографии на стенах, возвращаешься в сталинскую эпоху – значит, ничего не сказать. Ты полностью в нее погружаешься, даже тревога какая-то виснет на плечах. Подогревает ощущения рассказ гида (потом разговорились, оказалась милая улыбчивая женщина) – подробная биография, этапы становления революционного сознания, вождь и окружение… Говорят, что готовится или уже есть, но пока не открыта экспозиция, посвященная культу личности. Мы не видели.
В парке у музея накрытый мраморной крышей стоит тот самый домик, в котором снимала комнату и подвал семья Джугашвили и где родился младенец Иосиф.
Бронированный многотонный вагон Сталина тоже здесь. Вождь, как известно, летать не любил – боялся. Как приехал сюда вагон своим ходом после смерти хозяина, так и стоит. Все что в нем есть – все оригинальное, все как было при его жизни. Даже унитаз.
Административная столица Джавахетии – город Ахалцихе, среднестатистический, провинциальный. Его главная и единственная значительная достопримечательность – турецкая крепость Рабат. Защитные укрепления возводились здесь, близ границы с Турцией, еще в IX веке, но остатки сооружений, дошедшие до нас, относятся к веку XVIII-му. Еще в 2010 году крепость, так же как и Горис-цихе, ничего интересного из себя уже не представляла – что-то само разрушилось, что-то разобрали на стройматериалы местные жители. Однако то, что предстало перед нашим взором, когда мы прошли через арку ворот внутрь крепостных стен – это один из последних и один из самых масштабных проектов Михаила Саакашвили. Правда, сделанное никак нельзя назвать реконструкцией или восстановлением. Получился совершенно новый комплекс, о правомочности которого было сломано немало копий внутри страны. И действительно – от истории в Рабате практически ничего не осталось. Но и то, что получилось, оценивая объективно, нельзя назвать полным отстоем. Мне думается, что Ахалцихе обзавелся достойным, вполне симпатичным объектом показа, куда не стыдно привезти группу экскурсантов. И который, кстати, способен принести немало денег в городскую казну, ведь промышленность, процветавшая в городе в советские времена, скорее мертва, чем жива.
На реконструкцию крепости из госбюджета Грузии выделили около $15 млн. Рабочие пришли осенью 2011 года, а ушли в августе 2012-го. На торжественное открытие пригласили Шарля Азнавура. И просто потому, что он хороший певец, и потому, что в Ахалцихе родился его отец, здесь находятся могилы его деда и бабушки.
В Рабате восстановили (в данном случае именно восстановили, а не построили заново) мечеть Ахмедие XVIII века и даже позолотили купол. После взятия Рабата российской армией в 1828 году она сменила имидж и какое-то время существовала как православный храм Успения Богородицы.
Крепость обзавелась новенькой гостиницей. На фото – дом с деревянными ажурными балконами.
Галереи в мавританском стиле, фонтаны, беседки, бассейны, газоны, сувенирные и винные магазины – провести в Рабате можно не один час. С башни цитадели можно любоваться живописностью окружающих пейзажей.
Есть здесь и очень интересный исторический музей с богатой коллекцией.
Экспозиция выстроена в соответствии с последними музейными тенденциями, в минималистском стиле, просто и содержательно одновременно.
Мы провели ночь в Ахалцихе. Гостиница «Ломсиа» (так в древности назывался город) представляет собой современный отель мало в чем уступающий европейским подобного класса – довольно большие стандартные номера со всем необходимым оснащением, ресторан с приятной кухней (утренний шведский стол был обилен и разнообразен), оборудованный конференц-зал, wi-fi на всей территории гостиницы.
В Ахалцихе стоит приехать весной, так как в мае на его улицах шумит и веселится по-настоящему всенародный праздник Тамароба, устраиваемый, как легко догадаться, в честь царицы Тамар.
Гори и Ахалцихе хороши, но мне по сердцу больше пришелся Сигнаги. Русскоязычному человеку невозможно ни написать, ни произнести правильно грузинское название города. Вместо буквы «г» в обоих случаях нужно воспроизвести нечто среднее между «г» и «х», и при этом так исхитриться, чтобы звук шел глубоко из гортани. Невозможно! Как я ни старалась, у меня не получилось.
Сигнаги – это лицо грузинского туризма, как говорят о нем сами грузины. В 2007 году сюда пришли реставраторы и строители, которые приступили к осуществлению задуманного в Тбилиси эксперимента – превратить запущенный городок в Кахетинских горах в симпатичный туристический аттракцион. Выбор пал именно на него потому, что уж больно живописно раскинулся он на горных склонах.
Картинки с домами, прилепившимися к спускающимся в Алазанскую долину террасам, напоминают Италию, не правда ли? Не без грузинских особенностей, конечно.
Сегодня в городе постоянно живут всего около 2 тыс. человек. Практически все они заняты в туристической отрасли. Превращают свои красивые отремонтированные дома в небольшие гостиницы и с удовольствием сдают комнаты художникам и иностранным туристам, которые совершают неспешные прогулки по заманчиво изогнутым улицам. По количеству отелей Сигнаги уступает только Тбилиси и Батуми.
Дорога каждый раз приводит гостей к старой крепостной стене, взявшей в кольцо старую часть города. Стена и 28 башен хорошо сохранились, по части ее проложен пешеходный маршрут.
Даже того короткого времени, которое мы провели в Сигнаги, хватило, чтобы понять главную его ценность – и это все-таки пейзажи. Одни только виды на Алазанскую долину чего стоят!
Еще одна ипостась Сигнаги – город влюбленных. Почему-то именно здесь все вспоминают историю, ставшую знаменитой песней из репертуара Пугачевой, о любви нищего художника Нико Пиросманашвили к французской актрисе Маргарите де Севр. Воспетый случай произошел на самом деле, но в Тбилиси, называвшемся в те годы, накануне октябрьской революции, Тифлисом. Но каким-то непостижимым образом действие перенеслось в Сигнаги. Видимо, произошла интерполяция, первоначальная история изменилась, когда последующая жизнь внесла в нее отсутствующее в оригинале содержание. Может быть, причина в том, что село Мирзаани, где родился будущий автор картины «Маргарита» (фото), находится совсем недалеко от Сигнаги?
А может еще и потому, что о самом Пиросмани мало что известно, даже о годе рождения нет точной информации. Он превратился в миф, легенду, растворился в эпохах и городах. Однако цветы, привезенные к дому актрисы на нескольких арбах, все же были. Только не розы, а сирень и акация.
Местная администрация мудро распорядилась ситуацией – в Сигнаги открыли круглосуточно работающий загс. Теперь сюда с удовольствием приезжают влюбленные пары, чтобы узаконить свои отношения. Нужно только заранее связаться с Домом бракосочетаний и иметь при себе паспорт, можно и загран, свидетелей и 50 лари. В России после нотариального заверения выданного свидетельства брак тоже будет признан.
А ночевали мы в оригинальном отеле «Шато Мере» в окрестностях Телави. В нем всего 15 номеров, все они нестандартные, по-разному обставлены. Есть открытый бассейн, терраса.
Хозяева очень хотели создать непринужденную, домашнюю обстановку. Ресепшн – это просто стол, рядом диван с подушками, рогатая вешалка с небрежно наброшенными пальто. Лобби разделено на несколько зон с самыми разными столами. За каждым из них уютно расположится компания. Самый, думаю, востребованный уголок – у камина. Старую мебель собирали по деревням, а потом бережно реставрировали. При отеле содержат конюшню на несколько лошадей, оборудована своя винодельня, где производят собственное вино под маркой Winiveria. Кухня кахетинская, гостям подают домашний сыр и свежеиспеченный хлеб.
Продолжение следует…
Любовь Булгакова, RATA-news
Фото автора
РОССИЯ
Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»