Власть и бизнес вырабатывают общие позиции по регулированию туристического и авиационного рынка
Кризис на туристическом рынке особенно обострил тему взаимоотношений авиаперевозчиков и турбизнеса. Чтобы впредь исключить ситуации, когда из-за банкротств туроператоров за рубежом оказываются десятки тысяч туристов без обратных авиабилетов, необходимо законодательно отрегулировать вопрос обеспечения пассажиров перевозочными документами в обе стороны. Уже с июля над этим совместно работают представители авиатранспортной и туристической отрасли. И, хотя вопрос очень непростой, позиции обеих сторон во многом совпадают.
Еще в начале августа Российский союз туриндустрии направил в адрес Минкультуры и Ростуризма ряд предложений по регулированию туристического рынка. Отдельным пунктом оговаривался обязательный возврат туриста из страны отдыха в Россию. Предполагалось, что в договорах, заключаемых туроператором с авиаперевозчиком (либо авиаброкером), должны указываться выдаваемые пассажиру перевозочные документы, которые будут безоговорочно подтверждать его право на обратный перелет – независимо от финансовых взаимоотношений участников договора.
6 августа на совещании по ситуации на туристическом рынке, которое проводил вице-премьер Дмитрий Козак, это предложение обсуждалось и было в принципе поддержано.
Советник министра культуры Сергей Корнеев отметил важность совещания у вице-премьера: «Во-первых, профильным ведомствам было поручено проверить наличие задолженностей туроператоров перед авиакомпаниями, для чего оперативно была проведена расширенная встреча представителей перевозчиков и турбизнеса. Кроме того, Минкультуры предложило законодательно закрепить нормы взаимодействия туроператоров и перевозчиков, в частности, необходимость депозита и обязательную выдачу обратного билета в том случае, если он был оплачен в составе турпакета. Разумеется, такая практика – не новость, но закон должен зафиксировать обязательность ее соблюдения».
26 августа РСТ направил министру культуры Владимиру Мединскому письмо, в котором еще раз подчеркивалась необходимость зафиксировать обязательное обеспечение туриста авиабилетом на перелет в оба конца. Если конкретно, то в контрактах туроператора с авиакомпанией или авиаброкером должны указываться перевозочные документы, выдаваемые на руки туристу и безусловно доказывающие его право на перелет, включая обратный рейс, независимо от финансовых взаимоотношений сторон договора. Полный перечень предлагаемых норм во взаимоотношениях авиаперевозчиков и туроператоров можно посмотреть здесь.
Еще раз РСТ напомнил о своей позиции на совещании по проблемам туристического рынка, которое премьер-министр Дмитрий Медведев провел 4 сентября. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил, что в договор авиаперевозки также необходимо ввести существенные условия в виде банковской гарантии или банковского депозита, законодательно закрепив требования и условия регулярной оплаты авиарейсов. Эту позицию поддержал заместитель министра транспорта Валерий Окулов.
По словам Сергея Корнеева, встреча у премьера продемонстрировала совпадение позиций туристических и авиационных властей по вопросу разрешения кризиса на туристическом рынке: «Была проделана большая совместная работа по анализу международного опыта, сложившейся практики договоров между авиакомпанией и туроператором, совмещению авиационного и туристического законодательства и пр. В создании правовых норм принимали участие юристы Минтранса. Отдельное спасибо заместителю министра транспорта Валерию Окулову, заместителю руководителя Росавиации Олегу Климу и специалистам Департамента гражданской авиации Минтранса».
Юрий Барзыкин полагает, что туристические и авиационные власти использовали далеко не все резервы взаимодействия. «Необходимы более тесные рабочие контакты. Дело не только в правильных формулировках договоров и их соблюдении. Крайне остро стоит проблема оперативного мониторинга финансовых отношений туроператоров и перевозчиков. Чтобы не допускать ситуаций, когда авиакомпании неожиданно останавливают туристические полетные программы, я бы настаивал на создании постоянной рабочей группы представителей двух отраслей. Мы и дальше должны взаимодействовать так, чтобы защищать интересы не только турбизнеса, но, прежде всего, потребителя».
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун также выступает за более тесные рабочие контакты с представителями туристического сообщества. «Проблемы нас общие и решать их надо сообща. Только в ходе оперативных рабочих встреч мы сможем понять все механизмы взаимодействия туроператоров и авиакомпаний, увидеть наиболее уязвимые места и принять взаимополезные ответственные решения, которые затем войдут в законопроект», – сказал он RATA-news.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»