№2435
Турбизнесу нужно придумать, как защищать персональные данные
11 декабря в Госдуме состоится второе чтение законопроекта о внесении поправок в закон «О персональных данных». Поправки предусматривают перенос срока приведения систем персональных данных в соответствие с требованиями закона с 1 января 2010 года на 1 января 2011. Кроме того, предлагается исключить для операторов таких систем использование шифровальных средств. Как сообщил RATA-news вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, законопроект, подготовленный Комитетом Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству под руководством Владимира Плигина, поддержан на Совете Думы, и это дает все основания полагать, что поправки успешно пройдут второе чтение. Однако, по мнению многих экспертов, эти послабления отнюдь не решают проблем, которые несет закон турбизнесу. Даже с учетом поправок точное соблюдение требований закона для туроператоров практически невозможно, не говоря уже о цене вопроса.
Современные средства массовых коммуникаций легко позволяют использовать персональные данные граждан для различных махинаций. Поэтому в Европе, где эта проблема возникла гораздо раньше, чем в России, вопросы защиты этих данных давно решены. В 2005 году Россия присоединилась к конвенции Совета Европы о защите прав субъектов персональных данных. В результате в 2006 году появился закон «О защите персональных данных», который должен вступить в действие 1 января 2010 года. Следом вышли постановления правительства и инструкции ФСТЭК (Федеральной службы по техническому и экспертному контролю, задача которой – противодействие техническим разведкам). Уполномоченным органом по защите субъектов персональных данных стало Министерство связи и массовых коммуникаций, в структуре которого организована служба по контролю за соблюдением их прав – Роскомнадзор.
В соответствии с требованиями законодательства операторы персональных данных (а ими являются все физические и юридические лица, которые обрабатывают такие данные) должны защищать получаемую информацию. Исключение – обработка данных в семейных целях. В качестве основы для своей инструкции ФСТЭК использовал общие правила и нормы защиты секретной информации, значительно их упростив. Однако многие моменты, например, связанные с трансграничной передачей данных, в законе не проработаны.
Все системы персональных данных разделены на четыре класса, у каждого – свои меры защиты. Системы, содержащие сведения о здоровье, фактах личной жизни, национальности, политических убеждениях, относятся к первому классу и при передаче данных должны шифроваться с помощью криптографа, который обязательно ставится на учет в ФСБ. Все остальные системы, которые, помимо возможности идентифицировать субъекта, предоставляют любую дополнительную информацию о нем - место жительства, телефоны и т.д. - в зависимости от численности относятся к разным классам. Если такая система содержит данные о более чем 100 тыс. субъектах, она также относится к первому классу. От 1000 до 100 тыс. – ко второму классу. Операторам подобных систем необходимо приобретать и использовать средства технической защиты. Системы третьего класса, включающие данные на меньше 1000 человек, требуют самых простых мер защиты. Но если система является распределенной, то есть данные распределены по нескольким компьютерам либо используются в нескольких офисах, эту информацию также нужно будет защищать.
Системы, которые содержат общеизвестную или обезличенную информацию, относятся к четвертому классу и в защите не нуждаются. Закон также предусматривает уничтожение данных после того, как необходимость в их обработке отпала. Таким образом, например, операторы могут предохранить систему от накопления данных о более чем 100 тыс. клиентов одновременно.
Как рассказал RATA-news заместитель генерального директора компании Mediann Solutions Александр Жданов, в соответствии с требованиями ФСТЭК установка системы защиты предусматривает предпроектное обследование, проектирование и внедрение системы, приемо-сдаточные испытания и аттестацию. Теоретически туроператоры могут сами пойти во ФСТЭК и получить лицензию, но для этого нужно послать сотрудников на обучение, а позже держать в штате людей, обслуживающих средства техзащиты. Проще обращаться к компаниям, уже получившим лицензию. В случае неисполнения требований закона может быть применено блокирование системы персональных данных с недостаточной защитой. Это означает, что работа оператора системы будет остановлена.
Говоря о стоимости защиты, г-н Жданов подчеркнул, что она зависит от индивидуальных особенностей информационной системы конкретного оператора. «Если оператор подходит к делу с пониманием, согласен на то, чтобы реорганизовать бизнес-процессы, сделать так, чтобы система содержала только необходимую для работы информацию, была локализована, не имела доступа в интернет, то защитить ее будет проще и дешевле, – рассказал Александр Жданов. - Если система расползлась по филиалам, имеет распределенный доступ, подразумевает передачу информации по интернету, то защита ее обойдется на порядки дороже. Для систем первого класса защита будет стоить 10-20 млн. рублей. Для систем второго класса затраты могут составить 2-5 млн. рублей. Для третьего класса, к которому, видимо, могут быть отнесены информационные системы большинства российских туроператоров, затраты на закупку техсредств вряд ли превысят сотни тысяч рублей. При этом многие работы по защите таких систем вполне могут быть выполнены самими операторами. И агентствами, кстати, тоже».
«То, что уберут такое одиозное требование, как криптографирование – это хорошо, но остальные никуда не денутся, - прокомментировал поправки в закон руководитель юридического агентства «Персона Грата» и глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. - Закон написан терминологически некорректно, его надо переделывать целиком, так как сейчас под понятие оператора персональных данных подпадает даже владелец телефона с встроенной записной книжкой». Тем не менее, по мнению г-на Мохова, вряд ли удастся серьезно изменить закон, так как в его существовании в нынешнем виде заинтересованы силовые структуры. К оператору, у которого стоит не сертифицированная ФСТЭК, но весьма популярная в турбизнесе программа, может прийти сотрудник ФСБ с удостоверением и остановить обработку данных физических лиц.
В Европе у каждой отрасли есть свои стандарты безопасности персональных данных. У нас для всех отраслей предлагается одна методика. Поэтому, по мнению Георгия Мохова, начинать надо с разработки специального стандарта обеспечения информационной безопасности персональных данных для предприятий туротрасли, который должен быть утвержден во ФСТЭК: «В первую очередь, для нас представляет опасность то, что турфирмы будут проверяться по общим требованиям. Ни одна даже самая крупная турфирма не сможет им соответствовать. Поэтому нужно разрабатывать нормы отраслевого характера и согласовывать с проверяющими организациями». Это позволит сократить расходы каждого отдельного оператора на приведение бизнеса в соответствие с законом и избавит от неприятностей при проведении контрольных мероприятий. Георгий Мохов призвал профессиональные объединения, в частности, РСТ консолидировать усилия компаний для минимизации затрат на решение однородных проблем.
Президент РСТ Сергей Шпилько рассказал RATA-news, что вчера состоялось совещание в ОПОРе России, на котором речь шла о том, что сейчас делать и как в принципе решать проблему защиты индивидуальных данных в посильной для бизнеса форме. «В случае сохранения закона в нынешнем виде, независимо от сроков его вступления в силу, предъявляемые требования в полном объеме может выдержать только очень крупный бизнес, – считает г-н Шпилько. - Кстати, не готовы к ним и предприятия бюджетной сферы - от поликлиник до паспортных столов. На совещании выступали представители предпринимательских объединений различных отраслей - страхования, здравоохранения, информационных технологий, туриндустрии - и практически каждый заявлял, что их отрасль выполнить закон в существующем виде не может, прежде всего, технически, не говоря уже о финансах. Конечно, хорошо, если 11 декабря будут приняты поправки, подготовленные Комитетом по конституционному законодательству. Вселяет надежду и пояснительная записка к законопроекту, где говорится о необходимости более серьезной доработки закона и точно расставлены соответствующие акценты».
По словам президента РСТ, главное, чтобы на этот раз бизнес-сообщество не проморгало угрозу такого масштаба и работало над дальнейшими поправками к закону, не откладывая вопрос в долгий ящик. «Турбизнес – технологичная отрасль, - подчеркнул г-н Шпилько. - Если IT-компании, работающие с нашей отраслью, не будут вносить свои предложения по доработке закона применительно к сфере туризма и гостеприимства, то нечего потом будет сетовать, что через год, а то и раньше, мы вернемся к нынешнему состоянию проблемы. Так что ждем предложений от всех заинтересованных сторон. Кстати, первые подобные предложения от гостиничных сетей уже начали поступать». (Юлия Батырь, RATA-news)
Пропускная способность на российско-монгольской границе увеличится в 20 раз
Разработана проектная документация на строительство автомобильного пункта пропуска Монды – Ханх. Об этом проинформировали монгольскую сторону представители Росграницы в ходе рабочей встречи по вопросам функционирования и обустройства пунктов пропуска на российско-монгольской государственной границе.
Пропускная способность пункта пропуска Монды составит 200 транспортных средств в сутки (140 грузовых, 50 легковых и 10 автобусов). В настоящее время фактическая пропускная способность ДАПП Монды – 10 транспортных средств и 60-70 физических лиц в сутки.
Монгольская сторона также проработает вопрос увеличения пропускной способности пункта пропуска Ханх. В целях согласования планируемой пропускной способности данных пунктов пропуска, монгольская сторона дополнительно сообщит о пропускной способности с разделением по категориям перемещаемых транспортных средств.
Учитывая взаимную заинтересованность, было принято решение изменить классификацию пункта пропуска Монды – Ханх с двустороннего на международный. После проведения внутригосударственных процедур стороны осуществят обмен нотами. Кроме того, стороны согласились с необходимостью заключения межведомственного соглашения между Росграницей и компетентными органами государственной власти Монголии о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска через российско-монгольскую государственную границу в целях налаживания обмена информацией по вопросам развития сопредельных пунктов пропуска, синхронизации их развития и обустройства.
В ходе встречи экспертов российская сторона передала проект соответствующего соглашения. Монгольская сторона рассмотрит его, и свои предложения направит в Россию по дипломатическим каналам.
Встреча российской и монгольской делегации по вопросам обустройства пунктов пропуска на российско-монгольской государственной границе проходила с 30 ноября по 1 декабря в Улан-Баторе. С российской стороны делегацию возглавила начальник Управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Елена Китова. Монгольскую делегацию возглавил начальник отдела по вопросам пограничных пунктов пропуска Договорно-правового департамента Министерства иностранных дел и торговли Монголии Дашдорж Ганболд.
Напомним, распоряжением Территориального управления Росимущества по Республике Бурятия от 24.11.2009 № 139-р государственное имущество автомобильного пункта пропуска Монды, ранее находящееся на балансе Федеральной таможенной службы России, переданы Федеральному агентству по обустройству государственной границы (Росграница) на праве оперативного управления. Непосредственно имуществом пунктов пропуска будет управлять ФГУ Росгранстрой – Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Бразилия: после отмены виз понадобится прямой авиарейс
Правительства Бразилии и России ведут переговоры об организации прямого авиарейса между столицами двух стран. «Это будет актуально после двухсторонней отмены виз в следующем году», – сообщил RATA-news посол Бразилии в РФ Карлос Антонио Да Роша Параньос (фото).
Г-н рассказал, что такой рейс существовал в советские времена и субсидировался правительствами. Сейчас прямой перелет необходим для развития коммерческих связей и увеличения турпотока. «Это хорошая возможность перетянуть с Карибских островов в Бразилию часть российского турпотока», – считает г-н посол. Предполагалось, что проектом займется авиакомпания «Трансаэро», но с наступлением кризиса эти планы были отложены.
В 2008 году Бразилию посетили 13,8 тыс. россиян. «Из них не более 5 тысяч – это туристы, остальные – бизнес-тревел», – считает Андрей Крапивной (фото), директор компании Tour Express – туроператора по Латинской Америке.
На презентации второй части путеводителя по Латинской Америке и туристического проекта «Бразилия – целый мир в одной стране», прошедшей в резиденции посла Бразилии, г-н Крапивной сообщил, что по числу прибытий в Бразилию Россия занимает 38 место в мировом рейтинге и находится на 17 месте среди европейских рынков. Десятку основных рынков в 2008 году составили Аргентина (более 1 млн. человек), США (625 тыс.), Италия (265 тыс.), Германия (254 тыс.), Чили (240 тыс.), Португалия (222 тыс.), Парагвай (218 тыс.), Франция (214 тыс.), Испания (203 тыс.), Уругвай (199 тыс.).
Бразилия – это пятая по величине страна в мире, самая большая страна Латинской Америки, обладающая 8,5 тыс. км береговой линии и 10 объектами, включенными во всемирный перечень ЮНЕСКО. В стране велики возможности для экотуризма – более 8,5 млн. кв. км национальных парков, биосферных заповедников и находящихся под охраной природных территорий. Здесь есть пять различных типов биосистем – атлантические леса, серрадо, каатинга (бразильская саванна), заболоченные земли, пампа и леса Амазонки. При этом страна занимает 5-е место в мире по производству самолетов и восьмое по производству автомобилей. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям 86% туристов, посетивших Бразилию, хотели бы вернуться, 94% рекомендуют Бразилию своим друзьям.
Добраться до городов Бразилии из России и Европы можно самолетами Alitalia (9 рейсов в неделю), TAP Portugal (69 рейсов), British Airwaves (10 рейсов), Iberia (21 рейс), Air France (26 рейсов), KLM (7 рейсов), Lufthansa (21 рейс), Swiss (7 рейсов), TAM Airlines (56 рейсов в неделю). Г-н посол порекомендовал до открытия прямого маршрута пользоваться рейсами ТАР Portugal, прилетающими в 8 городов Бразилии.
Андрей Крапивной рассказал, что первая группа туристов Tour Express отправилась в Бразилию в 1996 году. В 2008-м от Tour Express в эту южноамериканскую страну поехали 482 россиянина. «Это самое большое количество в России, – сказал г-н Крапивной. – Поэтому в нашей стране мы стали первой туристической организацией, которая получила помощь в организации презентации от Embratur (государственное агентство по продвижению туризма Бразилии на мировом рынке)».
На презентации присутствовали послы Узбекистана, Белоруссии, Перу, Уругвая, Парагвая, Колумбии и министр посольства Аргентины.
Г-н Да Роша Параньос сообщил, что в будущем году Embratur планирует рекламные акции в России и продолжит участвовать в выставке «Отдых». (Ольга Чижкова, RATA-news)
«Прибайкальский» - самый посещаемый из российских национальных парков
Шесть из 24-х национальных парков России названы в числе самых посещаемых на всероссийском семинаре-совещании в Смоленске. Среди них и Прибайкальский национальный парк. На совещании обсуждались актуальные вопросы развития экологического туризма в национальных парках России. Участники отметили национальные парки «Паанаярви» Республики Карелия, «Куршская коса» Калининградской области, «Приэльбрусье» Республики Кабардино-Балкария, «Лосиный остров» Московской области, «Забайкальский» Республики Бурятия и «Прибайкальский» Иркутской области.
По данным Минприроды РФ, на которые ссылается «Телеинформ», за прошедший год около 10 тыс. иностранных граждан посетили 24 российских национальных парка. Общее количество посетителей возросло в 2008 году по сравнению с предыдущим годом в 2,3 раза и составило 5730 тыс. человек. Увеличились и доходы парков от экологического туризма на 61% – до 232 млн. рублей. Однако 75% национальных парков России свой туристский потенциал используют неэффективно, считают в министерстве.
Архангелогородцы предпочитают Египет и Скандинавию
Архангелогородцы активно скупают новогодние туры в Египет, Прибалтику и страны Скандинавии. По словам менеджеров турфирмы «Трэвел-Клуб», количество предпочитающих отдыхать за границей в первые дни января по сравнению с прошлым годом не уменьшилось. Большинство проданных туров на январские праздники здесь – в Финляндию и Швецию, а также в прибалтийские страны. Вместе с тем, как отметили сотрудники фирмы, кризис не добавляет спроса на местные турбазы. Путевки туда покупают, но ажиотажа вокруг них нет. «Объясняется это, прежде всего, стоимостью отдыха. Несколько дней на турбазе «Голубино» равно по стоимости поездке в Ригу и Таллинн, поэтому многие предпочитают второй вариант», – пояснили в «Трэвел-Клубе».
В «Клубе Путешествий» агентству Regnum сообщили, что все большую популярность в качестве места проведения новогодних каникул среди архангелогородцев приобретает Таиланд. Однако в большинстве своем архангелогородцы покупают туры в Египет. «Это обусловлено, в том числе, и увеличением количества прямых авиарейсов из Архангельска в Египет», – уточнили в турфирме.
Стоит отметить, что пока у архангелогородцев, не успевших подумать о новогодних каникулах, еще есть шанс организовать поездку за границу, причем не только в безвизовые Египет и Таиланд, но в другие страны, а также на местные турбазы. По словам менеджеров «Турагентства Марии Колесниковой», еще есть свободные места на турбазах в Онеге, Емецке, Приморском и Пинежском районах области.
Во всех туркомпаниях отметили, что кризис пока не вынуждает жителей Архангельска отказываться от путешествий, однако они несколько сменили приоритеты – в этом году в отличие от предыдущего на порядок меньше стало покупателей туров в далекие страны, например, на Кубу или в Доминикану.
Туризм Великобритании показывает положительную динамику
Согласно предварительным данным, полученным в результате социологического опроса International Passenger Survey, туристическая индустрия Великобритании начала демонстрировать положительную динамику. Британское национальное управление по туризму VisitBritain полагает, что наметившаяся в летние месяцы тенденция роста числа иностранных туристов, прибывающих в Великобританию, сохранится до конца года.
Исследование показало, что в период с января по сентябрь 2009 года Великобританию посетили 23 млн. человек, потративших в общей сложности 12,5 млрд. фунтов. И хотя по сравнению с аналогичным периодом 2008 года суммарное число туристов сократилось на 8%, получаемая прибыль осталась на прежнем уровне, благодаря существенному увеличению расходов в течение одной поездки.
В популярные отпускные месяцы (с июля по сентябрь) число иностранных гостей, приезжающих в Британию, чтобы отдохнуть, выросло на 3% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Таким образом, за первые девять месяцев 2009 года Великобритания приняла более 9 млн. отдыхающих, что на 262 тыс. человек больше, чем за весь 2008 год.
Несмотря на продолжающийся спад в секторе делового туризма, отражающий общие тенденции снижения экономической активности в мире, ожидается, что по итогам текущего года число иностранных туристов в Великобритании будет лишь на 5% меньше, чем в 2008 году, а количество потраченных ими средств возрастет на 1% по сравнению с показателями предыдущего года. В 2010 году VisitBritain прогнозирует увеличение количества въезжающих в страну туристов на 1% и дальнейший рост уровня затрат на 4%.
Что касается российской статистики, то, согласно данным Ростуризма, турпоток из России в Великобританию по итогам 9 месяцев вырос на 6%.
«В динамике въездного туризма в Великобританию действительно наметились положительные тенденции, – отмечает менеджер по маркетингу VisitBritain Татьяна Хорешок. – Этот год для всех был непростым, однако, для россиян Британия по-прежнему остается одним из самых привлекательных туристических направлений. Со своей стороны мы планируем запуск нескольких маркетинговых кампаний, которые позволят по-новому взглянуть на любимую многими Британию, а также помогут привлечь больше туристов в страну».
Таиланд приглашает на выставку TTM-2010
Московский офис Туристического управления Таиланда приглашает агентства и операторов для участия в крупнейшем ежегодном туристическом форуме TTM-2010, который пройдет с 2 по 4 июня 2010 года в выставочном комплексе IMPACT Muangtong Thani в Бангкоке. Заявления принимаются до 20 декабря 2009 года.
Зарубежные агентства и операторы делятся на две группы – принимаемые (hosted buyers) и международные (international buyers). Первые получают оплаченные билеты в оба конца, 4 ночи проживания в отеле, трансфер и пост тур (сбор $200). Вторые все то же самое, кроме авиабилетов (сбор $100). Операторы должны быть активными и перспективными участниками туристского рынка. Также будут отобраны компании, которые раньше никогда не продавали туры в Таиланд.
Программа выставки: 2 июня – регистрация участников и торжественное открытие, 3-4 июня – встречи и вечер, организованный в честь участников выставки, 5 июня – пост-туры по Таиланду.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»