Апсны – страна души
Дата: 07.07.2010
Автор: ЧИЖКОВА Ольга
Регион:
Абхазия
«Апсны» значит на абхазском языке «душа», «родник». Свою страну абхазы называют Апсны – Страна души, и рассказывают притчу о том, что Бог отдал абхазам земли, на которых хотел жить сам. Он разделил земли между народами, а после этого к нему пришел абхаз. «Почему ты опоздал? – спросил Бог. – Земли больше не осталось!» «У меня были гости, – ответил абхаз. – Я готовил угощение и не мог их оставить». За гостеприимство Бог наградил абхазов лучшим уголком земли (фото). Гостеприимство и по сей день – отличительная черта всех, кто живет в этих краях. Ведь живут здесь не только абхазы, но и другие национальности. Даже школы здесь – русские, армянские и абхазские. А до войны были еще эстонские, грузинские, греческие.
Корреспондент RATA-news испытала на себе кавказское гостеприимство, побывав в Абхазии по приглашению туристической компании «Роза ветров».
В Абхазии, нас – россиян, любят. Причем не только, как потенциальных клиентов-туристов, приезжающих в страну тратить деньги. Россиян здесь любят искренне и благодарно, как граждан страны, подарившей Абхазии независимость. И не только независимость, но и безопасность. Ведь многие годы после войны 1992-1993 годов и до признания Россией независимости Абхазии в 2008 году сюда приезжали отдыхать только самые смелые туристы, и самые экономные, потому что отдых в этом благодатном краю стоил очень дешево. Но риск был серьезный. Например, в 2004 году грузинские пограничники обстреляли катер с туристами, направлявшимися в Гагру из Сочи. Да и мир с Грузией был непрочным. Страх, что события начала 90-х повторятся, оставался у местных жителей долго. Сейчас о войне напоминают многочисленные обелиски вдоль шоссе, кладбища, где на надгробиях сплошь молодые лица, да мемориальные доски – в каждом селе. Около 50-ти фотографий висит на памятной доске «Воинам Пицундского батальона, погибшим в войне 1992-93 годов» в пансионате «Литфонд», где мы остановились.
Теперь российские войска охраняют Абхазию на суше, на море и с воздуха (фото). «Безопасность гарантирована, – говорит заместитель председателя Комитета по курортам и туризму Республики Абхазия Вячеслав Барциц. – Мы сейчас защищены больше, чем республики Кавказа в Российской Федерации».
Напоминанием о войне служат печальные силуэты разрушенных и обветшалых жилых домов, общественных строений и железнодорожных станций (фото). Нынешний ландшафт Абхазии – это контраст ветхости и запустения с новыми постройками, выделяющимися свежей краской на фоне буйной зелени природы.
Целью нашей поездки были Пицунда и Гагра – курорты, куда чаще всего едут российские туристы. Нынешняя Гагра – это сочетание новых частных домов и мини-гостиниц с руинами общественных построек, чистейшего моря и шикарных пляжей с парковыми зонами, нуждающимися в восстановлении (фото).
Визитная карточка города – колоннада и парк, где снимались кадры известного советского фильма «Зимний вечер в Гаграх», отремонтирована (фото). Но напротив возвышаются поросшие кустарником стены Зимнего театра с пустыми глазницами окон (фото). Он был построен в начале XX века и когда-то удивлял своей красотой и изяществом, а теперь вызывает грусть (фото).
Разрушенное здание городского железнодорожного вокзала уже давно не работает (фото). Хотя поезд здесь все-таки ходит – один единственный, Москва-Сухуми, раз в несколько дней. А неделю назад запустили электричку Сочи-Гагра.
Здание вокзала и площадь около него – это своеобразный заповедник СССР, где еще висят старые вывески (фото), стоят деревянные скамейки с узорчатыми чугунными ножками, сохранившиеся с той эпохи, висит 15-копеечный таксофон (фото), а часы навек застыли на времени развала Союза (фото).
В Гагре пока сохранились внушительные постройки сталинской курортной архитектуры, уже почти не доступные в городах на территории России.
Гагра и Пицунда: с советских времен до наших дней
Гагра – это самый теплый город Абхазии. Высокий Гагрский хребет защищает берег от северного ветра. Среднегодовая температура здесь 16,5°. Недаром хозяева мини-гостиницы «Аигба» (фото) зовут приехать к ним осенью или на Новый год – на высокий сезон (июль-сентябрь) уже все номера забронированы. Гостиница существует с 2008 года. В сезон стоимость двухместного номера в ней с трехразовым питанием составляет 3400 руб. в сутки.
Мини-отели строятся в Абхазии повсеместно, только стоимость размещения в них растет. Туристам уже не стоит рассчитывать на цены «военного периода», хотя они по-прежнему заметно ниже цен на аналогичное размещение в соседнем Сочи. «Сочи и Краснодарский край – наш первый конкурент», – говорит исполнительный директор пансионата «Литфонд» Анатолий Авидзба. Недаром, по словам местных, сочинские таксисты пугают туристов, желающих поехать из Адлера в Абхазию, разговорами о том, что в Абхазии опасно. Да и в плохой работе таможни на российско-абхазской границе абхазские турбизнесмены видят происки конкурентов. В пик сезона в очереди здесь можно простоять 5-6 часов, причем, только с российской стороны. На абхазской стороне все проходит гладко. Путешественникам, пересекающим границу на автомобилях, приходится выгружать все вещи из багажников и примерно километр тащить их на себе через пешеходную зону, пока автомобиль с водителем проходят контроль. Зато после пересечения их ждет прекрасное новое шоссе (фото), по которому путь до Сухума займет чуть больше часа.
В Гагре восстановлены и продолжают работать турбазы и пансионаты, построенные еще в советские времена. Например, «Летний пансионат Солнечный» 1963 года. Арендаторы сделали ремонт в старых домиках-бочках (фото) и выстроили новые коттеджи рядом с морем. Но ностальгические «бочки» в сосновом лесу более популярны. Ведь сюда со своими детьми порой приезжают те, кто отдыхал здесь в детстве, когда «Солнечный» был летней базой отдыха детей работников аппарата ЦК. С тех самых пор уже 35 лет здесь неизменно работает директор Римма Ардзинба. В 1992 году, после начала военных действий она, посадив собственных детей на московский поезд, осталась, чтобы эвакуировать отдыхающих из Абхазии. За это г-жа Ардзинба получила государственную награду. После войны пансионат открылся сразу – в 1994 году. Сейчас стоимость размещения в пансионате с трехразовым питанием в сезон составляет 920 рублей.
Другое популярное курортное место в Абхазии – Пицунда, во время войны 1992-93 годов не пострадало, так как военные действия проходили в стороне отсюда. Пансионаты «Самшитовая Роща» (фото) и «Литфонд» лишь немного обветшали в те годы, когда в них не было отдыхающих. Сейчас пансионаты – государственная собственность. Но арендаторы заботливо сделали ремонт, обновили номера. Теперь – это снова самые востребованные средства размещения в Абхазии.
Тем, кто предпочитает vip-отдых, компания «Роза ветров», предлагает остановиться в гостиничном комплексе «Дельфин» (фото) со стоимостью размещения 6 тыс. руб. в сутки (все включено). Клубный отель открылся в прошлом году, но за это время здесь уже успели побывать самые известные чиновники – Шойгу, Нургалиев, Грызлов, Греф, Ткачев.
Впрочем, и любители экономии найдут в Абхазии размещение по душе. Квартиры и комнаты в разгар сезона сдаются здесь повсеместно. Снять койку можно за 150-200 рублей в сутки. Причем, чем дальше на восток от границы с Россией, тем дешевле.
Любителей вкусно поесть цены тоже обрадуют. Особенно в национальных заведениях под названием «апацха» (фото). Апацха – это примерно то, что у других народов именуется «изба», «колыба», «хижина» и т.д. Отпробовать хачапури, кучмач, апырчпан, абысту, бамбук и жареный сыр здесь можно за 300-400 рублей на персону за сытный обед. При желании тут можно самому поучаствовать в приготовлении пищи на очаге (фото).
Гостеприимную атмосферу в Абхазии дополняет еще и то, что у россиян с абхазами не только общий язык, но и деньги.
Православные святыни Абхазии
История Нового Афона уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Но сегодняшнее свое название местность получила благодаря монастырю, возникшему здесь в конце XIX века. В древности эта богатая пышными лесами местность звалась Анакопия. Сейчас название «Анакопия» носит Новоафонский историко-культурный заповедник, расположившийся в живописном ущелье реки Псырдзха близ поселка Новый Афон (фото).
На протяжении тысячелетий в Анакопийском ущелье жили люди, притягиваемые чистой питьевой водой, богатой природой и доступным кровом – пещерами. В одной из таких пещер в I веке после Рождества Христова поселился святой отшельник Симон Кананит – один из 12 апостолов Христа. Изгнанный из Римской империи, он прибыл сюда вместе с Андреем Первозванным. Симон Кананит остался здесь для проповеди христианства, а Андрей Первозванный через некоторое время ушел в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску). Апостол жил в небольшом гроте, в который спускался по веревке. Он прожил два года в своей уединенной келье и был убит недалеко от нее, ниже по течению реки Псырдзха. Сейчас келья стала объектом паломничества христиан (фото). Еще в XIX веке к ней проложили удобную дорожку вдоль реки и соорудили лестницу (фото), чтобы паломникам не требовалось с веревкой в руках повторять опасный путь отшельника.
На месте казни Симона стоит мемориальный крест (фото). Камни вокруг него время от времени покрываются красными пятнами. Это – кровь апостола, говорят местные. Есть еще поверье, что тот, кто рискнет искупаться в холодных водах реки у этого святого места, может избавиться от грехов.
Это поверье не стал опровергать монах Новоафонской обители, встретившийся нам по дороге. Отец Савватий (фото) оказался на удивление общительным и веселым, многое рассказал нам об истории и современной жизни монастыря.
Монастырь возник в 1874 году, когда царское правительство Российской империи, завершив покорение Кавказа, выделило территорию Анакопии монахам русского православного Пантелеймоновского монастыря из Старого Афона (Греция). Триста монахов и иноков приступили к строительству Нагорного монастыря, а местечко вокруг него, так понравившееся им, назвали Новым Афоном.
Сейчас в знаменитом Пантелеймоновском монастыре в Новом Афоне (фото) обитают 10 монахов. Здесь идут реставрационные и восстановительные работы, а в главном храме регулярно проходят службы. В храме Пантелеймона (фото) хранится святыня – мироточащий образ святого Пантелеймона-целителя.
В советские времена в храме был музей, а на территории монастыря, в братском корпусе, расположился дом отдыха. Однажды здесь случилась странная история. Массовик-затейник решил устроить в храме дискотеку, но прямо на «танцполе» его, доселе абсолютно здорового человека, разбил инсульт.
Отец Савватий рассказал, что жил в нескольких монастырях до того, как осесть в Новоафонской обители. «В каждом монастыре – свой устав, – пояснил монах. – Здешний устав мне ближе всего. Вы заметили, что в других монастырях монахи почти никогда не улыбаются? А здесь, в Новом Афоне, можно улыбаться, смеяться, радоваться жизни – это считается нормальным, правильным. Ведь главная заповедь Христа – возлюби ближнего своего. А разве можно любить без улыбки на устах? Как узнает ближний о нашей любви, если лицо будет мрачным и угрюмым?». Так с улыбкой на лице отец Савватий и рассказывал вновь подошедшим прихожанам об иконах и росписях храма, ближайших православных праздниках (фото). А мы отправились дальше – к месту захоронения Симона Кананита.
В X веке над могилой святого построили храм (фото), названный в его честь. Храм сохранился и действует до сих пор. Он славен тем, что за все века не закрывался даже в самые тяжелые годы, а службы в нем проходили регулярно.
Известно, что православие утвердилось в Абхазии в V-VI веках и стало государственной религией, но через тысячу лет сменилось мусульманством. Но в этот период здесь не относились к христианству враждебно, а древние храмы почитались по-прежнему.
Один из старейших храмов Абхазии находится в историческом селе Лыхны, где когда-то жили князья Абхазии и до сих пор сохранились развалины их усадьбы. Лыхненский храм Успения Богородицы (фото) сооружен в VIII-X веке в эпоху наивысшего подъема Абхазского царства, которое тогда было оплотом распространения Христианства на Северном и Западном Кавказе. Абхазские зодчие принимали активное участие в строительстве храмов средневековой Алании (Осетии) и Киевской Руси. Лыхненский храм относится к наиболее характерным памятникам абхазской архитектуры.
Но дело не только в архитектуре. Ведь регулярные службы в этом храме тоже никогда не останавливались. И это 12 веков подряд! Местные служители церкви утверждают, что внутри храма «намолена» необыкновенная энергетика (фото). Порой, когда идет служба и поет хор, с молящимися чужестранцами случаются странные вещи, приходят необычные ощущения.
В ущелье реки Псырдзха можно увидеть еще одну святыню – наскальный след Симона Кананита (фото). Легенда гласит, что его он оставил на камне в доказательство, когда местные жители не поверили ему, что он – один из апостолов Христа. Через несколько веков по следам Симона Кананита в Абхазию пришел святой Пантелеймон Целитель. Его именем назван один из гротов Анакопийского ущелья.
Самые почитаемые святые в Абхазии – это Пантелеймон Целитель, Симон Кананит и Андрей Первозванный. В Абхазии сейчас 18 действующих храмов, и нет ни одной мечети. Новоафонский монастырь считается самым крупным культовым сооружением Кавказа. На территории Абхазской республики сохранился языческий пантеон и семь языческих святилищ.
Ещё о Абхазия
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»