Выставка достижений Китая
Дата: 15.08.2010
Автор: АРЕФЬЕВА Элеонора
Страна:
Китай
Гостей Шанхая встречает в аэропорту Пудон монорельсовый красавчик-спринтер. Несется поезд скоростью 431 км/ч – самой высокой для этого вида транспорта, семь минут – и вы (о, чудо!) уже в центре города. Чудеса, впрочем, еще только начинаются.
Слегка перефразированный олимпийский девиз: «Быстрее, выше, лучше» подошел бы под слоган сегодняшнего Шанхая. «Это здание мы любя называем «Кукурузой», а по-настоящему – Цзиньмао, а соседнее – «Открывашкой», это – Шанхайский глобальный финансовый центр», – рассказывает экскурсовод. «Открывашка» еще недавно считалась самым высоким небоскребом мира, а потом, правда, арабы обогнали. Ну, ничего, скоро здесь построят небоскребы еще выше. А самая высокая смотровая площадка в мире все-таки здесь, в здании финансового центра – 474 метра. Вообще по части смотровых площадок шанхайцы мастера: они есть и в Цзиньмао, и в местной телебашне «Жемчужина Востока». Смотровые площадки собирают море народа – только через одну «Жемчужину Востока» в день проходят 300 тыс. человек, и понять интерес можно: с высоты открываются фантастические виды на бурно растущий город (фото).
Город не узнают те, кто был здесь еще три года назад (фото): новые кварталы сметают трущобы с сумасшедшей скоростью, вообще свойственной Шанхаю. Поразительно, но бурное строительство не превратило город в одну большую стройплощадку.
Шанхай зелен, красив и дотошно чист. Вязь многоэтажных автомобильных развязок избавила 20-миллионный город от пробок. Впрочем, говорит экскурсовод, не только она: здесь очень дорого стоит регистрация автомобилей – до $5 тысяч доходит цена на номер для машины – под силу только богатым шанхайцам. Остается метро. Оно тоже молодое, не менее популярное, чем в Москве, но куда более удобное и безопасное. Во-первых, на входе служба безопасности с присущей шанхайцам расторопностью, «просвечивает» вещи всех пассажиров, как в аэропорту. Стеклянные перегородки защищают от падений на путь. Но главное впечатление – покупка билета. В автомате нужно выбрать язык общения и станцию – и опустить четыре юаня. Получаешь и схему маршрута, и билет – сразу и быстро, и не надо ждать пока полусонная кассирша наконец выдаст карточку (уж простите, и так долго воздерживалась от сравнений). Такой уж бешеный ритм диктует этот город – некогда, некогда ждать!
Возможно, эдакий соревновательный тон в застройке, да и вообще в жизни Шанхая задали еще англичане. Когда набережная Хуанпу стала частью территории английской концессии в 1845 году, здесь стали быстро открываться представительства иностранных банков и компаний. Десятки разностилевых зданий украсили своего рода Уолл-стрит Востока – теперь это место называют «набережной тысячи городов» (фото).
Тогда Шанхай одним рывком превратился из неприметного приморского городка в крупнейший финансовый центр Дальнего Востока. Рывок отозвался в XXI веке – теперь это город высоких технологий во всем. Исторические кварталы сжимаются до минимума, но лицо старого города все же проглядывает сквозь частоколы небоскребов (фото).
Попадаешь в Сад Радости или Юйюань – и это уже совсем другой Шанхай. Мосты, беседки и павильоны 400-летней давности (фото), шедевры мебельного искусства, сохранившиеся здесь на протяжении веков (фото) – на фоне прудов, лотосов и причудливых камней создают умиротворенную обстановку.
Впрочем, таков уж этот город, что и здесь есть, кому ее нарушить: вездесущие туристы, что ходят огромными толпами, напоминают, что мы в Шанхае. Больше всего китайцев: они обожают путешествовать не только по миру, но и по собственной стране. И их любознательность, вездесущесть не может не вызывать уважения.
Но это мы еще не видели Экспо! На выставку, кажется, приехал весь Китай. Невозможно себе представить, чтобы какой-либо форум в России собрал столько людей – 400 тысяч посетителей ежедневно проходят в одном только павильоне Китая. И только фантастически слаженная работа организаторов и волонтеров позволяет избежать давки. Хотя очереди тут есть (фото).
Китайский павильон впечатляет. Тематически он построен по принципу: было – стало. Да и как не пойти по этому пути, когда выставка достижений здесь на каждом шагу, а не только на собственно выставке. За двадцать лет пройдена дистанция огромного размера. Взять хоть быт: убогие интерьеры 1978 года, которые смотрелись бы удручающе даже на фоне незатейливых обстановок советских квартир того времени. Представитель туристического офиса Китая Лю Цзяньмин, сопровождавший нас в поездке, подтверждает, все точно так и было, я еще помню. Теперь иначе: среднее китайское жилище обставлено по высшим современным стандартам. Торжество высоких технологий – на выставке. Вот живые картинки из истории китайской деревни, вот – поезд, который несется в будущее, демонстрируя пассажирам архитектурные формы завтрашнего дня. На что еще отважится, чтобы такое придумать: фантастическое, необыкновенное, счастливое будущее своей страны рисуют дети. И галерея этих детских рисунков на Экспо еще больше усиливает ощущение молодости китайской нации, которое так взбудоражило нас в Шанхае. Что ж, оно и гостям передается, и нас заражает чувством семнадцатилетних, когда еще кажется, что все лучшее – впереди.
Сучжоу: если и есть рай на Земле, то рукотворный
Эту землю испокон века называли в Китае краем рек и озер. Территория в низовьях реки Янцзы – одно из самых красивых мест огромной страны. Особенно хорош Сучжоу. В Китае говорят: «На небе – рай, на земле – Сучжоу». Этот город стал раем не просто волей щедро одарившей его природе, но главным образом благодаря трудолюбию и талантам его жителей. Именно отсюда началось строительство Великого Китайского канала в 1782 км, связавшего север и юг страны, две самых крупных реки – Хуанхэ и Янцзы, несколько других рек и озер. Благодаря каналу, Сучжоу много веков назад стал главным торговым центром богатейшей части Китая – Цзяннань. Рис, жемчуг, фарфор, изделия из сандалового дерева везли отсюда по водному пути в десятки городов и стран. Но главное – шелк. Сучжоу – родина знаменитой ткани. Здесь и сейчас крупнейшие шелковые фабрики в мире. На фабрику №1 приехала и наша группа. Производство шелка – еще и часть индустрии туризма, тысячи гостей из разных стран могут посмотреть на процесс, который мало изменился за века: как растят тутовых червей, потом – коконы (фото), подросших вываривают и вытягивают нить (фото). Старинный станок, на котором ткут и тут же вышивают ткань, запускают только для туристов (фото). Конечно, теперь эскизы вышивок и подбор нитей к ним выполняет компьютер. Но в целом производство шелковых тканей по-прежнему требует терпения, трудолюбия, креатива, на которые способны только изобретшие эту ткань китайцы.
Когда в VI веке начали строить системы каналов вокруг Сучжоу, им отводилась сугубо утилитарная роль, но благодаря опутывающим его сегодня водным лентам, чудесным набережным и мостам, которых насчитывается 168, он стал одним из красивейших городов мира. Прибывший сюда в свое время Марко Поло назвал Сучжоу Восточной Венецией.
Весомую лепту в рукотворную городскую красоту внесли и усадебные сады. Дело в том, что во времена династий Мин и Цин Сучжоу становится чем-то вроде китайской Рублевки. Здесь селятся столичные чиновники и возводят роскошные садово-парковые усадьбы. Теперь эти сады – в реестре мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Самый известный – «Сад неудачливого чиновника». Назван не без иронии: чиновнику не повезло, за какие-то грехи он был изгнан с императорской службы, пришлось бедолаге на скромные сбережения возвести небольшой садик всего на 5 гектарах – дело было в 1509 году. Мы, вместе с сотнями туристов (фото) ходим по берегу пруда, поросшего лотосами (фото), перебираемся по старинным мостикам, разглядываем беседки и домики в саду (фото), слушаем в исполнении экскурсовода парадоксы, что в разные времена приходили в головы обитателей этого места. Вот такой, например: «Когда поют цикады, в саду становится тихо, а когда поют птицы – в саду становится уютно».
В таких садах невольно хочется предаваться философским размышлениям. Одна из сучжонских парковых усадеб так и называется «Сад последующих размышлений о делах и поступках». Мы же просто наслаждаемся красотой и гармонией сооружений, дошедших до нас через несколько веков. А встреча с настоящим древним Китаем еще ждет нас впереди.
Поселок Чжоучжуан в 38 километрах от Сучжоу – настоящее чудо. За 900 лет со времен его основания здесь мало что изменилось (фото): дома династий Цин и Мин, каналы вместо улиц, лодки местных жителей хуадэн – главное средство передвижения, и мосты, 14 древних мостов в первозданном виде (фото).
Местные бабушки развлекают туристов танцами, которые отплясывали их предки много веков назад (фото). В поселке сохранились знаменитые древние храмы – даосский Чэнсюй и храм Цюаньфусы. И только толпы туристов никак не вписываются в этот старинный пейзаж.
Наша встреча с Чжоучжуаном завершается в местном ресторане. Нам подают деликатесы, которыми всегда славилась здешняя кухня: рыбу в кисло-сладком соусе, разделанную в виде еловой шишки (фото), лущеные чилимсы, местные рисовые пирожки с зеленью.
Вот мы побывали и в древнем Китае – всего лишь два часа езды от шанхайских небоскребов, и время отступает на девять веков назад.
Почему мне снится Гонконг?
Почему мне снится Гонконг? Что такого в этом городе? Почему он вызывает неистовое поклонение, так похожее на страсть? Ведь нет здесь ни загадок древности, архитектурных шедевров, переживших долгие века, экзотической природы – того, что обычно манит в путешествие. Всего лишь бетон, стекло и море. Тогда отчего же я все стою у окна своего номера на 28 этаже отеля Harbour Grand Hong Kong (фото) и не могу оторваться от этой картины – море, стекло и бетон.
Гонконг хорош в любое время суток – и когда первый блеск зари гасит, наконец, свет в никогда не засыпающих окнах его небоскребов, и в разгаре дня, когда особенно завораживает контраст чудес современной архитектуры и моря, совсем не пляжного, сугубо делового, как и все в этом городе. А уж как красит Гонконг вечер с этой вечной игрой огней его домов-исполинов. И так – до утра.
Не бывает городов без изъянов, и Гонконг, как и все высокомерные, знающие себе цену города, принимает не каждого. Но странно: облик города не портят даже трущобы. Может, потому что он не прячет их по окраинам, вот они, мечутся между красавцев-небоскребов. Оказывается, можно любоваться небоскребами – ого, еще как! Кто-то из знаменитых архитекторов сказал, что новации зодчества – не для старушки-Европы, новые архитектурные формы надо искать на Востоке. Может, потому так и цепляет этот город, что здесь видишь то, чего раньше не видела.
Как истинную красавицу, Гонконг не смущает ни один ракурс. Он хорошо смотрится и с насыпной набережной, отвоевавшей кусок такой дорогой здесь суши у пролива Виктория (фото), и когда, задрав голову, глядишь на него снизу вверх, чувствуя себя муравьишкой среди скоплений гигантов на улицах.
Но, разумеется, все едут любоваться Гонконгом на Пик, на Sky Terrace (фото), откуда открываются шикарные виды. Трамвайчики возят сюда туристов аж с 1888 года.
Помимо панорамных видов города, Пик ценен своими музеями с английским духом, например, экспозицией из истории первых экскурсий на гору – сплошь и рядом фото европейской публики, одетой в колониальном стиле. Гонконг уже 13 лет принадлежит Китаю, но при этом все же сохраняет свой проанглийский ореол. Гонконгцы говорят на Chinglish (китайский английский), одеваются в западную брендовую одежду, по-европейски мало рожают (здесь, в отличие от Китая, не борются с многодетностью налогами, даже наоборот, поощряют).
Любовь к детям чувствуется в городе, и это тоже его красит. Казалось бы, созданный лишь для деловых кварталов, современных отелей, жилых небоскребов с баснословными ценами ($8000-10000 за квадратный метр), он нашел место для Диснейленда (фото), например. Тоже прибыльный проект, бесспорно, но сколько ж счастья он дарит маленьким жителям города, да и взрослым, которым хочется почувствовать себя детьми.
Гонконг живет полной жизнью, не отказывая себе в радостях, и этим тоже нельзя не восхищаться. Фейерверк-шоу в Диснейленде по понедельникам, как, впрочем, и каждый день! Дорогие и залихватски шикарные рестораны не пустуют никогда. Их коллекция богата, но, по крайней мере, два можно отнести к достойнейшим достопримечательностям города. Это Bo Innovation, обладатель двух мишленовских звезд, предлагающий авангардно-сюрреалистический вариант китайской кухни (фото) и японский «Робатаяки» с ритуальным подходом к приготовлению блюд (фото).
А мы уже едем по канатной дороге Нгонг Пинг. При ее строительстве здесь пошли на рекорд: 5,7 км – это самый длинный канатный путь в Азии (фото).
Но все-таки место природным красотам здесь осталось. Горы, леса, водопады острова Лантау – картина, которую мы видим из кабины фуникулера, это еще один прекрасный штрих к портрету Гонконга (фото).
Мы едем к храму – в монастырь По Лин (фото) 1924 года постройки. Здесь – построенная в 1993 году самая большая в мире статуя сидящего Будды (фото), причем смотрит он, вопреки правилам религии, не на юг, а на север, туда, где находится Пекин.
Деревня Нгонг Пинг – кусочек архаики в современном городе, исторический фрагмент, притягивающий туристов и ищущих умиротворения горожан.
Мы спускаемся обратно по канатной дороге и видим насыпной аэропорт Гонконга – еще одно чудо инженерной мысли (фото).
И не думаем пока о том, что уже завтра будем там, в аэропорту, не без зависти поглядывать на поднимающиеся к Будде фуникулеры. А нам пора улетать. И отныне этот фантастический город, город из будущего, будет являться нам в снах.
Ещё о Китай
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»