Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Контрасты и роскошь пустыни Негев

Дата: 15.12.2011
Автор: ПАНФЁРОВА Наталья
Страна: Израиль

Международная конференция Where Else: Israel Tourism Convention прошла в Тель-Авиве в начале декабря. Второй год она собирает представителей туротрасли со всего мира, чтобы показать страну как привлекательное туристическое направление.

В рамках конференции группу российских и украинских журналистов провезли по интересным, но пока малоизвестным местам страны. Министерство туризма Израиля постаралось показать действительно что-то новое, до группы журналистов по этому маршруту лично проехал его глава Стас Мисежников и порекомендовал эти места для посещения.

Начавшись в несравненном Иерусалиме, путешествие, в основном, проходило по южной части страны – пустыне Негев. Она занимает почти 60% территории Израиля. Местные ландшафты отличаются от привычной картинки – песчаные барханы встречаются редко, да и то крохотные по площади и высоте. Практически весь песок на известняковое плато пустыни надуло с соседнего Синайского полуострова. Зато граница с Египтом видна сразу – это там, где начинаются настоящие желтые дюны.

Каменистая Негев по-своему прекрасна. Яркие закаты и восходы солнца сочетаются с не менее контрастными перепадами температур. За один день приходится, как минимум, три раза переодеваться, то утепляясь, то разоблачаясь. Сюда стоит приехать хотя бы для того, чтобы увидеть огромную многокилометровую овальную котловину – Махтеш Рамон. Несколько подобных гигантских провалов образовались в Негеве миллионы лет назад в результате эрозии почвы от дождей и ветра. Известковые отложения на дне кратера принадлежат к юрскому периоду, им около 250 млн. лет. Махтеш Рамон – самый крупный кратер: 40 км в длину, более 8 км в ширину, глубина от 300 до 500 м.

На самом краю впадины, в городке Мицпе-Рамон, недавно открылся отель Beresheet, принадлежащий к эксклюзивной коллекции гостиничной сети Isrotel. Дорогой, респектабельный Beresheet, отделанный натуральными деревом и камнем, привлекает, в первую очередь, своим расположением. Он буквально парит над пропастью, с его террас и балконов открывается чудесный вид на Махтеш Рамон.

Мы отправились на прогулку по сухому руслу одного из «разочаровывающих» ручьев, которые называют так из-за отсутствия в них воды большую часть года.

Прогулки рассчитаны на любых путешественников, можно самому выбрать сложность и продолжительность маршрута. Не только иностранные туристы, но и сами израильтяне любят проводить семейный уикенд, гуляя по холмам и тропинкам пустыни.

Все маршруты отмечены на местности и четко продублированы на картах, поэтому заблудиться невозможно – если, конечно, не сходить с тропы. Начинается путь у старейшей в пустыне «цистерны» для хранения дождевой воды, выдолбленной много веков назад в мягкой известковой породе.

Недалеко от Мицпе-Рамон сохранились развалины древнего города Авдат, через который семитские племена набатеев когда-то водили груженых пряностями верблюдов из Петры в морской порт Газы. Сейчас здесь организован «Национальный парк Авдат», объявленный ЮНЕСКО наследием мировой культуры.

Кстати, управление парков и заповедников Израиля известно своей жесткой позицией по вопросам сохранения окружающей среды и древних памятников. Без согласования с этой серьезной организацией невозможно не только начать, но даже запланировать развитие инфраструктуры в каком-либо регионе страны – управление контролирует 95% территории Израиля.

Немного зелени на золотом

В пустыне не так уж безлюдно, как может показаться вначале. Здесь встречаются настоящие оазисы, сделанные руками буквально одной семьи или нескольких соседей-единомышленников. День за днем пустынные фермеры поливают каждый кустик, каждое деревце, осваивают еще один кусочек земли, не позволяя пустыне забрать назад то, что отвоевано у нее с таким трудом.

В приграничном с Египтом поселении Кадеш-Барнеа живут Ирина и Эдуард Филипповы, приехавшие сюда из Херсона около 15 лет назад. И уже десять лет прошло с того момента, как Эдуард, пчеловод со стажем, поймал местный отводок пчел. Любопытно, что ему пришлось отдельно хлопотать о разрешении для своих пчел «пастись» на местных угодьях, ведь каждое дерево в пустыне пронумеровано и записано за конкретным владельцем.

Сейчас продукция медовой фермы знаменита по всей стране, баночки с экологически чистым медом из цветов эвкалипта, розмарина, желтой акации можно найти во многих местных магазинчиках. Мед Филипповых хотели бы иметь на своих прилавках и крупные универсамы, но супруги заготавливают ограниченное количество сладкой продукции.

Постоялый двор «Хан Беэротаим» также находится в западной части Негева, рядом с поселением Ницана. Ханом издавна называли отрезок пути, который верблюд может пройти без «дозаправки» водой.

Колоритного вида хозяин хана Артур Оффер выглядит настоящим бедуином, однако, он еврей, приехавший сюда с женой и детьми более десяти лет назад. Ему помогают еще несколько семей, в том числе и реальные бедуины.

Место популярно, сюда приезжают в среднем на 10 дней. Стоимость проживания для группы из 8 человек составляет 400 шекелей в сутки с каждого. Можно и просто покататься на верблюдах, полуторачасовая прогулка на корабле пустыне обойдется в 70 шекелей для взрослого и 50 – для ребенка. Артур не собирается делать свой хан массовым местом отдыха, ему интереснее сохранить подлинную атмосферу небольшого оазиса с глинобитными хижинами в тени высоких тамарисков.

Ферма «Орлия» в районе Рамат-Негев названа в честь жрицы богини любви Афродиты, храм которой стоял когда-то в этих местах. Гостями фермы обычно становятся люди, уставшие от городской жизни и шума. Они снимают здесь комнату (zimmer) и при желании могут помочь по хозяйству, ухаживая за верблюдами или собирая пряные травы. Но чаще просто наслаждаются тишиной и единением с природой. К тому же среди достопримечательностей этого места значится холистический лечебный центр, предлагающий различные виды массажа и рефлексотерапии.

Супружеская пара выращивает на каменистых склонах кусты марокканской аргании. Ее плоды созревают около года, постепенно меняя цвет от темно-зеленого до ярко желтого, потом падают на землю, с которой ее и собирают для дальнейшей переработки.

Хозяин молоточком разбивает каждую «семечку», внутри которой спрятано твердое ядро. Из очищенных ядрышек отжимают густое, терпко пахнущее масло, которое высоко ценится в косметологии, а также используется для приготовления пищи. В расположенной тут же лавочке можно приобрести и масло аргании, и пряности, и ароматное мыло ручной работы.

   

Еще здесь дрессируют верблюдов, чтобы они пригодились в хозяйстве. Прежде всего их обучают универсальным командам. Верблюда-подростка покупают за 4000 шекелей, воспитывают около полугода и продают уже в два раза дороже. Когда-то верблюды в пустыне ценились выше других домашних животных, а сейчас они стоят дешевле лошадей.

Хозяева фермы выглядят счастливыми, умиротворенными людьми, одним своим видом лучше слов рекламируя преимущества пустынной жизни и отдыха.

Еще одна семья носит известную в России фамилию – Нахимовы. На собственной ферме «Наот» они разводят коз, здесь у них сыроварня, а также гостевые дома и семейные коттеджи. Ресторан при ферме появился четыре года назад, в его меню каждый сорт домашнего сыра носит имя той козы, из чьего молока он сделан.

Подобные места отдыха посещают в среднем 10-15% иностранных туристов, из них россиян – не более 3%, остальные – сами израильтяне. Владельцы ферм и постоялых дворов не скрывают, что хотели бы чаще видеть наших сограждан в пустыне Негев. В то же время, все они сходятся в одном – нельзя превращать эти экологически чистые районы в места массовых посещений туристов.

Приключения в пустыне Негев

Центр велосипедных прогулок GeoFun устроил для представителей прессы экстремальную прогулку по пустыне. На горных велосипедах мы отправились в долину пересохшей реки Цин.

На плато с видом на русло реки обнаружились железные столбы, в хаотичном порядке вбитые в землю. Оказалось, это парк скульптур, символизирующих нас, людей. Вот так и мы идем по жизни – вместе или поодиночке…

С вершины хорошо просматривался кибуц Сде-Бокер, известный, прежде всего, тем, что его выбрал Бен-Гурион, чтобы спокойно встретить старость. Впрочем, спокойная жизнь совсем не вяжется с образом этого великого человека, который вел активную деятельность до конца своих дней.

   

Создатель государства Израиль мечтал, что когда-нибудь Негев станет домом для пяти миллионов евреев, он сам прожил в пустыне последние 20 лет и похоронен здесь же, на высоком обрыве. В свое время он сам выбрал это место для себя и любимой жены Поли.

Мы побывали у могилы Бен-Гуриона на следующий день после посвященных ему памятных мероприятий, на которые съехались известные политики и высокопоставленные лица Израиля. У каменных надгробий лежали венки от родных, Кнессета, различных политических партий. По словам нашего гида, вечером здесь соберутся местные горные козлы, каждый год с удовольствием поедающие эти памятные знаки из живых цветов.

Пока на юге Израиля живут около 600 тысяч человек, но население с каждым годом растет и продолжает благоустраивать пустыни. Несмотря на засушливый резко континентальный климат, здесь успешно развивают сельское хозяйство. Сейчас во многих странах актуальным становится агротуризм, и Израиль здесь не исключение. Нам не без гордости продемонстрировали некоторые достижения в этой области. В теплицах краснели гирлянды сладких помидоров черри, выведенных израильскими учеными в середине 90-х годов прошлого столетия. Среди их заслуг и разноцветные перцы, к примеру, оранжевые, желтые, фиолетовые.

Однако все это изобилие не предназначено для продажи, эти теплицы устроены строго для научных целей, здесь выводят сорта овощных и фруктовых культур, наилучшим образом приспособленных для существования в условиях пустыни. Именно в таких местах были изобретены многие сорта и технологии производства, которые используются в сельском хозяйстве по всему миру. Например, капельный полив и орошение теплиц, солнцезащитная сетка, за счет определенного цвета повышающая размер и качество растений и т.д.

Проблемы с водой в этих местах очевидны, поэтому к поливу приспосабливают солоноватые грунтовые воды. Например, перцам и винограду это только на пользу, они становятся слаще на вкус. Для чтобы тот же виноград мог «пить» соленую воду, к сортовым лозам привили местный дикий виноград.

В этой теплице выращивают неприхотливый пустынный кустарник, который в естественных условиях поглощает соленую воду, на нем испытывают различные варианты полива. У этого растения съедобные листочки, бедуины делают из них чипсы, обжаривая в раскаленном масле. Соли не добавляют, в листве ее и так достаточно.

А эти маленькие саженцы оказались лозами, из которых через четыре года получат зимние сорта столового винограда. В нескольких теплицах на краю поля сладкий урожай планируют собрать уже в январе-феврале будущего года.

Производством вина здесь занимаются многие фермеры, их продукцию удобно дегустировать и покупать прямо на местах, что, кстати, и дешевле, чем в магазинах. В одной из таких винокурен – Carmey Avdat Winery – нас угостили разными сортами красного вина.

Ещё о Израиль