Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Круиз по Енисею

Дата: 12.06.2002
Автор: ТЮРИНА Ирина
Регион: Речные круизы

Рейс вопреки прогнозам

Красноярская компания «Дюла-Сибирь» подписала контракт с Енисейским речным пароходством на аренду теплохода «Антон Чехов» на 2002-2006 годы. С 1993 по 2001 г. «Антон Чехов» фрахтовала швейцарская компания Reiseburo Mittelthurgauе, которая реализовывала круизы по Енисею на туристическом рынке Германии, Швейцарии, Австрии и Голландии. По договоренности с фрахователями компания «Дюла-Сибирь» также продавала эти туры, но по каждому клиенту приходилось запрашивать Швейцарию, хотя корабль стоял прямо под окнами офиса «Дюлы».

В прошлом году у Reiseburo Mittelthurgauе возникли проблемы с бизнесом, и они отказались от фрахта российского теплохода. После длительных переговоров, консультаций и расчетов Енисейское пароходство подписало контракт с красноярской турфирмой. Как рассказал RATA-news президент группы компаний «Дюла» Владимир Демидов, первый рейс был подготовлен к отправке буквально в экстремальные сроки. Контракт с пароходством был подписан 20 февраля, но, по различным причинам, непосредственно к работе с теплоходом фирма смогла приступить лишь с 15 марта. В первый рейс судно должно было уйти 22 июня, и мало кто верил, что за такое беспрецедентно короткое время можно подготовить круиз. Но «Дюла» отступать не собиралась. «Договор с пароходством подписан на 5 лет. В специальном приложении к нему расписан график круизов на последующие 4 года, – говорит Владимир Демидов. – Поэтому обратного пути у нас не было, мы должны были доказать себе и всем, что Енисейское пароходство не прогадало, подписав контракт с “Дюлой”«.

Так или иначе, но, к удивлению многих, 22 июня «Чехов» был полностью готов к рейсу – вплоть до лицензии на торговлю спиртными напитками в барах теплохода. Провожали его как положено: с речами, духовым оркестром, огромным тортом в форме корабля – подарок от «Дюлы» первым пассажирам круиза, традиционным «Прощанием славянки» и т.д.

Загружен рейс был примерно наполовину, но фрахтователей это не смущало. «Понятно, что енисейские круизы – продукт пока мало раскрученный на российском рынке, и ждать сразу полной загрузки было бы странным. Но мы ведем рекламную кампанию, и следующие рейсы заполняются лучше. А основные надежды мы возлагаем на будущий год. В любом случае, мы уверены, что путешествия по Енисею скоро будут очень популярны в России», – сказал Владимир Демидов.

Кстати, капитан «Чехова» Иван Марусев, он возглавляет команду этого теплохода с 1961 г., рассказал журналистам, что на первых рейсах предыдущего фрахтователя судна также было не более 80-90 пассажиров. Да и позже швейцарцы старались не продавать на рейсе больше 160 мест, чтобы отдыхающие не чувствовали себя стесненно.

На период летней навигации 2002 года «Дюла-Сибирь» заявила пять 12-дневных круизов по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск.

 

 

Полный комфорт в отсутствие цивилизации

«Антон Чехов» – замечательный теплоход. Кораблей такого класса в России ходит только два – «Лев Толстой» на Волге и «Чехов» на Енисее. Трехпалубное судно построено в 1978 году в Австрии. Одновременно на нем могут отдыхать более 200 человек. Во всех каютах мягкие спальные места, кондиционер, душ, туалет. Кормят гостей в ресторане, причем и меню, и сервировка, и обслуживание – именно ресторанное. Блюда очень вкусные, во всяком случае, журналисты признались, что такого качества питания они никак не ожидали.

На «Чехове» два бара, причем, в одном из них, кормовом, расположен небольшой бассейн. Очень забавно: не бар в бассейне, как обычно бывает на курортах, а именно бассейн в баре. Заполняется он фильтрованной подогретой речной водой, так что даже те, кто не рискнул искупаться непосредственно в Енисее, смело могли утверждать, что ныряли в енисейскую воду. Еще на теплоходе есть сауна с хорошей просторной парилкой, библиотека и читальный салон, кинозал, парикмахерская, сувенирный магазин.

Персонал на «Чехове» оказался выше всяких похвал. Это тем более удивительно, что в процессе подготовки рейса в «Дюле» решили не набирать в круиз избалованных профессионалов, а пригласили молодежь, которая прошла экспресс-курс обучения. Эксперимент себя оправдал. Официантки и бармены были старательны, предупредительны и быстро усвоили кулинарные привычки своих клиентов. А горничные не только убирали каюты, но и каждое утро трансформировали разобранные кровати обратно в диваны со спинкой, что, конечно же, ленились делать сами пассажиры. Кроме того, после каждой стоянки теплохода уборочная бригада дружно выходила с пылесосами в палубные коридоры, очищая их от «земной» пыли.

Иными словами, быт пассажиров «Чехова» был налажен безукоризненно. Такой комфорт придавал особый колорит путешествию через бескрайние сибирские просторы большей частью без каких-либо признаков цивилизации. Собственно, если вы не турист-экстремал, то круиз – единственно возможный и приемлемый способ путешествия по этим местам, где на тысячах километров неосвоенных земель почти нет дорог и редко встречаются населенные пункты. А если учесть, что на протяжении всего пути и даже за Полярным кругом стояла 30-градусная жара, а июньскую воду в Енисее при этом теплой назвать было трудно, то кондиционер и душ воспринимались буквально как подарок судьбы.

Единственное, что, по мнению журналистов, требовало доработки – развлекательная программа круиза. Разумеется, она, как и положено, предусматривала и дискотеки, и концерты классической музыки, и песни под баян, и праздник Нептуна, и даже круглые столы и литературно-музыкальные композиции. Но уровень большинства этих мероприятий не отвечал современным требованиям анимации, и они не собирали должной аудитории. Поэтому после первого же рейса президент группы компаний «Дюла» Владимир Демидов распорядился полностью сменить анимационную бригаду «Чехова» и прошел со вторым рейсом часть пути, чтобы лично проинспектировать программу развлечений для пассажиров.

 

 

Российская экзотика

По сравнению с уютной обжитой Волгой дикий Енисей производит фантастическое впечатление. Река пересекает четыре климатические зоны, проходит через тайгу, лесотундру и тундру, ее ширина колеблется от 70 м до 15-20 км, высота берегов достигает 150 м, и одни только пейзажи здесь завораживают, как калейдоскоп. Ночи чем дальше на север, тем становятся светлее, и каждый закат солнца превращался в волшебный спектакль, собирая на палубе весь «наличный состав» судна. А после того, как корабль пересек Полярный круг, солнце и вовсе заходить перестало, и можно было загорать круглые сутки.

Российская экзотика поражала даже видавших виды путешественников. Представьте себе: местные рыбаки на лодках подходили к теплоходу и предлагали на камбуз только что выловленных сибирских осетров по 60-70 рублей за килограмм! Москвичи искренне жалели, что в каютах нет морозильников. В селе Ворогово у пристани продавали чистейшие сухие белые грибы – 100 рублей за 200 г., в Москве они дороже минимум в 3-5 раз.

В общем, с точки зрения природы енисейский круиз – турпродукт безукоризненный. А вот с точки зрения организации приема туристов в селах и городах по маршуту «Дюле» придется еще немало поработать. И не столько с точки зрения экскурсионного обслуживания, сколько в плане привлечения к сотрудничеству в области туризма местные органы исполнительной власти. Удивительно, но вышеприведенными примерами с осетрами и грибами фактически исчерпывается проявление интереса местных жителей к теплоходу. По пути на север ни на одном причале никто не продавал ни рыбу, ни орехи, ни варенья из таежных ягод, ни другой сибирской продукции. Сувениры предлагали только на первой остановке в Енисейске, но они мало отличались от традиционных изделий, которые продаются во всех городах России.

Судя по всему, и администрация, и местные жители явно недооценивают туристические возможности енисейских городов и сел, не понимая, что деньги здесь можно делать практически из ничего. В Дудинке, столице Таймыра, главный редактор местного радио с удивлением поинтересовалась у московских журналистов, чем же может заинтересовать туристов их край. Пришлось объяснять, что подавляющее большинство жителей европейской части России, не говоря уж об иностранцах, про тундру читали только в учебниках географии, ничего не знают про северную ягоду морошку, никогда не видели живого осетра и не представляют, что такое вечная мерзлота.

 

 

Ни железных дорог, ни автомобильных

Все, кто проявляет интерес к круизу по Енисею, прежде всего, конечно, спрашивают, как там с комарами, мошкой и прочим гнусом. Можете не сомневаться – все есть. В период путешествия группы московских журналистов, помимо комаров и мошек, туристов преследовали еще и слепни величиной с полпальца, укусы которых удовольствия, мягко говоря, не доставляли. Однако бороться со всей этой живностью можно, и способы известны – фумигаторы, мази и аэрозоли, которые продаются везде, в том числе и на любой енисейской стоянке. К тому же, опыт показывает, что настоящих любителей сибирских красот и просторов насекомые не пугают. Капитан корабля Иван Марусев рассказал журналистам про швейцарскую туристку Стефани, которую во время самого первого круиза укусил клещ. Клещ оказался энцефалитный, и Стефани не повезло: она заболела. Но, видимо, в легкой форме, поскольку снова появилась на корабле осенью того же года. И за последующие 9 лет швейцарка 14 раз ходила в круизы по Енисею, не переставая восторгаться российской природой.

Но вернемся к нашему путешествию. Первую остановку теплоход делает в Енисейске, одном из самых старинных сибирских городов, основанном в 1619 г. И, хотя здесь немало каменных домов, это уже «глухая» Сибирь: ближайшая станция железной дороги находится в 40 км, а дальше Енисейска нет дорог и автомобильных. Отсюда пошла история Енисейского речного судоходства: первый пароход «Енисей» был спущен здесь на воду в 1862 г. В городе сохранились оригинальные постройки 17-18 веков, поэтому Енисейск внесен в список городов-памятников России. Туристам предлагают пешеходную обзорную экскурсию, они посещают весьма интересный краеведческий музей, но, главное, гостям предоставляют возможность подняться на колокольню действующего Успенского собора. Бить в колокола не дают, но сфотографироваться в роли звонаря – сколько угодно. Впрочем, как выяснилось, ежегодно в первый день Пасхи звонить в колокола енисейского Успенского собора разрешают всем желающим.

 

 

Самоцветы под ногами

На третий день путешествия теплоход останавливается в старинном казачьем селе Ворогово, единственном месте в Сибири, где сохранилась целая улица с деревянными домами постройки XVII-XIX веков. Зрелище любопытное: спасаясь от холода, жители села когда-то строили дома, накрывая общей крышей жилую часть и двор с хозяйственными постройками, а землю во дворе еще и устилали досками.

Еще одна достопримечательность села – местный музей, занятный и познавательный, собранный усилиями бывшего учителя вороговской школы Александра Петухова. Проводя экскурсию, Александр Иванович так ругал местную и прочую власти, что даже не пришлось спрашивать, почему он больше не работает в школе. Хорошо хоть, что брошенную избу ему под музей отдали.

В районе Ворогово Енисей разливается в берегах до 15 км. Говорят, местные архипелаги – раздолье для рыбаков, однако рыбу в Ворогово, опять же, никто не продавал.

Зато на берегу туристы, проинструктированные директором круиза и опытным гидом Нелли Лалетиной, собирали сибирские самоцветы – яшму, агат, сердолик. И находили кусочки, вполне пригодные для обработки и даже изготовления украшений – вот уж сувенир так сувенир!
После отплытия еще одно зрелищное место – Осиновские пороги. Потом Енисей стремительно сужается, судовой ход составляет всего 70 метров, поэтому движение здесь «одностороннее».

 

 

«И вот сижу я в Туруханском крае…»

Следующая стоянка – Туруханск. Кто называет его селом, кто городом, хотя живут здесь не более 4,5 тыс. человек. В любом случае, место легендарное. Во-первых, здесь находится самый северный в мире православный храм – Троицкая церковь Свято-Троицкого мужского монастыря. В храме хранятся мощи Святого Василия Мангазейского, юноши, зверски замученного местным воеводой по ложному обвинению примерно в 15 веке. Во-вторых, Туруханск – место действия знаменитого романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». А в-третьих, здесь обретает особую остроту так или иначе возникающая в течение всего путешествия по Енисею тема политической ссылки.

Музей в Енисейске так и называется – «Политическая ссылка». Туристам показывают дома, где жили ссыльные профессиональные революционеры Свердлов и Спандарян. Уже в советское время, с 1949 по 1955 гг. в туруханской ссылке жила дочь Марины Цветаевой – поэтесса и художница А. Эфрон.

До сих пор в Туруханске немало немцев, которые были сосланы сюда в сталинские времена, да так и остались. Там даже есть район, который в народе называется ФРГ. Один из этих немцев, старичок с палочкой, встречает каждую туристическую группу и, если среди них есть гости из Германии, с удовольствием общается с ними на родном языке. В нашей группе немка была только одна – Ульрика Фишер, журналистка из Moskauer Deutsche Zeitung, но они со старичком разминулись, так что на этот раз пообщаться ему не удалось.

В этот же день вечером «Антон Чехов» пересекает Полярный круг. Это событие отмечается традиционным праздником Нептуна, а каждый турист получает именной сертификат, подтверждающий факт пересечения Полярного круга. Солнце больше не заходит, и создать в каюте «ночь» можно только с помощью темных занавесок.

 

 

Дотронуться до вечной мерзлоты

На пятый день путешествия теплоход «Антон Чехов» швартуется в крупнейшем речном и морском порту Сибири – Игарке, расположенном в 160 км к северу от Полярного круга. В этом городе надо побывать хотя бы для того, чтобы понять, наконец, что же такое вечная мерзлота. Игарка – единственное место в России, где мерзлоту можно изучить наглядно: и увидеть, и потрогать. В 1991 г. здесь был создан в музее Вечной мерзлоты. Его посетители спускаются в шахту 10-метровой глубины, состоящую из длинных коридоров и комнат, стены и потолок которых абсолютно ничем не укреплены.

После 30-градусной жары, преследовавшей группу на поверхности земли, температура минус 4-5 градусов, которая постоянно держится в ледяном подземелье, показалась приятной прохладой. Наконец-то в этом заполярном путешествии туристам пригодилась теплая одежда. В экспозиции музея, помимо «вечнозамороженных» костей мамонтов и других животных, рыб, цветков и т.д., можно увидеть захоронения реликтовых деревьев, возраст которых 24,5 тысячи лет.

Вечная мерзлота, которая, между прочим, занимает 60-65% территории России, диктует свои условия ведения хозяйства. А если эти условия не соблюдать, то образуются уникальные «памятники», которые теперь тоже показывают туристам в Игарке: целый квартал многоэтажных кирпичных домов, построенных без учета вечной мерзлоты, а потому треснувших и покинутых жильцами.

 

 

Мертвая дорога

В том же Музее вечной мерзлоты в Игарке есть еще одна экспозиция, о которой почему-то не упоминается ни в одном путеводителе. Рассказывает она о «стройке № 503» – железной дороге Салехард – Игарка, которая должна была соединить европейскую часть страны с местами наибольшего сосредоточения полезных ископаемых на севере России. С 1949 по 1953 г.г. в тяжелейших условиях на этом объекте работали до 100 тысяч заключенных, в основном, политссыльные. Решение о строительстве Сталин принимал единолично, без консультаций со специалистами. Было проложено 911 км рельсов, на само строительство, содержание лагерей и инфраструктуры ушло свыше 42 млрд. руб. Но как только Сталин умер, работы остановились. Поскольку строилась магистраль по упрощенному техническому проекту, без учета вечной мерзлоты, а возможный экономический эффект так и не был просчитан, правительству страны необходимо было принять решение: на завершение дороги требовалось еще 700-800 млн. руб., а на консервацию – 600-700 млн. И дорога стала Мертвой.

В музее воссоздана жуткая обстановка, в которой жили заключенные, показаны элементы быта, фотографии тех лет и нынешнего состояния дороги, вернее, ее следов. Здесь можно купить книги об истории этой стройки, созданные, кстати, силами сотрудников Музея вечной мерзлоты. Потрясающий по эмоциональной силе сборник документов «Стройка № 503» издан на средства гранта Президента, полученные игарским музеем за участие в конкурсе национально значимых общекультурных программ.

Уже на обратном пути, из Дудинки в Красноярск, «Антон Чехов делает остановку в поселке Ермаково, в 70 км от Игарки. В программу круиза входит весьма драматичная прогулка по тайге, во время которой туристы посещают руины Гулага, имеют возможность осмотреть останки жилых бараков, обломки рельсов, брошенную и поросшую травой технику, в том числе паровоз.

 

 

Дудинка в роли птицы Феникс

На шестой день теплоход прибывает в столицу Таймыра Дудинку. В 30-градусную жару, которая стояла в этом городе 26 июня, и при виде цветущей тундры невозможно даже представить, что еще две недели назад здесь было минус 2°, и мела пурга. Но доказательством недавнего холода были огромные глыбы тающего льда – «осколки» мощного ледохода. Говорят, за два коротких летних месяца льдины так и не успевают растаять до конца, оставаясь наглядным примером все той же вечной мерзлоты.

Дудинка – это крупнейший речной и морской порт Сибири с совершенно удивительной судьбой. Каждый год грандиозный енисейский ледоход и половодье, поднимающие уровень воды на 7-8 м выше обычного, буквально сносят порт с лица земли, и каждый год он, как птица Феникс, заново восстанавливается. Конечно, башенные краны, технику, грузы предварительно эвакуируют, но под ударами ледяных глыб разбиваются бетонные причалы, скручиваются, как веревки, рельсы подкрановых путей, и вся территория порта заполняется черным от грязи льдом. Можете не сомневаться, это – зрелище.

Туристов в Дудинке ожидает автобусная экскурсия с посещением очень хорошего Краеведческого музея и Центра народного творчества, где можно познакомиться с художественными ремеслами коренных народов Севера – ненцев, долган, нганасан, образцами национальной одежды, предметами языческих культов и шаманизма, купить изделия из оленьего рога, бивней мамонта и другие сувениры.
И уж, конечно, очень интересна для городского жителя поездка в настоящую северную тундру, знакомство с растениями, о которых мы знаем только из учебников географии – морошкой, багульником, карликовой березой, полярной ивой, кедровым стлаником. Особое впечатление производит на туристов тот факт, что если проехать по тундре не по дороге, а «напрямик», то от колес остается колея, растительность на которой восстановится не раньше, чем через пару десятков лет.

 

 

Ясные перспективы Енисея

Для журналистов путешествие по Енисею закончилось в Дудинке. Группа распрощалась с этим суровым и непостижимым краем, с полярным днем и из аэропорта «Алыкель», находящего в 40 км от столицы Таймыра, вылетела в Москву. А «Чехов» повернул обратно на Красноярск и находился в пути еще 6 дней.

Об остановке в поселке Ермаково на седьмой день мы уже упоминали, рассказывая о Мертвой дороге. Во время пешеходной прогулки по тайге туристы посещают руины Гулага, где жили заключенные – строители той самой железной дороги.

Далее пассажиров ожидают «зеленые стоянки» в районе сел Верещагино и Комса, в зоне Центрально-Сибирского биосферного заповедника. Здесь – отдых в лесу, купание в Енисее, спортивные соревнования. На 10-й день – пешеходная экскурсия по селу Ярцево, знакомство с бытом жителей сибирской глубинки. Затем вновь «зеленая стоянка» в заливе в районе Стрелки, где сливаются две величайшие сибирские реки – Енисей и Ангара.12-й день путешествия ознаменуется прощальным костром и футбольным матчем между командой теплохода и туристами.

Напомним, что первый круиз «Дюлы» по Енисею был загружен примерно наполовину. На втором рейсе было примерно столько же туристов, на третьем – почти 100, а на четвертом – около 170. Хотя даже швейцарцы, ранее фрахтовавшие «Чехова», по словам капитана корабля Ивана Марусева, больше 150 пассажиров в рейсе не возили. В общем, круизы по Енисею успешно раскручиваются, а в том, что малоосвоенная Сибирь – турпродукт весьма перспективный и для внутреннего, и для международного туристического рынка, вряд ли кто-то сомневается.

Ещё о Речные круизы