Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Саксонские ремесла в подарок российским туристам

Дата: 25.12.2012
Автор: ПАНФЁРОВА Наталья
Страна: Германия

Туроператор «Дарим Вам Мир» пригласил группу журналистов и представителей турагентств на открытие регулярного рейса Дрезден – Москва авиакомпании «Якутия». Официальное открытие состоялось 7 ноября в аэропорту Dresden International. А чтобы показать туристические возможности, которые дает перевозка в Дрезден, московских гостей провезли по нескольким уникальным местам, куда «ДВМ-Тур» уже организует либо только запускает экскурсионные программы.

Никогда не надоедает смотреть, как работают другие люди, – особенно когда они создают что-то своими руками. Поэтому экскурсии на мануфактуры, заводы и фабрики, где до сих пор используют секреты и технологии старинного ремесла, обычно самые интересные и запоминающиеся. В Дрездене ведущей темой стали традиционные для этих мест часовые и фарфоровые мануфактуры.

История европейского фарфора начинается в саксонском городке Мейсен. До 1709 года в Европе был известен только китайский фарфор, секрет которого так и не был разгадан. Чудо повторного открытия «белого золота» принадлежит немецкому алхимику Иоганну Фридриху Беттгеру. Вообще-то, его заказчик – курфюрст Саксонии Август Сильный – надеялся, что мастер, как и подобает честному алхимику, найдет для него философский камень, то есть золото. Результат превзошел ожидания – после двухгодичных экспериментов в подвалах мрачной крепости Кенигштайн, при участии минералога и физика графа фон Чирнгауза, был изобретен «красный беттгеровский» фарфор.

Чуть позже в лаборатории, устроенной под Брюльской террасой в центре Дрездена – «балконом Европы», по исторической формулировке Гете, – удалось получить звенящий белоснежный фарфор. И уже в 1710 году в Мейсене открылась первая в Европе фарфоровая мануфактура. А две перекрещенные сабли, взятые с саксонского курфюрстского герба, с 1722 года украшают ее эмблему.

Потрясающие по красоте и изяществу посуду, статуэтки, напольные вазы и фигуры животных здесь делают до сих пор.

При мануфактуре открыт музей, где можно увидеть старинные вещицы из фарфора и проследить историю развития этого искусства.

Вот, например, украшение десертного стола (1749 год), в его оформлении использована тема подвигов Геракла. На стол выставляли блюда с фруктами и сластями, гости, рассевшись вокруг, неспешно угощались и беседовали на заданную тему, показывая свою эрудицию. И постепенно уничтожали съедобную «начинку» фарфоровой композиции.

А это первый в мире орган с 22 фарфоровыми трубками (2000 год). Работа над ним началась еще в XVIII веке, но прежние технологии не позволили довести его до ума. Орган действующий, в музее регулярно проходят концерты.

«Лебединый сервиз» в этом году «отпраздновал» 275 лет со дня рождения. Барочные сервизы на лебединую тему делались на заказ, обычно он состоял из двух тысяч предметов на сто персон. Именно этот был изготовлен в 1741 году для саксонского премьер-министра графа Брюля.

В декоре сервиза все связано с водой – здесь можно увидеть не только лебедей, но и нимф, тритонов, тарелки в форме ракушек. Вот на крышку супницы присели наяды, а сосуд для масла выполнен в виде амура верхом на лебеде.

Фигурки русского балета появились здесь после всемирных гастролей труппы Сергея Дягилева в начале прошлого века. Мейсенского скульптора Пауля Шойльриха вдохновил балет Шумана «Карнавал», где ведущие партии станцевали Анна Павлова и Вацлав Нижинский.

Гостям музея показывают некоторые этапы производства изделий из белой «порцелиновой массы». Мастер на наших глазах за несколько секунд в специальной форме сделал голову амура.

А эта мастерица несколькими точными движениями приделала молочнобелой фигурке руку, в которой чуть позже появится золотой шар.

   

Рядом ожидают своей очереди хрупкие цветы и бутоны разной степени готовности.

Готовые фигурки и посуда, уже глазурованные, вручную расписывают художники. Ни одна тарелка или чашка не будет штампованной копией своей соседки по сервизу, что делает каждое изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры произведением искусства.

В салоне-магазине на первом этаже выставлены чудесные чайные пары, обеденные сервизы, статуэтки и прочие безделушки, к примеру, клетка с фарфоровыми птичками.

Можно подобрать посуду как в классическом, так и в современном дизайне. Цены, конечно, кусаются, но мейсенский фарфор бесподобен.

 

 

Гласхютте – город мастеров

Расположенный на востоке Саксонии Гласхютте когда-то был рудным городком, где процветала добыча серебра, но к началу XIX века месторождения истощились. И затерялся бы Гласхютте в глубинах немецкой истории, если бы в 1844 году, после обучения во Франции и Англии, сюда не вернулся молодой механик Фердинанд Адольф Ланге. Всего через год он открыл свою часовую мастерскую, с которой началась династия Ланге. Часовая мануфактура A. Lange & Sohne постепенно стала градообразующим предприятием, многие жители города были вначале учениками, а потом и часовых дел мастерами на этом производстве.

Сейчас с историей развития часового ремесла в этих местах можно познакомиться в местном Часовом музее, занимающем здание бывшей школы часовщиков. Здесь собраны часы и модели часовых механизмов только из Гласхютте. Ежегодно музей посещают от 35 до 40 тыс. туристов со всего света. Первое, что они видят при входе в здание – огромные напольные астрономические часы работы Германа Гертца, которые показывают время, календарь и фазы Луны.

Фердинанд Ланге первоочередной целью поставил создание удобных карманных часов. Успех предприятия определило разделение труда: теперь каждый мастер стал узким специалистом, выполняющим определенную часть работы – один делал циферблат, другой корпус, третий спусковой механизм и т.д. Это коренным образом изменило все производство, ведь раньше один мастер создавал часы от начала и до конца.

По инициативе партнера Ланге Морица Гроссмана в 1878 году здесь создается первая Немецкая школа часовых мастеров, обучение в которой занимало три года. До 1945 года каждый третий ученик приезжал в Гласхютте из-за границы. В музее сохранилось множество удивительных механизмов и учебных моделей. Это, например, модель спускового механизма часов.

Модель регулятора хода, от которого зависит точность хода часов, изготовлена в 1925 году.

В этом окошке показана работа с часовыми камнями.

В деревянный ящичек с отделениями складывалось множество часовых деталей, из него мастер набирал необходимый комплект для сборки часов.

В XIX-начале XX веков карманные часы все еще оставались популярными, в Гласхютте тогда процветали десять часовых фирм. Параллельно развиваются часы с маятником, а в конце XIX века приходит время хронометров. Почти 90% представленных в музее часов того времени сделано из золота. Все находятся в рабочем состоянии.

   

После первой мировой войны потребность в карманных часах постепенно отпадала, востребованными становились часы наручные. Их производство в 1920 году было налажено на мануфактуре A. Lange & Sohne. Точные, противоударные и водонепроницаемые часы требовались летчикам, морякам, подводникам, поэтому производство было ориентировано, в первую очередь, на обеспечение военных потребностей. Позже были разработаны и гражданские модели.

Эти часы в 1927 году создал Пауль Штюбнер, знаменитый механик, работавший в Гласхютте с 1905 года. Хронометр показывает мировое время – среднеевропейское, московское, нью-йоркское и лондонское (Гринвич).

Тяжелые времена для Гласхютте наступили в последние военные дни 1945 года. Все детали, оборудование и чертежи A. Lange & Sohne и других часовых мануфактур, оставшиеся после бомбежек советской авиации, были вывезены в Москву.

Оказывается, известные нам с детства модели часов «Слава», «Чайка» и «Полет» Второго часового завода «Слава» были созданы на станках и по технологиям, разработанным в Гласхютте. А этот морской хронометр, изготовленный на Первом московском часовом заводе им. Кирова, – копия гласхюттского хронометра.

Гласхютте во времена ГДР оставался единственным часовым городом, тогда все мануфактуры были объединены в одно большое социалистическое предприятие. Правда, выпускали здесь только повседневные, массовые модели.

К счастью, наработанный за десятки лет опыт не был утрачен, и в 1994 году один из наследников A. Lange & Sohne – Вальтер Ланге, возобновил производство знаменитых часов. За год завод выпускает не более тысячи часов, к тому же, теперь это «люксовые» модели, выполненные из уникальных сплавов, созданных мастерами династии Ланге.

На этой наградной доске собраны многочисленные ордена и медали, в разные годы полученные часовой мануфактурой A. Lange & Sohne. В центре расположена медаль с ликом русского царя Николая II. Если приглядеться, можно обнаружить профили и других российских императоров.

Российские граждане и сейчас ценят качество знаменитых немецких часов. К примеру, наш рынок сбыта занимает четвертое место в экспорте часов завода Glashutte Original. Этой часовой мануфактуре уже более 160 лет. Часы класса «люкс» здесь делают из платины, золота, серебра, дорогих сплавов. Самые бюджетные модели Glashutte Original стоят €5 тыс., самые дорогие – более €30 тыс.

Все детали производятся здесь же: в одном цехе их вытачивают, в другом шлифуют и полируют, в третьем собирают часы. Все делают вручную, на одни часы уходит до трех недель работы высококлассных специалистов, на эксклюзивные модели тратят более месяца труда, их гравируют, украшают ювелирными камнями. Каждый сотрудник на заводе закончил местную школу часовых мастеров.

Окончательная стоимость часов зависит не только от материала, к примеру, платины или золота, но, в большей мере, от того, сколько времени было затрачено на выработку каждой детали. Поэтому производство дорогих часов это, скорее, искусство, нежели ремесло. Такие часы всегда больше, чем просто механизм, показывающий точное время. Они показывает еще и статус владельца, и, конечно же, его вкус.

Современные высококлассные механические часы, если делать профилактику каждые два-три года, могут безупречно прослужить своему хозяину многие десятилетия. Впрочем, ни один человек не в состоянии носить любимые часы до конца срока их годности – а это более 250 лет…

Ещё о Германия