Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Как попасть на «Самоходъ»?

Дата: 29.09.2009
Автор: ТИМОФЕЕВ Юрий
Регион: Ярославская область

Статистика утверждает, что самым популярным туристическим маршрутом в Центральной России в последние годы стали два небольших верхневолжских города – Углич и Мышкин. Удивляться тут нечему: два с лишним десятка музеев «на двоих», последовательное и продуманное развитие туристической отрасли, грамотная PR-политика на туристическом рынке, особенно в области событийного туризма, наконец, небольшая удаленность от Москвы – до Углича 220 км, до Мышкина – еще 35.

Одно из самых заметных событий – фестиваль ретро-автомобилей «Мышкинскiй самоходъ», который прошел уже в одиннадцатый раз и традиционно завершил летний туристический сезон. Конечно, подобных фестивалей и смотров в больших городах проводится немало, но старинные «эмки», «полуторки», «виллисы» и прочие редкости явно не согласуются с ритмами жизни и внешним обликом мегаполисов, в шеститысячном же Мышкине, с его хорошо сохранившейся малоэтажной жилой исторической застройкой, «автоветераны» смотрятся на редкость естественно и органично.

Проводится «Самоходъ» на базе Музея уникальной техники, входящего в комплекс народного музея. Коллекция его включает несколько десятков экспонатов весьма широкого спектра – от локомобиля и речного катера до зенитки, но основу его составляют именно машины былых времен. Законы же хранения коллекции требуют показа экспонатов в движении хотя бы один раз в год.

В последние годы каждый «Самоходъ» имеет оригинальную собственную тему – нынешний был посвящен 65-летию знаменитого грузовика ЗИС 5В, прозванный на фронте «ЗаХаром» («За характер»). Количество участников фестиваля по сравнению с прошлым годом выросло вдвое и достигло почти семи десятков. Бескорыстные наследники несравненного Адама Козлевича прибыли в Мышкин из Москвы, Твери, Владимира, Костромы, Сергиева Посада и многих других городов и показали экспонаты, о которых давно мечтают государственные музеи – знаменитую «эмку» 1937 года выпуска (она же – «черный ворон»), «пузатый» пассажирский автобус Курганского автозавода («кавзик») выпуска 1958 года, короля самосвалов 60-70-х годов ЗИЛ-ММЗ-585, сельскую пожарную машину образца 1950-х годов АЦУП (автоцистерна упрощенная). Не отстали и «заморские» гости – «линкольн» образца 1971 года, «Опель-Конкорд» 1969 года выпуска – одна из первых иномарок в Ярославской области. Возможно, в ближайшие годы ряд мышкинских редкостей пополнит музей старинной речной техники, под который уже выделено место на берегу Волги.

От недостатка зрителей «Самоходъ» не страдает, в нынешнем году их ряды пополнили пассажиры с туристических теплоходов, которым явно предпочитали старую технику «обязательной» экскурсионной программе. Однако мышкинские гостиницы и гостевые дома в дни фестиваля были заполнены едва наполовину. И дело не только в том, что «событийные» туры – с посещением «Самохода» – организует сравнительно небольшое число турфирм. И не в том, что специальных сувениров «Самохода» – от рекламных буклетов до видеофильмов – в Мышкине, не говоря уже про крупные города, не найти. Большинство зрителей на «Самоходе» – «дикари», иначе говоря, неорганизованные туристы из числа «фанатов» ретро-техники, главным образом из Москвы. Но им в Мышкин добраться трудно.

Прямых автобусов из Мышкина в Москву, как и некогда очень развитого речного сообщения (из Мышкина и Углича, например, было легко добраться до Дубны, а оттуда электричкой до Москвы) давно не существует. Много лет назад отменен и ежедневный поезд до Углича с Савеловского вокзала. Можно, конечно, доехать утренней электричкой до Савёлова, а там пересесть на поезд до Углича, но его нередко отменяют «по техническим» причинам, а в курсирующий три раза в неделю с Белорусского вокзала прицепной вагон до Углича билеты, особенно в разгар сезона, купить очень трудно. С центрального же автовокзала до Углича следует один автобус в день (в воскресенье и понедельник, явно «нетуристические дни», к нему добавляется еще один). Прибывает он в Углич уже после того, как уходит последний автобус на Мышкин, потому фанаты «Самохода», заполнившие накануне вечером почти половину московского автобуса, в вечер накануне фестиваля добраться до Мышкина так и не смогли. О качестве дороги (через Сергиев Посад, Нагорье и Ильинский поворот) и говорить не приходится – сами водители называют ее «стиральной доской». Об организации же специализированных рейсов на тот же «Самоходъ» и другие заметные в угличско-мышкинском календаре туристические праздники (а маршрут на них мог бы пролечь по другой трассе, через Ростов Великий, Борисоглебск и Николо-Улейменский монастырь) похоже, никто не задумывается.

Говорят, настоящий туризм начинается в регионе тогда, когда все ведомства – от музейных работников и турфирм до транспортников и милиции – работают в одной «упряжке». Но похоже на угличско-мышкинском направлении такую «упряжку» запрягут еще не скоро.

Ещё о Ярославская область