Как попасть на «Самоходъ»?
Дата: 29.09.2009
Автор: ТИМОФЕЕВ Юрий
Регион:
Ярославская область
Статистика утверждает, что самым популярным туристическим маршрутом в Центральной России в последние годы стали два небольших верхневолжских города – Углич и Мышкин. Удивляться тут нечему: два с лишним десятка музеев «на двоих», последовательное и продуманное развитие туристической отрасли, грамотная PR-политика на туристическом рынке, особенно в области событийного туризма, наконец, небольшая удаленность от Москвы – до Углича 220 км, до Мышкина – еще 35.
Одно из самых заметных событий – фестиваль ретро-автомобилей «Мышкинскiй самоходъ», который прошел уже в одиннадцатый раз и традиционно завершил летний туристический сезон. Конечно, подобных фестивалей и смотров в больших городах проводится немало, но старинные «эмки», «полуторки», «виллисы» и прочие редкости явно не согласуются с ритмами жизни и внешним обликом мегаполисов, в шеститысячном же Мышкине, с его хорошо сохранившейся малоэтажной жилой исторической застройкой, «автоветераны» смотрятся на редкость естественно и органично.
Проводится «Самоходъ» на базе Музея уникальной техники, входящего в комплекс народного музея. Коллекция его включает несколько десятков экспонатов весьма широкого спектра – от локомобиля и речного катера до зенитки, но основу его составляют именно машины былых времен. Законы же хранения коллекции требуют показа экспонатов в движении хотя бы один раз в год.
В последние годы каждый «Самоходъ» имеет оригинальную собственную тему – нынешний был посвящен 65-летию знаменитого грузовика ЗИС 5В, прозванный на фронте «ЗаХаром» («За характер»). Количество участников фестиваля по сравнению с прошлым годом выросло вдвое и достигло почти семи десятков. Бескорыстные наследники несравненного Адама Козлевича прибыли в Мышкин из Москвы, Твери, Владимира, Костромы, Сергиева Посада и многих других городов и показали экспонаты, о которых давно мечтают государственные музеи – знаменитую «эмку» 1937 года выпуска (она же – «черный ворон»), «пузатый» пассажирский автобус Курганского автозавода («кавзик») выпуска 1958 года, короля самосвалов 60-70-х годов ЗИЛ-ММЗ-585, сельскую пожарную машину образца 1950-х годов АЦУП (автоцистерна упрощенная). Не отстали и «заморские» гости – «линкольн» образца 1971 года, «Опель-Конкорд» 1969 года выпуска – одна из первых иномарок в Ярославской области. Возможно, в ближайшие годы ряд мышкинских редкостей пополнит музей старинной речной техники, под который уже выделено место на берегу Волги.
От недостатка зрителей «Самоходъ» не страдает, в нынешнем году их ряды пополнили пассажиры с туристических теплоходов, которым явно предпочитали старую технику «обязательной» экскурсионной программе. Однако мышкинские гостиницы и гостевые дома в дни фестиваля были заполнены едва наполовину. И дело не только в том, что «событийные» туры – с посещением «Самохода» – организует сравнительно небольшое число турфирм. И не в том, что специальных сувениров «Самохода» – от рекламных буклетов до видеофильмов – в Мышкине, не говоря уже про крупные города, не найти. Большинство зрителей на «Самоходе» – «дикари», иначе говоря, неорганизованные туристы из числа «фанатов» ретро-техники, главным образом из Москвы. Но им в Мышкин добраться трудно.
Прямых автобусов из Мышкина в Москву, как и некогда очень развитого речного сообщения (из Мышкина и Углича, например, было легко добраться до Дубны, а оттуда электричкой до Москвы) давно не существует. Много лет назад отменен и ежедневный поезд до Углича с Савеловского вокзала. Можно, конечно, доехать утренней электричкой до Савёлова, а там пересесть на поезд до Углича, но его нередко отменяют «по техническим» причинам, а в курсирующий три раза в неделю с Белорусского вокзала прицепной вагон до Углича билеты, особенно в разгар сезона, купить очень трудно. С центрального же автовокзала до Углича следует один автобус в день (в воскресенье и понедельник, явно «нетуристические дни», к нему добавляется еще один). Прибывает он в Углич уже после того, как уходит последний автобус на Мышкин, потому фанаты «Самохода», заполнившие накануне вечером почти половину московского автобуса, в вечер накануне фестиваля добраться до Мышкина так и не смогли. О качестве дороги (через Сергиев Посад, Нагорье и Ильинский поворот) и говорить не приходится – сами водители называют ее «стиральной доской». Об организации же специализированных рейсов на тот же «Самоходъ» и другие заметные в угличско-мышкинском календаре туристические праздники (а маршрут на них мог бы пролечь по другой трассе, через Ростов Великий, Борисоглебск и Николо-Улейменский монастырь) похоже, никто не задумывается.
Говорят, настоящий туризм начинается в регионе тогда, когда все ведомства – от музейных работников и турфирм до транспортников и милиции – работают в одной «упряжке». Но похоже на угличско-мышкинском направлении такую «упряжку» запрягут еще не скоро.
Ещё о Ярославская область
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»