Коломна – Кремль, коммуналка, Веничка…
Дата: 09.12.2011
Автор: ТИМОФЕЕВ Юрий
Регион:
Московская область
Во многих городах самоцветный, по меткому выражению Михаила Булгакова, коммунальный советский быт становится объектом музейного показа, и многими его реликвиями уже мало кого удивишь. Но подмосковная Коломна, особенно в последние годы, привыкла именно удивлять – даже самых бывалых. Не стал исключением и первый день зимы, в который, с недавних пор, отмечается праздник художников-авангардистов. На углу главной площади города и улицы Октябрьской революции, в не слишком приметном, построенном еще в позапрошлом веке двухэтажном доме (фото), открылся музей-мастерская «Арткоммуналка» – своеобразный мультикультурный комплекс нового поколения.
Прежде всего, это весьма представительный и колоритный музей советского быта, открытый «под кожей» реально существовавшей и практически не подвергшейся перепланировке коммунальной квартиры – в ней жили когда-то шесть семей. От большинства своих собратьев «Арткомуналка» отличается тем, что сознательно, последовательно и «многомерно» воздействует на все органы чувств посетителя.
Можно увидеть комнатушку провинциальной барышни (фото) начала 60-х с непременными фотографиями кино– и эстрадных кумиров (коммуналка восстановлена по данным на 1962 год) – от Эдиты Пьехи до Юрия Яковлева в образе лихого поручика Ржевского. Можно послушать кумиров, например, молодого Муслима Магомаева, на сипловатой радиоле.
Потрогать многие коммунальные реликвии давно минувших дней – от коньков, мечты каждого мальчишки (фото), до разместившейся в ванной-туалете фотолаборатории с висящими на бельевой веревке только что напечатанными карточками.
Вдохнуть ароматы настоящей коммунальной кухни – тесно, темно, душно, зато какой вид из окон (фото) на главную площадь города с памятником «вождю» и храмом Иоанна Богослова! В 1962-м в соборе «проживал», по меткому выражению современного классика, «пупоприпупо» – пункт по приему пустой посуды.
Но что толку смотреть, почему бы не попробовать блюда, которые когда-то готовились на этих плитах и примусах – например, сосиски «под аккомпанемент» нарезанного лука и томатного сока в бессмертном граненом стакане (фото)? Один из создателей «Арткоммуналки» определил ее так: это – «актуальное искусство на коммунальной кухне 60-х, приправленное уксусом и горчицей и залитое индийским чаем «со слоном», рождающее жаркие споры под звуки советской радиолы».
А в это время «голос за сценой» читает какие-то удивительно знакомые тексты... Принадлежат они самому бесприютному русскому писателю второй половины ХХ века – Венедикту Ерофееву. «Арткоммуналка» – своеобразное культурное приношение ему. Кем он только не работал: истопником, приемщиком стеклопосуды, библиотекарем и даже лаборантом в паразитологической экспедиции. А с сентября 1962-го по апрель 1963 года изгнанный из очередного вуза Веничка вкалывал помощником грузчика в винном отделе находившегося на первом этаже продовольственного магазина «Огонек» – его рабочее место размещалось за крайним левым окном (посмотрите на фото дома, где открылся музей).
Магазин был известен в те времена под названием «Три поросенка» – по фигуркам из папье-маше, украшавшим витрину. Свинина существовала в тогдашней Коломне только в таком виде. Напротив магазина гордо высились стены и башни Коломенского кремля, построенного в начале XVI века. «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел». Может быть, именно там будущему автору поэмы «Москва – Петушки» пришел в голову ее знаменитый зачин?
Приношение Веничке началось с представления посвященного Ерофееву очередного номера журнала «коломенского общества любителей вольных прогулок» «Околоколомна», одного из лучших современных краеведческих периодических изданий. «Ерофеев, – подчеркнул создатель «Околоколомны» Игорь Сорокин, – это крик души о праве человека быть другим, особенно если человек этот одаренный, творческий и у него ранимая, сверчувствительная душа и редкий дар воспринимать мир иначе».
Уникальность «Арткоммуналки» еще и в том, что она – не только музей, но и мастерская. При ней имеется небольшой пансион, в котором могут жить от одного до трех художников. По окончании срока проживания (от 1 до 3 месяцев) они должны будут устроить в помещении музея выставку и часть произведений передать ему в дар. Первую выставку в «Арткоммуналке» открыл известный художник-акционист Миша Ле Жень. Так «Арткоммуналка» будет постепенно превращаться и в оригинальную художественную галерею.
«Мы надеемся, – говорит представитель некоммерческого партнерства «Город-музей», одна из создательниц знаменитого музея пастилы Наталья Никитина, – что «Арткоммуналка» со временем станет не только весьма посещаемым объектом музейного показа, но и просветительским центром, который будет учить понимать современное искусство».
Ещё о Московская область
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»