Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Коломна – Кремль, коммуналка, Веничка…

Дата: 09.12.2011
Автор: ТИМОФЕЕВ Юрий
Регион: Московская область

Во многих городах самоцветный, по меткому выражению Михаила Булгакова, коммунальный советский быт становится объектом музейного показа, и многими его реликвиями уже мало кого удивишь. Но подмосковная Коломна, особенно в последние годы, привыкла именно удивлять – даже самых бывалых. Не стал исключением и первый день зимы, в который, с недавних пор, отмечается праздник художников-авангардистов. На углу главной площади города и улицы Октябрьской революции, в не слишком приметном, построенном еще в позапрошлом веке двухэтажном доме (фото), открылся музей-мастерская «Арткоммуналка» – своеобразный мультикультурный комплекс нового поколения.

Прежде всего, это весьма представительный и колоритный музей советского быта, открытый «под кожей» реально существовавшей и практически не подвергшейся перепланировке коммунальной квартиры – в ней жили когда-то шесть семей. От большинства своих собратьев «Арткомуналка» отличается тем, что сознательно, последовательно и «многомерно» воздействует на все органы чувств посетителя.

Можно увидеть комнатушку провинциальной барышни (фото) начала 60-х с непременными фотографиями кино– и эстрадных кумиров (коммуналка восстановлена по данным на 1962 год) – от Эдиты Пьехи до Юрия Яковлева в образе лихого поручика Ржевского. Можно послушать кумиров, например, молодого Муслима Магомаева, на сипловатой радиоле.

Потрогать многие коммунальные реликвии давно минувших дней – от коньков, мечты каждого мальчишки (фото), до разместившейся в ванной-туалете фотолаборатории с висящими на бельевой веревке только что напечатанными карточками.

Вдохнуть ароматы настоящей коммунальной кухни – тесно, темно, душно, зато какой вид из окон (фото) на главную площадь города с памятником «вождю» и храмом Иоанна Богослова! В 1962-м в соборе «проживал», по меткому выражению современного классика, «пупоприпупо» – пункт по приему пустой посуды.

Но что толку смотреть, почему бы не попробовать блюда, которые когда-то готовились на этих плитах и примусах – например, сосиски «под аккомпанемент» нарезанного лука и томатного сока в бессмертном граненом стакане (фото)? Один из создателей «Арткоммуналки» определил ее так: это – «актуальное искусство на коммунальной кухне 60-х, приправленное уксусом и горчицей и залитое индийским чаем «со слоном», рождающее жаркие споры под звуки советской радиолы».

А в это время «голос за сценой» читает какие-то удивительно знакомые тексты... Принадлежат они самому бесприютному русскому писателю второй половины ХХ века – Венедикту Ерофееву. «Арткоммуналка» – своеобразное культурное приношение ему. Кем он только не работал: истопником, приемщиком стеклопосуды, библиотекарем и даже лаборантом в паразитологической экспедиции. А с сентября 1962-го по апрель 1963 года изгнанный из очередного вуза Веничка вкалывал помощником грузчика в винном отделе находившегося на первом этаже продовольственного магазина «Огонек» – его рабочее место размещалось за крайним левым окном (посмотрите на фото дома, где открылся музей).

Магазин был известен в те времена под названием «Три поросенка» – по фигуркам из папье-маше, украшавшим витрину. Свинина существовала в тогдашней Коломне только в таком виде. Напротив магазина гордо высились стены и башни Коломенского кремля, построенного в начале XVI века. «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел». Может быть, именно там будущему автору поэмы «Москва – Петушки» пришел в голову ее знаменитый зачин?

Приношение Веничке началось с представления посвященного Ерофееву очередного номера журнала «коломенского общества любителей вольных прогулок» «Околоколомна», одного из лучших современных краеведческих периодических изданий. «Ерофеев, – подчеркнул создатель «Околоколомны» Игорь Сорокин, – это крик души о праве человека быть другим, особенно если человек этот одаренный, творческий и у него ранимая, сверчувствительная душа и редкий дар воспринимать мир иначе».

Уникальность «Арткоммуналки» еще и в том, что она – не только музей, но и мастерская. При ней имеется небольшой пансион, в котором могут жить от одного до трех художников. По окончании срока проживания (от 1 до 3 месяцев) они должны будут устроить в помещении музея выставку и часть произведений передать ему в дар. Первую выставку в «Арткоммуналке» открыл известный художник-акционист Миша Ле Жень. Так «Арткоммуналка» будет постепенно превращаться и в оригинальную художественную галерею.

«Мы надеемся, – говорит представитель некоммерческого партнерства «Город-музей», одна из создательниц знаменитого музея пастилы Наталья Никитина, – что «Арткоммуналка» со временем станет не только весьма посещаемым объектом музейного показа, но и просветительским центром, который будет учить понимать современное искусство».

Ещё о Московская область