Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«И стояла их церковь такая, что словно приснилась…»

Дата: 18.10.2011
Автор: ТИМОФЕЕВ Юрий
Регион: Москва

На прошлой неделе, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, завершились продолжавшиеся четыре месяца торжества, посвященные юбилею Покровского, что на рву, собора, более известного urbi e orbi (граду и миру) как храм Василия Блаженного. Ему – 450 лет. И, кажется, за годы эти сказано о нем все, что можно сказать. Однако после завершения очередного реставрационного цикла храм предстал таким, каким его прежде и не видывали.

Многим ли, например, известно, что Василий Блаженный – один из немногих памятников, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, у которых точно известен «день рождения»? В шатре главного храма есть надпись, которая гласит, что строительство завершено 12 июня 1561 года. Более точен во времени разве что пражский Карлов мост, у него известны не только год, месяц и число, но даже время начала строительства. Если прежде «день рождения» Покровского собора был датой «внутренней», неофициальной, то с нынешнего года она обрела статус официального «красного дня» музейного календаря.

Праздновать его, в числе прочего, необходимо еще и потому, что собор несколько раз был на волосок от гибели. Храм Василия Блаженного, по меткому замечанию Дмитрия Лихачева, оказался своего рода символом русского характера. Храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдешь внутрь – так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки. Эдакий пестро одетый Иванушка-дурачок русского зодчества, чудом выживающий при самых неблагоприятных обстоятельствах. Император Наполеон перед отступлением повелел взорвать русское архитектурное диво, но – припустивший дождь загасил фитили. Через сто с лишком лет Петр Дмитриевич Барановский, архитектор и реставратор, ринулся защищать храм от ополчившегося на творение Бармы и Посника Иосифа Сталина. Как сказочный герой против Змея Горыныча. И, будто бы, сам Сталин сказал Кагановичу, резво смахнувшему храм Василия Блаженного с макета Красной площади и мечтавшего смахнуть его и в реальности ради «миллионных демонстраций трудящихся»: «Лазарь, поставь на место!». Барановский получил тогда вполне осязаемое наказание – ссылку. В отличие от якобы ослепленных по приказу Ивана Грозного зодчих. Легенда эта блистательно опоэтизирована Дмитрием Кедриным, но ничего подобного в реальности не было, что доказал еще Карамзин.

У любого из нас Василий Блаженный ассоциируется с яркой, причудливой, необыкновенной раскраской стен и куполов. Но почти никто не знает о том, что в день своего рождения совсем другими были и сам храм Покрова на рву (фото), и его столь привычное нам окружение.

Строгой, темно-красной с белым и никакого цветного узорочья на куполах, символизирующего «небесный Иерусалим», была окраска стен храма – не до буйства ярких красок было русским людям в XVI веке. Не было знаменитой ныне «падающей» шатровой колокольни. Не было и пристроенного четверть века спустя придельного храмика над могилой того, чье «неформальное» имя впоследствии получил храм – московского юродивого Василия Блаженного. Да и широко опоясывавшая роскошный «букет» храмов галерея была тогда открытой. А с южной стороны разевал гигантскую пасть глубокий, засыпанный только в 1817 году Алевизов ров. По нему, а также во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого была освящена главная из девяти вставших на едином основании церквей (они образуют в плане большой и малый кресты), и получил храм официальное имя. Он похож на огромный букет цветов, растущий из одного «горшка». Именно этим Василий Блаженный коренным образом отличается от классически крестово-купольного петербургского Спаса на Крови, с которым его часто и совершенно неправомерно сравнивают.

До самого последнего времени далеко не все «клетушки-церквушки» были доступны для посещения. К июню нынешнего года завершились реставрационные работы в двух церквях – Варлаама Хутынского и Входа Господня в Иерусалим, а к октябрю – в церкви Григория Армянского, просветителя и первого епископа Армении. И теперь весь «куст» храмов с восстановленными иконостасами впервые можно обойти по периметру.

Кроме того, были вскрыты фундаменты первоначальной звонницы и церквей, перенесенных в 1670-х годах к Покровскому собору с Красной площади – со временем и они будут открыты для показа. Понижен до уровня XVI века культурный слой вокруг собора. В арочных проемах внутренней галереи установлены сплошные стекла, создающие видимость открытого пространства.

А самое главное... Во всех СМИ заговорили вдруг об открытых для посещения неких «подземельях» храма Василия Блаженного. «Да нет здесь и никогда не было никаких подземелий, – пояснила RATA-news заведующая структурным подразделением Исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарычева. – Геология не позволяет. А то, что не очень удачно назвали подземельем, так это просто нижний ярус памятника – подклет».

Подклет, куда ведет потайная лестница (фото) из Покровской церкви и где одно время хранилась государева казна, как и весь храм, имеет весьма сложную конфигурацию – множество небольших помещений разной формы, соединенных между собой переходами.

Раньше в южную и восточную части подклета посетителей не пускали. Сейчас здесь расположилась новая экспозиция, посвященная истории строительства собора.

Самый интересный участок подклета расположен в восточной части храма, под церковью Троицы (фото). К 350-летию собора, сто лет назад, интерьер его оформили в модном тогда стиле модерн – все стены снизу доверху покрывает стилизованный растительный орнамент в духе XVII века.

К юбилею собора приурочили и событие, которое обещает стать традиционным и весьма заметным в московском туристическом календаре. Речь идет о первом Международном хоровом фестивале, в котором принимают участие весьма известные коллективы из Москвы, Нижнего Новгорода, Крыма, Германии и США. Концерты проходили в Парадных сенях Исторического музея и Мраморном холле бывшего здания Городской думы, в котором когда-то «проживал» музей Ленина.

Реставрация храма Василия Блаженного продолжается с перерывами уже больше ста лет, и, как признают историки, конца ей не предвидится – в ближайшее время начинаются исследования находящейся с южной стороны храма подпорной стенки, на месте бывшего рва. А значит, сюрпризы и открытия еще будут.

Ещё о Москва