«И стояла их церковь такая, что словно приснилась…»
Дата: 18.10.2011
Автор: ТИМОФЕЕВ Юрий
Регион:
Москва
На прошлой неделе, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, завершились продолжавшиеся четыре месяца торжества, посвященные юбилею Покровского, что на рву, собора, более известного urbi e orbi (граду и миру) как храм Василия Блаженного. Ему – 450 лет. И, кажется, за годы эти сказано о нем все, что можно сказать. Однако после завершения очередного реставрационного цикла храм предстал таким, каким его прежде и не видывали.
Многим ли, например, известно, что Василий Блаженный – один из немногих памятников, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, у которых точно известен «день рождения»? В шатре главного храма есть надпись, которая гласит, что строительство завершено 12 июня 1561 года. Более точен во времени разве что пражский Карлов мост, у него известны не только год, месяц и число, но даже время начала строительства. Если прежде «день рождения» Покровского собора был датой «внутренней», неофициальной, то с нынешнего года она обрела статус официального «красного дня» музейного календаря.
Праздновать его, в числе прочего, необходимо еще и потому, что собор несколько раз был на волосок от гибели. Храм Василия Блаженного, по меткому замечанию Дмитрия Лихачева, оказался своего рода символом русского характера. Храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдешь внутрь – так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки. Эдакий пестро одетый Иванушка-дурачок русского зодчества, чудом выживающий при самых неблагоприятных обстоятельствах. Император Наполеон перед отступлением повелел взорвать русское архитектурное диво, но – припустивший дождь загасил фитили. Через сто с лишком лет Петр Дмитриевич Барановский, архитектор и реставратор, ринулся защищать храм от ополчившегося на творение Бармы и Посника Иосифа Сталина. Как сказочный герой против Змея Горыныча. И, будто бы, сам Сталин сказал Кагановичу, резво смахнувшему храм Василия Блаженного с макета Красной площади и мечтавшего смахнуть его и в реальности ради «миллионных демонстраций трудящихся»: «Лазарь, поставь на место!». Барановский получил тогда вполне осязаемое наказание – ссылку. В отличие от якобы ослепленных по приказу Ивана Грозного зодчих. Легенда эта блистательно опоэтизирована Дмитрием Кедриным, но ничего подобного в реальности не было, что доказал еще Карамзин.
У любого из нас Василий Блаженный ассоциируется с яркой, причудливой, необыкновенной раскраской стен и куполов. Но почти никто не знает о том, что в день своего рождения совсем другими были и сам храм Покрова на рву (фото), и его столь привычное нам окружение.
Строгой, темно-красной с белым и никакого цветного узорочья на куполах, символизирующего «небесный Иерусалим», была окраска стен храма – не до буйства ярких красок было русским людям в XVI веке. Не было знаменитой ныне «падающей» шатровой колокольни. Не было и пристроенного четверть века спустя придельного храмика над могилой того, чье «неформальное» имя впоследствии получил храм – московского юродивого Василия Блаженного. Да и широко опоясывавшая роскошный «букет» храмов галерея была тогда открытой. А с южной стороны разевал гигантскую пасть глубокий, засыпанный только в 1817 году Алевизов ров. По нему, а также во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого была освящена главная из девяти вставших на едином основании церквей (они образуют в плане большой и малый кресты), и получил храм официальное имя. Он похож на огромный букет цветов, растущий из одного «горшка». Именно этим Василий Блаженный коренным образом отличается от классически крестово-купольного петербургского Спаса на Крови, с которым его часто и совершенно неправомерно сравнивают.
До самого последнего времени далеко не все «клетушки-церквушки» были доступны для посещения. К июню нынешнего года завершились реставрационные работы в двух церквях – Варлаама Хутынского и Входа Господня в Иерусалим, а к октябрю – в церкви Григория Армянского, просветителя и первого епископа Армении. И теперь весь «куст» храмов с восстановленными иконостасами впервые можно обойти по периметру.
Кроме того, были вскрыты фундаменты первоначальной звонницы и церквей, перенесенных в 1670-х годах к Покровскому собору с Красной площади – со временем и они будут открыты для показа. Понижен до уровня XVI века культурный слой вокруг собора. В арочных проемах внутренней галереи установлены сплошные стекла, создающие видимость открытого пространства.
А самое главное... Во всех СМИ заговорили вдруг об открытых для посещения неких «подземельях» храма Василия Блаженного. «Да нет здесь и никогда не было никаких подземелий, – пояснила RATA-news заведующая структурным подразделением Исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарычева. – Геология не позволяет. А то, что не очень удачно назвали подземельем, так это просто нижний ярус памятника – подклет».
Подклет, куда ведет потайная лестница (фото) из Покровской церкви и где одно время хранилась государева казна, как и весь храм, имеет весьма сложную конфигурацию – множество небольших помещений разной формы, соединенных между собой переходами.
Раньше в южную и восточную части подклета посетителей не пускали. Сейчас здесь расположилась новая экспозиция, посвященная истории строительства собора.
Самый интересный участок подклета расположен в восточной части храма, под церковью Троицы (фото). К 350-летию собора, сто лет назад, интерьер его оформили в модном тогда стиле модерн – все стены снизу доверху покрывает стилизованный растительный орнамент в духе XVII века.
К юбилею собора приурочили и событие, которое обещает стать традиционным и весьма заметным в московском туристическом календаре. Речь идет о первом Международном хоровом фестивале, в котором принимают участие весьма известные коллективы из Москвы, Нижнего Новгорода, Крыма, Германии и США. Концерты проходили в Парадных сенях Исторического музея и Мраморном холле бывшего здания Городской думы, в котором когда-то «проживал» музей Ленина.
Реставрация храма Василия Блаженного продолжается с перерывами уже больше ста лет, и, как признают историки, конца ей не предвидится – в ближайшее время начинаются исследования находящейся с южной стороны храма подпорной стенки, на месте бывшего рва. А значит, сюрпризы и открытия еще будут.
Ещё о Москва
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»