Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Берлинская стена: четверть века небытия

Дата: 14.03.2012
Автор: ГОЛУБЕВА Кристина
Страна: Германия

Самая известная, после Великой китайской, стена в мире пала 11 ноября 1989 года – более 22 лет назад. За это время успело смениться целое поколение. Некоторые молодые германские бизнесмены даже не застали этот период – поскольку родились уже после разрушения стены. Однако помнят родители и вздрагивают при воспоминании о «полосе отчуждения» ветераны Второй мировой, дожившие до наших дней… И город тоже помнит.

Берлин сложно назвать красивым, но он, бесспорно, очень притягателен – отчасти именно напоминаниями о «делах давно минувших дней», которые здесь на каждом шагу. Удивительный симбиоз ожившей истории и стремительного прогресса придает городу неповторимый облик, выделяя его в череде европейских столиц.

И в пресс-туре, организованном по инициативе отеля Marriott Berlin для российских журналистов, история хоть и не была связана с целью визита, все равно была неотъемлемой частью всех экскурсий.

Одной ногой на востоке, другой на западе – разделенный некогда город стал олицетворением объединяющейся Европы. В Берлине порядка 4 млн. жителей, из которых около 500 тыс. – иностранные подданные более чем 180 национальностей. Многие живут в этнических кварталах, где на улицах – сплошь национальная одежда и вывески на «своем» языке. Неудивительно, что за несколько дней поездки создалось впечатление о посещении целого ряда стран.

«Знаковые» места столицы Германии описывать можно долго, да и неблагодарное это дело. Так что расскажем лишь о тех, не посетить которые – значит не увидеть Берлина…

Первая из них – сама Берлинская стена, вернее, ее остатки. И хотя разукрашенные граффити бетонные блоки – своего рода «мемориал» стене – расположены лишь в нескольких районах, памятная линия тянется по асфальту практически через весь город. Где-то она нарисована, а где-то выложена кирпичами, камнями или даже мемориальными табличками.

 

Кстати, на Потсдамской площади, где стоит «солдат» в немецкой форме, можно поставить в паспорт специальный штамп о «пересечении границы между Западным и Восточным Берлином». Желающих находится немало…

Впрочем, некогда трагичная страница истории сейчас уже вызывает, скорее, легкую грусть и сожаление о том, что она в принципе была. А порой и служит предметом для шуток: в восточной части Берлина, то есть на территории бывшей ГДР, установлен памятник-пародия «Падение берлинской пожарной бригады» (фото).

 

Второе поистине удивительное место – Музейный остров, обосновавшийся между двумя «рукавами» реки Шпрее. Музей Бодо, Старый музей, Новый музей, Национальный музей и Пергамский музей – рай для любителей истории. Последний построен специально для архитектурных памятников, таких как вавилонские ворота богини Иштар и рыночные ворота города Милета. Ну, а самый удивительный экспонат – величественный пергамский алтарь. Пергам или Пергамон – античный город на побережье Малой Азии, основанный в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. По уровню развития, техники и культуры достиг небывалого для того времени расцвета. В музее можно увидеть и трехмерную круговую панораму, изображающую город в период своего «золотого века».

Целая коллекция архитектурных шедевров Берлина, современных по соседству со старинными, расположилась в районе Александрплатц. Например, совсем рядом с берлинской Ратушей, построенной в 1869 году и с 1991 года являющейся резиденцией правящего бургомистра, возвышается телебашня Фернзетурм (фото), с которой открывается фантастический вид на Берлин.

 

Панорама особенно завораживает в вечернее время, когда с огромной высоты можно любоваться паутиной сияющих огней, которые тянутся на много километров в любом направлении.

Фернзетурм – второе по высоте здание Европы (опередила ее только московская телебашня). Внутри стального семиэтажного шара на высоте 203 м расположена смотровая площадка. Есть здесь и телекафе на 200 мест на вращающемся диске, который совершает полный оборот за полчаса. Тем не менее, берлинцы не испытывают особого пиетета перед башней и зачастую фамильярно называют ее «спаржей».

Неподалеку находятся «Часы всемирного времени», установленные в 1969 году в ходе социалистической перестройки Александрплатц и являющиеся излюбленным местом встреч.

Знакомство с городом не будет состоявшимся без посещения магазина сладостей Fassbender&Rausch на Жандарменмаркт. Он похож на музей – в зале выставлены миниатюрные копии достопримечательностей Берлина, изготовленные из шоколада.

 

 

А на втором этаже – кафе, где, по словам местных жителей, абсолютно все блюда обязательно содержат шоколад или какао в том или ином виде. Говорят, особенно вкусен томатный суп с петрушкой и шоколадом. Но имейте в виду – в вечернее время в кафе придется ждать места не менее получаса.

Завершающим штрихом экскурсионной программы для журналистов стала поездка в Потстдам, где 2 августа 1945 года главы трех держав-победительниц – СССР, США и Великобритании, подписали знаменитое соглашение о новом политическом и территориальном устройстве Германии, ее демилитаризации, выплачиваемых репарациях и судьбе немецких военных преступников.

Своеобразные, надо отметить, ощущения, когда подставляешь лицо солнцу на том самом месте, где была снята знаменитая фотография глав трех держав – ее позже напечатали чуть ли не во всех учебниках по истории. Когда потихоньку, пока не видит гид, присаживаешься на плюшевое кресло с высокой спинкой, украшенной львиными головами. Ведь в этом самом кресле, пожевывая трубку, раздумывал над соглашением Иосиф Сталин.

Впрочем, самым запоминающимся впечатлением стал сюрприз от организаторов тура – «траби-сафари» или экскурсия по Берлину на… трабантах.

 

 

Между прочим, не обязательно заказывать именно экскурсию, знаменитый «Трабант» можно просто взять в аренду и поездить на нем по городу. Несмотря на наружность «запорожца» и непрекращающееся пыхтение, шуршание и клокотание, машины эти выдержат еще не одну сотню поездок.

«Трабант» (полное название – Sachsenring Trabant) – марка восточногерманских микролитражек, производившихся народным предприятием Sachsenring Automobilwerke. В свою бытность «Трабант» считался одним из символов ГДР.

Разработка автомобиля началась в начале 50-х годов прошлого века. Первый прототип изготовлен в 1954-м. А три года спустя на заводе в Цвикау начался массовый выпуск машин, названных в честь запущенного в тот же год СССР космического спутника (по-немецки «trabant» – «спутник»).

У автомобилей довольно забавная конструкция: они не имели бензонасоса – топливо поступало в карбюратор самотеком. Бак располагался прямо под капотом, рядом с двигателем, что требовало предельной аккуратности как при заправке, так и при езде. До сих пор во всех трабантах висят таблички «курение запрещено» – береженого бог бережет…

Своеобразие машины на этом не заканчивается. Остов кузова вполне обычный, стальной, а вот навесные декоративные панели сделаны из так называемого «дуропласта» – материала на основе фенолформальдегидной смолы с наполнителем из отходов хлопкового производства, так называемый «хлопок третьей категории». Странное конструкторское решение объяснялось попытками сэкономить стальной лист, бывший в те годы в дефиците.

В результате автомобиль весил всего 620 кг и при правильной эксплуатации был малоуязвим для коррозии. Кроме того, это давало массу возможностей для смены дизайна, ведь пластиковые панели обходились намного дешевле, чем металлические кузовные детали.

Впрочем, дизайнерам не дали развернуться в полную силу, поскольку к 1991 году выпуск машин был прекращен. Тем не менее, трабанты, которые удалось сохранить, по-прежнему находятся в прекрасном состоянии и вовсю катают туристов по улицам Берлина. При этом машины настолько нехарактерны для наших дней, что проехаться по городу и ни стать при этом «звездой» интернета малореально. Стоит трабанту появиться на дороге, пешеходы все как один вытаскивают фотоаппараты, мобильные телефоны и начинают сверкать вспышками. Еще бы, такой раритет, который к своим преклонным годам еще и на удивление резво передвигается.

Наши дамы-водители, впервые севшие за руль подобного агрегата, признались, что получили весьма необычный опыт. Зато по итогам такого тест-драйва путь на «Формулу 1» наверняка открыт – после вождения трабанта без предварительной подготовки уже ничего не страшно.

Ещё о Германия