Агенство P-Arch познакомило туроператоров с «новой» Москвой
Дата: 23.07.2012
Автор: СТАВЦЕВА Светлана
Регион:
Москва
Коммуникационное агентство P-Arch совместно с Российским союзом туриндустрии провели экскурсию по современной архитектуре Москвы для столичных компаний, принимающих как «обычных» туристов, российских и иностранных, так и деловых. Программа включала «избранное» сразу двух экскурсионных программ агентства – «Москва XXI век» с самыми яркими образцами столичной архитектурной мысли и «Новые чудеса и причуды Москвы», в которую традиционно входят самые спорные, часто просто нелепые здания.
Группа в 40 человек была набрана в рекордные сроки. В надежде на «лишний билетик» на экскурсию пришли еще несколько человек, но отказавшихся, несмотря на 30-градусную жару, практически не было. Так что сомневаться в актуальности заявленной темы не приходится: Р-Arch попало в яблочко, заполняя гигантский вакуум в нашем представлении о современной Москве.
Такие экскурсии – настоящий глоток свежей воды для турфирм, которым хочется разнообразить поднадоевший всем набор «объектов показа» в Москве. Кремль и Красную площадь, Большой театр и сталинские высотки туристы часто знают еще до приезда в столицу – по многочисленным фотографиям и проспектам. Многое из того, что показывает на своих экскурсиях агентство P-Arch, не знают, не видели и представить себе не могут даже москвичи. Это другой город, прорастающий, как трава сквозь асфальт. Не все ростки удачные, но, на мой взгляд, это лучше, чем тусклые, бездарные строения 70-х – без единой свежей мысли и хоть какой-то интересной зазубринки на фасаде. К тому же из убогих материалов. Пусть будут «неправильные», но мысли, решения и поиски, чем полное их отсутствие. Время само рассудит, кому из последних творений московской архитектуры суждено войти в историю, а кому – остаться чудачеством или вообще забыться.
Экскурсия началась в самом центре Москвы – на Цветном бульваре. На этом пятачке за последние годы появилось немало новых зданий, причем, каждое из них по-своему отражает практикуемые сейчас подходы к обновлению архитектурного облика столицы. Например, на месте знаменитого Центрального колхозного рынка, который находился между цирком Никулина и тогдашним кинотеатром «Мир», недавно построили торговый центр «Цветной». Но, в отличие от тысяч своих собратьев, усеявших улицы и районы Москвы, «Цветной» имеет не только коммерческую ценность, но и архитектурную. Изящный, с ломаной «нависающей» крышей, облицованный натуральным камнем, торговый центр мог бы вполне выступить солистом, но судьба отвела ему место в хоре, и он интеллигентно вписался в ряд соседних зданий.
На противоположной стороне бульвара совсем другой пример – знаменитая «Легенда Цветного», административно-жилое здание. Его строительство запомнилось москвичам рекламой с Наоми Кэмпбелл, будто бы купившей здесь квартиру. Увы, зданию, так беспардонно развалившемуся на целый квартал между бульваром и Трубной улицей и закрывшему холм Трубной площади, вряд ли суждено стать настоящей «легендой». Хороший, качественный материал, интересный дизайн, но очевидно, что здания слишком много для такой площади. Как минимум пара этажей – лишние, и появились они явно не по замыслу архитектора, а по требованию инвесторов. Лучше поспешим отсюда, чтобы посмотреть на более симпатичные примеры сосуществования старой и новой Москвы.
Вот офисный центр «Эрмитаж Плаза» на Садовом кольце, недалеко от Музея декоративного искусства. Или комплекс «Белая площадь» у метро «Белорусская», рядом со старообрядческим храмом Николая Чудотворца – на минимальной площади здесь расположились целых два 15-этажных и одно 6-этажное здание с подземной автостоянкой.
Причем, храм в этой комплексе выступает не простым «соседом», а организатором всего пространства – от него лучами расходятся три пешеходные зоны-улицы между зданиями. Нижние этажи «Белой площади» с самого начала планировалось отдать под кафе и рестораны – чтобы и вечером, после работы, это пространство продолжало жить. И действительно живет! Пока Белорусская площадь уже 20 лет пребывает в анабиозе-реконструкции, «Белая площадь» успела создать свой микромир, здесь уютно, сюда тянет, вечерами здесь всегда много молодежи. Вот еще замечательный пример хорошего тона и вкуса – жилой дом «Посольский» в Борисоглебском переулке, по соседству с Поварской улицей, изящным полукругом вписавшийся в старые московские дворы.
Следующая остановка – новостройки на Ходынском поле. Здесь уже чисто московский масштаб – задача не вписаться в территорию, а освоить его. Москвичей размерам не удивишь, а вот иностранцы, как рассказал директор P-Arch Александр Змеул, просто замирают от таких пространств, немыслимых для европейского города. Неудивительно, то именно здесь стоит самый длинный дом в Европе. Здесь же – грандиозный дом-ухо, или дом-парус. У него много названий, но главное, что именно он задает своей необычностью тон этому району. Еще одно оригинальное здание поблизости – Клуб ветеранов внешней разведки (офисный центр «Линкор»). Оно тоже выделяется среди других, но, сообразно своей профессиональной принадлежности, здание будто затянуто маскировочной тканью, на фасаде не видно ни окон, ни этажей. Настоящий дом-загадка. Причем, этот маскхалат можно снять и заменить любой другой «одежкой», как объясняют нам экскурсоводы. По их словам, это новый тренд, и за ним будущее.
После масштабов Ходынки нас снова ждут уютные московские переулки – Бутиковский. Молочный, так называемая «Золотая миля». Жилье и офисные здания – отличные образцы качественной современной архитектуры, вкуса и немеряных финансовых возможностей их заказчиков. Вот, например, великолепный, эстетский «Медный дом», вот фешенебельный жилой дом в Молочном переулке, 1 – с него и начиналась «Золотая миля». В каком-то смысле сама «миля» появилась случайно.
Согласно сталинскому плану реконструкции Москвы, Остоженку вообще должны были снести, а на ее месте, лучом от Дворца Советов, который планировали построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя, должен был пролегать широченный проспект – до самого университета. Дворец помешала построить война, университет построили в другом месте, и весь район был законсервирован в ожидании сноса. Нынешний Комсомольский проспект – реализованная часть проекта, его возвели к Международному фестивалю молодежи в Москве в 1956 году. В какой-то момент планировалось застроить Остоженку малоквартирными домами, но у советской власти руки до этого постоянно не доходили, а потом и самой власти не стало. Так что Остоженка и Пречистенская набережная, в отличие, например, от Фрунзенской, практически в девственном виде перекочевали из царской России в новую, капиталистическую. Первые застройщики появились здесь в 1999 году, сразу начав с домов для богатых клиентов – с хорошей инфраструктурой, с необычной планировкой, с ландшафтными садами и парками.
В остоженских переулках по соседству с древним Зачатьевским монастырем действительно очень красиво, пахнет свежими булочками из монастырской пекарни, радует изящество линий и дорогого облицовочного материала – настоящий камень и то, как дома повторяют линию улицы. Все это напоминает музей современной архитектуры, тем более что самих жильцов этих замечательных творений нигде не видно. Их отсутствие с лихвой компенсируется многочисленными будками с охранниками. Еще бы: последние годы Остоженка входит в десятку самых дорогих улиц мира и формально соседствует в рейтинге с Пятой авеню в Нью-Йорке и набережной Анатоль-Франс в Париже И, тем не менее, советую побродить здесь в свободное время – получите удовольствие! А если устанете от снобизма Остоженки, можно с Пречистенской набережной полюбоваться монументальным «Имперским домом» на противоположном берегу Москвы, на Якиманке. Простой и надежный сталинский ампир. А можно съездить на Патриаршие пруды и посмотреть на дом с громким названием «Патриарх». Это тоже очень дорогое жилье, но, в отличие от остоженского, оно не прячется в тиши садов и парков, а кричит на всю округу – я здесь самый главный, самый большой, самый богатый!
В этом доме есть все – антика, классика, московский, советский стиль. Достойное завершение эпохи 90-х годов, когда отечественные архитекторы, практически отстраненные последние 30 лет от участия в реальном деле, вынужденные проектировать железобетонные коробки, вдруг получили возможность реализовать накопленные мысли и идеи. Не у всех хватало вкуса и выдержки совладать с накопившимися эмоциями. Москва тогда наполнилась невообразимыми архитектурными монстрами, сочетавшими одновременно все веяния мировой архитектуры, пронесшиеся за это время, с непременными башенками и беседками на «голове». Вот и на «Патриархе» – вензеля, башня, колонны, античная скульптура, в том числе, например, гастарбайтера. Автор этого дома вообще большой «шутник»: еще один его дом, известный как дом-яйцо, можно увидеть недалеко от Чистых прудов на улице Машкова. Спроектированный для роддома в Вифлееме, он теперь сказочным колобком притулился на тихой московской улице.
В Москве всегда находилось место для таких чудаковатых домов. Считается даже, что это – ее изюминка. По крайней мере, иностранные туристы и специалисты, зная, что именно Москва – родина конструктивизма, здесь творили знаменитые Корбюзье и Мельников, едут сюда за новыми, неожиданными идеями, а не за нашим умением следовать общемировому тренду. А нам все-таки интереснее именно европейские архитектурные решения в московском исполнении. Сейчас, например, немало примеров оригинальной – опять же, для Москвы! – реконструкции фабричных зданий. «Красная роза» в Хамовниках или комплекс на Николоямской улице, включающий бизнес-центр «Фабрика Станиславского», жилой квартал «Одиннадцать Станиславского» и театр «Студия театрального искусства». На этом месте до революции была золотоканительная фабрика Алексеевых, потом Московский кабельный завод, а сейчас – прекрасный квартал строгих и изящных зданий, восстановленных с большой любовью и вкусом.
Все это – лишь маленькая толика того, что можно увидеть в современной Москве. Этим и занимается агентство Р-Arch. Оно разрабатывает и проводит экскурсии по архитектурной Москве, а также занимается организацией деловых программ, связанных с архитектурой и недвижимостью. Любителям архитектуры агентство известно авторскими экскурсиями под брендом «Свобода Доступа» www.svobodadostupa.ru и популярным фестивалем «Дни архитектуры в Москве» www.archidays.ru.
P-Arch также работает с частными лицами, которые интересуются архитектурой, и компаниями, заказывающими экскурсии для своих сотрудников. По словам генерального директора агентства Александра Змеула, от турфирм к ним пока приходят исключительно профессиональные, деловые группы. Так, в портфолио агентства экскурсии для Ассоциации строителей Чехии по «Москве-Сити» с посещением комплекса «Город столиц», познавательный тур для группы немецких туристов из Баварии с посещением комплекса «Башня Федерация», профессиональный тур для делегации архитекторов и конструкторов по Москве и Сочи по заказу посольства Ирландии в России, экскурсия по историческим и новым станциям Московского метрополитена для всемирно известного архитектора Фрэнка Гери.
Агентство разработало более десятка вариантов пеших и автобусных экскурсий, объединенных в несколько тематических блоков – «Архитектура 19/20 веков», «Архитектура русского авангарда», «Советская архитектура» и «Современная архитектура». Самые популярные средин них – «Новые чудеса и причуды Москвы» (самые несерьезные и странные объекты современной архитектуры), «Весь Мельников» (все московские постройки великого архитектора Константина Мельникова) и «Прекрасная эпоха модерна». Очевидно, что потенциал сотрудничества туристических компаний и агентства с таким культурным багажом огромен. P-Arch готово поделиться своими идеями на этот счет и выслушать ваши.
Ещё о Москва
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»