Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Тёмный Шварцвальд сказками богат!

Дата: 17.02.2014
Автор: БУЛГАКОВА Любовь
Страна: Германия

Город Донауэшинген в земле Баден-Вюртемберг, что на юго-западе Германии, по нашим понятиям, и не город вовсе. Так, группка прислонившихся друг к другу деревенек с совокупным населением чуть больше 20 тыс. человек. Из более или менее заметных достопримечательностей – замок князей Фюрстенберг. Этому роду город собственно и обязан своим рождением. И замок, и княжеская семья, к счастью, до сих пор здравствуют. Одна из его представительниц – Диана фон Фюрстенберг, известный модельер, президент Американского совета дизайнеров моды. Семейство Фюрстенбергов в 1913 году патронировало создание Донауэшингенского общества друзей музыки, которое является зачинщиком и организатором старейшего музыкального фестиваля. По сию пору ежегодно в сентябре, начиная с 1921 года, в город съезжаются тысячи почтенных любителей современной оркестровой музыки. Она звучит в прекрасном, специально отстроенном, концертном зале.

Баден-Вюртемберг невозможно представить без знаменитого горного массива Шварцвальд или Черного леса, если в переводе. Огромные ели и пихты, дубы и буки стоят так плотно, что света белого почти не видно – потому лес и «черный». Здесь течет главная река Германии – Рейн и берет свое начало голубой Дунай. Даже если вы ничего не знаете про Шварцвальд, то уж Белоснежка-то, рожденная братьями Гримм, наверняка знакома. Семь гномов, приютивших изгнанную злой мачеху принцессу, жили (а может и сейчас живут?) в глубине Черного леса. Здесь же стоял и домик угольщика Питера Мунка, героя сказки «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа. Рассказ о нем начинается так: «Всякий, кому случалось побывать в Шварцвальде, скажет вам, что никогда в другом месте не увидишь таких высоких и могучих елей, нигде больше не встретишь таких рослых и сильных людей. Кажется, будто самый воздух, пропитанный солнцем и смолой, сделал обитателей Шварцвальда непохожими на их соседей, жителей окрестных равнин. Даже одежда у них не такая, как у других».

Марина Цветаева, жившая 1904-1905 годах во Фрайбурге (64 км от Донауэшингена), посвятила Шварцвальду не одно стихотворение. В одном она написала: «Ты, кто муку видишь в каждом миге, Приходи сюда, усталый брат! Все, что снилось, сбудется, как в книге – Темный Шварцвальд сказками богат! Все людские помыслы так мелки В этом царстве доброй полумглы. Здесь лишь лани бродят, скачут белки... Пенье птиц... Жужжание пчелы...».

Шварцвальдский лес почти вплотную подступает к порогу отеля Waldblick, где мы по приглашению компании BSR Touristic, специализирующейся, среди прочего, на турах именно в этот регион Германии, и при поддержке Агентства по развитию и продвижению туризма страны провели несколько, не побоюсь сказать, счастливых дней. Историю отеля можно проследить до далекого XIX века – он впервые упоминается в официальных документах за 1864 год. Легко подсчитать, что ему исполняется 150 лет. А может и больше, ведь в документах говорится об уже существовавшем тогда небольшом деревенском ресторанчике.

Отель находится в одной из тех деревенек, что входят в состав Донауэшингена – Ауфен, безмятежной пристани на краю бурлящего океана жизни. Здание стоит на крохотной площади прямо напротив кирхи. Трудно сказать, сколько церкви лет – выглядит молодо, но может и «старуха-вековуха».

Если есть желание поближе познакомиться с типичной немецкой глубинкой, то ехать нужно именно сюда. Здесь красивая тщательно «причесанная» природа, все очень мило и всегда тихо. Какие ночные клубы?! Их здесь нет, и, полагаю, никогда не будет! В 21.00 все окна погашены, все спят. Жители невероятно добропорядочны – милейшие старушки с голубыми кудряшками на голове здороваются даже с вами, вовсе им незнакомыми людьми, чинные семейства с выводком детишек, благодушные полицейские с вечной вежливой улыбкой на губах. Все они не просто немцы, они – швабы, а это совершенно особые немцы. Римский историк Тацит описывал их как «высоких, крепких, светловолосых воинов с такими же рослыми, статными, гордыми женами и многочисленными детьми». Кстати, небезызвестный Фридрих Барбаросса («Рыжебородый»), в XII веке бывший кайзером Священной Римской империи германской нации, тоже был швабом. Его именем Гитлер назвал свой план борьбы с СССР.

Знаете, какими чертами своего национального характера особенно гордятся швабы? Любовью к чистоте, трудолюбием и бережливостью. Их «священная корова» – еженедельная субботняя уборка, когда даже тротуар перед домом если уж не моют с мылом, то тщательно метут непременно. В каждом швабе как-то уживаются твердолобый консерватор и прагматик. И в то же время, среди них много чудаков и изобретателей.

Наверное, именно они и придумали фастнахты или карнавалы, проходящие в январе-феврале. Это нечто особенное! Демоны, злые духи, бабки-ежки, шуты ходят по улицам городов и прогоняют шумом, свистом и треском зиму. В эти дни немцы, надев маски, многое могут себе позволить, они хулиганят, задирают зрителей, пьют и едят без меры. Правда, следует оговориться, никаких экстремальных выходок никто себе не позволяет, все-таки порядок – Ordnung! – прежде всего.

   

Маски и костюмы бережно хранят годами, передают по наследству. А некоторым, самым интересным, нашлось место в музее Narrenschopf в курортном городе Бад Дюрхайм. Там же можно узнать как все это делают, посмотреть фильм про карнавал и купить замечательную фигурку на память.

Старый отель, двери свои открой

В прошлый раз я остановилась на том, что отель Waldblick стоит в немецкой деревушке Ауфен, где живут добропорядочные швабы, консерваторы и прагматики. И вот, представьте, в этот застывший сельский мирок в 2012 году приезжает российский предприниматель и… покупает гастхауз Waldblick.

В частной беседе нам рассказали о настроениях, царивших тогда в местной общине. Люди не верили, что с приходом чужеродцев их такой привычный, такой родной отель сохранит свое лицо, традиции, внешний вид. Ведь он – единственное в деревне место встреч, своеобразный дом культуры. Здесь разные поколения соседей собирались (и сейчас собираются) на заседания одних и тех же кружков по интересам – ферайнов, здесь чуть ли не каждый житель, а также их прабабушки и прадедушки годами обедали, а по вечерам выпивали неизменную кружечку пива. Обсуждалось и то, что новые хозяева родом из России, а в Ауфене отлично помнят события Второй мировой войны и историю одного из прежних хозяев – Йозефа Кёфера, который воевал на Восточном фронте, попал в русский плен и вернулся домой только в 1949 году. «Эти «новые русские» вложат в наш милый Waldblick миллионы и превратят его в суперсовременный холодный дом, напичканный всякими штучками», – так думали достопочтенные жители Ауфена, поглядывая в окошки на пришлых людей. Но… Опасения их были напрасны! Новым владельцам удалось сохранить не только стены, но и традиции старого отеля, и даже работников – а разве это не свидетельство доверия? Одна из официанток, например, работает в гостинице уже больше 40 лет. У нее нет ни семьи, ни детей, есть только он, старый отель. Потому она позволяет себе несколько покровительственный, впрочем, вполне благодушный, тон со своими работодателями. Но остальной персонал интернациональный, есть и русскоговорящие сотрудники из бывших советских республик, поэтому нашим в отеле будет комфортно.

Справедливости ради надо заметить, что за полтора века в старом здании накопилось много проблем. Сделать и переделать пришлось, конечно, много: капитально отремонтированы крыша и система отопления, реконструирована парковка, построены дополнительные комнаты, заменены телевизоры в номерах. Заново создана IT-инфраструктура, что позволило всю территорию отеля укрыть надежной (и бесплатной!) сетью wi-fi. В бассейне, появившемся в 1970 году, пришлось изменить всю систему подготовки воды и теперь плавать и расслабляться в нем можно без опаски.

К счастью, ветер перемен не унес самого главного – душу старого отеля. Она сохранилась, как и особый запах. Входишь, и тебя окутывает незримое облако, в котором можно различить дух старого дерева, печного дыма и чистого белья, выстиранного не стиральным порошком, а простым мылом. Гостям, при их желании, покажут толстый, не раз листанный альбом, в котором бережно хранятся пожелтевшие фотографии. Вот так выглядел Waldblick в начале XX века, когда был еще просто рестораном и звался Neninger. А вот снимок Вильгельмины Кёфер, супруги того самого Йозефа Кёфера, вступившей во владение отелем в 1947 году. А это первый конференц-зал, пристроенный в 1954 году. Выглядит он, кстати, и сегодня недурно. Поскольку за столько лет в отеле не раз что-то достраивали, пристраивали или перестраивали, понять его структуру удается не сразу. Я, например, возвращаясь в номер, каждый раз сворачивала не в тот коридор. Думаю, то были шутки веселого домового.

В отеле нет лифта, номера одно-, двух-, трех- и четырехместные. То есть найдется место и для семейных пар с детьми и без, и для трудового коллектива, выехавшего на корпоративное мероприятие, и для экскурсионной группы. Есть и квартиры для тех, кто хочет жить автономно.

А теперь о ресторане и о том, чем здесь кормят. Нужно напоминать, что порции в Германии практически везде очень большие? Это я к тому, что шеф-повар в Waldblick готовит умопомрачительно вкусно и силы свои и размер желудка придется рассчитывать. Коронное блюдо – медальоны из мяса косули. Обязательно нужно попробовать пивной суп – biersuppe, приготовленный на основе напитка из лучших пивоварен Шварцвальда. Просто кружка, да не одна, настоящего немецкого пива из соседней, отсчитавшей не один век, пивоварни – это то, без чего ужин можно считать вообще не состоявшимся. Раз уж мы в Швабии, то нельзя не оценить некоторые особенности местной кухни. Она, конечно, не отличается особыми выкрутасами, но зато сытная и для желудка приятная. Одно из самых известных и весьма популярных блюд – салат бубен-шпицле. Звучит игриво, а на самом деле это всего лишь отварная картошечка, лучок и слегка обжаренные кусочки сала, все сдобрено маслом. Большие прямоугольные конверты из теста с разнообразной начинкой, сродни нашим пельменям – это маульташен. Интересно не то, что его придумали, как гласит легенда, монахи, интересно – зачем они это сделали. В пост нельзя есть мясо, так хитроумные божьи слуги смешали мясной фарш, добавили в него много зелени и завернули все это в тесто. На недоуменные вопросы, отвечали: «Через тесто Всевышний мясо не увидит». Вот такое получилось «постное» блюдо.

Уникальная жемчужина швабской кухни – знаменитый шварцвальдский вишнёвый торт со взбитыми сливками, известный у нас под именем «Черный лес». Я не могу передать как это вкусно! Дамам, заботящимся о своей фигуре, его тоже следует попробовать – он так воздушен, так легок, так ненавязчиво сладок… А еще эти соблазнительные вишенки…

Казалось бы, ну чем заняться в отеле, затерянном в немецкой глуши. Не только ведь вкусно кушать. Такой отдых чреват утолщением талии и резким возрастанием градуса недовольства собой. Развлечений, однако, в избытке. В первую очередь, конечно, нужно самозабвенно побездельничать в комфортных номерах, поплавать в бассейне, погреться в сауне, позагорать в солярии. Летом во дворе, на обширной зеленой лужайке, засаженной цветами, расставляют навесы со столами и обустраивают площадки для барбекю.

Совсем рядом, напомню, чудесный и загадочный Шварцвальдский лес с дорожками для пеших или велосипедных прогулок. Кстати, название отеля – Waldblick, переводится примерно как «взгляд на лес» или «глядящий на лес». С арендой двухколесного транспорта, а при необходимости и четырехколесного, в отеле помогут. Да что велосипед! На самолете пролететь над Дунаем и Рейном не хотите ли? По-соседству с отелем находится небольшой аэродром с проживающими там неторопливыми одномоторными трехместными самолетами. Они только и ждут, чтобы взмыть в небо и удивить онемевших от восторга пассажиров красотами, что распахиваются под крыльями. Можно отправиться на шопинг в Штутгарт. Или в милейший городок Филлинген-Швеннинген за легендарными часами с кукушкой. Они были придуманы и впервые изготовлены шварцвальдскими умельцами в середине XVIII века. Или в аутлет в Метцингене, который ежегодно посещают не менее 3,5 млн. человек!

В разумных пределах от отеля (обернуться туда-обратно и набраться впечатлений можно за день) находится спортивный центр Тодтнау, где оборудован самый протяженный в Германии родельбан – 3 км! Это летом, а зимой – лыжи, санки, сноуборды. Еще замечательнее условия на курорте Фельдберг с его 15 горнолыжными трассами и подъемниками. Если захочется перенестись в тропики, то добро пожаловать в аквапарк «Бадепарадиз». Тут и оазисы с живыми пальмами, и многочисленные бассейны (даже с солью из Мертвого моря есть), и водяные горки, и специальные лечебные ванны.

Неплохо бы побывать и в одном из крупнейших европейских парков развлечений – «Европа парке». В его арсенале около 100 тематических аттракционов, например, «американские горки» высотой 75 м и скоростью до 130 км в час. Вся парковая территория разделена на зоны, посвященные достопримечательностям и особенностям, национальным костюмам и блюдам европейских стран. Россия, кстати, там тоже есть.

Самый большой в Европе Рейнский водопад, расположенный в Швейцарии, тоже недалеко от отеля. Его просто необходимо увидеть вблизи, так как никакие фотографии не передают мощи и великолепия водной стихии.

Замечательные поездки и экскурсии поможет организовать компания BSR Touristic, которая напрямую сотрудничает с отелем Waldblick. Но есть все же и еще кое-что, за чем стоит четыре часа лететь до Штутгарта, а потом около часа добираться до Донауэшингена. Все о чем говорилось – лишь дополнительные опции к главному «блюду», о котором расскажу в следующий раз.

Совсем другой взгляд из отеля Waldblick

Так зачем еще нужно ехать в небольшой немецкий город Донауэшинген, где стоит отель Waldblick? За впечатлениями, разнообразно-восхитительными. Дело в том, что гостиница невероятно удачно расположена. Ее постояльцы получают возможность за те несколько дней, что живут в ней, посетить сразу пять стран – собственно Германию, а еще Францию, Швейцарию, Австрию и даже крохотный Лихтенштейн. Мы вот побывали в немецком Фрайбурге, французском Кольмаре, швейцарском Люцерне, австрийском Брегенце и в столице Лихтенштейна Вадуце.

«Во Фрайбурге наша страна постепенно становится Италией», – заметил как-то один из бывших бургомистров города. И то – правда! Фрайбург – самый теплый город Германии, очень зеленый и экологически чистый. Старая его часть необычайно романтична.

Ее доминанта – Мюнстер, романо-готический кафедральный собор. Обратите внимание на циферблат – у него всего лишь одна стрелка, фиксирующая часы. Было оказывается время, когда минутам особого значения не придавалось.

Гораздо важнее в те времена было знать, не обманул ли тебя булочник. На стене собора и сейчас четко видны размер и форма «правильных» средневековых булок. Если возникали сомнения, люди подходили, прикладывали к «эталону» только что купленный хлеб и сравнивали – контроль за рыночными торговцами необходим был всегда.

Мюнстер – городской символ. Строили собор, начав в XII веке, лет триста. Он, между прочим, и сейчас в лесах. Вход украшен многочисленными фигурками, изображающими различные сцены из Библии. Внутри роскошные витражи.

Прогуливаясь по выложенным обтесанными камешками городским улочкам, не забывайте смотреть под ноги. То тут, то там на черной поверхности видны золотые таблички. Так местная власть решила увековечить память евреев, изгнанных из своих домов и сгинувших в концлагерях в сороковые годы прошлого века.

Музей августинцев во Фрайбурге назван так потому, что занимает здание бывшего монастыря августинцев-еремитов. В нем собрана одна из крупнейших на Верхнем Рейне коллекций предметов искусства и быта от Средневековья до эпохи барокко. Первыми посетителей встречают бородатые трехметровые фигуры пророков. Когда-то они были установлены на мюнстерской башне, теперь там – копии, а оригиналы в 50-е года прошлого века перенесли в музей.

Кольмар, что во французском Эльзасе, существует примерно с IX века. Это – город-открытка, город-сказка. Диву даешься, насколько прекрасно сохранилась в нем средневековые кварталы. У любителей архитектурных красот может случиться легкий приступ головокружения, так как «застывшая музыка» здесь необычайно разнообразна, стройна и, главное, звучит в унисон – поздняя готика перекликается с барокко и рококо, классицизм и ампир слаженно подпевают друг другу, а эклектика и постмодернизм солируют попеременно.

О размерах Лихтенштейна российский человек всегда говорит с легкой усмешкой – ха, какие-то 160 кв. км. Увидеть своими глазами государство-карлик, способное уместиться у нас в кармане, тем более интересно. Прежде чем попасть в Вадуц, мы заехали в деревню Бальцерс. Красиво! Скалы, долина, виноградники на склонах, неизменный замок на горе…

Но не это заставило свернуть с главной дороги. Нас позвал генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Предводительствуемая им армия останавливалась в Бальцерсе после беспримерного перехода через Альпы. Свидетельствует об этом табличка на стене одного из домов.

Столица Лихтенштейна – город Вадуц. Он мало отличается от Бальцерса – те же горы, те же виноградники и 700-летний замок на горе стоит, принадлежит он правящему семейству князей Лихтенштейнов.

В городе можно пройтись по центральной улице Штадле (Stadtle), заглянуть в сувенирные магазины и бутики, зайти в музей изобразительного искусства и насладиться произведениями мастеров XX и XXI веков. Нумизматы не пропустят музей почтовых марок. Вход туда, кстати, бесплатный. В Вадуце есть и Лыжный музей, где собрана 100-летняя история европейского лыжного спорта. Среди экспонатов – лыжи Тони Зайлера, чемпиона мира 1958 года.

Лихтенштейн одним своим краем граничит с Австрией. Там на берегу Боденского озера нас ждал город Брегенц.

Место очень красивое. Посмотреть нужно так называемый Верхний город, самую древнюю часть Брегенца.

Потом обязательно подняться на фуникелере на гору Пфандер. Виды отсюда и на город, и на горы потрясающие. На вершине организован небольшой зоопарк под открытым небом, принимает проголодавшихся туристов ресторан, оборудована детская площадка, даже пара бугельных подъемников имеется.

Если во Фрайбурге я советовала смотреть под ноги, то в Брегенце лучше задирать голову кверху, чтобы не пропустить ничего интересного.

В музыкальных кругах Брегенц известен своим оперным фестивалем, который проходит летом. Причем спектакли идут прямо на озерной глади, на специально построенной плавающей сцене. Часть декораций служат украшением пейзажа.

От Брегенца до границы с Германией около 5 км, а до Швейцарии – 10 км. Мы посетили Люцерн, но ничто не мешает поехать в Базель или Цюрих, чтобы попасть в знаменитый зоопарк, они тоже рядом. А Люцерн, конечно, прекрасен.

Ещё о Германия