«Таллин – город маленький, интимный...»
Дата: 28.08.2014
Автор: ЧЕСНОКОВ Алексей
Страна:
Эстония
Старый Таллин – всегда, как новенький
Всё больше россиян выбирают для путешествий старый добрый Таллин. Какие интересные туристические объекты появились в соседней балтийской республике? По каким новым и необычным маршрутам лучше отправлять туристов? Какие модные и интересные места рекомендовать? Об этом рассказывает корреспондент RATA-news, побывавший в Таллине по приглашению Центра развития туризма Эстонии.
Вся Эстония – миллион с небольшим жителей. И, тем не менее, это живая и чрезвычайно интересная страна с развитой туристической инфраструктурой.
Главным туристическим магнитом был и остается Таллин.
Сейчас модно говорить о туристических брендах. Балтика, задумчивые песчаные пляжи, чайки... Для эстонской столицы это, прежде всего, Vana Tallinn, старый город Taллин. Пусть ты уже бывал здесь десятки раз, новые впечатления гарантированы всегда!
Едва ли стоит в сотый раз описывать эффектные панорамы города со смотровых площадок, средневековые башни и купола, романтичные дворики и узкие улочки...
Присмотримся повнимательнее. Что же в туристическом Таллине появилось нового? Какие бренды модны и продвигаются местным турбизнесом? Одна из последних фишек – гастрономическая. Таллинцы решили сделать свой город еще и столицей... кильки. Это вкусовой тренд сезона!
Вспомнили историю, как почти триста лет назад эту рыбешку начали солить вручную в бочках, а потом и по особому рецепту в баночках . И повезли такой деликатес на продажу в Питер. Там эстонская килька и прославилась. Для представительности в этот весьма колоритный бренд включили еще и шпроты с тюлькой. До конца сентября в башне Толстая Маргарита работает выставка, она так и называется – «Таллин – столица кильки». Тут же, в кафе на крыше, можно закусить пряной рыбкой, засоленной по столетнему рецепту.
Традиционные эстонские гастрономические радости, впрочем, никто не отменял. Святое дело – выпить рюмочку знаменитого тёмного ликёра Vana Tallinn (что и значит «Старый город»), чашечку кофе с пирожным «Джозефина» и марципанами. Про местное пиво и говорить нечего – большинство сортов россиянам неизвестны, и оттого дегустация особо притягательна.
Трудно удержаться и не сфотографироваться со смешным железным, но Счастливым Трубочистом в Старом городе на площади Карьявярава. Это относительно новая таллинская скульптура, ей всего несколько лет.
Невзирая на почти полное отсутствие у нас велоинфраструктуры, мода на двухколесный транспорт среди россиян еще не миновала. Очень рекомендуем не полениться и проехаться на велике.
Кто поспортивнее, может даже пуститься на роликах по морской набережной в район Пирита. А по дороге осмотреть как раз и хрестоматийные таллинские красоты – пафосный памятник «Русалка», аккуратненький парк и Кадриоргский дворец.
Краеведов-зануд наверняка завлекут развалины монастыря Пирита. Если же тронуться в путь под вечер, можно полюбоваться прохладным балтийским закатом.
По пути из Старого города в приморский район Пирита не миновать огромный купол-раковину Певческого поля. Уникальное сооружение построено после войны. Здесь проводятся грандиозные музыкальные шоу. В начале августа, например, выступала Мадонна.
Но главное, базовое предназначение этой площадки под открытом небом – масштабные песенные и танцевальные фестивали. Десятки тысяч исполнителей, хоров, танцевальных ансамблей, съезжаются со всей Эстонии и из десятков стран, где живут эстонцы. Нарядные певцы заполняют весь Таллинн.
Такое действо проходит раз в пять лет, в 2003-м получило статус Всемирного устного и духовного наследия ЮНЕСКО. Последний праздник, на который попали и мы, проходил под нежным названием «Прикосновение».
Даже если вы не эстонец и совсем не понимаете, о чем поют тысячи окружающих вас одухотворенных музыкой людей, атмосфера праздника увлекает. Побывать хоть раз в жизни – определенно стоит. Правда, следующий фестиваль Песни и танца будет лишь в 2019 году, так что время на подготовку есть.
...Далее путь наш лежал в ближние пригороды эстонской столицы, точнее – в небеса!
Tallinna teletorn. Поднимись в небо!
Во время путешествия по летнему Таллину, задался вроде бы простым вопросом. А каких именитых эстонцев знают в России? После краткого раздумья обычно отвечают: Анне Веске певица, Урмас Отт телеведущий...
Люди постарше помнят Георга Отса, тоже советских еще времен оперного и эстрадного исполнителя. С удовлетворением сфотографировал именную плиту маэстро на тротуаре у самого входа в Старый город.
Новые времена – иные герои. Эстонцы находят, чем гордиться, и это очень бодро представлено в интерактивном музее Таллинской телебашни, на высоте
Вся информация есть и на русском, несколько лет назад такое встречалось в Эстонии нечасто.
Самым популярным в мире эстонцем ныне считается современный композитор Арво Пярт. Не слышали? Напрасно. Остров Сааремаа – родина эстонца, начавшего производство тарелок для ударных марки Paiste. На них, к слову, играли барабанщики и Led Zeppelin, и Deep Purple, и U2. Крошечная шпионская фотокамера агента 007 Джеймса Бонда тоже родилась в Эстонии. Здесь работал и изобретал для фирмы Minox Вальтер Цапп.
Бродя среди музейных мониторов и нажимая кнопки, обнаруживали эстонские корни в самых подчас неожиданных областях жизни. Не обошлось без горячих парней и в разработке мессенджера Skype, мы с вами им давно пользуемся.
Впрочем, не будем отвлекаться от самой башни. Это высочайшая точка города и, разумеется, всей равнинной Эстонии. Здесь обязательно расскажут, что в хорошую погоду видна финская столица – это «всего»
314 таллинских башенных метров по нынешним меркам, конечно, скромненько. К слову, новая токийская Sky Tree почти вдвое выше. Но после пятилетней капитальной реконструкции старой Tallinna teletorn, конца 70-х еще годов постройки, занимательного и здесь хватает. Например, есть декоративная телестудия, где можно автоматически, и в то же время творчески смонтировать приветственный клип и сразу же послать файл приятелям. И вообще на башне, «каждый найдет себе занятие по душе», в том числе – экстремалы!
Про экстремалов – не шутка. Топовое (в прямом смысле слова) развлечение для туристов – прогулка по краю обзорной площадки. Тебя пристегивают страховочным канатом – и вперед! Нам, к счастью, такого головокружительного трюка не предложили. Так что просто прогулялись по затянутой сеточкой террасе 22-го этажа башни, пофотографировались со стильными эстонскими барышнями, по случаю крепкого ветра завернутыми в пледы.
Аттракцион «Прогулка по краю» – это возраст 13+, вес 34+, цена 20 евро. Компании из четырех человек – скидка. Увековечить себя в романтическом фото – главное.
Башню, как и в других подобных высотных местах, любят, и тем самым продвигают как туристический объект, бейсджамперы.
Бегуны карабкаются по внутренним лестницам на скорость и время. Такие развлечения устраиваются ежегодно. За 32 евро можно спуститься с башни на канатах, тоже дух захватывает. Традиционный беспроблемный подъем на башню в скоростном лифте – 8 евро.
Налюбовавшись обязательной панорамой, подходим к завораживающей стеклянной дырке в полу...
Время обеда. Шеф-повар высотного ресторана Приит Тоомитс нордически малоулыбчив. Сосредоточен и деловит. На его визитной карточке – актуальнейший девиз: Make food, not war!
Не откажем в удовольствии привести краткие выдержки из поднебесного меню. «Аперитив – взбитый маринованный огурец». Так впечатлило – селфи сделал.
Рассказ об основном блюде с длинным эстонским перечнем гарниров и соусов опускаем. Зато потрясающий десерт «Квадратный метр» показываем во все фотокрасе. Шеф готовил его на наших глазах полчаса. Хватило на пятерых и еще осталось.
Говорят, на телебашне подают и мороженое из селёдки, фуа-гра, лосятину, суп из лобстера с красноикорным кремом... Но хорошего понемножку. Наш путь – в тоже старый, но возрождающийся и теперь модный район Каламая. Цель – отыскать невзрачный домик, где в далеких 70-х ироничный писатель Сергей Довлатов жил и выгуливал своего любимого фокстерьера Глашу. Ну а оттуда уже рукой подать до Лётной Гавани. Об этой новой таллинской достопримечательности – отдельный рассказ.
«Таллин – город маленький, интимный...»
«Таллин называют искусственным, кукольным, бутафорским. Я жил там и знаю, что всё это настоящее. Значит, для Таллина естественно быть чуточку искусственным...». Так сказал об эстонской столице мой любимый писатель и один из самых, оказывается, теперь читаемых русскоязычных авторов Сергей Довлатов. В Таллине он прожил два с половиной года в середине 70-х. Писал «Ремесло», уже в Америке вспоминал свою горькую советскую журналистику в ностальгическом и ироничном «Компромиссе». Пробовал сочинять «Эстонский букварь» с забавными стишками, за которые его чуть снова не выгнали с работы:
У опушки в день ненастный
Повстречали зверя.
Мы ему сказали: «Здравствуй!»
Зверь ответил: «Тере».
И сейчас же ясный луч
Появился из-за туч...
Для россиян Довлатов – несомненный литературно-туристический бренд. Три года назад «Дни Довлатова в Таллине» вошли в программу европейской культурной столицы, коей тогда был город. Теперь фестиваль ежегодный.
Экскурсию «По следам Довлатова в Таллине» (дом – редакция газеты «Советская Эстония» – любимые писателем кафе – котельная) отложили до следующего приезда. Зато мы нашли дом в районе Коламая, где жил писатель.
Доска эта установлена в 2003 году на улице Вабрику, 41 (бывшая – И.В. Рабчинского, революционера) на средства эстонского общественного комитета Dovlatov memo. Сделана по рисунку питерского «митька» Александра Флоренского, который иллюстрировал книги Довлатова. Любимая собака писателя – фокстерьер Глаша.
Коламая – по-эстонски «рыбный дом». Старый портовый пригород Таллина последние десятилетия переживал не лучшие времена. Невзрачные, частью деревянные домики, запустенье – ничего примечательного. Несколько лет назад началось возрождение Коламаи, ему прочат неплохое туристическое будущее. Через район проходит дорожка-маршрут «Километр культуры», петляющая среди живописных, но довольно запущенных исторических объектов и промышленных развалин морской окраины города – Горхолла, арт-центра «Котел культуры», бывшей Батарейной тюрьмы – и приводит к парку Копли. Многие здания уже реконструируются. Появляются респектабельные домики, приятные ресторанчики, район становится модным.
Главная достопримечательность – новый морской музей Леннусадам (Лётная гавань). Туда мы и направились.
Вокруг огромного здания у моря шли несколько минут. Монстральное сооружение возвели в Первую мировую войну как ангар для гидропланов.
По своему главному предназначению ангар почти не послужил, в основным был складом. По тем временам, да и сейчас, масштаб впечатляет. Куполы – бетонные, в самом верху их толщина всего 8 сантиметров. Почти век здание простояло, пережило войны-революции и совсем обветшало. Грандиозная реконструкция ангара несколько лет назад – своего рода архитектурно-строительное достижение. Результат – самый продвинутый музей Эстонии. Футуристические пространства, интерактив...
За два года работы Лётная гавань вошла в десятку европейского музейного рейтинга. У морского выставочного комплекса отличная перспектива развития.
Как водится, экспозицию открывают древние обломки. Говоря красиво, мы стоим у колыбели эстонского флота.
Как и в большинство технических музеев в Лётную гавань лучше приходить с детишками. Чем занять мальчишек и девчонок – голову ломать не надо. Торпедные и авиасимуляторы со стрельбой, игровые автоматы, кинотеатр... Всё на морскую тему, конечно.
Родители, между тем, тоже немедленно впадают в детство. Карабкаются по гигантской лестнице на 18-метровую верхотуру под самый купол ангара, где, словно живой, висит самолёт – копия заслуженного английского гидроплана Short Type 184. Но копия полноразмерная и единственная в мире.
Настоящая подводная лодка, конечно, тоже есть. Построена в 30-х в Англии по заказу Эстонской буржуазной республики. Называется Lembit – в честь былинного эстонского героя, сражавшегося с германцами-крестоносцами.
Во вторую мировую подлодка крепко повоевала. Но уже против других немцев и под советским флагом. Внутри можно целый час ползать, рискуя набить шишки о низкие переборки и начищенные до блеска металлические штучки.
Насмотревшись, настрелявшись и выпив кофе в музейном кафе Maru, выходим из ангара на морскую эспланаду.
Как раз к нашему приезду после тщательной, как здесь говорят, реновации открылся дедушка эстонского ледокольного флота. Пароход «Суур Тылль» в этом году юбиляр, ровно 100 лет исполнилось.
На борту туристов встречает капитан. Это такой костюмированный гид. Прекрасно говорит по-русски – как и многие в Эстонии.
Суур Тылль – тоже эстонский герой, вроде наших силачей Добрыни Никитича или Миколы Селяниновича. Ледокол был заказан Россией в Германии для Балтики и Таллинского порта, по тем временам судно было технически передовым, чуть не лучшим в Европе. Первое название – «Царь Михаил Фёдорович». Потом стал «Волынцем», затем попал на службу к финнам и стал «Вяйнямяйнен». В общем, по одним именам этого парохода можно историю учить.
Внутри ледокола впечатлил буфет-камбуз, где гостей кормили всякой матросской едой. Убедились: туристам предлагают «только исторические блюда для экипажа ледокола, подаваемые в металлической посуде» и одновременно рассказывают о «традициях и культуре питания в море». Макароны по-флотски в этот раз попробовать не успели, зато с интересом осмотрели офицерские каюты с трогательными советскими аксессуарами.
20 минут неспешной прогулки – и мы снова в центре Старого Таллина.
Наши сопровождающие Сандра и Стас тут же встретили знакомых, стали жать руки и приобниматься. И снова вспомнился Довлатов: «Таллин – город маленький, интимный. Встречаешь на улице знакомого и слышишь: привет, а я тебя ищу...».
Заинстаграмиться в Таллине
«А где же твоя дальнобойная камера, Кирилл? – спросил я своего спутника по пресс-туру на второй день нашей таллинской программы. В списке журналистов, куда на этот раз входили исключительно интернет-СМИ, он значился по-эстонски как reisiblogija.
В ответ Кирилл показал мне айфон.
Оказалось, фотоаппарат нашему блоггеру не нужен. Мало того – не рекомендован. Кирилл – инстаблоггер, и, по правилам этой увлекательной социально-сетевой фотомурзилки, снимает только на айфон. Или выстраивает кадр со своим участием и просит нажать кнопку своих спутников.
Итак, Instagram и турбизнес. Фотомурзилка или всерьез?
То, что соцсети стремительно наступают, не видит только упрямый. В свое время бумажные издания вытеснились сайтами, теперь твиттеры и фейсбуки задвигают интернетные издания и СМИ. И, надо сказать, всё более настойчиво.
Российский турбизнес тоже не первый год самовыражается в сетях. Делается это пока довольно формально и робко. Одна из всегдашних причин – традиционная экономия на специалистах. Вместо SMM-агентств и менеджеров сетевые странички туркомпании ведут своими силами, по совместительству, на коленке.
И все же некоторые туроператоры все смелее включают Instagram в свои рекламные компании и даже отправляют instagram-блогеров в пресс-туры. Число подписчиков пока не сравнить с аудиториями Фейсбука и ВКонтакте. Там десятки тысяч, в инстаграме всего несколько тысяч, хотя цифры быстро растут. Среди инстаграм-лидеров – Aviasales, Anywayanyday, Coral travel. Они не только ведут свою страничку, но и устраивают конкурсы, разыгрывают призы.
Но вернемся в Эстонию. Центр развития туризма этой страны приглашает в серьезный пресс-тур молодого человека, которые будет выкладывать фото в своем личном инстаграме. Для нас такое непривычно. Но у Кирилла почти 30 тысяч подписчиков, каждый пост собирает пару тысяч лайков. Сотни комментариев – обычное дело, и на каждый следует дружелюбный ответ.
Фишка Кирилла – рассылка красивых приветственных открыток со всего света. А он в свои 26 лет побывал уже в 47 странах! Каждая открытка адресована и подписывается лично. Живое письмо – явление вроде бы архаичное, исчезающее. Наверное, оттого и отлично работает.
А на этом инстафото – типичные эстонские сувениры: шоколадка «Калев», тряпичная кукла Сипсик. Придуманная полвека назад писателем Эно Раудом, кукла стала визитной карточкой детской эстонской литературы. Сипсика знают и у нас, но немногие. А инстаграм как раз весьма простой и эффективный канал продвижения таких симпатичных турбрендов, через них легко знакомишься со страной.
«Конечно, до таких грандов инстаграма как, скажем Андрей Бедняков или Мурад Осман с миллиоными аудиториями, мне пока далеко, – говорил Кирилл. – Но ведь активно в инстаграме я всего около года. Замечу, в моем блоге не только мечтательные девушки, как вы, возможно, подумали, но и настоящие фанаты путешествий. Радует, что такие активные сообщества все больше интересуют и турбизнес.
Листаем инстаграм Кирилла. Вот мы в старом Таллине, вот на телебашне. А здесь – на знаменитом многотысячном песенном празднике на Певческом поле.
А дальше Исландия, Южная Африка, США, Япония. Наверное, некоторым сюжеты покажутся несколько наивными. Да и реплики в чатах совсем простенькие... Но ведь работает!
А у вас не потянулась рука поставит лайк этим позитивным фотографиям? Если так – дело сделано. И вот вы уже минуту-другую думаете о Таллине…
Ещё о Эстония
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»