Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Каргополь – город, где остановилось время

Дата: 24.08.2015
Автор: БУЛГАКОВА Любовь
Страна: Россия
Регион: Архангельская область

Как Баран Баранович Баранов гостил у каргопольцев

В городе Каргополь, что в Архангельской области, стараниями каргопольского турбюро «Лаче» и местной администрации, возрождается хороший старинный праздник – Баранье воскресенье. Специально к нему был приурочен ознакомительный тур, подготовленный региональным Туристско-информационным центром. Организаторы позаботились, чтобы журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга не оставались равнодушными зрителями, а приняли в действе самое активное участие. Впрочем, обо всем по порядку.

Была у каргопольцев такая традиция – завершив сенокос, собираться всем вместе за общей трапезой. Называлось это братчина. Покупали вскладчину барашков, варили мясо в общем огромном котле, а потом всласть пировали. Происходило все это в первое воскресенье после Ильина дня, который приходился по старому стилю на 20 июля, а теперь уже по-новому – на 2 августа. Как утверждают историки, этот широко распространенный древний русский обычай ведет свое начало еще со времен языческих сакральных жертвоприношений. В современном Каргополе народ созывают на Баранье воскресенье второй год подряд. Принцип складчины и общего котла остался неизменным – деньги горожане собрали на покупку шести барашков, мясом которых они и угощались на празднике.

На берегу красавицы Онеги возвели сцену, поставили под навесами столы и развели огонь под большущим котлом. В старину главными на братчине были мужчины. Сегодня этот обычай соблюдается свято, поэтому процессом приготовления мяса руководил лично глава турбюро «Лаче» Радик Аднобаев.

Город принял и, как увиделось, поддержал задумку предпринимателей. Не умерла в людях, по всей видимости, память о традициях предков. Недаром же на гербе Каргополя изображен «агнец на пылающем костре». Кстати, городу его подарил каргопольский армейский полк, чья эмблема, утвержденная в 1730 году, описана так: «Белый баран, лежащий в огне на дровах, поле лазоревое».

На фестивальной поляне в ожидании главного действующего лица – соломенного барана, собралось немало местного люду, причем, среди них были и горожане, и жители окрестных деревень, и, хоть и в небольшом количестве, приезжие туристы.

Чуть поодаль веселящегося общего схода томилась в ожидании своего выхода принаряженная группа молодых людей. Их задача, под гармошку и песни, внести на фестивальную поляну виновника торжества – Барана Барановича Баранова.

Ну, а дальше все завертелось-закружилось – величали барана, под аккомпанемент виртуозов-гармонистов пели частушки, проводили разнообразные конкурсы, забавлялись народными играми, учились мастерить травяных и соломенных баранчиков, всем миром танцевали знаменитую каргопольскую кадриль. Особым почетом окружили Барановых, Барашковых, Овечкиных, Овчинниковых и прочих счастливых обладателей «тематических» фамилий.

В прошлом году соломенного барашка в финале сожгли, в этом Барана Барановича пожалели и отнесли, опять же с песнями, во дворик дома купца Блохина, в котором ныне располагается одна из экспозиций Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Там барашек будет ждать своего преемника. Его обязательно сделают в следующем году.

Напомню, московские и питерские журналисты не остались безучастными свидетелями праздника. Им вменили в почетную и ответственную обязанность выбрать победителя кулинарного конкурса.

Пишущая братия старалась не оценивать результаты чужого труда по единственному принципу – «вкусно-невкусно». Профессионализм жюри поддерживался знатоками предмета обсуждения – корреспондентами гастрономических журналов. Они и помогли справиться с архисложной задачей – назвать лучшее из блюд, основным ингредиентом которых была, естественно, баранина.

Лауреатами «Бараньей заварухи», так назывался конкурс, стали сотрудницы центра ремесел «Берегиня» Ольга Фарутина и Татьяна Явдощак, приготовившие замечательную баранину по-олонецки. Это то, что в горшочке.

Баранье воскресенье может и не стать главной и единственной причиной поездки в Каргополь, но комбинация из праздника и подробного знакомства с удивительными достопримечательностями славного города, принятого в июле этого года в Ассоциацию малых исторических городов России, может стать весьма заманчивым предложением для любознательных туристов, желающих побывать там, где массового туриста еще и не видывали. О том, что можно увидеть в Каргополе расскажем в следующий раз.

Каргополь – город, где остановилось время

От Москвы до Каргополя 1000 км. Городу много лет. В Никоновской летописи он упоминается под 1380 годом. Речь там идет о каргопольском князе Глебе, который вместе со своей дружиной встал под знамена московского князя Дмитрия Донского, чтобы участвовать в Куликовской битве. Однако достоверно известно и о наличии еще в XI-XII веках поселений новгородцев на берегу Онеги близ ее истоков из озера Лаче. Каргопольцы предпочитают вести летоисчисление своего города с 1146 года, обосновывая дату летописными сведениями о походе князя Вячеслава «на чудь» и рукописными записями из монастырских архивов. Впрочем, о дате можно спорить сколько угодно, но тот факт, что живет Каргополь уже очень долго, и что жизнь его насыщена самыми разными событиями – трагическими, героическими, комическими – неуместно даже обсуждать. И с московским княжеством он боролся, выступая на стороне Новгородской республики; и в опричнину его Иван Грозный записывал, включив в список из 19-ти городов, обязанных обеспечивать ее содержание; и местом казни вождя крестьянского восстания Ивана Болотникова был; и от поляков и литовцев в Смутное время не раз отбивался.

Описывая в 1588 году английской королеве Елизаветы I наше государство, посол Джильс Флетчер среди наиболее крупных городов назвал и Каргополь. Конец XVI века – расцвет богатого купеческого города. Многое из той жизни утеряно, но еще стоят на улицах и добротные дома олигархов ушедших времен, и просто зажиточных горожан. Особенно много их на набережной, названной в честь самого знаменитого каргопольского купца – Александра Баранова, сумевшего вписать свое имя в историю и России, и Северной Америки. Коренной житель каргополья, он стал первым главным правителем российских владений Русской Америки на Аляске. В нынешнем американском штате много городов и улиц названы в его честь.

Нужно походить по городу никуда не торопясь, и он откроется неравнодушному человеку, и расскажет свою историю, в которой и крошке котенку, и Ленину с кепкой в руке отведено важное и никем неоспоримое место.

В наши бурные и непредсказуемые дни не может Каргополь похвастать особыми успехами в экономике, но славы города-музея ему не занимать. Здесь есть на что посмотреть, чем повосхищаться.

По сию пору одной из главных остается Соборная площадь. Вот так она выглядит сегодня. Именно рядом с ней находится та поляна, где собирались люди на Баранье воскресенье.

Самый древний здесь – храм Рождества Христова. Он еще Грозного царя помнит, так как датируется 1562 годом. Собору необходимы реставрация, консервация, укрепление фундамента и еще много чего. Но финансирование то есть, то его вдруг нет. Сейчас денег дали, потому храм, и так уже несколько лет спеленутый строительными лесами, духом воспрянул.

Зайти внутрь нужно обязательно. Как это часто бывает на Руси, храм – два в одном, летняя церковь и зимняя. В теплом подклете выставлены образцы уникального, присущего только Русскому Северу, храмового искусства. «Небеса» – это деревянное потолочное перекрытие в церквях в виде круга, составленного из усеченных пирамид. Подробнее чуть позже расскажу, а пока полюбуйтесь на те, что собраны в Христорождественском храме.

Время и люди не пощадили убранство верхней летней церкви, но пятиярусный резной позолоченный иконостас, созданный в конце XVIII века, чудом уцелел. Царские врата, ведущие в алтарную часть, выполнены с фантастическим мастерством. Листья из дерева, и лет им ой как много, а смотрятся как живые.

Гигантская рука в центральном куполе, державшая когда-то цепь с паникадилом и тоже чудом сохранившаяся, явление редкое, если не сказать единичное.

Соборная колокольня – тоже уникальное, пожалуй, строение в своем роде. Воздвигли ее в честь Екатерины II в 1767 году. Она не случайно ориентирована строго на Санкт-Петербургский тракт, который ныне зовется улицей Ленинградской. Городская легенда гласит, что построили так, ожидая из столицы приезда государыни. Даже в нижнем ярусе, суровом и тяжеловесном, проездные арки соорудили. Но царствующая особа не соизволила, а колокольня осталась, чтобы завершить собой стройный ансамбль главной городской площади.

Фонды Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея насчитывают 40 тыс. единиц хранения. Начало музею положила коллекция «предметов старины» мещанина Капитона Колпакова, переданная городу в 1919 году.

Старинный семейный промысел каргопольцев – глиняная игрушка, знаменитая ныне на весь мир. Самый популярный персонаж – Полкан, полуконь-получеловек. В сувенирной лавке Центра народных ремесел «Берегиня» можно приобрести работы современных мастеров. Впрочем, при желании сделать игрушку, сшить тряпичную куклу, сплести из бересты какой-нибудь кузовок помогут местные рукодельники во время регулярно проводимых мастер-классов.

В июле этого года во время проходившего в Угличе первого Фестиваля малых городов России Каргополь был принят в Ассоциацию малых туристских городов. По словам главы Каргопольского района Андрея Егорова, в прошлом году регион принял 6,5 тыс. туристов (подсчет велся по данным объектов размещения). В нынешнем ожидают увеличения их числа на 13%.

«Мы поставили перед собой задачу довести ежегодное количество гостей до 30 тыс. – заявил г-н Егоров. – В перспективе же хотим, чтобы на каждого каргопольца приходилось по пять туристических прибытий». Придется добавить, что планы почти наполеоновские, так как в районе проживает примерно 20 тыс. человек. Вот и считайте.

Одним из основных событий года, помимо летнего Бараньего воскресенья, считается зимний фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны». Он приурочен к празднику Крещения и с 2005 года проходит 17-19 января, собирая под свои знамена самых известных звонарей России. Кульминация фестиваля – ночной колокольный концерт. Под торжественные звоны совершается Великое водоосвящение, а затем купание в Крещенской купели на реке Онеге.

Есть в структуре Каргопольского музея каменный особнячок, принадлежавший до революции купцу Блохину. В его дворике, называемом Музейным, летними субботними вечерами (с мая по сентябрь) проводятся музыкальные программы. Нет, это не статичный концерт, где музыканты и слушатели, а – танцы. Музейщики решили возродить традицию летней танцевальной площадки. У местных жителей это называлось раньше «каргопольская сковородка». Людям полюбилось это место, они собираются, чтобы станцевать каргопольскую кадриль начала века под гармошку, вальс под аккордеон, даже твист под магнитофон. Популярны и вечера живой музыки.

В Каргополе туристов принимают гостевые дома и две гостиницы. «Каргополочка» представляет собой отель эконом-класса – из 20 номеров со всеми удобствами только три. Но она недорогая и для групп, особенно школьных, очень даже подходящая. Более современный и комфортабельный отель – «Каргополь».

Открылся он в 2005 году, стоит в самом центре города и рассчитан на одновременный прием 40 человек. Есть кафе, сауна, сувенирная лавочка. Здесь же базируется турбюро «Лаче», участвовавшее в организации поездки для московских и питерских журналистов.

Ещё о Россия