Мармарис: семь маленьких жизней за неделю
Дата: 27.10.2014
Автор: ГОЛУБЕВА Кристина
Страна:
Турция
В Мармарисе прошел первый международный фестиваль прессы, на который собрались журналисты из разных стран, чтобы разузнать побольше об особенностях этого замечательного курортного региона и познакомиться с разными концепциями отдыха. О поездке для представителей российских туристических изданий, организованной оператором «Анекс Тур», рассказывает наш корреспондент.
Турция встретила теплыми объятиями: в октябре, когда в Москве выпал снег, в Мармарисе температура воздуха была 27 градусов, воды – 25. Разместили группу в Grand Yazici Club Turban 5*, одном из лучших отелей Мармариса, который, к тому же, входит в число немногих «пятизвездников», разместившихся на первой береговой линии.
День первый: «жизнь местная»
Когда в Турции начал активно развиваться въездной туризм, простая рыбацкая деревушка Мармарис за считанные годы превратилась в престижный курорт. Постоянно тут живет около 40 тысяч человек. Каждый сезон Мармарис принимает до полутора миллионов туристов. Здесь около сотни отелей и неисчислимое множество апартаментов, особенно популярных у европейцев.
По поводу названия города есть минимум две популярные версии. Одна – образование от «мермер», или «мрамор», который в окрестностях города находят в изобилии. Вторая – видоизмененный вариант фразы «мимар ас», что по-турецки означает «повесить архитектора». Ее в бытность изрек султан Сулейман Великолепный. Отправляясь завоевывать Родос, амбициозный властитель повелел возвести на берегу залива в районе нынешнего Мармариса крепость.
А вернувшись, сооружением остался сильно недоволен: ворота открывались внутрь, что сильно облегчало задачу потенциальным нападающим. Бегло осмотрев крепость, немногословный Сулейман ограничился комментарием: «Повесить архитектора!».
Местные жители город обожают и скромно именуют Мармарис «жемчужиной мира». Лишь недавно скрепя сердце согласились уменьшить притязания до «жемчужины Турции». Кстати, жители же и выстроили памятник-символ города, на свои кровные.
Признаться, получился он слегка неказистый – шарик в «раковине» из распахнувшего недра земного шара, зато по ночам он ярко сияет.
Славится город удивительной атмосферой и совершенно особым настроением, которое проникает в сердце каждого туриста, навсегда привязывая к себе. Мармарис – зеленый, нежный, очаровательный и очень ухоженный. А панорамы!
Кстати, сотни пальм, населяющих город, тоже «приезжие»: все до одной привезены из-за рубежа, пронумерованы и тщательно охраняемы.
С пальмовой аллеи начинается и лучшая набережная в стране, а по совместительству главная достопримечательность города – Long Beach, которая тянется на 14 километров.
Еще Мармарис называют турецкой Ибицей – благодаря знаменитой «Улице баров», не спящей до самого утра.
День второй: «жизнь морская»
Начался день с яхтенной прогулки, без которой трудно представить себе отпуск в Мармарисе. Гигантская марина города вмещает многие сотни яхт. Кстати, иностранцы оставляют здесь свои суда «на зиму», такой сервис тоже предоставляется. Периодически в порт заходят круизные лайнеры, высаживая на берег туристов тысячами. Тем более что здест сливаются Средиземное и Эгейское моря.
В море же угнездилось несколько живописных островков с лагунами, где очень приятно поплавать, так что «круиз по островам Эгейского моря» – одна из самых востребованных экскурсий.
День третий: «жизнь кулинарная»
Утро третьего дня началось с визита в гости к… самому сладкому мужчине в Турции.
Это был, понятно, манекен. А вот и сам доктор Лукум, собственной персоной:
Страна знаменита своим десертом Turkish Delight. И, как все знаменитое, его порой подделывают в промышленных масштабах. Разобраться за считанные дни отпуска не так легко. Но есть решение: «Доктор Лукум» – единственная фабрика в этом районе, производящая качественные сладости по выверенным рецептам, абсолютно без красителей и консервантов. Лукум, пишманье, «хлопковая» (из тонких волокон) халва, сопутствующие товары – мед, десерты с орехами. Так что увидите этот логотип на коробочке – можете покупать не глядя:
После «сладкого аперитива» мы направились дегустировать традиционный турецкий завтрак в известный на всю округу ресторан Кешем.
Все для трапезы владельцы заведения изготавливают сами, кроме разве что сыра.
С трудом осилив гигантский деревенский breakfast, мы прогулялись по очаровательной деревушке Орхание, заглянули и в легендарную бухту Кыз Куму («девичий песок»).
Как и у многих популярных достопримечательностей, легенды ее возникновения варьируются – от истории об утонувшей из-за несчастной любви девушки до трагической судьбы дочери царя.
А еще здесь можно пройтись по неприметной отмели на несколько сотен метров вглубь моря, замочив ноги едва выше колен. Что изрядно повеселило русских журналистов, тут же попытавшихся воспроизвести памятную сцену из «Бриллиантовой руки».
Ланч, обед, кофе-пауза… В перерыве между сменяющими одна другую трапезами заехали и на фабрику турецких ковров ручной работы, в деревню Тургут. Ковроткачество – одна из старейших профессий в мире, развивается порядка 3,5 тысячелетий. Самый древний экземпляр из найденных, которому ученые дают 2300-2500 лет, выставлен в питерском Эрмитаже.
Ковроткаческая ассоциация «Тургуткей Халы» объединяет и поддерживает 49 местных кооперативов по ковроделию, не позволяя древнему искусству почить в бозе. Раньше ткачихи держали узоры в голове; теперь, с развитием компьютерных технологий, необходимость в этом отпала, но мастерство-то по интернету не освоишь. Поэтому во многих домах Муглы по-прежнему создают ковры ручной работы традиционными способами, пополняя эту великолепную коллекцию.
Навыки передаются из поколения в поколение. Ковры ткут из шерсти, хлопка, шелка. Для всего, кроме шелка, используются только натуральные красители – травы, лавровый лист, плоды дикой яблони, шафран и так далее. Для шелка, правда, применяют искусственные составы, натуральные этот материал не впитывает.
А в некоторых шерстяных коврах краски вообще не используют, подбирая для работы овечью шерсть определенных оттенков.
Ковры мало того что изысканно красивы, так еще и способны менять расцветку, как хамелеоны.
А еще они очень долговечны благодаря особому двойному узлу, используемому при плетении: таким узлом пользуются только в Турции. К слову о «сроке годности»: как нам заявили на фабрике, гарантия на шерстяные ковры – 100 лет, хлопковые – 200 лет, на шелковые – вечно.
Эти настоящие произведения искусства недешевы. Но если есть желание и возможность купить, то товар вам доставят прямо до дверей, в любую точку мира. И не обязательно платить всю сумму сразу, можно оставить залог и рассчитаться при получении.
В деревне Селимийе мы встретились с 2000-летним платаном, который, по поверью, исполняет желания. Чтобы оздоровиться и неимоверно омолодиться, нужно трижды обойти платан против часовой стрелки. Вот вокруг него все и бегают, как заведенные, даже специальная дорожка проложена.
А затем нас ждал визит в «Дом меда» в Османие.
В регионе Мугла изготавливают уникальный «мед без цветов» – сосновый. 92% соснового меда производится в регионе Эгейского моря, из них 75% – именно в регионе Мугла, в окрестностях Мармариса, где как раз и растут драгоценные медоносные сосны. Хвойные деревья, ясное дело, в обычном понимании не цветут. Однако в этих краях живет особое насекомое, Marchalina hellenica, которое переваривает смолу или что там еще оно сумело отгрызть от сосны, оставляя на коре подобие капель ароматного нектара. Его-то и унюхивают пчелы, собирая для меда. Так что получается уникальный «продукт двойной обработки».
Пчеловоды села Османие доказали, что их мед – лучший в мире. Так что именно здесь был основан «Дом меда», очень любопытное местечко. Гораздо более интересное для непрофессионалов, чем можно было предположить.
Во-первых, «Дом меда» очарователен. Пчелы тут ну просто везде! От входа...
…люстр и декоративного панно в стиле османского письма...
…и до сами понимаете чего:
Территория работает как музей, рассказывая об истории этого промысла от древних времен до наших дней.
А еще тут можно купить баночку драгоценного меда всего за 10-15 долларов. Ну и сопутствующих товаров – от сладостей до косметических средств, – в магазине не счесть.
На прощание нас опять угостили, хотя, казалось бы, сколько можно есть. Но от изысканного десерта из домашнего йогурта с медом, прополисом и мятой отказаться не смог никто.
Дни четвертый и пятый: «жизнь историческая»
Турция – страна с уникальным историческим наследием: здесь около 700 крупных античных поселений и больше 2000 мелких. Раскопки древних городов ведутся постоянно, но конца-краю не видно.
А в числе самых впечатляющих экскурсий – посещения Эфеса, Книдоса и Кауноса.
Книдос – один из шести главных дорийских городов в Малой Азии.
В эту шестерку – «Гексаполис», – входили еще Галикарнас, Линдос, Иалисос и Камирос на острове Родос, а также Кос. Книдос приютился на полуострове Датча, в самой крайней его точке, на естественной границе между Эгейским морем на севере и Средиземным морем на юге. Две части города соединяет мост, призванный служить и своего рода барьером из «внешней» гавани во «внутреннюю», где держали собственный флот. Во внешнюю же заходили торговые корабли.
Построенный примерно в седьмом веке до н.э, уже к четвертому Книдос достиг своего расцвета.
Несмотря на почтенный возраст, город был весьма продвинутый: с театром на 10 000 человек (что означало, что население города составляло около сотни тысяч), деловым центром, торговым кварталом. По некоторым источникам, Книдос построили в честь богини любви Афродиты; постамент статуи сохранился до сих пор.
Афродита из Книдоса – самое прославленное изображение этой богини в античные времена и, пожалуй, самая известная из работ великого Праксителя. Который, к слову, изваял две практически одинаковые статуи богини, только одну – одетой, а вторую – обнаженной. Первую забрали более пуритански настроенные жители Коса, а вторая осталась в Книдосе. С тех пор их так и прозвали: «Афродита Книдская» и «Афродита Косская».
Помимо Праксителя город знаменит и другими славными деятелями. В их числе известный врач Ктесий, строитель Фаросского маяка Сострат, математик и астроном Евдокс, первым вычисливший окружность Земли и основавший обсерваторию. Кстати, именно он придумал солнечные часы в IV веке до н.э. Вот едва ли не первый образчик:
Но центром этого богатого и преуспевающего города, несмотря на все научные достижения, все-таки считался именно храм Афродиты. То, что его жрицы не имели права отказать в любви любому желающему, слышали многие. Зато почему-то не слишком известен факт, что и любой проходящий по улице мужчина не имел права не ответить взаимностью жрице, если уж ей приглянулся.
Книдос, наряду с Эфесом, можно назвать и «родоначальником туризма» – если вспомнить количество приезжавших туда в те далекие годы иностранцев. Жаль, нашествие арабов в VII веке нашей эры и последующие землетрясения положили конец прекрасному городу.
На эту экскурсию сколько времени ни отведи – все будет мало. Но пора было возвращаться в Датчу. Она славится самой вкусной колодезной водой на полуострове, мушмуллой (или мальтийской сливой) и местным миндалем, белого цвета и очень крупным. Поражает ассортимент местных блюд с миндалем, среди которых даже котлетки встречаются.
Очень живописны улочки Старого города.
Неудивительно, что здесь жили известные писатели и поэты.
Недвижимость в последние годы взялись скупать бизнесмены, превращая их в бутик-отели, так что, несмотря на неказистость, цена одного такого «домишки» может доходить до полумиллиона долларов. Другие строения «мутировали» в кафе, ресторанчики и магазины handy crafts, что создает в поселении совершенно особенную, даже сказочную ауру.
А на пятый день мы отправились по морю в Кейджеиз. Эту маленькую деревушку очень любят местные писатели и поэты. Есть за что: апельсиновые, цитрусовые сады, амбровые деревья, нетронутая природа… 18 тысяч лет назад здесь случилось впечатляющее землетрясение, после чего из-под земли забили горячие и холодные источники. В результате в новой тектонической «морщинке» образовалось красивейшее озеро. На его берегу еще в османские времена – опять же, благодаря бьющим прямо из скал родникам целебной воды, турки организовали султанские термы: бассейны с минеральной водой и с лечебными грязями.
Каунос. Через Кейджеиз лежит путь в Каунос. Чур, не путать с литовским Каунасом, – мы говорим о древнем городе в бухте реки Дальян. Первые поселения на этой местности появились несколько тысяч лет назад. В городе «отметились» все кому не лень: карийцы, ликийцы, персы, греки, византийцы… Будучи одним из основных торговых портов в период античности, город мог похвастаться даже отменно работающей таможней. А еще это одно из самых живописных древних поселений на территории Турции, наряду с Иераполисом и Эфесом.
«Визитной карточкой» Кауноса можно считать скальные гробницы весьма впечатляющего вида.
День шестой: «жизнь фруктовая и речная»
Вокруг Мармариса – 64 деревушки, которые делят между собой сферы влияния. В смысле – что и как поставлять региону вообще и туристам в частности. Конкретно это поселение специализируется на гранатах, гранатовом и апельсиновом соке.
Пока нам готовили свежевыжатый «эликсир», представители международной прессы без особых церемоний раздраконили на предмет фруктов ближайшее дерево.
Никогда в жизни не ела таких сладки гранатов! Кстати, кое-где в этом регионе растет удивительный сорт – без косточек.
А затем нас ждало неторопливое путешествие по реке Акьяка, вдоль одноименного городка в бухте Гекова.
И река, и город – очень даже особенные. Населенный пункт Акьяка когда-то был обычной рыбацкой деревней, пока один из архитекторов не возжелал встретить старость именно здесь. Он-то и построил первый дом в совершенно особом стиле, ставшем визитной карточкой города: белые стены, черепичная крыша. За этот проект архитектор получил Нобелевскую премию. Чем не преминула воспользоваться мэрия города, отныне предписав всем строить дома по тому же образцу. В результате получился городок, который совсем не похож на типичные турецкие. Если туристу завязать глаза и привезти сюда – он, скорее всего, скажет, что очутился где-нибудь на юге Европы.
Ну а одноименную речку формируют аж 425 источника. Говорят, вода здесь обладает невероятными целебные свойствами. Но мало кто решается проверить это на практике: температура воды всего 10-12 градусов.
День седьмой: «искусство в нашей жизни»
Пчеловодство, ковроткачество и разведение фруктовых садов – далеко не все виды деятельности, которые поддерживают местные власти. Прямо в центре Мармариса, в здании бывшего рынка, разместился Центр культуры и искусств. Муниципалитет города обеспечил всем жителям возможность бесплатно осваивать изготовление изделий из глины, объемную аппликацию, учиться танцам, живописи, османской миниатюре и т.д.
Работающие здесь мастера не платят денег за аренду помещений.
Дали дорогу и современному искусству: именно здесь в сентябре 2014 года проходил нашумевший фестиваль авторского кино.
Регион Мармарис – Кейчеиз – Датча удивителен и многогранен. Чтобы оценить его в полной мере, не хватит и нескольких недель. Так что в Мармарис можно и нужно приезжать снова и снова. Хотя успех поездки во многом зависит от грамотного сопровождения. К слову, участникам фестиваля повезло – сопровождал нас один из лучших русскоговорящих гидов на Эгейском побережье.
Благодарим за организацию поездки Ассоциацию туристических агентств Турции, Ассоциации отельеров и предпринимателей туризма Южно-Эгейского региона, MARTAB, TURSAB, муниципалитет Мармариса и, конечно, компанию «Анекс тур».
Ещё о Турция
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»