Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Остров Хайнань: гавайский колорит на китайский манер

Дата: 29.08.2017
Автор: ПАНФЁРОВА Наталья
Страна: Китай

Знакомство с китайским тропическим островом Хайнань – в пресс-туре, организованном оператором Anex Tour – началось с посещения крупнейшего в Азии Центра буддизма Наньшань. Расположен он у подножия одноименной горы примерно в 40 километрах к западу от города Саньи.

Храмовый комплекс, выдержанный в стиле эпохи Тан (618-907 гг.), открыли в 1998 году в честь двух тысячелетий, прошедших с момента появления буддизма в Китае. Главный объект посещения – 108-метровая статуя Великой богини Гуаньинь была возведена позже. Высота изваяния выбрана неслучайно, это сакральное число в буддизме, пришедшее из древнейшей на Земле ведической культуры.

В восточной мифологии Гуаньинь – богиня сострадания и милосердия, дающая людям защиту от бед и несчастий. Также ее почитают как покровительницу женской половины дома, дарующую детей. Гуаньинь имеет три лика – одним обращена к берегу, два других смотрят на море, защищая побережье от штормов.

Входят в парк через «Небесные врата недвойственности». Считается, что так гости очищают свой разум, избавляясь от негативных мыслей и чувств. Необходимое действие перед тем, как испросить у богини милости и благополучия.

Ландшафтный парк имеет много открытых площадок, поэтому в солнечный день лучше захватить с собой зонтик или широкополую шляпу. Некоторые китайцы практикуют радикальную защиту от солнца, из-за которой зачастую непонятно, какого пола существо находится перед тобой. Полностью упакованные люди встречаются на острове повсеместно – все-таки более 300 солнечных дней в году.

Вообще, китайцы постоянно пекутся о своем здоровье, а местные жители склонны к столь здоровому образу жизни, что именно на Хайнане зафиксировано наибольшее число китайских граждан возрастом свыше 100 лет. В Наньшане есть Аллея долгожителей, украшенная портретами счастливых стариков. Здесь же их обычно и чествуют.

Чтобы подготовиться к встрече с богиней, нелишним будет очистить карму. Сразу за воротами находится гонг, в который бьют трижды, да посильнее, ведь эти удары приносят также счастье и удачу.

Приближение к милосердной Гуаньинь происходит шаг за шагом. После удара в гонг надо помолиться, прокрутив цилиндры с мантрами.

Посидеть на «астрологических» скамейках с изображением животных двенадцатилетнего цикла китайского календаря и загадать желание.

Потом уже напрямую обратиться к богине. Китайцы, а следом за ними иностранные туристы, поджигают три сандаловые палочки и опускаются на колени. Испросив у Гуаньинь желаемое, трижды кланяются.

Чтобы просьбы дошли наверняка, их записывают на красных лентах и вывешивают на всеобщее обозрение. Как вы уже поняли, большинство обращений китайцев связано со здоровьем и долголетием.

Сдержанная улыбка богини вызывает доверие, ей не страшно открыть свои желания.

По фотографии сложно понять, насколько велика статуя. Но приглядитесь – люди у ног богини кажутся букашками.

На золотых лепестках пьедестала находится смотровая площадка. Чтобы подняться на нее, придется отстоять очередь из желающих припасть к стопам Гуаньинь.

В ясную погоду при подлете к аэропорту Саньи внимательно оглядите береговую линию – к насыпному острову, где установлена статуя, ведет мост длиной 320 метров, он хорошо заметен сверху. Ярко выделяется на фоне лазурной воды и белоснежная фигура божества.

Да, новодел – на Хайнане нет исторических памятников. Но это не умаляет достоинств центра Наньшань, наоборот, он поражает тем, как китайцы буквально на ровном месте сумели создать притягательную для паломников и туристов достопримечательность. За последние 15 лет туристическая инфраструктура острова развилась до уровня лучших мировых стандартов – здесь есть, что посмотреть, где отдохнуть, чем полакомиться. И все это сдобрено щедрой тропической красотой. Недаром Хайнань называют еще «Восточными Гавайями».

Леса и парки для мифических существ Хайнаня

Хайнань – зеленый, экологически чистый остров, неудивительно, что большинство экскурсий проводится в природных парках. Два из них просто обязательны к посещению.

Парк «Тропический рай» в бухте Ялунвань – это почти нетронутый горнолесной массив с незначительными вкраплениями деревянных построек и мифологических объектов. Символ парка – Дракон, покровитель здешних мест.

С площади Дракона хорошо просматриваются бухты Ялунвань и Санья.

У входа в парк расположены магазинчики и рестораны, чуть дальше небольшой отель для пар, желающих опробовать гостевой брак перед тем, как сыграть свадьбу. А этот колокол, судя по расположению рядом с католической часовней, возвещает о бракосочетаниях.

На склоны горы от центральной части ведет множество тропинок и мостиков, по которым можно прогуляться самостоятельно или в составе группы вместе с гидом.

Где-то на огромной территории парка есть еще и подвесной мост длиной 168 метров. Жаль, до него не добрались.

Другим освежающим впечатления местом оказался парк, расположенный на самой высокой точке острова – горе Лухэйтоу, откуда во всей красе открываются бухты Санья и Дадунхай. Название у него сказочное – «Олень повернул голову».

Это настоящий рай для влюбленных, здесь все навевает на мысли о любви и счастье вдвоем. Недалеко от входа установлен крупный камень в виде сердца. Говорят, форму ему придала сама природа.

Как рассказала наш гид, китайские туристы иногда слишком серьезно относятся к ритуалам, привлекающим любовь. К примеру, не ограничиваются простым фото у «любовных» камней или возложением рук, а могут даже облизать тематические надписи, да так усердно, что оттаскивать приходится. Чтобы другие туристы могли хотя бы сфотографироваться.

О друзьях здесь тоже не забывают. У специального «дружеского» камня, подкрепленного аналогичным деревом, гости парка запечатлевают свою дружбу навсегда.

Центральное место отводится скульптуре, установленной на самой высокой точке ландшафта. Экскурсоводы обязательно расскажут про девушку-оленя прекрасную легенду, к которой отсылает название парка. Добавлю только, что эту красавицу народность Ли почитает как свою прародительницу. Олень считается также символом города Саньи.

Со смотровой площадки у скульптуры город и рукотворный остров Феникс с пятью «пальчиками» небоскребов видны как на ладони.

Судя по множеству прожекторов вокруг изваяний и беседок, в темное время суток парк красиво подсвечивается, а значит, здесь можно провести чудесный романтический вечер.

Чем дальше в парк – тем больше укромных уголков, где бродят влюбленные парочки и одинокие туристы. В одном из таких закутков спрятался китайский Бог любви Юэ Лао, или Лунный старец. Он кто-то вроде свахи – связывает людские сердца красными нитями судьбы, вынуждая вступать в законный брак. Пространство вокруг Лунного старца увешано алыми ленточками с просьбами о «большой, но чистой любви». Именно ему посетители нашептывают желанные образы второй половины и семейного счастья.

Мифология места связана с народностью Ли, поэтому в оформлении территории парка используются их тотемные изображения.

Разнежившись от любовных перспектив, не стоит пренебрегать безопасностью. Эти благословенные места облюбовали также обезьяны, которые могут не разделить ваших дружеских устремлений. В предупреждающей надписи ниже настораживало то, что перевели ее только на русский язык. Не наши ли соотечественники «в недавнем времени подвергались нападениям»?

Впрочем, судьбоносных встреч в этом парке у автора текста не случилось – ни с людьми, ни с обезьянами. Но впереди еще ждал Остров обезьян.

Остров обезьян: заповедник и шоу в одном флаконе

На Остров обезьян ведет канатная дорога – к слову, самая длинная в Китае, с которой открывается любопытный вид на деревню морской народности Дань.

Впрочем, это не совсем народность, а ответвление от титульной нации Китая – хань. Рассказывают, что около полутысячи лет назад приплывшие с материка ханьцы не смогли платить высокий налог на землю и стали селиться на воде. Возможно, им помешали «прописаться» на берегу коренные жители острова Ли. Со временем лодки водного народа превратились в постоянные жилища, соединяясь между собой в целые улицы и деревни. Так и живут до сих пор, промышляя рыболовством и разведением рыбы в садках, а также грузоперевозками по воде. Держатся даньцы замкнуто, сохраняя традиционный уклад жизни, на суше бывают только по делам. Браки тоже стараются заключать внутри общины.

Чтобы уберечь детей 5-7 лет от падения за борт, даньцы веревкой привязывают их к лодке. Быт водных людей очень непрост, и, чтобы немного подсластить пропитанную морской солью жизнь, они едят сладкую рисовую кашу с толченым грецким орехом. Многие даньцы не умеют даже читать. Родители до сих пор не отпускают детей на берег учиться, как в свое время не отпустили их самих.

Непонятно, каково им соседствовать с популярным туристическим объектом, учитывая, что на людях они лишний раз не показываются.

Раньше обезьяны свободно селились по всему Хайнаню, но в какой-то момент это стало помехой островным жителям, включая самих обезьян. Их отселили в заповедник, небольшая часть популяции сохранилась только в парке «Олень повернул голову».

Живется мартышкам на острове вольготно, в клетки их не загоняют. Разве что иногда сажают в тюрьму за мелкое хулиганство и воровство. В день нашего визита тюремный вольер пустовал. Однако перед экскурсией туристов предупреждают, чтобы они внимательно следили за своими сумками и украшениями.

Кормление животных традиционно вызывает у туристов нездоровое оживление. Обычно посетители скармливают им все, что приносят с собой, включая и то, что изначально собирались оставить себе. Обезьяны приветствуют традицию, тщательно подбирая с земли любые крошки. Хотя, конечно, сотрудники парка и так регулярно их кормят.

Остров служит домом двум тысячам обезьян пяти видов. Судя по тому, что половина из них это мамаши с грудными детенышами, количество приматов неуклонно растет.

Почему бы не плодиться, условия-то курортные – есть даже собственный бассейн с пляжем. После отбора чипсов у зазевавшихся туристов можно и отдохнуть, неспешно предаваясь взаимному грумингу у кромки бассейна.

В какой-то момент мирная фотосъемка в малолюдном месте была грубо прервана обезьяной, запрыгнувшей мне прямо на голову. В памяти всплыла предупреждающая надпись из парка «Олень повернул голову». Что пошло не так – подошла слишком близко или спровоцировала? Однако зверь подкрался со спины, поэтому случившееся стало полной неожиданностью. Тем временем сбежавшиеся на мой крик китайцы шустро фотографировали сценку.

Оказывается, туристы еще и очередь занимают, чтобы обезьяны посидели у них на голове. Вот бы знать заранее, глядишь, получила бы удовольствие. Хотя лицо у мужчины довольно напряженное.

В заповеднике можно развлечься и менее экстремальным образом, к примеру, посетив цирковое или театральное представление с участием разных животных.

А вообще-то обезьянки очень милые, не приставучие. Конечно, если в сумочке не припрятан сэндвич.

Остров покидали уже морским путем, удалось немного рассмотреть даньскую деревню. Правда, ее жителей так и не увидели.

А это вид на Остров обезьян с террасы одного из лучших отелей Хайнаня – Westin Blue Bay Resort 5*.

В деревне Ли и Мяо выступают лучшие девушки Китая

Поездка в деревню Ли и Мяо стала последней и, пожалуй, самой интересной экскурсией в пресс-туре.

В большом этнографическом парке представители двух коренных народностей острова заняты традиционными ремеслами. Здесь они не живут, а только работают. Традиции прядения, крашения пряжи, ткачества и вышивки признаны объектами нематериального культурного наследия Ли и Мяо.

Кулак с поднятым большим пальцем – жест приветствия. Мастерицы очень доброжелательны к туристам, с готовностью позируют, не забывая, впрочем, о деле.

Это реальное производство, а не имитация для туристов. Готовые изделия продаются в местном сувенирном магазине по довольно высоким ценам.

А вот еще один интересный образец национального костюма Ли. Костюмчик не простой, а ядовитый.

Конечно, опасен не готовый наряд, а исходный продукт. Сырьем для изготовления полотна служит анчар. Млечный сок растения в давние времена применяли в качестве противоядия при змеиных укусах или как смертоносный яд, смачивая им наконечники стрел. Припоминаете стихотворение Пушкина?

А местные умельцы из лубяных волокон анчара делают одежду, фартуки, стеганые одеяла и прочие текстильные изделия. Одеяние мягкое и приятное на вид, гид уверяла, что в нем чувствуешь себя очень комфортно.

Лиянки также искусно плетут из лозы всяческую домашнюю утварь – корзины, коробки и т.д.

Девушки народности Ли считаются самыми красивыми в Китае. Говорят, именно поэтому многие века их прекрасные лица и тела покрывали черными татуировками.

Судя по сохранившимся рисункам, девушек намеренно уродовали, чтобы свести к минимуму вероятность похищения чужаками. Вариант – чтобы посторонние мужчины не заглядывались на замужних женщин.

Семейный очаг в общине Ли оберегают, а вот среди молодежи – даже на толерантный европейский взгляд – нравы царят уж очень свободные.

Юных дев тринадцати лет от роду выселяют в отдельные хижины, куда они – заметьте, по своему выбору – приглашают мужчин. И только родив ребенка, молодые женщины получают право выходить замуж. Правда, теперь уже родители решают, за кого выдать дочь, доказавшую способность к деторождению, и, как правило, не берут во внимание отца младенца.

Исторический экскурс в жизнь и традиции Ли и Мяо в виде грандиозного шоу ежедневно проходит с аншлагом. На огромной сцене в центре деревни представляют основные этапы хозяйственной жизни деревни – обработку рисовых полей, сбор урожая, выпас скота, ткачество и т.д. На сцену выпускают даже домашний скот и птицу.

Несколько новелл шоу посвящены драматическим этапам взросления молодежи. Девочки откровенно соблазняют мальчиков, и это только приветствуется.

Отношения и в период жениховства, и после женитьбы отличаются бурными выяснениями отношений на публике. Молодые люди кричат, машут руками, парни от души шлепают девиц по попе. И все ради демонстрации крепкой любви к избранницам. Фактически это более мягкий аналог нашего «бьет – значит, любит».

Но и девушки не робкого десятка, в обиду себя не дадут. Могут и опозорить, как наглядно доказывает эпизод ниже – невезучий ухажер остается без штанов.

А ведь, правда, хороши девчонки. Замечаешь это не сразу, но чем больше приглядываешься, тем дольше хочется ими любоваться.

Великолепное шоу завершается впечатляющим танцем с бамбуковыми жердями.

Половина танцоров стучат палками о землю, сдвигая и раздвигая в такт музыке, которая играет все быстрее. Остальные с удивительной ловкостью прыгают между жердей, хотя к концу темп невероятно нарастает.

Чтобы без травм уворачиваться от жердей, танцоры тренируются каждый день. Похоже, любой не старый житель деревни непринужденно спрыгает танец, ведь учатся ему с раннего детства.

Насколько это непростое занятие, легко проверить на себе – в деревне туристам охотно предлагают станцевать. Мало у кого получается, но местные, конечно, подыгрывают. Зашибить туриста им явно не на руку.

Китайцы любят фотографироваться, как это заведено у большинства азиатских народов. В деревне для фотосессий предусмотрен прокат национальных костюмов.

К популярным достопримечательностям китайских туристических комплексов относятся и предупреждающие знаки, о которых можно было бы написать отдельную статью.

В деревне Ли и Мяо они как-то особенно удались.

 

Ещё о Китай