Путешествие в колыбель человечества
Дата: 09.02.2009
Автор: СТОМАХИН Игорь
Страна:
Эфиопия
Россияне открывают Эфиопию
В 2009 году Эфиопия всерьез начала продвигатся на российском рынке и, как заявил министр культуры и туризма этой страны г-н Мохамуд Дирир, «поставила Россию в свой приоритетный список». Поток россиян, посещающих Эфиопию и составляющий сейчас всего лишь порядка 100 человек в год, планируется довести до нескольких тысяч. Такому росту будет способствовать запуск в нынешнем году прямого рейса Москва – Аддис-Абеба, который будет выполнять компания Ethiopian Airlines. Воздушные суда Боинг 767 три раза в неделю будут летать из аэропорта «Домодедово».
По числу памятников и достопримечательностей Эфиопия занимает одно из первых мест в мире (фото).
В этой единственной на африканском континенте православной стране, можно увидеть древние церкви и монастыри, принять участие в необычных религиозных праздниках. Здесь живут экзотические племена, а на просторах национальных парков бродят дикие животные. В Эфиопии можно совершить сафари на джипе или принять участие в треккинге – подъеме на одну из горных вершин верхом на муле (фото).
В том, что большая часть страны покрыта горами, есть свои преимущества. Во-первых, здесь не так жарко, как в других африканских странах, а во-вторых, снижается риск заболевания малярией, поскольку малярийный комар не поднимается выше 1500 метров. Эфиопию называют «колыбелью человечества», ведь именно здесь найдены останки австралопитека женского пола по имени Люси, которая жила 3,3 млн. лет назад. Ученые признают этого гоминида самым древним предком Homo sapiens (фото).
Путешествие в колыбель человечества
Мы летали на маленьких «фоккерах» и поднимались в горы на мулах (фото), гостили в племенах и фотографировали бегемотов, питались местным блюдом инжера и посещали вырубленные в скалах церкви.
Возможно, для кого-то будет открытием, что Эфиопия – единственная христианская страна в Африке, причем еще и православная – то есть, духовно близкая россиянам (фото).
По поводу туристических возможностей древней страны можно сказать одно – они ограничиваются лишь отсутствием моря и пляжей. Зато впечатление от исторических, этнографических и природных достопримечательностей можно назвать культурным шоком (фото).
Визу в Эфиопию получить несложно – достаточно предъявить паспорт и фотографию, заполнить анкету и оплатить консульский сбор. Определенное неудобство возникает в ходе перелета, так как нужно делать пересадку в одном из аэропортов Европы (в нашем случае это был Франкфурт-на-Майне), из-за чего путь удлиняется по времени, а стоимость билета возрастает. Впрочем, этот вопрос скоро будет решен. В течение нынешнего года компания Ethiopian Airlines планирует открыть прямой регулярный рейс Москва – Аддис-Абеба с периодичностью полетов три раза в неделю. Вот тогда путешествие в Эфиопию сравнится по деньгам со стоимостью поездки в другие экзотические страны. А поток россиян, посещающих эту страну, по прогнозам туроператоров, достигнет 5000 человек в год.
Итак после московского февральского морозца мы ощутили нешуточную страсть жаркого африканского солнца. Нам повезло стать свидетелем события, происходящего только раз в году. Это был марш ветеранов эфиопско-итальянской войны, которая закончилась в 1941 году поражением армии Бенито Муссолини (фото).
Шествие седых и покалеченных, но несломленных стариков было похоже на парад наших участников Великой Отечественной войны в день Победы 9 мая. Разница в том, что бойцы эфиопского Сопротивления несли в руках сабли и копья, а на головах у некоторых были надеты шапки с торчащими перьями. Мне пришлось бежать за ветеранами до самого Троицкого храма, где состоялся молебен в честь победы над итальянскими фашистами (фото).
Сама церковь замечательная – с лепниной и скульптурами, фресками и витражами. А слева от алтаря установлены два надгробия из отшлифованного гранита. Под одним покоится император Хайле Селласие I – «Царь Царей, Хозяин хозяев, Лев-Завоеватель, Избранник Божий и Свет этого мира», под другим – супруга носителя всех этих пышных титулов (фото).
В Аддис-Абебе группа посетила Национальный музей, где хранятся уникальные археологические находки, в частности – скелет знаменитого гоминида Люси возрастом 3,3 млн. лет, благодаря которому Эфиопию называют «колыбелью человечества» (фото).
При входе в музей стоит бюст Пушкина – дар правительства Москвы, доставленный на историческую родину «солнца нашей поэзии». А на противоложной стороне улицы находится львиный зверинец, в котором содержатся потомки двух хищников – Муллу и Луллу (фото).
Этих «царей зверей» когда-то приобрел эфиопский император, с них и началась история маленького зоопарка в центре Аддис-Абебы. Вообще лев, национальный символ Эфиопии, встречается в столице повсюду – на деньгах, постаментах, автобусах и рекламных щитах. А еще в этом городе свободно ползают гигантские черепахи – они живут на территории собора св. Георгия и, по всей видимости, считаются священными (фото).
Аддис-Абебу по праву можно назвать городом контрастов. На центральном проспекте среди «лексусов» и «лендкрузеров» бегают навьюченные ослики, женщины носят покупки на головах, а основную долю таксомоторного парка составляют наши родимые «лады-копейки». Современные здания из стекла и бетона соседствуют с примитивными хижинами, крытыми жестью (фото).
Но такое сочетание придает городу особый шарм. Выйдя из кондиционируемого холла отеля Hilton, буквально через пять минут переносишься в другую эпоху – в раскаленное чрево экзотического рынка Меркато. Помимо посуды, подушек, мыла, упряжек, фонариков, вентиляторов (всего не перечислишь!), здесь продаются эфиопские сувениры – рисунки на кусках кожи, металлические фигурные кресты, расшитые узорами накидки и упаковки кофе «Абиссиния» (фото).
Полукилограммовая пачка молотого кофе стоит всего $2 – разве это деньги для ароматного и бодрящего напитка с божественным лимонно-шоколадным привкусом?
Скальные церкви Лалибелы
Прежде чем отправиться из Аддис-Абебы на север Эфиопии, группа заехала в офис принимающей компании Green Land Tours & Travel, чтобы получить последние напутствия. Мы сфотографировались с генеральным менеджером Дарио Морелло (фото), потуже упаковали багаж и поехали в аэропорт.
Сотрудники Ethiopian Airlines каждого пассажира досматривают столь тщательно, что вероятность проноса запрещенных предметов сводится к нулю. Расписание полетов соблюдается неукоснительно, если и бывают задержки рейсов, то лишь в связи с плохими погодными условиями (фото).
Мы выходим в крошечном аэропорту города Лалибела и пересаживаемся в небольшой автобус. Дорога петляет между холмами, постепенно забираясь выше и выше. Вот на обочине появляется группа людей, дальше – еще одна, и чем ближе к городу, тем больше народу поднимается в гору. Целыми семьями, с детьми, козами, петухами и мешками на головах, мужчины и женщины тянутся в город, чтобы успеть занять место на торговой площади (фото).
Ярмарку в Лалибеле проводят раз в неделю по субботам, в первой половине дня. Разве можно упустить возможность побывать на пестром африканском базаре? Мы просим притормозить на улице, ведущей к месту массовой купли-продажи. Нам дают полчаса на «погружение» в клекочущий, блеющий, мычащий и на все лады зазывающий покупателей мир. Яркими пятнами мелькают в толпе расшитые женские и мужские накидки. Портной строчит на дотопотной швейной машинке, фотограф делает семейный портрет деревянной камерой на треноге. Кучки овощей и связки неизвестных нам злаков разложены на земле, платки и сандалии развешаны на ветках деревьев, и над всем рынком стелется ароматный дымок каких-то тлеющих корешков. Где еще увидишь такую экзотику (фото)?
Но главная цель посещения Лалибелы – не рынок и не торговля, а вырубленные в скалах храмы, каких нет больше нигде (фото).
По масштабу и красоте эти памятники едва ли не превосходят многие грандиозные сооружения в других странах, включая Петру в Иордании, скальные монастыри в Каппадокии или древний город Сигирия в Шри-Ланке. Но почему-то Лалибела как туристический объект практически неизвестна. В каком-то смысле это даже хорошо – здесь нет разноязыкого гула туристов и суетности. Кажется, будто в гулкой тиши и полумраке каменных гротов слышны шаги ранних христиан, а из глубин церковных помещений доносятся средневековые песнопения и молитвы (фото).
Всего в Лалибеле одиннадцать церквей, и каждая не только имеет свою архитектуру, но и находится на определенном уровне по отношению к другим. Такое расположение позволяет не прерывать службы даже в период затяжных дождей и затопления отдельных сооружений. Лалибельские храмы не имеют даже приблизительных аналогов в мире. В XII веке, сантиметр за сантиметром, десятки тысяч строителей высекали их из монолитной породы. Буквально вгрызаясь в скалы, каменотесы вытачивали контуры святилищ, вырезали в каменных глыбах арки, колонны и своды (фото).
В наши дни церкви Лалибелы объявлены памятниками Всемирного наследия человечества. На деньги ЮНЕСКО над большинством храмов сооружены покрытия из алюминия, которые держатся на массивных стальных опорах. Современные конструкции несколько портят вид древних храмов, но это необходимая мера для обеспечения сохранности. Впрочем, над храмом Святого Георгия, покровителя эфиопов, металлическую щит пока не установили. А эта церковь, пожалуй, наиболее интересна в архитектурном плане (фото).
Она вырублена в глубокой яме в виде крестообразной башни и смотрится очень эффектно – крыша расположена на уровне поверхности скалы, а пробраться внутрь можно лишь через узкий проход, резко уходящий вниз.
Еще одна скальная церковь находится на горе, которая господствует над Лалибелой. Мы добирались туда на выносливых и послушных мулах, способных переносить большие тяжести (фото).
Но даже они не могут подниматься по крутым, почти отвесным тропам. На таких участках нам приходилось карабкаться самим, задыхаясь от тяжелого подъема и разряженного воздуха. И все же, пусть дорога и заняла два часа, мы сделали это! Внизу разбросаны крошечные домики Лалбибелы, а здесь, под облаками, колоритный монах отпирает скрипучую дверь и показывает нам старинную книгу с уникальными иллюстрациями (фото).
Потом мы взобрались еще выше – не зря. Не каждому повезет оказаться на эфиопской свадьбе, тем более, когда она проходит на вершине горы. Окружив жениха и невесту, молодые люди в белых чалмах плясали и стучали в барабаны, женщины прихлопывали в ладоши, а мальчишки раздавали всем куски горячего, только что испеченного хлеба (фото). Ничего более вкусного я в жизни не пробовал!
Среди африканских зверей
Теперь мы движемся на юг Эфиопии – туда, где находятся заповедники с диким зверьем и озера со стаями фламинго. Мощные внедорожники уверенно преодолевают преграды (фото), но путь неблизок и рассчитан на целый день.
Что ж, при знакомстве со страной надо увидеть не только достопримечательности, но и рядовую глубинку. Я еду на переднем сиденье и только успеваю вертеть головой. Вот мелькают традиционные эфиопские домики-тукули. Строят такой дом просто – ставят по кругу шесты и связывают их прутьями, промежутки забивают глиной, а сверху накладывают солому в виде конуса (фото).
Вот пастух гонит стадо стройных коров зебу с внушительными горбами на спинах. Вот ярко-зелеными стенами тянутся вдоль дороги плантации банановых деревьев, которые на самом деле вовсе не деревья, а гигантская трава (фото).
А вот настоящие африканские деревья – зонтичные акации с мелкими листочками и широкими, развесистыми кронами.
Мы проезжаем через земли народа волаята и останавливаемся в одной из их деревушек. В душе каждого представителя этого племени живет художник – глиняные стены тукулей украшены рисунками зверей и птиц (фото).
Среди изображений живых существ я увидел и автобус с сидящими в нем пассажирами. В этом нет ничего удивительного – люди рисуют то, что видят ежедневно, а автобусы проносятся мимо их поселения чуть ли не каждые полчаса. Потом мы заехали в деревню другого народа – дорзе. Поселение этого племени отличается высоченными бамбуковым хижинами и обилием ткацких станков, на которых дорзе делают одеяла, накидки-шаммы и расшитые рубашки. Молодой человек с растаманскими дредами (видимо, вождь) познакомил нас с местными жителями. Симпатичная девушка научила добывать муку из бананового корневища и показала, как выпекается банановый хлеб (фото).
К вечеру наша экспедиция добралась до городка Арбаминч. Мы остановились в лодже Swaynes, построенном на краю глубокой ложбины. Отсюда открывается потрясающий вид – один из тех, что описаны у Хемингуэя в книге «Зеленые холмы Африки». Мебель в номерах сделана из экологических материалов – дерева, бамбука и тростника, а над кроватью висит марлевый противомоскитный полог (фото).
С помощью нагревателя можно воспользоваться горячей водой, правда электричество в отеле бывает не всегда, и на этот случай в номерах лежат свечи и спички. По инструкции в каждом бунгало следует плотно закрывать двери и окна, чтобы внутрь не залезли живущие на территории лоджа бабуины (фото).
Перерыв вещи в поисках лакомства, обезьяны могут причинить неприятности – порвать, например, бумажные деньги или попробовать на зуб паспорт.
На следующее утро мы отправляемся в заповедник. По немыслимо сложной дороге может проехать лишь опытный водитель. Благодаря тому, что людям попасть в заповедник непросто, в нем живут и размножаются экзотические звери – африканский бородавочник и крохотная антилопа дик-дик, полосатая зебра и коровья антилопа бубал. Хищников здесь нет, поэтому из машины можно спокойно выходить и подкрадываться к животным на минимальное расстояние. Зебры дают фотографировать себя крупным планом и лишь в самый последний момент скрываются в зарослях (фото).
Осмотрев четвероногих, спускаемся на берег озера Чамо и садимся в большую моторную лодку. Проводник везет нас к месту обитания бегемотов – толстокожих увальней, не проявляющих и тени беспокойства при приближении тарахтящего плавсредства (фото).
Но флегматичность «водяных свиней» – всего лишь видимость. Не дай бог, чтобы лодка отрезала гиппопотамов от берега. Рассвирипевшая туша весом около четырех тонн одним махом перевернет моторку и утопит всех пассажиров. Не менее опасны и шестиметровые крокодилы, к которым мы приближались на расстояние вытянутой руки (фото).
Казалось, морщинистые твари воспринимают нас, как добычу, лежа с разинутыми пастями и оскалив зубы. Но на самом деле крокодил разевает пасть не ради того, чтобы наброситься, а для лучшего теплообмена. В общем, нам опять повезо, и мы вернулись в отель целыми и невредимыми.
Конечно, в своем репортаже об Эфиопии я не смог написать обо всем интересном. О священном городе Аксум с древними стелами из гранитных монолитов и о хранящемся здесь Ковчеге Завета – собрании священных заповедей, составленных Господом. О прекрасном дворце императора Фаселидиса в Гондере и чудотворном бассейне, излечивающим женщин от бесплодия. О местечке Харар, где каждый вечер специальные люди кормят с рук диких гиен. И еще о многих загадочных и парадоксальных вещах, которые можно перечислять бесконечно. Главное в том, что Эфиопия остается одной из немногих стран, где каждый может почувствовать себя первооткрывателем (фото).
Ещё о Эфиопия
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»