Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Велосипедная империя

Дата: 01.11.2005
Автор: СТАВЦЕВА Светлана
Страна: Вьетнам

Первое, что поразило нас при въезде в Сайгон – язык не поворачивается назвать его Хо Ши Мин – неимоверная многолюдность и оживленность его улиц. Москва по сравнению с этим городом – пустыня. Все улицы буквально запружены мотороллерами, мотоциклами и велосипедами, а воздух постоянно оглашают их звонки. Все едут бампер к бамперу, вернее, колесо к колесу. Причем, светофоров – минимум, полицейских вообще не видно, а аварий, говорят, почти не бывает. Возможно, дело в природной мягкости и деликатности вьетнамцев, а, возможно, в штрафе – по словам нашего гида, он такой, что сразу отбивает охоту куролесить на дороге.

 

Вообще, поездив по Вьетнаму, понимаешь, что велосипед или мотороллер здесь – не просто средство передвижения. Это – постоянный спутник жизни, который выручит в любой ситуации. Вот едет торговка горячей едой, на двух колесах умещается вся ее кухня: остановилась, все быстро сняла, расставила прямо на тротуаре, зажгла миниатюрную спиртовку, поставила миниатюрный же раскидной стульчик – и заработало кафе под открытым небом. Через минуту на этом стульчике уже сидит молодой человек и ест непременный супчик фо, с которого принято начинать во Вьетнаме день. Или: ехал человек, остановился, вытащил из холщовой сумки зеркало, повесил на стену, поставил стул – подходи стричься.

 

Любовь вьетнамцев к мотороллеру так велика, что государству уже приходится ее ограничивать: по закону вьетнамец может иметь только один (!) мотороллер, или скутер. Вот количество машин никто не ограничивает, но приобрести их во Вьетнаме могут очень немногие. Тем более невозможно понять, как машины ездят в этой толчее. Мотоциклисты на улицах Сайгона поразили нас не только способностью умещать на двух колесах немыслимое количество вещей, но и своим экстравагантным видом. Во-первых, на лицах большинства из них – тканевые повязки. Первая мысль – уж не атипичная ли пневмония? Нет, это защита от пыли, хотя, на мой взгляд, ее здесь не больше, чем где бы то ни было еще. Но торговцы активно поощряют эту моду: повязки здесь продаются на любой вкус, например, с рисунком американского флага, в цветочек или в горошек. Во-вторых, защищаясь от солнца, девушки и женщины часто не ограничиваются повязками, а надевают еще перчатки – обычные, до локтя или даже до предплечья. При этом на голове у них обычно или глубоко надвинутая шляпа, или конусообразный национальный головной убор – он называется нон. Добавьте к этому уже упомянутую повязку, и вы поймете, что у вьетнамки открытыми миру остаются только ее глаза.

 

Броуновское движение царит и на тротуарах. Двери маленьких кафе, лавок, ремесленных мастерских, домов открыты, и их жизнь разворачивается прямо на улице. Все это в сочетании с классической колониальной архитектурой придает Сайгону какое-то невыразимое очарование. В этом 300-летнем городе, построенном французами в долине реки Меконг, уживаются такие разные вьетнамская, китайская, западно-европейская культура и новая, нарождающаяся – дитя вездесущей глобализации. Великолепные буддисткие пагоды здесь соседствуют с собором Сайгонской Богоматери, уменьшенной копией парижского оригинала, а небоскребы – со скромной лавкой вьетнамского зеленщика.

 

Хо Ши Мин – крупнейший город страны. В нем живет более 5 млн. человек. Город быстро развивается, превращаясь в экономическую и финансовую столицу Вьетнама. Сюда охотно едут бизнесмены и туристы – и тем, и другим здесь есть чем заняться. С каждым годом все больше появляется хороших отелей, хотя и сейчас по их количеству Сайгон может легко соперничать со многими европейскими столицами. Здесь более 10 отелей 5* известных мировых цепочек (The Marco Polo Omni Saigon, Sofitel Plaza Saigon, Sheraton Saigon Hotel &Towers и др.), примерно столько же – 4* (Windzor Plaza, Novotel Garden Plaza Saigon, Majestic, Grand Saigon) и несколько десятков очень приличных «трешек».

 

Участников ознакомительного тура поселили в старинном респектабельном отеле Rex 4* в самом центре города. Гостиница 1880 года, в войну здесь располагалась штаб-квартира американских журналистов, а сейчас Rex – единственный сайгонский отель мирового уровня в восточном стиле. Он поражает богатством интерьеров, сверкающим паркетом, вышколенной прислугой, замечательными ресторанами китайской, вьетнамской и европейской кухни. Здесь же находится «императорский ресторан», в котором каждый вечер проходят концерты национальной музыки и танца. Сейчас к уже существующему зданию гостиницы, которое располагает 227 номерами, пристраивают еще одно: в нем будет 73 номера для деловой публики, магазин, оздоровительный центр и конференц-зал на 800 мест. До 40% постояльцев Rex составляют бизнес-туристы, и нынешняя реконструкция, стоимостью порядка $19 млн., сделает для них эту гостиницу еще более привлекательной.

 

 

Романтика и пафос в дельте Меконга

 

Сайгон, или Хошимин, главный город на юге Вьетнама, расположен в дельте реки Меконг. Эта очень широкая, полноводная, почти желтого цвета река – сама по себе достопримечательность, ведь именно здесь зародилась кхмерская цивилизация. Почва на ее берегах благодатна для роскошной субтропической растительности. Один из таких субтропических парков называется Остров орхидей и расположен действительно на острове, до которого плывут по Меконгу на джонке или небольшом пароходике. В парке можно полюбоваться красивыми растениями, увидеть фермы по выращиванию орхидей и змей, фруктовые плантации, посмотреть на работу вьетнамских ремесленников, которые тут же шьют и продают национальную одежду, делают традиционные сладости. Все это здесь, быть может, чуть дороже, чем в других местах, зато отличного качества. И уж если вы решили привести в качестве сувенира знаменитую вьетнамскую водку, настоянную на змее, тоже лучше покупать ее здесь. Чтобы путешествие на Остров орхидей запомнилось, туристов вывозят с него на джонке по узкой петляющей речке, густо заросшей по берегам банановыми рощами. Возвращение в цивилизацию действительно получается очень романтическим.

 

Одной из главных достопримечательностей Сайгона считаются также знаменитые туннели Чу Чи (иногда переводят как Ку Чи) , расположенные примерно в 60 км от города. Представьте себе: чахлая растительность, палящее солнце, голая выжженная земля, настрадавшаяся от бомбежек в годы войны с американцами. Но пустынная она только на первый взгляд – на самом деле это партизанский город, зарытый в землю примерно на 4 м, чтобы выдержать многотонные танки и разрывы бомб и снарядов. В Чу Чи за время долгой войны выросло не одно поколение вьетнамцев. Здесь были своя школа, больница, столовая, мастерские, соединенные туннелями в несколько сот километров. Эти туннели живы и сейчас. Вот только нам, европейцам, перемещаться по ним почти невозможно – габариты не те, что у вьетнамцев, хотя, говорят, специально для туристов туннели даже расширили.

 

Чу Чи – жутковатый памятник нечеловеческой выносливости, изворотливого азиатского ума и бесконечного мужества вьетнамского народа. Этот район постоянно прочесывали американские солдаты, не замечая тщательно замаскированных входов в туннели – до тех пор, пока не попадали в приготовленные им страшные ямы-ловушки, на дне которых оккупантов ждали железные колья. Сделанные, кстати, из осколков американских же снарядов и бомб. А из резины от шин американских автомобилей вьетнамцы делали себе обувь. Выживали и боролись партизаны, как могли. Например, «натаскивали» пчел на запах мыла Safeguard, которым пользовались в американской армии, и затем «спускали» рой насекомых на врага.

 

Несмотря на всю пафосность ситуации, вьетнамцы относятся к своему партизанскому наследию весьма практично. Туристам всех национальностей, включая американцев, разрешается посидеть в блиндаже, в подземной комнате для партсобраний, полазить по туннелям и даже пострелять на стрельбище. Здесь в вашем распоряжении кроме неизменного Калашникова самые популярные виды винтовок и автоматов. А количество и разнообразие «военных» сувениров не поддается описанию: полный мальчишеский набор от шляпы партизана до американской фляжки. В итоге посещение Чу Чи, которое все сначала воспринимают как дань уважения, превращается в полноценный туристический «экспириенс».

 

 

Великий и ужасный «ныок мам»

 

Во Вьетнаме несколько хорошо развитых курортных зон – Да Нанг, Нья Чанг, Сапа, Фан Тхиет, Фу Куок. Все они расположены на побережье Южно-Китайского моря, настоящей находки для тех, кто любит дайвинг и серфинг. Самый южный курорт – Фан Тхиет примерно в 200 км от Хошимина. У каждого отеля здесь обязательно свой пляж с великолепным белым песком. Размеры пляжей обычно таковы, что на них никогда не бывает многолюдно. Как само собой разумеющееся – бесплатные зонтики и лежаки. Причем, отличные здесь не только отели 5-4* (Novotel Coralia 5*, Victoria Resort 5*, Panandus Beach Hotel 4*, Rhu Hai Resort 4*, Swiss Village 4*), но и экономичные 3* (Marina, Palmira Resort). Важно, что трехзвездочники отличаются от своих респектабельных собратьев не сервисом, а чаще всего меньшей территорией или более скромным пляжем. Здесь меньше лоска, но больше непосредственности, туристической тусовки, ближе достопримечательности, поэтому западная молодежь охотно здесь останавливается.

 

А в окрестностях Фан Тхиета есть что посмотреть. Здесь, например, совершенно удивительные дюны. Высокие, оранжевого цвета, они буквально горят на солнце. Причем, ими можно не только любоваться – прикупив у местных мальчишек или в ближайшей лавке пластиковый квадрат, на них можно кататься, как на ледяных горках. Ощущения просто фантастические! Можно отправиться на экскурсию в древнюю Чамскую башню, построенную еще в VIII столетии и поражающую и сейчас своим былым великолепием. А лучше всего просто побродить по городку Муй Не, который, в отличие от самого Фан Тхиета, стерильно цивилизованного в соответствии с западным вкусом, живет так, как жили здесь все предыдущие поколения. По-крайней мере, так кажется неискушенному туристу.

 

Городок Муй Не – это бывшая рыбацкая деревушка. Рыбу здесь не только ловят, но и проделывают с ней много такого, что воспринимается европейцем как абсолютная экзотика. Представьте себе такую картину: раннее утро, вы стоите на очень высоком берегу моря, который спускается вниз не одной сотней аккуратных ступенек. На море лодки, рыбаки выгружают свой улов, дети перебирают его. А в это время десятки вьетнамок старательно подметают ступеньки веничками, аккуратно собирая мусор в большие плетеные корзины. Лишь подойдя ближе, понимаешь истинный смысл этой неожиданной массовой «уборки»: вот так, на ступеньках, сушится мелкая рыбешка, которую затем отправляют в горные районы Вьетнама, где долгой холодной зимой она будет главным блюдом большинства местных жителей.

 

Но, прежде всего, Муй Не знаменит своим рыбным соусом «ныок мам». Этот краеугольный камень вьетнамской кухни делают по всей территории страны, но считается, что местный – один из лучших. Даже мимолетное знакомство с этим блюдом способно полностью перевернуть ваше представление о вкусной и здоровой пище.

 

«Ныок мам» обязательно стоит на столе любой вьетнамской семьи, в уличном кафе или дорогом ресторане. Им приправляют любую еду, кроме сладкой. Для очень многих вьетнамцев плошка риса, сдобренная этим соусом, и есть основное блюдо на завтрак, обед и ужин. Все бы ничего, если бы не чудовищный на первый «нюх» запах этого соуса. Сравнить его можно разве что с небезызвестным дурианом. Не случайно, как и дуриан, «ныок мам» запрещают без герметичной упаковки провозить в самолете. Получают его так: рыбу в больших чанах почти полгода держат под солнцем, выделяемый ею сок проходит несколько стадий фермантации. В итоге он приобретает столь неповторимый аромат, что, кажется, не только есть, но даже сидеть рядом с этим чудом кулинарии невозможно. Однако, удивительное дело, стоит соус распробовать, как очень скоро он становится просто незаменимым. И туристы охотно везут его домой в качестве сувенира или в подарок.

Ещё о Вьетнам