Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Торжок – древнейший город Верхневолжья

Дата: 17.09.2007
Автор: БУЛГАКОВА Любовь
Регион: Тверская область

Представители ведущих российских компаний по внутреннему туризму и московские журналисты смогли познакомиться с историческими и архитектурными достопримечательностями древнего тверского города Торжок. Тур был организован московским рекламным агентством «Афина Паллада» совместно с Российским союзом туриндустрии в рамках реализации проекта по созданию туристического бренда Торжка и соответствующей программы продвижения города.

Торжок, ныне районный центр Тверской области – древнейший город Верхневолжья. Неизвестна даже приблизительная дата его основания. Сколько лет стоит он на берегах неширокой Тверцы, текущей между отрогами Валдайской возвышенности в Волгу? Проведенные археологические раскопки свидетельствуют, что крупное поселение существовало здесь уже около IX-X веков. Первые достоверные сведения о Торжке или Торге, как назывался он в то время, относятся к самому началу XI века и связаны они с именем преподобного Ефремия Новоторжского. Однако сначала немного об истории славного русского города (фото).

Торжок с момента своего зарождения был во владении Новгорода, являясь одним из главных защитников южных пределов вечевой республики. Отсюда, кстати, и великие его беды. Город жгли и разоряли московские и тверские князья, поляки и литовцы. На его крепостные стены (обнаруженные в городе развалины каменных башен XIV века включают Торжок в весьма немногочисленный список средневековых городов Руси, имевших крепости из камня) не раз взбирались монголо-татары. Особенно страшная беда стряслась в 1238 году, когда новоторы (так жители города называют себя и по сей день) две недели сдерживали во много раз превосходящее их силой и числом войско хана Батыя. Некоторые наши историки полагают, что тогда Торжок спас не только Новгород от разорения, но и русскую государственность. Между прочим, об этом историческом факте нашим современникам известно гораздо меньше, чем о трагедии маленького калужского Козельска, в том же 1238 году противостоявшем тому же Батыю целых семь недель.

Возвратимся, однако, к Ефремию. Венгр по происхождению, он служил главным конюшим (а это боярский чин) у князей Бориса и Глеба. Он настолько близко к сердцу принял их трагическую гибель от руки Святополка в 1015 году, что решил покинуть сей жестокий мир. Желание провести остаток дней своих в смиренном уединении и привело его в Торжок, бывший к тому времени уже довольно многолюдным городом. Здесь на высоком берегу реки Тверцы он основал сначала церковь в честь Бориса и Глеба, а затем и обитель, которая сегодня является древнейшим православным русским монастырем на территории современной России (фото).

Процветание Борисоглебского монастыря продолжалось до 1917 года. В 1925 году братию распустили, святую обитель перепрофилировали в тюрьму строгого режима, разместив в крепких постройках истинных и мнимых грешников. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы – Всероссийский историко-этнографический музей. Музейщики немало сил приложили, чтобы провести археологические исследования и хотя бы частично восстановить изуродованный архитектурный ансамбль. Однако сил, финансов и времени хватило лишь на Свечную башню (фото) да небольшой участок крепостной стены.

Самая древняя из сохранившихся в монастыре церквей – Введенская, построенная в начале XVII века на месте сожженной поляками древней деревянной (фото).

В соборной церкви Бориса и Глеба (фото), возведенной в 1781 году на месте старой, покоились мощи святого Ефремия, обретенные нетленными в 1572 году и вывезенные в неизвестном направлении примерно в 1936 году.

Окинуть единым взором пообветшавшие, но не утратившие величия монастырские здания можно, забравшись на древние городские валы. Отсюда видно как удивительно ведет себя здесь Тверца. Только что стремительно бежавшая к Волге река неожиданно замедляет свое течение и на всем протяжении монастырских стен остается почти недвижимой, чтобы вновь ускориться по их завершении. Кажется, купола и кресты храмов даже не отражаются, а купаются в реке.

Торжокские соборы могут стать темой отдельной экскурсии. Когда-то их специально строили так, чтобы с любого перекрестка можно было увидеть церковь. Многие из них взорвали, разрушили, но тем ценнее то, что осталось.

Чудом сохранилась на окраине города деревянная Старо-Вознесенская церковь (фото). И хотя на стене ныне вновь действующего храма прикреплена табличка с датой – XVII век, точно пока неизвестно, когда и кем она построена.

Карл Росси, создатель знаменитого ансамбля Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, стал автором классического Спасо-Преображенского собора (1822 год) (фото).

Чуть позже, в 1842 году, рядом с ним построили однокупольную теплую Входоиерусалимскую церковь (на фото слева).

В Торжке на сегодняшний день насчитывается 20 церквей (до революции было 30) и два монастыря, в разной степени сохранности. Общее же количество памятников архитектуры, истории, археологии и культуры – 286. Ни один город Тверской области не обладает таким богатством.

 

 

Музейные сокровища Торжка

Серию интереснейших экскурсий можно построить на базе новоторжских музеев.

Малоизвестный туристической общественности факт – в Торжке археологи обнаружили множество прекрасно сохранившихся берестяных грамот. Здесь их никак не меньше, чем в Новгороде или Старой Руссе. Попробовать прочитать письмена наших далеких предков можно во Всероссийском историко-этнографическом музее, созданном в 1988 году по инициативе академика Дмитрия Лихачева. Помимо деловых записок древних новоторов в музее хранится еще немало уникальных экспонатов. В частности, рукописная книга Максима Грека 1584 года и фрагменты прекрасных фресок XII-XIII веков, украшавшие стены старого храма Бориса и Глеба, построенного еще в домонгольский период. Его остатки найдены на территории Борисоглебского монастыря.

Одним из филиалов Всероссийского историко-этнографического музея является научно-просветительский и научно-исследовательский центр, который обустроил в недавно выделенном ему здании экспозицию «Русь живая легендарная» с включением целого ряда интерактивных программ. Зал «От рождения до свадьбы» рассказывает о культуре и быте русских людей посредством сказок и преданий, обычаев и традиций. Зал «Старик-годовик» знакомит с годовым циклом славянских праздников. Зал «На неведомых дорожках» осторожно, дабы не разбудить, касается всякой речной, лесной и домовой нечисти. есть и небольшой музей кабака, куда же без него, с возможностью продегустировать местные наливки. Работает ремесленный центр, где туристы наверняка с удовольствием купят абсолютно уникальные вещи, изготовленные вручную. Девушки-мастерицы, например, возродили древнее искусство ткачества на бердо. Описать словами этот способ довольно сложно. Деревянный двусторонний гребень – примерно так выглядит таинственное «бердо». С его помощью ткутся настенные панно из живой травы и необыкновенные, оригинальные шали и палантины (фото).

В Торжке вот уже почти 30 лет существует Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. В 1989 году при нем открылся музей, в котором собраны все основные типы отечественных вертолетов. На поляне рядышком мирно соседствуют самая первая советская (фото) и самая большая в мире винтокрылые машины.

Это на сегодняшний день единственное в российских вооруженных силах подобное собрание. У него лишь один недостаток – расположение на территории воинской части, что предполагает определенную непредсказуемость при работе с ним. Правда, есть надежда, что управляющая компания «Наследие» решит эту проблему и выведет, как и собирается, музей за пределы части.

Крайне сложный, но изысканнейший художественный промысел – ручное золотное шитье – уходит своим корнями в далекое русское средневековье и даже дальше – в Византию. В Торжке он существует с XIII века. Первыми золотошвеями были монахини Воскресенского женского монастыря. Наибольшее развитие он получил в XVIII-XIX веках. В то время девица к своему совершеннолетию должна была вышить как минимум сорок полотенец. Торжокские золотошвеи вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, предметы церковного обихода, заказывались им и парадные платья для членов императорского дома. Красовались в них, к примеру, Екатерина II и Александр II. Кстати, Екатерине платье настолько понравилось, что она, презрев законы этикета, надевала его дважды. Промысел, к великому счастью, не утрачен и существует поныне. С лучшими образцами изделий современных вышивальщиц можно познакомиться в музее золотного шитья. В городе есть и магазин, где произведения золотошвейного искусства продаются за вполне умеренные деньги (фото).

Нашлось в Торжке место и великолепной керамике, выполненной гончарами из соседнего небольшого городка Лихославль. Ее можно купить в местных сувенирных лавках (фото).

В Василево, бывшем имении Львовых, в 1977 году открылся музей деревянного зодчества. Сюда перевезены архитектурные образчики от первой половины XVIII века до начала XX века, в частности, уникальная церковь Преображения (1732 год) клетского типа и двухэтажный сельский трактир середины XIX века. Осталось кое-что и от барских затей – парк, каскад прудов с каменными гротами, беседки и грандиозный пятипролетный Чертов мост (фото), сложенный из огромных насухо сложенных валунов, которые держатся только за счет собственной тяжести.

В дни народных гуляний, например, во время традиционного фольклорного праздника «Троицкие гулянья» в Василево приезжают кузнецы Торжокского ремесленного двора. Все как на подбор силачи и красавцы. Им под силу выковать по технологии дамасской стали острейший нож, достойный руки настоящего мужчины и чудесную нежную розу.

В парке, в старинной липовой аллее растет приметное дерево. Когда-то очень давно в него ударила молния, в результате чего образовалось большое глубокое дупло. Нужно осторожно забраться внутрь (фото) и загадать желание – обязательно про любовь. И оно непременно сбудется.

Придумал и построил и мост, и весь великолепный архитектурно-парковый ансамбль Василева, и множество других прекрасных зданий в Торжке замечательный русский архитектор, уроженец этих мест, Николай Львов, которого современники называли «русским Леонардо».

 

 

Леонардо из Торжка

«Он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества», – писал о Николае Львове его близкий друг Гавриил Державин. До наших дней сохранилось немало из созданного талантливым архитектором – здание Почтового двора в Санкт-Петербурге, Приоратский дворец в Гатчине. Много строил Львов и в родном Торжке – Борисоглебский собор, Крестовоздвиженская часовня в форме 12-колонной ротонды с куполом. В сквере рядом с часовней установлен бронзовый бюст Николая Львова, чья энциклопедичность знаний и разносторонность увлечений дали повод современникам называть его «русским Леонардо». Одно из ярчайших проявлений его талантов – строительство дворянских усадеб. Василево обустраивал он, и Знаменское-Раек – тоже он.

Первые документальные свидетельства об усадьбе Знаменское-Раек относятся к 1746 году, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства Ивана Федоровича Глебова. Иван Федорович имел чин генерал-аншефа, был сенатором и генерал-губернатором Киева. После его смерти полновластным хозяином усадьбы стал один из его четырех сыновей – Федор Иванович Глебов, который тоже был генерал-аншефом и сенатором. Перестройка им усадьбы началась в 1781 году, а завершилась в 1799 году.

Федор Глебов пожелал, чтобы главный дом был похож на дворец, но без декоративных излишеств. Архитектор Львов все исполнил в точности, создав единственный в своем роде усадебный ансамбль, прототипом которому послужили загородные виллы древних римлян. Скромный по понятиям того времени дворец, четыре флигеля и триумфальные въездные ворота объединяет в единое гармоничное целое двойная дорическая колоннада. И хотя сегодня все обветшало, зарос каскад прудов, беседки обвалились, но парадный двор, напоминающий торжественную дворцовую площадь, все так же величественен. А в доме, уже тщательно очищенном от продуктов жизнедеятельности нескольких поколений свободных колхозников, чудом, иначе это и не назовешь, сохранились росписи купольного зала и поразительное изобретение Николая Львова – плавающие полы. Говорят, вальс на таком паркете получается особенно легким и выразительным.

Раек – это еще один пример доверительного управления. Ее восстановлением занимается сегодня управляющая компания «Конкор», планирующая полностью восстановить усадьбу к 2015 году, превратив ее в роскошный музейно-гостиничный комплекс. Один из флигелей уже работает как отель высшего класса.

«На досуге отобедай у Пожарского в Торжке...»

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в период с 1811 по 1836 год бывал в Торжке более 25 раз, проездом из одной столицы в другую. Останавливался он, впрочем, как и Гоголь, и Аксаков, всегда в гостинице Пожарского, тоже, кстати, построенной Николаем Львовым. Отведав кулинарный шедевр Дарьи Пожарской, Пушкин тут же на стене своего номера написал: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке». Может и не бог весть какой поэтический шедевр, а гостиницу, от которой ныне, к великому огорчению остались лишь полуразрушенные стены (она ждет обещанного восстановления), прославили. Как, собственно, и сами котлеты, которыми нынче угощают во всех лучших питательных заведениях города, таких как кафе «Юрвес» или развлекательный центр «Зевс».

Проезжая как-то по Ямской улице, бывшей частью дороги Москва-Петербург, увидел 12-летний Саша Пушкин вывеску на одном из новоторжских магазинов: «Евгений Онегин – булочных и портновских дел мастер». Чем уж она так привлекла его непонятно, но запомнилась крепко. Даже косточки того мастера давно истлели, а имя его обречено жить вечно: «Евгений, милый мой приятель…».

Все на той же Ямской (теперь она – Дзержинского) стоит старая городская усадьба Львовых-Олениных-Балавинских. В ней разместился литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина, где можно узнать подробности пребывания поэта в Торжке, познакомиться с материалами о поездках его по «государевой дороге» (фото).

Усадебный дом расположен на высоком тверецком берегу, откуда открывается прекрасный вид на правобережье (фото).

Есть проект, который должен превратить небольшой парк за музеем в смотровую площадку, где будет организована зона отдыха с пунктами питания и продажей сувениров.

И еще одно имя связано с Торжком. Оно бы не было так знаменито, если бы перо гениального и влюбленного поэта не вывело когда-то: «Я помню чудное мгновенье…». Если сегодня спросить любого мало-мальски образованного человека, кому они посвящены, в ответ прозвучит – Анна Петровна Керн. Жизнь этой неординарной женщины была длинна и драматична, а закончилась под Торжком на погосте села Прутня (фото).

Анна Петровна скончалась в Москве, когда ей шел 80-й год. Свинцовый гроб с прахом везли по железной дороге до Торжка, а дальше в село Прямухино, где похоронен ее второй муж А.В. Виноградский. Но преодолеть несколько верст по совершенно размытой дождями дороге не представлялось возможным. Вот и похоронили «мимолетное виденье» Анну Керн на тихом сельском кладбище в Прутне. До сих пор на ее скромную могилу люди приносят живые цветы, а молодожены со всей округи приезжают сюда, чтобы поклясться друг другу в вечной любви именем той, которая пусть недолго, но была столь дорога великому жизнелюбцу Пушкину.

Ещё о Тверская область