Владей Востоком!
Дата: 10.09.2006
Автор: СТОМАХИН Игорь
Регион:
Приморский край
По времени летишь, как до Америки, а приземляешься в России
Статус закрытого региона Владивосток утратил 15 лет назад. Попасть туда все равно непросто – далеко, да и авиабилет недешев. И все же побывать в этом городе надо обязательно. Владивосток – это море и сопки, ветер и чайки, прессованная морская капуста и красная икра в трехлитровых банках. А еще – полтора века прекрасной и очень непростой истории.
Первое впечатление от Владивостока: по времени летишь почти, как до Америки, а приземляешься в том же государстве, откуда отправился в путь. Не надо проходить паспортный контроль и предъявлять вещи на таможне, обменивать валюту и заглядывать в разговорник. Можете считать это банальностью, но в душе рождается чувство гордости за то, что являешься гражданином самой большой в мире страны.
На парковке среди праворульных «япономарок» сиротливо жмутся одинокие образцы отечественного автопрома, видимо, стесняясь неуместного здесь левого руля. По числу машин на душу населения Приморье дает фору всем прочим регионам России, причем любой местный автолюбитель в два счета убедит вас в преимуществах вождения средств передвижения с правым рулем. Первый аргумент, например, заключается в том, что шофер выходит на чистый тротуар, а не на запыленную проезжую часть улицы.
Женщины в цветастых платках разложили на обочине товар – корешки ложного женьшеня и литровые банки с красной икрой. Впрочем, это в Центральной России различают лишь два вида икры – черную и красную. Любой дальневосточник по оттенку, блеску и упругости зерен с первого взгляда отличает нерку от горбуши, кету от семги, кижач от чавычи. А есть еще совсем незнакомая нам икра морских ежей, которую едят в сыром виде, раскрывая панцирь кончиком ножа. Есть и «фрукты моря» – трепанги, гребешки, мидии. Здесь они не считаются недоступными деликатесами. В ресторанах Владивостока подают осьминогов с равиоли и сыром, в салат с помидорами добавляют креветок, а из кальмара делают наваристый плов, похожий по вкусу на испанскую паэлью.
Справа и слева тянутся волнистые сопки, покрытые необычной для жителя европейской части растительностью. Стволы деревьев прямые и тонкие, а ветки с продолговатыми листочками расходятся снизу вверх, словно спицы раскрытого зонтика. В низинах стелется белая дымка, придающая загадочность ландшафту, словно сошедшему с японских гравюр. В периоды межсезонья за счет разницы температур поверхности океана и дующих с материка теплых ветров туман скрывает город, словно газовая накидка – лицо восточной красавицы. По утрам на набережной сквозь матовую пелену просматриваются лишь контуры кораблей да мачты портовых кранов.
До прихода русских эти земли были ничейными. Лишь племена манчжуров изредка наведывались в залив Хайшанвей, чтобы добыть трепангов и отловить оленей. В июне 1859 года российские моряки на корвете «Америка» вошли в пустынную бухту и сделали историческую запись на карте: «Владивосток», что, в сокращении, значит: «Владей Востоком!» Саму бухту решили назвать «Золотой Рог», поскольку она напоминала одноименную бухту в турецком городе Истамбул. А весь полуостров стал носить имя генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева Амурского.
Король Голливуда со Светланской улицы
Владивосток пахнет морской солью, йодом и водорослями. С северо-востока город омывает Амурский залив, с юго-запада – Уссурийский. Эти два залива входят в акваторию залива Петра Великого, а тот является составной частью Японского моря, которое, в свою очередь, входит в Тихий океан. Амурский залив имеет меньшую глубину, чем Уссурийский, и хорошо прогревается летом. Но зимой он и остывает быстрее, в феврале толщина льда доходит до метра. По льду ходят машины, рыбаки бурят лунки и раскладывают улов на снегу.
Море присутствует даже в названиях владивостокских улиц: Океанский проспект, Командорская улица, Корабельная набережная. Проезжая по городу, вы увидите якоря и пушки, памятники морякам и адмиралам. Торговый порт (ранее – Коммерческий) предназначался для перевозки грузов на морских судах усиленного ледового класса в северные порты России – на Чукотку, в Охотское море, Берингов пролив. Но сейчас порт работает только на нужды Китая, Кореи и Японии. В эти страны доставляют российские лес и стальной прокат, а оттуда везут машины, машины, машины. Только в прошлом году через владивостокский порт прошли 200 тысяч автомобилей.
Улица Светланская, главная магистраль города, тоже связана с морем. Свое название она получила в честь фрегата «Светлана», которым командовал великий князь Алексей Александрович. Местные жители улицу «Светланку» часто называют «музеем под открытым небом» и могут рассказать историю каждого дома. Здание торгового центра «Золотой рог» раньше было гостиницей. Еще в начале прошлого века здесь имелись электрическое освещение и ванны с горячей водой. А в доме «Зеленые кирпичики» состоятельная китаянка Тау Цзэ Линь торговала дорогими мехами, корсетами и изысканными нарядами из Парижа.
Вот памятник адмиралу Невельскому, из которого большевики устроили братскую могилу, переплавив двуглавого орла в пятиконечную звезду и сбив надпись: «Где был поднят российский флаг, он не должен быть опущен». А вот дом в стиле модерн, в котором родился знаменитый бродвейский актер и «король Голливуда» Юл Бриннер, сыгравший роли Тараса Бульбы, Рамзеса Десятого, Дмитрия Карамазова, царя Соломона и смельчака Криса в культовом вестерне «Великолепная семерка».
На Корабельной набережной стоит выкрашенная в шаровый (серо-синий, незаметный для обнаружения в море) цвет субмарина с военно-морским флагом на корме. Это Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56, на счету которой 10 потопленных и 4 подбитых фашистских транспорта. Сегодня здесь все восстановлено так, как было во время войны. Посетители могут попасть через люки в кормовые и носовые отсеки, а также на центральный пост, где развернута экспозиция, рассказывающая о развитии подводных сил нашей страны на Тихом океане.
Владивосток находится на одной широте с такими теплыми городами, как Алма-Ата и Сухуми, Варна и Ницца, Марсель и Тоскана. Хоть солнце здесь и южное, аклимату до субтропиков далеко, поскольку на него влияет холодное морское течение Куросио. Да идолгота несколько подкачала. Местные жители говорят: «У нас широта крымская, да долгота колымская». Намекают на пересыльный лагерь, который в конце 30-х годов находился на территории нынешнего Моргородка и приравнивался по значению к Соловкам. Тысячи репрессированных отправлялись отсюда на Колыму, здесь умер от истощения поэт Мандельштам и находились в заключении «враги народа» – академик Сергей Королев и артист Георгий Жженов.
Тихоокеанский форпост
В октябре 1959 года, возвращаясь из США, во Владивосток завернул Никита Хрущев. Генсеку очень понравился город, он даже назвал его «Советским Сан-Франциско». После высочайшего визита были возведены кварталы новостроек, а главное – начал действовать фуникулер. С тех пор появилась альтернатива: преодолевать пешком 450 ступенек или подниматься наверх, сидя в кресле уютного вагончика. Сегодня всего за пять рублей вы можете вознестись над бухтой Золотой Рог и оказаться на смотровой площадке, где стоит памятник основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. Отсюда открывается лучшая панорама города. Особенно эффектный вид возникает на закате, когда солнце садится за сопки острова Русский и повсюду, куда хватает глаз, зажигаются огни – уличные фонари, окна домов, окантовка круизных лайнеров.
Остров Русский – это живая история, дальневосточный Кронштадт, прикрывающий вход во Владивосток. В глубокой бухте Новик находилась главная база военно-морского флота, здесь служил генерал Лавр Корнилов, а капельмейстером стрелкового полка был Макс Кюсс – автор щемящего душу вальса «Амурские волны». С острова Русский в октябре 1922 года ушли на чужбину 27 кораблей флотилии контр-адмирала Старка, увозя 9 тысяч беженцев, не смирившихся с новой советской властью. Год назад в знак памяти и примирения здесь был установлен и освящен 5-метровый крест из кедра с надписью на табличке: «Любившим Россию и покинувшим ее».
В силу географического расположения, Владивостоку была уготована роль форпоста России на Тихом океане. После русско-японской войны царь выделил 98 миллионов золотых рублей на строительство крепости. За пять лет сто тысяч человек возвели мощнейший комплекс укреплений. В инфраструктуру входили штабные здания и казармы, госпитали и церкви, аресенал и провиантские склады, радио и телеграфная связь, системы энерго и водоснабжения, подвесные канатные дороги и бетонные заводы.
Пять лет назад для всеобщего посещения открылся форт №7 – уникальное сооружение, построенное в 1916 году. Долгое время форт был бесхозным и находился в полном запустении. За реставрацию взялся директор муниципального предприятия «Владивосток историко-рекреационный» – патриот и энтузиаст Сергей Попов. В ходе работ были размурованы контрминные галереи, проведен свет, проложена подъездная дорога.
Восстановленный форт стал еще одной достопримечательностью приморской столицы. Под гребнем горы на большой глубине находится тоннельная казарма с тремя переходами к подземным огневым позициям. Двигаясь под землей по разветвленному лабиринту ходов и убежищ, поражаешься твердости духа инженеров и строителей, проложивших внутри небольшой сопочки 1,5 километра туннельных сооружений. Действительно, такую крепость взять было невозможно. Какой смысл идти на штурм, если усиленные бетонные стены способны выдержать прямое попадание полуторатонного снаряда из гаубицы калибром 420 мм?
Там, где кончается Транссиб
Последние метры самой длинной в мире железной дороги – великой Транссибирской магистрали – в буквальном смысле упираются в море. На платформе установлен памятный знак в виде колонны. Наверху – двуглавый орел, внизу – табличка: «Расстояние от Москвы 9288 километров».
В мае 1891 года 23-летний цесаревич Николай Александрович, будущий царь Николай Второй, взяв молоток, раствор цемента и лопату, замуровал в каменную нишу «на веки вечные» серебряную доску. Так был заложен вокзал – красивейшее здание Владивостока с павильоном для пассажиров первого класса, украшенным росписями, панно и изразцами. Сейчас вокзал восстановлен и его, словно музейный объект, показывают гостям города.
Газеты писали о путешествии цесаревича Николая и его возвращении в Россию через Владивосток, как об уникальных событиях для русской истории. Наследник престола не только заложил здание вокзала, но и открыл сухой док, действующий и сейчас, положил первый камень в фундамент памятника адмиралу Невельскому. К приезду августейшей персоны во Владивостоке из камня и кирпича была возведена Триумфальная арка с неугасимой лампадой перед образом Николая Чудотворца. Арка открывала вход в город с моря, символизируя восточные морские ворота России. Она возвышалась над набережной с горящим на солнце двуглавым орлом, отливающими глянцем мраморными колоннами и искусно выполненными изразцами.
В советское время улицу Петра Великого, на которой стояла Триумфальная арка, переименовали в улицу Первого Мая, а саму арку попытались взорвать. Заложили первую взрывчатку – повылетали стекла в домах вокруг, а арка осталась целехонькой. Потом разбирали в течение десяти лет, пока на месте прекрасного сооружения не образовался пустырь.
В 2001 году уроженец Владивостока, генеральный директор компании «Алгос» Александр Ермолаев решил восстановить арку в знак покаяния перед невинно убиенным царем и его семьей. С первого дня предприниматель столкнулся с трудностями и кознями недоброжелателей. Местные власти брали с него по 1000 долларов в месяц за аренду каждого метра земли и заставили переложить все коммуникации в районе. Ермолаеву говорили: зачем нужна арка, если можно устроить акт покаяния в Покровском парке, где устанавливается памятник погибшим? Но он отвечал: Покровский парк не разглядят из Москвы, а арку увидит вся Россия. В конечном итоге на строительство было потрачено около 15 миллионов рублей. Говорят, Ермолаеву пришлось даже продать свою дачу. Но через два года Триумфальная арка стояла на том месте, где была возведена 115 лет назад. Она сразу заняла место в ряду главных достопримечательностей Владивостока. Каждый день сюда приходят многочисленные туристы, а в день свадьбы молодожены кладут на ступени цветы.
Ещё о Приморский край
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»