Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Шри-Ланка – родина «чая со слоном»

Дата: 12.10.2008
Автор: ДОБРОВОЛЬСКАЯ Алла
Страна: Шри-Ланка

Продвинутые туристы выбирают экскурсии

 

Подавляющее большинство российских туристов едут на Шри-Ланку, чтобы купаться в теплом Индийском океане, нежиться на песчаных пляжах под жаркими солнечными лучами или же любоваться подводными красотами. Действительно, на острове созданы все условия для прекрасного пляжного отдыха. Кроме того, Шри-Ланка безвизовая страна, что значительно сокращает время на оформление путевки.

 

Но, вместе тем, эта страна – настоящая культурная сокровищница человечества, ведь ее истории более двух тысяч лет. Здесь в каждом городе целый букет уникальных памятников древности: буддийские храмы и религиозные святыни, множество скульптурных изображений будды, дагобы – буддийские реликварии, руины прекрасных древних дворцов. На острове также много уникальных природных заповедников, девственных лесов, населенные дикими животными и, наконец, знаменитые плантации цейлонского чая. Поэтому приехав на Шри-Ланку неразумно ограничиваться только пляжным отдыхом, непременно надо совершить экскурсию вглубь острова.

 

Несколько слов о том, как складывалась история этого небольшого, но густонаселенного острова (общая численность – 21 миллион жителей). Большинство ланкийцев – 75% – этнические сингалы. Индоевропейский народ сингалы переселились на остров из Северной Индии примерно в 500 году до нашей эры. Они активно начали осваивать эти земли, потеснив коренных жителей острова – веддов. А в 205 году до нашей эры на острове появились тамилы, которые вторглись сюда из Южной Индии. С этого момента началась долгая история вражды между тамилами и сингалами, которая не угасла до сих пор. Сингалы исповедуют буддизм, который в 249 году до нашей эры принял правитель Анурадхапуры Деванампия Тисса. Эта религия стала основой жизненного уклада и государственного управления сингалов.

 

Национальное меньшинство тамилы сегодня составляют 18% жителей. Часть тамильского населения потомки первых завоевателей, остальные – индийские тамилы, завезенные англичанами для работ на чайных плантациях. Тамилы принадлежат к дравидской группе народов, они индуисты. Неудивительно, что два эти народа никак не могут примириться. Также на острове живут мавры (потомки торговцев арабов), малайцы и бюргеры (дети от смешанных браков лакийцев с европейцами). Межнациональные войны между сингалами и тамилами происходили на острове несколько веков, и отвлекли ланкийцев от гораздо большей опасности – европейской колонизации.

 

Первыми, в 1505 году, остров захватили португальцы, установившие монополию на торговлю ценнейшими специями. Однако они не смогли покорить могущественное сингальское княжество Канди. В 1602 году Шри-Ланкой завладели голландцы, которые были более заинтересованы в развитии торговли и получении от этого доходов. И голландское, и португальское правление продлилось около полутора веков. А в 1795 году к острову подошли британские корабли и в течение последующих 20 лет англичане полностью подчинили себе остров и стали здесь хозяевами. Появилось множество плантаций кофе, чая, корицы и кокосовых пальм, а английский стал национальным языком. Британское правление длилось около двух веков и, надо сказать, англичане всячески поддерживали и развивали экономику острова, одновременно стараясь сглаживать и тамильский и сингальский национализм.

 

В 1948 году Шри-Ланка стала свободным государством, передача власти произошла мирным путем. Шри-Ланка вошла в состав Британского Содружества как доминион. Правительство острова стало принимать социальные программы и укреплять экономику. Но, в то же время, было принято решение о лишении гражданских прав тамилов, работающих на плантациях, и национальная вражда в стране разгорелась с новой силой. В 1983 году в Шри-Ланке началась разрушительная гражданская война. К 2001 году стало ясно, что ни одна из сторон не может одержать победу и единственный разумный выход – компромисс. В декабре 2001 года между правительственными войсками и отрядами «Тигров освобождения Тамил Илама» было подписано соглашение о прекращении огня, которое действует и поныне. После этого в стране начался бурный рост экономики, в том числе активно развивается и туристическая индустрия.

 

 

Столичная эклектика Коломбо

 

Первая остановка, которую предлагаем сделать туристам – город Коломбо.

 

Несмотря на то, что формально административная столица Шри-Ланки – город с трудно произносимым названием Шри-Джаваярденапура-Котте, где располагается парламент страны, фактически во всем мире, да и в самой стране столицей Шри-Ланки считают Коломбо. Именно здесь находится резиденция правительства, офисы крупных компаний, университеты и океанский порт.

 

В целом же Коломбо абсолютно эклектичный город: старинные колониальные особняки и древние святилища перемешаны с небоскребами, бизнес-центрами, высококлассными отелями и ночными клубами. Строгие буддийские храмы стоят рядом с яркими индуистскими, украшенными сотнями скульптурных изображений богов, христианские церкви соседствуют с мусульманскими мечетями.

 

Район, застроенный зданиями из стекла и бетона, сменяют суетные, загазованные, цветастые улицы, заставленные уродливыми домами вперемешку со старыми особняками, не видавшими ремонта со времен ухода колонизаторов.

 

Естественное смешение разнообразных культур и религий, архитектурных стилей разных времен и народов, царящие вокруг суета и беспорядок – это и есть тот неповторимый восточный колорит, что делает Коломбо весьма своеобразным азиатским городом.

 

Набережная Коломбо полная противоположность центральным улицам. Этот спокойный променад – место прогулок жителей столицы: почтенных семейств и влюбленных парочек. Здесь дышат воздухом, любуются океаном, играют с детьми. Вдоль набережной множество прилавков, где можно купить сувениры, фрукты, что-нибудь перекусить, и выпить свежего сока. Но съестные лотки, это вовсе не палатки с хот-догами – на прилавке разложены совершенно экзотические «бутерброды» с креветками и крабами.

 

Из центра до набережной мы добирались на тук-туке. Это средство передвижения очень распространенное на Шри-Ланке (то же самое, что в Индии моторикши), представляет собой обычный трехколесный мотороллер, обшитый тентом, рассчитанный на трех пассажиров.

 

Поездка на тук-туке – своеобразный экшен. Несмотря на то, что крытый мопед может развивать скорость до 60-70 км/час каждый водитель тук-тука считает себя Шумахером и лихо несется по улицам, норовя прошмыгнуть между автомобилями. Водители тук-туков очень словоохотливы. Узнав, что мы из России, наш немедленно поинтересовался: продолжает ли президент Медведев политику Путина, тем самым показав, что в курсе происходящего в мире. А коллеге журналисту водитель даже разрешил сесть за руль своего трехколесного коня, чтобы тот почувствовал себя настоящим ланкийцем.

 

 

Слоны Шри-Ланки и древняя столица Анурадхапура

 

Дальше наш путь лежит в Анурадхапура – первую ланкийскую столицу. Она находится в глубине острова, в 206 км от Коломбо. По дороге предстоит интереснейшая экскурсия в питомник для слонов. В 1975 году в городе Пиннавела был создан государственный приют для слонов. Здесь выращивают слонят по каким-либо причинам оставшихся без родителей или пострадавших от браконьеров. В питомнике слонята получают образование, после чего некоторых определяют в зоопарки различных стран мира, другие остаются работать в Шри-Ланке. Подросшие гиганты производят на свет потомство – это и есть главная цель питомника. Сейчас здесь насчитывается более 40 слонов, самым младшим из которых около 4 месяцев. За «юнцами» ухаживают специальные служители – махуты. Животные свободно гуляют по территории приюта и чувствуют себя очень привольно. Туристам здесь предоставляется уникальная возможность понаблюдать за слонами с близкого расстояния, а если приехать рано утром или около полудня, то можно увидеть как их кормят и купают. На людей зверушки не обращают никакого внимания, ну разве что поинтересуются, не хотят ли их угостить свежим манго. Возникает ощущение, что ты в гостях и неплохо бы спросить у хозяев, можно ли их сфотографировать. Милостиво разрешают.

 

Вообще слоны занимают важное место в жизни Шри-Ланки. Они работают в джунглях на лесозаготовках, развлекают туристов, участвуют в праздничных и религиозных церемониях. А совсем недавно выяснилось, что из сырья, которое лежит буквально под ногами у слонов, то есть из навоза, можно делать высококачественную бумагу, которую и стали производить. Качество, а также цвет и фактура бумаги зависит от питания животного, ну а запах от ароматических добавок.

 

Наобщавшись со слонами добираемся, наконец, до первой ланкийской столицы. На стоянке автобусов нас встречают торговцы сувенирами и цветами, они крайне назойливы, но очень доброжелательны. С сувенирами можно подождать, а цветы надо купить, их принято дарить Будде. Букет белоснежных лотосов с тонким ароматом сразу создал праздничное настроение. Все-таки хорошая религиозная традиция у буддистов – дарить любимому божеству цветы.

Анурадхапура – это золотой век Шри-Ланки. Город на севере Центральной части острова стал столицей сингальского государства в 380 году до нашей эры и сохранял свой статус на протяжении тысячи лет. Как гласит легенда, он был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона – Анурадха. Другая версия – в честь индийского принца, который вIVвеке до нашей эры основал поселение на этом месте. Во времена своего расцвета Анурадхапур простирался на более чем на полсотни квадратных километров. В результате войны между сингалами и тамилами город несколько раз разрушался и вновь отстраивался. В конце концов, вXIвеке сингалы, чтобы избежать дальнейших нападений перенесли свою столицу в Полоннаруву.

 

Как бы там ни было, но известность Анурадхапуры, как места сосредоточения исторических памятников и святых буддистских мест, сохраняется и по сей день.

 

Руины дворцов, глядя на которые очень легко представить всю их красоту и величие, буддийские монастыри, множество каменных статуй Будды, некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства, белоснежные купола ступ. Сюда приезжают паломники со всего света, поклониться святым местам, приходят и юные послушники монастырей.

 

Всего в древнем городе сохранились семь ступ или по сингальски – дагоб (название произошло от двух слов – реликвия и вместилище), священных сооружений, внутри которых хранятся почитаемые реликвии. Эти сооружения отличаются великолепной архитектурой и изяществом, недаром их относят к самым значительным памятникам в мире. Дагоба Рувановелли (Великая ступа), построенная более двух тысячелетий тому назад, считается самым высоким сооружением из кирпича. Высота ее 120 метров и 80 метров диаметр у подножья.

 

Но это еще не все, в самом центре Анурадхапуры растет Шри Маха Бодхи или священное дерево Бо, одна из главных и самых почитаемых буддийских святынь. Ботаники называют это дерево Ficusreligiosa, то есть священный фикус или пипал. После принятия буддизма Деванампия Тисса попросил у индийского правителя Ашоки ветку священного дерева, сидя под которым Сиддхартха Гаутама погрузился в медитацию и достиг просветления, после чего мир узнал имя Будды – Просветленного. Ветка принялась, и из нее выросло новое дерево, то, которое сегодня можно увидеть в древней ланкийской столице. Это самое старое дерево на земле, ему более 22 веков.

Вокруг дерева сооружена платформа, с ведущей к ней каменной лестницей.

Тысячи паломников приезжают каждый год, чтобы поклониться святыне, для этого даже построен отдельный храм. Чтобы увидеть дерево Бо и остальные святыни Анурадхапуры все проходят строгий контроль на внешний вид и содержимое сумок.

Плечи и колени (касается и мужчин, и женщин) должны быть закрыты, нельзя входить в сакральные места с алкоголем и сигаретами. Перед входом в святое место или храм обязательно нужно снять обувь. У верующих это правило означает, что, оставаясь босыми, все люди, не зависимо от их положения в обществе и благосостояния, равны. И между собой, и перед божеством. Поначалу ходить босиком несколько непривычно, но впечатлений столько, что о босых ногах быстро забываешь.

 

 

Чувственные девы Сигирии

 

Дальше путь лежит в Сигирию. Надо отметить, что последние годы туристические власти страны активно пропагандируют экскурсии в северную часть Центральной Шри-Ланки, в так называемый «Культурный треугольник». В районе между Канди, Анурадхапурой и Полоннарувой туристы видят исторические памятники и религиозные святыни, равным которым по значению нет во всей Азии. В этот регион входит и Сигирия.

 

Гора Сигирия (Львиная гора) уникальна и своей историей, похожей на сказку, и как природный памятник. В V веке нашей эры Сигирия стала центром владычества на Шри-Ланке. А случилось это так. У короля Датусены (459-477 гг.), сингальца благородного происхождения, который только что отбил столицу Анурадхапуру у тамилов, было две жены. Вскоре младшая жена родила ему сына Кассапа (477-495 гг.), а затем и старшая родила сына Могаллана, его-то и назначил король наследником престола. Но Кассапа мириться с этим не захотел и восстал против отца. Одни источники говорят, что замуровал он его заживо, другие, что бросил в темницу, а уж потом убил, третьи и вовсе свидетельствуют, что утопил Кассапа родного отца. Но доподлинно известно одно: Кассапа умертвил своего отца. Брат же его, Могаллана, наследник назначенный королем-отцом, пришел в ужас от страшных деяний родственника и бежал в Южную Индию.

 

Кассапа же на всякий случай решил построить столицу в труднодоступном месте. И выбрал скалу Сигирия, почти 200-метровой высоты. Король и его архитекторы расчистили место вокруг скалы и построили великолепный город, окруженный садами с фонтанами и бассейнами. Останки этих сооружений можно увидеть и сегодня.

 

 

Лестницу, ступеньки которой были вырезаны между лапами, горлом и челюстями неимоверных размеров каменного льва. Эта скульптура грозного животного – эмблема государства и символ устрашения. До наших дней сохранились лишь лапы льва.

 

 

На плоской вершине скалы был построен шикарный дворец-цитадель. Правителем Кассапа прослыл жестоким и безжалостным. Но как бы он не упивался властью, ни монарший трон, ни роскошный дворец и цветущие сады, ни радовали короля. Опасался он мести младшего брата. И не напрасно. В 495 году Могаллана при поддержке тамильских воинов вернулся на Шри-Ланку. Тогда Кассапа послал весть брату, что хочет сразиться с ним на равнине. Но в разгар битвы слон Кассапы направился к ближайшему пруду напиться воды, а войско решило, что король спасается бегством, и солдаты начали отступать. Оставшись один, Кассапа перерезал себе горло. Став правителем Могаллана предал Сигирию забвению и восстановил столицу в Анурадхапуре. Руины Сигирии были обнаружены в середине XIX века английским охотником. Сегодня продолжаются реставрационные работы этого уникального памятника, который находится под охраной ЮНЕСКО.

 

Нескончаемый поток паломников и туристов поднимается на Сигирию круглый год, чтобы рассмотреть одно из чудес света. Подъем на верхнюю платформу занимает часа два-три. Путешествие, конечно, требует усилий, без тренировки карабкаться по каменным ступенькам и наскальным металлическим лесенкам – тяжеловато. К тому же к группе немедленно присоединились экскурсоводы-добровольцы. Стоит лишь поддержать разговор или опереться на поданную руку и индивидуальный гид будет опекать на протяжении всего пути: услужливо показывать дорогу и рассказывать про каждый камень. А внизу он потребует плату за свои услуги: не моргнув глазом сотню, а то и две долларов. Тут надо просто дать провожатому пять-десять долларов и даже не вступать в торг. Как бы там ни было, совершить подъем надо непременно. Где-то на полпути к вершине в сторону отходит спиральная лестница, ведущая к крытой галерее, вырубленной в отвесном склоне скалы. От одного вида этой ржавой конструкции может закружиться голова, но ради того, чтобы своими глазами увидеть шедевры наскальной живописи стоит отбросить все сомнения. Именно здесь находится главная достопримечательность Львиной горы – яркие фрески, на которых изображены прекрасные красавицы, облачные девы Сигирии.

 

Эти чувственные полуобнаженные красотки с миндалевидными глазами, окутанные облаками и украшенные драгоценностями, просто завораживают. Совершенно очевидно, что фрески не имели религиозного назначения, историки предполагают, что это портреты придворных красавиц короля Кассапы. Считается, что эти дивные рисунки кисти одного художника, поскольку нигде в мире ничего подобного не обнаружено. Надпись на скале, сделанная в V веке, утверждает, что было здесь пятьсот изображений юных дев, до нас дошла лишь малая часть уникальных портретов.

 

За галереей дорога приводит к обрыву, защищенному «зеркальной стеной», которая вся испещрена надписями, оставленными паломниками, путешественниками и туристами, самая старая относиться к VI веку. Но современным туристам оставлять автографы строго запрещено, за это полагается огромный штраф. Через несколько метров на нижней платформе можно увидеть остатки фундаментов зданий, где были помещения охраны и тюрьма.

Следующая большая платформа под самой вершиной, та самая, где сохранились львиные лапы.

Отсюда открывается прекрасный вид на окрестности.

После этого места есть выбор: карабкаться дальше по металлическим лестницам к вершине или повернуть назад. Наиболее стойкие туристы решаются идти до конца.

На самой верхней площадке скалы сохранились останки фундамента царской резиденции и напоминающий диван просторный трон правителя. Здесь видимо он и проводил время с красавицами, изображенными на фресках.

 

 

Прекрасные дворцы Полоннарувы

 

Наше увлекательное путешествие в историю Шри-Ланки продолжается, мы отправляемся в город Полоннарува, средневековую столицу Шри-Ланки (1070-1293 гг.). Именно сюда в XI веке, чтобы избежать разрушительных нападений тамилов, сингалы перенесли свою столицу из Анурадхапуры. Наибольшего расцвета новая столица достигла при правлении короля Паракрамабаху Великого (1153-1186 гг.). Понимая, что район этот очень засушливый, а для полноценной жизни городу нужна вода, король огромные силы и средства направил на постройку сложной ирригационной системы. И Полоннарува стала цветущим городом. И по сей день сохранились искусственное озеро, каналы, бассейны. На южном берегу искусственного водоема Паракрама Самудра стоит огромная статуя, по предположениям историков это и есть правитель Паракрамабаху.

 

Археологические раскопки, которые ведутся с начала XX века, позволили увидеть, как прекрасен был этот город. Остатки дворца Паракрамабаха дают представление о сложности его устройства.

В северной части дворца можно увидеть зал аудиенций, хорошо сохранились комната совета, каменный павильон, куда ведет монументальная лестница, а также древний бассейн до сих пор заполненный дождевой водой.

Сегодня здесь – царство диких обезьян, которые наравне с торговцами сувенирами и туристами чувствуют себя полноценными хозяевами древних руин.

Одна из главных достопримечательностей Полоннарувы – каменный храм Гал Вихара или «скальный монастырь». Это часть огромного священного комплекса Уттарарама, посвященного правителю Паракрамабаху. От всего монастыря сохранились четыре статуи Будды, высеченные в гранитной скале, которые датируются XII веком. Они изображают Будду в трех основных позах – сидящим, стоящим и лежащим.

 

Особый интерес представляет семиметровая скульптура, изображающая стоящего Будду в необычной позе со скрещенными на груди руками. Некоторые специалисты считают, что это ученик Будды, его двоюродный брат Ананда, оплакивающий смерть своего учителя. Но скрещенные на груди руки говорят о том, что перед нами сам Будда, полагает другая группа историков, его изображения в такой позе встречались и в других местах острова.

 

К этим древним статуям приходит много паломников со всего острова. Чтобы подойти близко к святым скульптурам, туристам, как и всем верующим, надо снять обувь.

 

В Полоннаруве есть также археологический музей, где можно познакомиться с коллекцией украшений, предметов быта, старинных монет, культовых статуй.

 

 

Пещерные монастыри Дамбуллы

 

После остановки на ночлег наша группа, которая уже стала одной семьей и прижилась в автобусе, продолжила путешествие по «культурному треугольнику». Мы отъезжаем в город Канди. Но по пути нас ждет еще одна значительная с точки зрения исторического наследия Шри-Ланки экскурсия в Дамбуллу. Это буддийский пещерный храм, состоящий из пяти пещер и охраняемый ЮНЕСКО. Он находится южнее Сигирии в местечке Дамбулла на вершине горы.

 

У подножья горы, где начинается подъем к храму, туристов встречает огромная скульптура, сверкающего золотом 30-метрового Будды, венчающая Золотой храм.

Но скорее эта скульптура (напоминающая оформление некоторых московских казино) сооружена не как предмет культа, а больше для привлечения туристов. Рядом вход в небольшой музей. Настоящие же культовые святыни находятся на высоте 350 метров и надо еще попотеть под палящим солнцем, поднимаясь по каменным ступенькам, чтобы увидеть эти сокровища. Первыми на самом верху у входа в монастырские пещеры нас встречают обезьянки, они здесь коренные жители, резвятся и развлекают туристов.

 

В буддийском пещерном храме собрана самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых уже более 2000 лет. Хотя храм действует с I века до нашей эры, самые ценные росписи датируются XV-XVII веками. Особенно отличился в украшении монастыря царь Ниссанкамаллы, правивший в XII веке. Он подарил обители столько золота, что ее стали называть Ранагири (Золотая Скала). В том числе – 73 покрытые золотом статуи Будды. Интересны фрески, украшающие стены и потолок – это шедевры настенной храмовой живописи. Остатки штукатурки со следами краски снаружи пещер, говорят о том, что храм представлял собой сплошную галерею живописи.

 

Первая храмовая пещера – Девараджавихара, посвящена Вишну, его статуя установлена в маленьком святилище в глубине пещеры. Но большее внимание привлекает вырезанная из скалы статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Композиция показывает момент входа Будды в нирвану.

Вторая пещера – Махараджавихара, самая интересная и самая большая. Здесь установлена ярко раскрашенная статуя Валагамбы и скульптура лежащего Будды. Также есть ступа и 150 образов Будды.

 

В третьей пещере до XVIII был склад, но позже ее переделали в вихару и установили статую правителя. Образы лежащего и медитирующего Будды, окружены 13 статуями Будды.

 

Четвертую, сравнительно маленькую пещерку, разрушили охотники за сокровищами. В ней, как предполагают, были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху. Однако сохранились многочисленные статуи Будды, которые разбойников не заинтересовали. Пятая пещера – это второй Новый храм, здесь находятся одиннадцать статуй Будды, статуи богов Вишну и Кактарагамы.

 

Пройдя все пять храмовых пещер, выходишь несколько ошеломленным от обрушившегося на тебя потока святынь таких величественных и таинственных, непостижимых для непосвященных. На вопрос, заданный экскурсоводу, какое же изображение Будды является главным для поклонения, он ответил, что все равны. Скульптуры отличаются лишь позами, украшениями на голове и символическими жестами рук и пальцев (мудрами), каждые из которых несут глубокий смысл. Например, Будда лежащий может просто спать, олицетворяя мир и покой, а может находиться в процессе входа в нирвану – это когда левая нога его чуть короче правой.

Две главные позы сидящего Будды: скрещенные ноги и правая рука на правом колене (маравиджай) и поза лотоса (самадхи).

Первая означает победу Будды над демоном-искусителем, вторая – символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.

 

 

Батик и деревянные слоны

 

Чтобы немного переключиться и разбавить исторический экскурс, перед посещением храма Далада Малигава, где хранится одна из главных буддийских реликвий – зуб Будды, мы заезжаем на фабрики изготовления батика, деревянных изделий и в сады специй.

 

На фабрике батика улыбчивые девушки показали, как на белой хлопковой материи появляются удивительные рисунки. Нередко батиком называют практически любую расписанную от руки ткань. Но на самом деле, батик изготавливают по конкретной технологии окрашивания и украшения ткани. Причем технология нисколько не изменилась с древних времен, сохраняется и традиционный рисунок: буддистская и индуистская символика, свободные орнаменты, пейзажи, бытовые сценки, изображения животных, прежде всего слона, и растений. Процесс изготовления трудоемкий. Сначала мастерицы расписывают ткань.

 

После нанесения контуров узора на фрагмент ткани, места, которые должны остаться не прокрашенными, покрываются воском. Затем ткань один или несколько раз опускают в красильный чан. Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чаны с различной краской множество раз.

 

Но результат того стоит, хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет особенный аромат.

 

Здесь же на фабрике есть магазин, где можно купить нарядные изделия, выполненные техникой батика. Возможно, на рынке в Коломбо или в лавочках на курортах найдется товар и дешевле, чем в фабричном магазине, но то, что здесь не продают подделок это очевидно.

На фабрике деревянных изделий нам продемонстрировали образцы различных пород дерева. Как известно, на Шри Ланке, растет несколько видов деревьев с ценной и поделочной древесиной: эбеновое (черное), тиковое, шелковое и красное, коричное, различные породы атласного и очень прочное железное (индийский розовый каштан).

Из всей этой древесины вручную делают самые разнообразные изделия от брелков и резных масок, которые используют в качестве талисманов-оберегов в домах, до обеденных столов и кроватей.

Особенно хороши были маленькие резные столики со слонами. Кстати, на любую крупногабаритную покупку магазин готов оформить доставку на дом.

 

 

Специи для вкуса, красоты и здоровья

Сад специй в Матале – одно из тех хозяйств в районах Кегалле, Маванеллы, Канди и Матале, где климат достаточно влажный и прохладный, поэтому здесь выращивают корицу, гвоздику, перец, ваниль, кардамон и другие приправы. С давних времен Шри-Ланка, была широко известна своими специями. До XV века торговля пряностями находилась в руках арабских купцов, они приобретали специи на рынках Южной Азии и втридорога продавали их в Европе. Когда цена стала запредельной, европейцы сами стали искать морские пути на Шри-Ланку и к Малабарскому берегу. Собственно вся история колониального захвата Шри-Ланки это война за рынок специй. Поначалу их пытались выращивать в лесах и на побережье, но позже были найдены районы с более благоприятным климатом. Растения, которые мы называем специями применяются не только как приправа к пище, но в медицине и в производстве косметики. Сегодня основная масса производимой на острове продукции идет на экспорт.

С первых же минут сад специй вызвал большое оживление среди женской части нашей группы.

Все дамы сразу достали блокноты и стали тщательно записывать за экскурсоводом что чем и как лечить, какие напитки, экстракты и кремы продлевают молодость и избавляют от морщин. А экскурсовод выдавал один рецепт за другим. Переходя от куста к кусту, в процессе рассказа наш гид демонстрировал кремы, масла, порошки и экстракты, которые мы честно пробовали и намазывали.

Вот это сандаловое дерево – его масло натуральное косметическое средство, питает и увлажняет кожу, разглаживает морщины и лечит целлюлит.

Вот это дикий ананас – экстракт красного дикого ананаса с добавлением сока дикого лимона и пчелиного меда способствует похудению.

А вот так растет какао, напиток из него улучшает сон.

Тут же, около растения, нас любезно напоили очень вкусным какао. Приготовлен напиток на воде с небольшим количеством молока и без сахара. Для сладкого вкуса в какао добавляют немного экстракта ванили. Ваниль, кстати, это лиана с длинными зелеными стручками.

Но особенное впечатление произвело хлебное дерево, его плоды, которые нам также предложили отведать, оказались очень вкусными.

Гвоздем программы стала дегустация дуриана, того самого экзотического фрукта с которым не пускают в самолет, а о его вкусе ходят самые невероятные рассказы. Что касается волшебного вкуса этого фрукта, то он скорее на любителя. А с запахом все правда – пахнет дурно. Есть дуриан надо сразу, как только его разрезали, иначе он начинает источать резкий неприятный запах и тогда невозможно проглотить ни кусочка.

Заканчивая экскурсию, наш гид рассказал, как готовить картофель с кари, помидорами, чесноком, луком, гвоздикой, имбирем и кокосовым молоком. И тут же собственноручно приготовил на костре это блюдо – удивительно вкусное...

А сотрудник сада специй продемонстрировал, как местные жители собирают кокосы, взбираясь на пальму.

Потом все переместились в магазин, заставленный банками и бутылками, и получили по листку с описанием содержимого чудо-баночек и инструкцию по применению, причем на русском языке. Все желающие могли приобрести настоящее сандаловое и кокосовое масла, маски, кремы и аюрведические препараты для лечения недугов, и другие снадобья изготовленные из лечебных растений. Ну и приобрели, конечно.

 

 

Священный зуб Будды и дерево Юрия Гагарина

Город Канди – столица горной Шри-Ланки, второй город после Коломбо. Канда в переводе означает «гора», а местное название города Маха Нувара – Великий Город. Основал его в XIV веке король Викрамабаху III (1357-1375 гг.). Когда в 1590 году, португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, сингальские правители вынуждены были уйти в горы. Там они и образовали государство со столицей в Канди. В течение 225 лет кандийское государство было независимым, ни португальцы, ни позже голландцы не могли его завоевать. Только в 1815 году город пал под натиском англичан. Сегодня Канди в отличие от других бывших столиц острова живой и беспокойный восточный город.

Если уехать из современного центра и посмотреть на дома и улицы с верхней дороги, то станет ясно, что это еще и один из самых живописных городов на Шри-Ланке.

Изящные домики сбегают с горы к искусственному озеру, старинные чудесные городки, расположились по берегу главной реки страны Махавели Ганга. Здесь же на озере, на небольшом острове построен Королевский Летний Дворец, где Шри Викрема Раджасингхе содержал свой гарем. А на северном берегу озера находится храм Шри Далада Малигава, там хранится одна из главных буддийских реликвий – зуб Будды.

История Священной реликвии, как и многие истории на Шри-Ланке, сказочная, а потому не совсем логичная и запутанная. Если рассказывать коротко, не вдаваясь в подробности, то выглядит она так. Священный Зуб был найден в пепле погребального костра Будды в 543 году до нашей эры. В IV веке до нашей эры его привезла на Шри-Ланку женщина – браминка, и он хранился в Анурадхапуре. Затем реликвию долго перемещали с места на место, ее неоднократно похищали, потом возвращали. В 1283 году индийцы выкрали священный Зуб и увезли его в Индию, но царь Паракрамбаху III вернул его обратно, и до прихода португальцев Зуб находился в Канди. Но во времена борьбы колонизаторов с местными верованиями монахи-иезуиты захватили языческую святыню, вывезли на Гоа и торжественно сожгли. Однако сингалы этому не верили, они утверждали, что сожгли фальшивый Зуб, и были правы. Настоящий Зуб, спрятав в своих волосах, привезла в Шри-Ланку принцесса Хемамалы, которая и передала реликвию правителям. Король Вимала Дхарма Сурия I построил двухэтажный храм на территории королевского дворца в Канди, куда и был помещен священный Зуб.

Прежде в храм могли попасть только король со свитой и священнослужители. Сегодня в часы службы двери храма открыты для всех, в том числе и для туристов.

Надо лишь скромно одеться, прикрыв плечи и колени, а сигареты, алкоголь, колющие и режущие предметы оставить в автобусе. С реликвией связана одна из самых красочных процессий на Востоке – фестиваль Эсала Перахера. Каждый год перед августовским полнолунием святыня выносится на всеобщее обозрение. В шествии, проходящем по улицам города, участвуют десятки слонов, покрытых яркими попонами с колокольчиками и иллюминацией, сотни танцоров, акробатов и музыкантов. Во время богослужения в храм приходит большое количество людей – и верующих, и туристов, все стараются быть причастными к святыне.

В храме собраны и другие реликвии: редкие статуи Будды, дагобы, древние рукописные книги, созданные из длинных пальмовых листьев.

 

Наша группа приехала к храму, когда спускались сумерки – не лучшее время для фотографирования. Но зато мы могли наблюдать службу, пройти мимо реликвии в момент открытия золотых ворот и обозреть золотой ларец (карандува) в форме ступы, где и хранится зуб. Фотографировать святыню разрешено только издалека.

Как рассказал наш гид, один раз в пять лет ларец открывают и показывают святыню публике. Если подгадать, то можно приехать именно в это время. Следующее публичное открытие ларца состоится в 2009 году.

В западной части дворца ступеньки ведут в Новый храм. Здесь многочисленные изображения Учителя, выполненные из золота, керамики, сандала и мрамора, серия фресок, посвященная истории рождения и жизни Будды, а также попадания его Зуба на остров.

Храм Зуба Будды это часть огромного комплекса зданий: севернее храма располагался Королевский Дворец, Дворец Королевы, зал для аудиенций. В парке напротив дворца расположена часовня с изображением Будды.

А напротив местные жители зажигают светильники по контуру инициалов своего умершего родственника, таков поминальный обряд.

Здесь же и жилище монастырских монахов.

Один из них любезно позволил себя сфотографировать.

В окрестностях Канди, в Перадении, расположился прекрасный Королевский ботанический сад, который мы посетили наутро.

Очень приятно прогуляться по ухоженным аллеям, посидеть в тени деревьев, что и делают влюбленные парочки. В саду насчитывается более 45 тысяч видов растений тропического и экваториального поясов планеты посаженных на рубеже веков. В том числе деревья с историей, так, например, можно полюбоваться на фикус короля Эдуарда VII, железное дерево российского императора Николая II и ель, посаженную Юрием Гагариным.

 

 

Драгоценные камни и красоты «Маленькой Англии»

Мы направляемся в горы в курортный район Нувара Элия, что в переводе означает «город огней», но чаще этот высокогорный курорт называют «Маленькая Англия». Однако прежде, заезжаем в ювелирный центре в Канди. Драгоценные камни на Шри-Ланке добывали испокон веков. Правители острова непременно украшали ими свои дворцы. Драгоценности наряду с пряностями привлекали на остров европейских колонизаторов. И сегодня на Шри-Ланке продолжается добыча дорогих камней.

Чаще всего породы, где сосредоточены сокровища, встречаются в руслах рек или в нескольких метрах от реки на рисовых полях. Камни намывают по тем же технологиям, что и многие столетия назад: все вручную, без каких-либо приспособлений. Труд этот очень тяжелый и вредный для здоровья, но приносит прибыль. Ювелирные магазинчики есть буквально в каждом населенном пункте, но городом драгоценностей считается Ратнапура (примерно в 100 километрах от Коломбо) – это основной центр добычи камней. Сапфиры, рубины, опалы, аквамарины, изумруды, менее ценные гранаты, александриты и кварцы, а также ювелирные изделия из них пользуются большим успехом у туристов, тем более что цены очень умеренные. Специалисты советуют покупать украшения в ювелирных центрах или специализированных магазинах, где дают чек и сертификат, чтобы застраховаться от покупки подделок. Приехать на Шри-Ланку, остров, где добывают самые лучшие в мире сапфиры, и не приобрести украшение или просто ограненный камень было бы неразумно.

Полюбовавшись на сверкающие камни, продолжаем наше путешествие. Дорога в Нувара Элия очень живописна: это горный серпантин среди зеленых холмов, ухоженных чайных плантаций и глубоких ущелий.

Открыли этот район в 1826 году британские офицеры, заблудившиеся во время охоты на слонов. В те времена Нувара Элия была небольшой, затерянной в джунглях деревушкой. Но после того как тогдашний губернатор Цейлона (так назывался остров до 1972 года) сэр Эдвард Бернс посмотрел на красоту этих мест – все изменилось. Бернс предложил основать здесь курорт, и в Нувара Элия было начато строительство первого санатория. Сам губернатор построил в живописных горах свою резиденцию. И потянулись в эти благословенные места ностальгирующие по родине англичане, они начали строить дома, стараясь воспроизвести кусочек далекой Англии. Приезжали всей семьей отдыхать от летней прибрежной жары, дышать чистым горным воздухом и наслаждаться живописной природой. Постепенно апрельские выезды на горный курорт стал традиционным. Чтобы не скучать, европейцы построили в Нувара Элия ипподром, где каждый апрель проходят традиционные лошадиные бега и поле для гольфа – одно из лучших в Юго-Восточной Азии. А также разбили чудесный парк имени королевы Виктории, излюбленное место для прогулок и пикников. Кроме того, здешний климат (среднегодовая температура +15-20°) оказался очень подходящим для выращивания овощных культур, привычных для Европы: моркови, лука, капусты, фасоли помидоров, картофеля. В настоящее время это главный сельскохозяйственный район острова.

Оказавшись в Нувара Элия совершенно забываешь, что ты в восточной стране – типичный английский городок, даже погода здесь английская. Сегодня в этот район приезжает много туристов отдохнуть от жары, полюбоваться природой и посетить одну из многочисленных чайных плантаций.

Забытый вкус «чая со слоном»

Объяснять, что это за напиток – «цейлонский чай» – нет необходимости, словосочетание давно уже стало чайным «знаком качества». В Англию чай завезли из Китая, и он очень быстро стал любимым напитком британцев. В 30-е годы XIX века Ост-Индийская компания разбила чайные плантации в Индии, штате Ассам, и англичане наслаждались чудесным индийским чаем. Примерно в это же время 200 чайных кустов были перевезены из Ассама на Цейлон и посажены. Кустики прижились, и в 1849 году шотландец Джеймс Тейлор основал на острове первую чайную плантацию. Предприятие оказалось очень удачным, тем более, что в 1868 году ржавчинный грибок уничтожил почти все кофейные деревья на Шри-Ланке и освободившиеся земли засадили чайным кустом.

Вообще-то чай – не куст, а дерево, оно может вырастать до 10 метров высотой, но чтобы облегчить сбор листьев его регулярно подрезают, придавая вид кустарника.

Чем выше в горах расположена плантация, тем лучше чайный лист и ароматнее чай. Поэтому самым ценным считается горный чай – листочки растут медленнее из-за резкого перепада дневных и ночных температур, накапливая аромат и приобретая особенный вкус. Два верхних листочка с почкой – специалисты считают, что это «формула» самого качественного чая. Сбором чайного листа занимаются только женщины, почти все сборщицы – тамилки. Они ловко перебирают руками, срывая верхние листики, и бросают их в мешки, закрепленные на спине. Картина очень живописная: посреди сочной яркой зелени чайных полей то тут, то там «брошены» разноцветные пятна – сборщицы, словно бабочки на зеленой лужайке.

Полюбовавшись этим необычным пейзажем, мы отправляемся на чайную фабрику Маквудс: посмотреть, что происходит дальше с чайным листом, продегустировать в чайном центре разные сорта популярного напитка, и, конечно, главное – купить в фабричном магазине настоящий цейлонский чай. Маквудс – одно из самых старых хозяйств на острове по производству черного чая. Капитан Вилиам Маквудс создал компанию в 1841 году и сегодня это известный «чайный» бренд в мире, на острове она имеет 17 чайных, а также и каучуковых плантаций.

После сбора чайный лист, прибывший на фабрику, загружают в контейнеры, затем его сушат на открытом воздухе, скручивают, измельчают, потом оставляют для ферментации – окисления, чтобы потом поместить в специальную печь для окончательной просушки, в результате которой получится черный чай. Или сразу, минуя стадию ферментации, отправляют в сушку, чтобы получился зеленый чай.

В зависимости от качества листа чай классифицируют следующим образом: Broken Orange Pekoe мелкие листочки с почками – самый качественный чай, Broken Orange – листья среднего размера без почек, тоже хорош на вкус, Pekoe – крупные листья, третий по качеству, Pekoe Souchong – это очень крепкий чай, Fannings и Dust чаи более низкого качества. Надо отметить, что высококачественный чай практически весь идет на экспорт. Сегодня по экспорту чая Шри-Ланка занимает первое место в мире. Поэтому покупать его на острове лучше всего в фабричных хозяйствах – в городских магазинах чаще продается напиток более низкого качества или дешевые разновидности чая. Перед посещением магазина хозяйства Маквудс, нам предложили отведать и сравнить разный по качеству чай. Честно говоря, он оказался божественный, причем весь, не смотря на строгую классификацию. Совершенно забытый вкус настоящего чая «со слоном».

 

 

Царство дикой природы

Мы покидаем чудесный горный край чайного царства и направляемся к побережью на джип-сафари, в один из самых известных национальных парков на Шри-Ланке – Ялла, расположенный в юго-восточной части острова в 309 км от города Коломбо. Зарегистрированный в 1938 году, сегодня он занимает площадь более 1259 квадратных километров. Путь до заповедника предстоял неблизкий, путешествие продолжалось несколько часов, но великолепные горные пейзажи за окном компенсировали нам дорожные неудобства. За каждым поворотом открывались все новые красоты, около величественного водопада просто невозможно было не задержаться. Останавливаемся и фотографируем. Вот он.

Горы сменяются равнинами, а позже многочисленными поселениями, расположившимися вдоль дороги.

Наконец мы прибываем в хозяйство национального парка Ялла. Рассаживаемся по джипам и на огромной скорости несемся к заповеднику. Водитель наш, не иначе как в душе – настоящий гонщик (видимо, как и все на острове, кто сидит за рулем), отчаянно сигналя встречным автомобилям и попадающимся на дороге людям, выжимает из внедорожника максимум того, на что тот способен.

Но, на сей раз, мы торопимся не случайно: надо увидеть как можно больше до темноты. Самое хорошее время для сафари по национальному парку это раннее утро и время после трех часов дня, когда жара идет на убыль и животные выходят в поисках пропитания и собираются на водопой. Поспеть к обеденному времени обитателей заповедника мы и стремились.

Национальный парк Ялла разделен на две зоны – Западную и Восточную. Туристы могут посещать только Западную Яллу, она известна как одно из лучших мест для наблюдения за животными. Восточная же – закрытая территория, и пропускают туда только специалистов, имеющих отдельное разрешение.

В парке Ялла обитает несколько сотен видов животных. В первую очередь интерес представляют леопарды, их здесь около 40 особей, причем среди них есть леопарды Panthera pardus kotiya, которые встречаются только на Шри-Ланке. Кроме того, в парке постоянно живет стадо слонов, олени, буйволы, газели, медведи-губачи, а также крупные рептилии – гребнистые крокодилы и вараны. Также гнездятся здесь множество видов птиц, в том числе такие интересные, как фламинго, хохлатый змееяд и редчайший азиатский ябиру. Ни одного из 40 видов леопардов мы не увидели, впрочем, это была бы редкая удача. Чтобы понаблюдать за этими грациозными кошками, надо иметь в запасе время, приехать в парк хотя бы дня на три. Но диких кабанов, стадо оленей и павлина, притаившегося в листве дерева, а также стайку обезьян и буйвола, который нежился в пруду – повстречали.

Практически наперерез джипу из зарослей вышел слон, не обращая внимания на нашу машину, перешел дорогу и принялся обследовать кусты. Обитатели парка Ялла привыкли к железным гостям и спокойно могут подойти совсем близко к автомобилю.

Сегодня многие туристы совмещают отдых на море с путешествием на сафари. Как правило, заказывают трехдневное джип-сафари, его стоимость около $150-200. Некоторые любители снимают целые фильмы о жизни животных заповедника.

На ночь представители прессы остановились в отеле Yala Village, от пребывания в котором остались не менее сильные впечатления, чем от сафари по парку. Гостиница представляет собой отдельные домики-шале, оборудованные всем необходимым и расположенные в густом тропическом лесу.

Отель находится на границе с заповедником, и животные могут свободно заходить на территорию гостиницы, так что вечером встречи с обитателями дикой природы продолжились. Возвратившись после ужина, я обнаружила неподалеку от своего домика парочку слонов, которые мирно лакомились свежими листьями. А пока мы вечером плавали в бассейне, к лежакам приблизился кабан, с интересом поглядывая на оставленную одежду. Но неизвестно откуда взявшийся местный «Шарик» с громким лаем кинулся защищать наше имущество, и дикий кабан как простой нашкодивший поросенок бросился наутек. Надо отметить, что хотя животные и привыкли к тому, что по соседству обитают люди, правила безопасности здесь строго соблюдаются и все передвижения животных отслеживаются. Туристам в вечернее время к ресторану или бассейну рекомендуется ходить в сопровождении сотрудников гостиницы, они всегда в курсе, какой зверь заглянул в гости, где он находится и как пройти, чтобы его не потревожить.

Утром меня разбудило просто сумасшедшее пение птиц. Они заливались на все лады и выводили такие диковинные трели, что, несмотря на ранний час, сон моментально испарился, и подумалось: для нас, жителей каменных джунглей, столь тесное общение с безраздельным царством дикой природы дорогого стоит. Эмоциональный заряд и яркие впечатления сохранятся надолго.

 

 

Экзотика юга – рыбаки и черепахи

Мы распрощались с гостеприимным заповедником и направились дальше по побережью к городу Галле и главной курортной зоне острова. У Южного побережья Шри-Ланки всегда водилось много рыбы, поэтому, издавна основным занятием жителей юга было рыболовство. Сегодня туристы приезжают сюда посмотреть на традиционный ланкийский способ ловли рыбы. Вдоль всего побережья от Хиккадувы до Велигамы в море на длинных шестах, торчащих из воды, сидят с удочками рыбаки.

Рыбак забирается на шест во время отлива, так же во время отлива с уловом и возвращается назад. Шесты ценятся очень высоко и передаются по наследству от отца к сыну. Наблюдать за рыбаками лучше всего на рассвете или на закате, но когда мы добрались до этих мест, наступило уже время обеда и из воды торчали лишь шесты. Однако нынешние рыбаки не только ловят рыбу, а и развлекают туристов. Поэтому, оставив свои дела, они за небольшое вознаграждение с удовольствием продемонстрировали, как происходит рыбалка.

Юг Шри-Ланки практически не застроен крупными курортными комплексами, как западное побережье. Здесь много диких песчаных пляжей, обрамленных рощами кокосовых пальм и чистый сверкающий океан.

Столица Южной области город Галле, расположенный в юго-западной части острова. В начале 16-го столетия, когда Шри-Ланкой владели португальцы, Галле был важным торговым портом, позже сюда пришли голландцы. В Галле сохранилось множество исторических памятников со времен голландского правления. Один из главных – форт, мощное крепостное сооружение, возведенное колонизаторами. Тихие улочки и аллеи старого порта практически не изменились с XVI века. В результате 400-летнего правления европейцев у города Галле сформировался уникальный архитектурный, культурный и этнический облик, недаром в 1988 году ЮНЕСКО включила его в список всемирного наследия.

Рядом с городом есть замечательный пляж, где приятно отдохнуть и поплавать после прогулки по городу.

По пути из Галле в сторону западных курортов заезжаем в небольшой городок Косгода, где находится черепаховый питомник. Вдоль всего побережья Шри-Ланки откладывают яйца 6 видов черепах, и все они сегодня находятся под угрозой исчезновения. Дело в том, что яйца черепах – любимое блюдо местных жителей, а панцири животных долгое время использовались как сырье для изготовления гребенок и других красивых безделушек. Сегодня черепахи охраняются государством. Появились энтузиасты, которые создали специальные питомники для охраны и спасения вида. Как раз такой центр и находится в Косгоде. Работники питомника собирают черепашьи яйца или покупают их у местных рыбаков, а затем занимаются выведением черепашек. Подросших детенышей выпускают в океан. Помогают в питомниках и взрослым черепахам, которые пострадали от деятельности людей или подверглись нападениям домашних животных. Черепахи содержаться в специальных резервуарах и расселены по возрастному признаку. Совсем крошечные черепашки очень доверчивы. «Подростков» можно взять в руки.

Трогать взрослых черепах работники питомника не советуют – могут укусить. Ферма сильно пострадала во время цунами 2004 года. В одном из резервуаров живет черепашка, пережившая стихийное бедствие, в результате которого она потеряла лапы. Но сегодня героиня чувствует себя хорошо, даже вполне бодро плавает.

 

Отдых с комфортом на пляжах Шри-Ланки

Главные курорты Шри-Ланки расположились вдоль западного побережья острова, примерно в 60-70 километрах от Коломбо. Это Берувела, Бентота, Калутара и другие поселки. Они почти полностью состоят из отелей, ресторанов, магазинов, в общем, всего того, что необходимо туристам на отдыхе.

Последний день поездки был посвящен отдыху у океана в отеле Royal Palms Beach. Наконец-то представилась возможность погрузиться в океанскую волну и ощутить, что такое пляжный отдых на Шри-Ланке. Отель Royal Palms Beach – пятизвездный отель, который вполне соответствует своей категории: номера просторные с балконом, мини-бар, кондиционер, электрический чайник с прилагающимся набором чая и кофе, фен, телевизор, сейф. Но самое главное – гостиница стоит прямо на океанском пляже. Зеленая лужайка вокруг бассейна, где можно загорать переходит в песчаный пляж.

На Шри-Ланке все пляжи муниципальные, поэтому у отелей нет своей пляжной территории. Да это и не нужно, прямо за калиткой – просторный берег океана.

В отеле есть также спа-центр с аюрведическими процедурами. Пройти курс массажа во время отдыха, конечно, всегда полезно, но надо понимать, что заметный внешний и оздоровительный эффект может быть только после проведения целого курса арведического массажа, причем по индивидуальной программе. На Шри-Ланке работают одни из лучших специалистов по аюрведе, есть много центров, как на побережье, так и в центральной части страны. Вполне возможно совместить курс оздоровления с отдыхом, но это займет как минимум две недели. Причем, если серьезно подходить к делу, то надо знать, что кроме массажа предписываются еще комплекс упражнений йоги, специальные ванны, медитация и диета: вегетарианская пища и никакого алкоголя. Кстати, об алкоголе. Полнолуние каждого месяца на Шри-Ланке – национальный праздник и выходной день. В этот день закрыты все бары и в магазинах не продают спиртные напитки. Ограничение касается также и гостиниц. Обычно за день до наступления полнолуния в отелях вывешивают объявления и опрашивают постояльцев, не хотят ли они заказать спиртное заранее. Напитки могут подать в номер, но в ресторане выпивать в этот день нельзя.

Стоит отметить еще два прибрежных отеля – Lighthouse Hotel и Taj Exotica Hotel. Пятизвездный Lighthouse Hotel один из немногих на Шри-Ланке, входящих во всемирно известную систему комфортабельных отелей класса «люкс» Small Luxury Hotels of the World. Находится он к северу от Галле совсем недалеко от исторического города. Все номера, а также ресторан и бар с видом на океан.

Taj Exotica Hotel также имеет 5*, это один из самых комфортабельных отелей на побережье с великолепным внутренним оформлением. Стоит он в курортном местечке Бентота и принадлежит известной цепочке Taj Group of Hotels.

Отели, расположенные в районе «Культурного треугольника», например, Cinnamon Lodge, Palm Garden Village Hotel, Chaaya Village, Hotel Sigirya отличаются от прибрежных. Как правило, это небольшие одно-, двухэтажные коттеджи, построенные в тропическом парке.

Из отеля Sigirya открывается прекрасный вид на гору Сигирия.

На территории некоторых отелей, например, Cinnamon Lodge, есть природные водоемы с цветущими лотосами. Кстати, лотос национальный цветок Шри-Ланки. Только здесь растет самый прекрасный лотос в мире – голубой.

На высокогорном курорте Нувара Элия одна из самых роскошных гостиниц – Grand Hotel. Старейший отель на Шри-Ланке – бывшая резиденция губернатора Эдварда Бернса – практически отель-музей. Он был переоборудован под гостиницу в 1891 году, но внутренний интерьер и часть обстановки – подлинные.

В уютных комнатах, обустроенных в колониальном английском стиле, есть настоящие камины. Здесь можно погрузиться в атмосферу старой доброй Англии, тоскующей по родине в райских тропиках.

Ещё о Шри-Ланка