Хостелы Москвы и Санкт-Петербурга: настоящее и будущее
Последний год часто муссируется тема развития хостелов как отдельного гостиничного сегмента, способного решить вопрос нехватки недорогих мест размещения. Насколько это возможно, приемлемо и обоснованно? Рассказывает Наталия Розенблюм, партнер, Hospitality In.Comm:
– Сегодня в России открыто более 250 объектов, именующих себя хостелами. Однако на деле большинство из них представляют собой небольшие общежития на базе одной-двух квартир, зарабатывающих посуточной продажей мест без каких-либо дополнительных услуг. Москва, безусловно, более продвинутый рынок, но и Санкт-Петербург не сильно отстает. Так что обе российские столицы являются своего рода драйверами развития хостельной индустрии в России, ведь именно здесь появляются самые современные объекты, максимально приближенные к европейским стандартам.
При этом лучшие российские проекты все равно отстают от западных, поскольку хостелы в Германии, Великобритании и других странах постоянно развиваются, улучшают сервис, расширяют спектр услуг и т.д. Сейчас в Европе наметилась четкая тенденция следования смешанному формату «отель+хостел», популярность которого все возрастает. На нашем рынке таких проектов единицы. Кроме того, полноценные европейские хостелы представляют собой гостиничные объекты, количество мест в которых нередко исчисляется сотнями. Российский же продукт по-прежнему вмещает зачастую лишь несколько десятков человек. Впрочем, постепенное появление более крупных хостелов в Москве позволяет надеяться на формирование качественного российского продукта в перспективе.
Другим важным моментом в развитии отрасли является возникший интерес к сетевым хостельным проектам и франчайзингу в этой области, по аналогии с классическим гостиничным рынком. Причем сетевая модель популярнее нежели франшиза. На российском рынке «хостельные бренды» в большинстве случаев насчитывают всего 2-3 объекта, а полноценная франчайзинговая модель до недавнего времени отсутствовала. Однако во второй половине 2011 г. некоторые игроки рынка заявили о своих планах в этой сфере. Безусловно, пока рано говорить о сколько-нибудь значимом прогрессе таких проектов, но само их наличие свидетельствует о переходе хостельного рынка на более качественный уровень.
Как правило, крупные проекты начинают свое развитие именно с Москвы, что объясняется большим потоком туристов в столицу. Так что город выступает своеобразной тестовой площадкой, на которой «проходят пробу» самые новые и креативные проекты.
В столице последние несколько лет сосуществуют две параллельные тенденции. С одной стороны, инвесторы и предприниматели, которые только вступают в гостиничную индустрию, открывают для себя хостельный формат и все чаще отдают ему предпочтение, когда решают, что делать с имеющимися площадями. С другой стороны, владельцы уже существующих хостелов зачастую перепрофилируют их в бюджетные отели, устав от потока постоянно меняющихся постояльцев. А как без этого, если хостелы предоставляют минимум услуг и по своему духу похожи, скорее, на общежитие, и контингент там соответствующий?
Сегодня в столичном сегменте hospitality есть место как гостиницам низкого уровня (2*), так и хостелам. Просто российский турист, попадающий в потенциальную целевую аудиторию дешевых отелей, как правило, знает только «советские» средства размещения. То есть старые гостиницы, общежития, места в арендных квартирах. Организация же новых, качественных и недорогих мест позволит переманить эту многочисленную группу клиентов, а проектам – занять собственную нишу.
Таким образом, московский рынок бюджетных средств размещения предоставляет простор для развития – и хостелам, которым есть куда расти, и недорогим гостиницам. При этом для успеха требуется не так уж много: полноценный маркетинговый анализ, тщательная разработка концепции, соответствующей местоположению объекта и состоянию локальной конкуренции, а также хорошая команда, готовая развиваться и перенимать самые современные веяния рынка.
Гостиничный рынок «северной столицы», при всей своей продвинутости, традиционно отличается от Москвы. И обсуждаемый нами сегмент не является исключением. Ситуацию, сложившуюся с хостелами в Санкт-Петербурге, комментирует Никита Савояров, эксперт, преподаватель СПбГУ:
– В любой культурной столице основной успех хостелу обеспечит его местоположение. Туристы, которые приезжают знакомиться с достопримечательностями города и посещать развлекательные мероприятия, стремятся селиться в центре, чтобы тратить меньше времени и денег на дорогу. Вторым условием эффективности хостела является цена размещения: сегодня в Петербурге одно место в сутки обойдется туристу от 300 до 1000 рублей.
Поэтому спрос на хостелы в северной столице стабильно высок, а их загрузка в среднем больше, чем в гостиницах уровня 3* (включая мини-отели), так как туристов, которые не предъявляют особых требований к уровню сервиса, достаточно много.
По данным президента некоммерческого партнерства «Общество содействия развитию хостел-движения» Юлии Зубаревой, в Петербурге сегодня работает около 70 таких объектов. При этом в центре города загрузка очень высока, а на периферии наоборот – ниже среднего уровня. И если показатель загрузки отелей в Санкт-Петербурге за 2011 год составлял порядка 60-65%, то для хостелов он был выше.
Кроме того, популярность средства размещения зависит и от качества предоставляемых услуг. По словам г-жи Зубаревой, не все хостелы Петербурга входят в некоммерческое партнерство именно по этой причине: некоторые можно считать попросту ночлежками. И хотя хостелы занимают в городе весьма небольшую долю рынка (с учетом того, что одних только мини-отелей в городе около 700), значимость их все возрастает, что заставляет волноваться отельеров.
По информации Юлии Зубаревой, с хостелами Питера уже начали конкурировать бизнес-гостиницы советского образца с большим номерным фондом, которые взялись устанавливать на порядок более низкую стоимость номеров для групп школьников и студентов численностью от 30 человек. Фактически они предлагают расценки хостелов, но с включенным в стоимость завтраком. Таким образом, на гостиничном рынке Петербурга идет активная поляризация, особенно в бюджетном его секторе.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»