Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Гостиничный рынок Санкт-Петербурга и Киева

Jones Lang LaSalle продолжает изучать состояние гостиничного рынка крупнейших городов России и СНГ с учетом показателей шести месяцев 2013 г.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В июне и заполняемость, и средний тариф в отелях всех сегментов превысили показатели того же месяца прошлого года. При этом в наиболее дорогих сегментах зафиксирована рекордная загрузка и максимальная стоимость проживания. Но результаты полугодия в целом на рынке роскошных объектов размещения не радуют: показатели снижаются. При этом средний сегмент демонстрирует по полугодию отличный рост, что в очередной раз подтверждает востребованность доступных средств размещения в Петербурге.


Сегмент luxury. Загрузка таких гостиниц в январе-июне по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. снизилась на 8%, в то время как средний тариф (ADR) на столько же вырос. В итоге показатель доходности на номер (RevPAR) остался на уровне первого полугодия прошлого года. «В июне заполняемость достигла очень высокого уровня – 74%, а средний тариф превысил 26 тыс. руб., – рассказывает руководитель отдела гостиничного бизнеса Jones Lang LaSalle Дэвид Дженкинс. – Очевидно, высокая цена отпугнула некоторых гостей, выбравших более доступные средства размещения. В результате загрузка люксовых отелей в целом за полугодие составила чуть более 40%».


Верхний предел верхнего сегмента (Upper Upscale). Загрузка уменьшилась на ту же величину, на которую вырос средний тариф – 5%. По итогам первого полугодия ADR достиг 7,9 тыс. руб. Очевидно, что увеличение среднего тарифа является следствием снижения заполняемости в более высоком сегменте, что подтверждает растущую чувствительность спроса к стоимости проживания. В июне загрузка гостиниц составила 77%, средний тариф – 16 000 руб.


Верхний сегмент (Upscale). И заполняемость, и средний тариф увеличились на 4% по сравнению с аналогичными показателями первого полугодия 2012 г. Таким образом, доходность гостиниц в январе-июне увеличилась на 8%. Усредненная цена составляет около 5 000 руб., причем для корпоративных клиентов предлагаются более выгодные тарифы. Так объекты этой категории «забирают» спрос из более высоких сегментов.


Верхний предел среднего сегмента (Upper-Midscale). Тут загрузка ощутимо поднялась – с 56% по итогам первого полугодия 2012 г. до 63% в этом году. В то же время ADR увеличился на 7%, обеспечив существенный прирост доходности объектов (на 19,5% за первое полугодие 2013 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого). Аналитики Jones Lang LaSalle предполагают, что этому способствуют гостиницы с сильными брендами, предлагающие выгодные тарифы для корпоративных клиентов и туристов. Интересно, что средняя цена здесь всего на 1000. руб. ниже, чем в более высоком сегменте.


Средний сегмент (Midscale). Средний тариф в первой половине 2013 г. вырос на 10% (до 2800 руб). Это послужило основным «локомотивом» увеличения доходности в сегменте, который по итогам полугодия прибавил 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года.


КИЕВ. «Гостиничный рынок украинской столицы характеризуется высоким уровнем конкуренции, и операционные показатели 2013 г. уступают прошлогодним, – рассказывает Дэвид Дженкинс. – RevPAR в брендированных отелях Киева снизился почти на 32% в первом полугодии, по отношению к аналогичному периоду 2012 г. Это следствие падения загрузки на 10% и снижения среднего тарифа более чем на 20%».


По итогам шести месяцев средняя заполняемость качественных объектов в городе составила 48,3% против 53,5% в прошлом году. Череда открытий новых гостиниц за последние несколько лет привела к напряженной конкуренции за корпоративный спрос. Поток туристов по-прежнему ограничен: «В условиях финансовой и политической нестабильности в Украине, на наш взгляд, понижающий тренд сохранится и в дальнейшем. Особенно учитывая, что в ближайшие несколько лет в городе откроется еще несколько отелей, включая объекты под брендами Park Inn, Hilton и Renaissance», – комментирует эксперт.


С учетом активного ввода в эксплуатацию новых средств размещения снижение загрузки в целом по рынку на 10% выглядит не особо драматичным. Наблюдается падение среднего тарифа, с $280 до $212 за последний год. За Киевом закрепилась слава дорогого города, особенно если учесть, что раньше здесь было лишь несколько брендированных отелей. С запуском Ibis, Holiday Inn и Ramada Encore в украинской столице появилась более доступная альтернатива.


Открытие Fairmont в 2012 г. обострило конкуренцию в наиболее дорогом сегменте гостиничного рынка города, к тому моменту уже представленном Hyatt и InterContinental. В результате предложение в этом сегменте превысило немногочисленный платежеспособный спрос, что и привело к снижению среднего тарифа.


Важно отметить, что в июне прошлого года Киев принимал Евро-2012. Тогда средняя цена по рынку составляла $446, а в июне 2013 г. – $207. В то же время в загрузке в июне этого года по отношению к такому же месяцу прошлого года изменений не наблюдалось.


Несмотря на безвизовый режим для большинства прибывающих путешественников, Киев еще толком не закрепился в списке популярных европейских направлений туров выходного дня. Однако в условиях снижения среднего тарифа и появления новых, более доступных средств размещения есть надежда на рост спроса в выходные, что позволит повысить загрузку отелей в городе. Открытие нового терминала аэропорта в прошлом году и увеличение числа прямых международных рейсов тоже должны позитивно повлиять на гостиничный рынок города.

  • Еще материалы этой рубрики