Пойдет ли Евро-2012 на пользу киевским отелям?
Какое влияние на рынок гостиниц Киева оказало то, что он оказался в числе городов, выбранных для проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 года? Недавний анализ выявил интересные данные.
Предложение. Гостиничный рынок украинской столицы все еще находится на раннем этапе развития: по официальной статистике, он насчитывает свыше 9 800 номеров в 133 зарегистрированных средствах коллективного размещения. При этом, по оценке экспертов Jones Lang LaSalle Hotels, только 28% от общего объема фонда (2 759 номеров) можно отнести к современному стандарту.
Несмотря на низкую строительную активность в этом регионе после кризиса, в 2011 году здесь были открыты два новых отеля, Ibis и «Автограф», в совокупности увеличивших количество качественных номеров на 484, или на 18%.
Более трети современного номерного фонда Киева относится к сегментам luxury и upper-upscale, это 933 номера. В сегменте upscale – 607 номеров, mid-market – 557 номеров, economy – 662 номера (см. диаграмму).
Проведение Евро-2012 и финансовые преференции, предложенные инвесторам со стороны государства, стимулировали всплеск строительства гостиниц, который уже в ближайшее время может повлиять на общий баланс. К концу 2015 года на рынок города должно выйти еще 2 279 номеров высокого и среднего стандарта, что увеличит предложение на 83%.
Основные гостиницы, запланированные к открытию в Киеве в 2012-2015 годах
Желая воспользоваться бонусами от потока туристов, которые приедут в Киев на игры Евро-2012, отельеры активно взялись за масштабные объекты. При этом Hilton и Holiday Inn не успели открыться к июню, а значит, упустят период чемпионата, на который многие делали ставки. В то же время, по мнению руководителя Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ Марины Усенко, «первоначальные надежды на существенное увеличение объемов бизнеса в связи с проведением Евро-2012, видимо, не оправдаются, так как билеты на матчи четверть-финала и финала, проходящие в Киеве, бронируются крайне медленно. А именно на эти игры надеялись городские гостиницы, рассчитывавшие разместить у себя болельщиков из разных стран мира».
Спрос. Операционные показатели. 25% всех гостей из-за рубежа, посещающих Украину, приезжают в Киев. Первая пятерка стран, откуда прибывает больше всего иностранных туристов: Россия (25,8%), Германия (9,1%), США (8,3%), Белоруссия (4,9%) и Великобритания (4,3%). Причем приезжают преимущественно бизнес-клиенты, вследствие чего загрузка отелей носит «деловой» характер. Основная часть визитеров проживает в гостиницах в будние дни, а вот в период летних отпусков, на Рождество и на Новый год продажи резко падают.
До 2008-2009 гг. рынок Киева демонстрировал одни из лучших операционных показателей в регионе EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки). Загрузка объектов, как современных, так и старых, но при этом расположенных в центре города, составляла 65-70%. Уровень средней цены на номер в лучших гостиницах достигал здесь $400-500 за ночь.
В период экономического кризиса 2008-2009 гг., на который к тому же пришлась череда политических кризисов в Украине, число иностранных посетителей в Киеве снизилось. Однако после наступления в 2010-2011 гг. некоторой экономической и политической стабильности в стране, на гостиничном рынке города наконец-то начали расти операционные показатели.
Отели современного стандарта восстановили загрузку уже ко второй половине 2010 года, с 40% в 2009 году до 53% к концу 2010-го. Киев по-прежнему остается преимущественно бизнес-направлением. Благодаря этому высококлассные гостиницы в 2011 году уже достигли уровня загрузки в 62%, а средства размещения классом ниже, предлагающие проживание по более доступным ценам и при этом имеющие в инфраструктуре площадки для проведения конференций и банкетов, сумели поднять уровень загрузки до 70-75% и даже превысить его.
Гостиницы современного образца завершили 2011 г. с позитивными результатами как по загрузке (на 15,7% больше, чем в 2010-м), так и по средней цене на номер (на 8,7% больше), достигнув показателей в 61,9% и $266 соответственно.
При этом перспективы 2012 года эксперты оценивают более чем сдержанно. Текущий год может оказаться нелегким для отелей Киева в связи с вероятным замедлением бизнеса из-за игр в рамках Евро-2012 в июне, а также предстоящими в октябре парламентскими выборами, которые, как ожидается, заморозят многие деловые проекты.
По мнению специалистов, увеличение предложения на рынке качественных отелей, в том числе появление сетевых гостиниц невысокого ценового сегмента типа Ibis, при снижении объемов бизнеса вряд ли позволит ценам продолжать расти в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Если спрос на номера не начнет повышаться, можно ожидать, что конкуренция приведет к ценовым войнам и, как результат, к общему снижению операционной рентабельности для всех отелей города.
Основные выводы:
– только 28% номерного фонда Киева можно отнести к современному стандарту;
– ажиотаж с девелопментом гостиничных проектов перед Евро-2012 приведет к почти двукратному увеличению объема предложения на рынке к 2015 году;
– Киев входит в топ-5 городов Европы по средней цене гостиничного номера за ночь (ADR), этот показатель держится на уровне $266. В то же время зафиксированный на данный момент ADR, уступает докризисному почти на 30%;
– Ожидается, что при отсутствии предпосылок к значительному увеличению въездного потока резкий рост объема предложения в перспективе снизит операционные показатели в Киеве;
– 2012 год может стать сложным периодом для местных отельеров: надежды на новый всплеск интереса к Украине и ее столице за счет проведения Евро-2012 пока не оправдываются, в то время как бизнес-туристы в период проведения матчей, а также во время осенних парламентских выборов, возможно, станут приезжать реже.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»