Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Алексей Воробьев: «Наличие на одной площадке пяти разных отелей – большое преимущество»

О судьбах независимых российских отелей мы беседуем с руководителем ЗАО ТГК «Измайлово» и директором головного предприятия комплекса (гостиницы «Гамма», «Дельта»), вице-президентом Российской гостиничной ассоциации Алексеем Воробьевым (фото).

 

– Алексей Павлович, каковы, на ваш взгляд, перспективы гостиничного рынка России?

– Абсолютно уверен: он будет активно развиваться. В одном из своих выступлений Сергей Павлович Шпилько, которого я много лет знаю, глубоко уважаю и считаю главным авторитетом в области туризма, упомянул, что по географической, исторической и культурологической привлекательности Россия в первом десятке стран мира. А по посещаемости, увы, где-то в шестом-седьмом. Но разрыв будет сокращаться. Все больше проходит мероприятий мирового уровня: спортивные соревнования, недавний саммит АТЭС… Губернатор Приморского края недавно упоминал о том, что в ближайшие годы число туристов может достичь 10 миллионов. А ведь речь шла лишь об одном регионе!

Потенциал страны безграничен, и ее гостиничного рынка тоже. В СССР средства размещения строило государство. Сейчас не строит, да и крупные инвесторы не торопятся вкладывать деньги. Однако гостиницы растут как грибы. Посмотрите, сколько мини-отелей и загородных объектов появляется повсюду. А почему? Есть спрос.

Так что я верю в будущее российских гостиниц. Более того, их уровень уже сегодня высок. Особенно реновированных или недавно построенных. К сожалению, нам как россиянам свойственно тушеваться, чувствовать себя босяками: мол, рылом не вышли. Ерунда все это. Я регулярно езжу в европейские столицы, интереса ради останавливаюсь там в самых разных гостиницах, чтобы посмотреть и сравнить. Что хочу сказать: «Измайлово», например, брендовым отелям Берлина, Лондона, Мадрида, Парижа ни в чем не уступает! По крайней мере, «Альфа», «Вега» и «Дельта». Бывал в Ярославле, Смоленске, Твери и других областях. Там тоже множество достойных средств размещения.

Имидж российских отелей мы неосмотрительно принижаем сами. А надо наоборот, пропагандировать качество местного сервиса. Мир глобализуется, упрощаются визовые режимы, открываются границы между странами. Этим нужно пользоваться.

 

– На ваш взгляд, как отельеры могут повлиять на улучшение туристического имиджа России?

– К сожалению, отдельно взятая гостиница мало что может сделать за пределами своего объекта. А вот профессиональное сообщество отельеров может продвигать интересы сферы. Например, при посредничестве Российской гостиничной ассоциации, которая через общественные органы и экспертные советы, в том числе в тандеме с РСТ будет напоминать и Минкультуры России, и Ростуризму, и московскому Комитету по туризму и гостиничному бизнесу обо всех актуальных вопросах. О пробках на дорогах, о нехватке парковок, пешеходных маршрутов и даже, простите, об общественных туалетах. Комитет, кстати, за минувшие полтора года в этом отношении сделал гигантский шаг вперед, как бы скромно ни оценивал г-н Шпилько результаты своей работы.

Кстати, сейчас Сергей Павлович ставит очень правильный вопрос о создании в Москве туристско-рекреационных зон. Чтобы любой человек мог познакомиться с небольшим, но очень интересным уголком столицы, где все в пешей доступности, а маршруты чуть ли не на асфальте нарисованы.

Возьмем ГК «Измайлово». С одной стороны у нас крупнейший в Европе лесопарк, с другой – усадьба Алексея Романова, где Петр I провел свои юные годы, и где зародились первые на Руси потешные войска. С третьей – Измайловский Кремль, шестой по посещаемости объект Москвы. Рядом знаменитый Вернисаж, стадион «Локомотив», куда и школьники, и взрослые могут приехать посмотреть известный футбольный клуб или даже записаться на мастер-классы. А захочется в центр, так 12 минут на метро, и вы на Красной площади. Иностранцам поездка в московской столичной подземке – сама по себе удивительная экскурсия. Вот вам и турпакет: 3-4-дневная насыщенная программа с минимумом хлопот и перемещений. И никаких пробок. Так что рекреационные зоны очень перспективны.

 

– Как думаете, насколько затронет рынок независимых гостиниц новый экономический кризис, о котором все говорят?

– Кризиса бояться – в лес не ходить. Любая сложная ситуация – это вызов. Веская причина сделать выводы и двигаться дальше. Если бы кризиса не было, его пришлось бы придумать.

И вообще, что значит «новый»? Он и не прекращался. 2009, 2010, 2011 года, хоть экономику и лихорадило, мы себя вполне нормально чувствовали. Только за третий квартал 2012-го в «Гамма-Дельта» доходы выросли почти на 30% по сравнению с предыдущим годом. А ведь и в 2011-м это было очень успешное предприятие.

Не нужно валить все на экономику страны. Истоки проблем ищите в системах управления, хозяйствования, в менеджменте, в подборе персонала…

 

– А что не так с персоналом?

– Менеджерские позиции должны занимать молодые, активные люди. Например, в нашем управлении коммерческих продаж средний возраст не превышает 35 лет. Сотрудников растили сами из способных, талантливых ребят. Сейчас все они – профессионалы. И таких в Москве много. Что касается отелей в регионах, у которых дела идут не ахти, – директорский корпус и управленческая команда там обычно из старшего поколения. Видимо, за изменениями рынка не следят или попросту не справляются.

Очень не люблю слово «дорабатывать», но если человек хочет, чтобы его гостиница была успешной, не надо в ней просто дорабатывать до пенсии, считая месяцы и недели. Работать надо.

 

– И как работает «Гамма-Дельта», два независимых отеля на 2 тыс. номеров, которым уже больше 30 лет? Как сейчас обстоят дела?

– Замечательно. Усредненный показатель загрузки за последние полгода в обеих гостиницах составил 82,6%. В «Гамме» чуть больше, в «Дельте» меньше. Недавно «Дельта» прошла государственную классификацию, получив статус 4*. Но и до этого было очевидно, что мы движемся по правильному пути. На измайловском «пятачке» клиента завоевать не так уж просто: прежде чем дойти до «Гаммы-Дельты», от метро турист проходит мимо «Альфы», «Беты», «Веги». Сейчас такое время, когда гостя просто так к себе не затащишь, нужно чем-то выделяться. В наших отелях напрямую селятся очень многие, и это показатель.

 

– Как удалось добиться таких успехов?

– Во-первых, мы никогда не зацикливались на общепринятых стандартах. Несмотря на то, что обе гостиницы были 3*, во многих номерах были и кондиционеры, и тапочки, и халаты, и большая выкладка, и шоколадки гостям как комплимент от отеля в день заезда. При том, что эта категория таких изысков не требует. Сейфы в номерах тоже начали ставить одними из первых «трехзвездников» в Москве. Да и по остальным параметрам подтягивали сервис на более высокий уровень, чем того требуют нормы.

Еще в «Гамма-Дельта» уникальный даже по западным меркам ассортимент ресторанов и кафе, их двенадцать. Русская, кавказская, французская, ливанская кухни – всего не упомнишь. Позаботились и о досуге. У нас колоссальная инфраструктура развлечений: боулинг с длинными дорожками общемирового стандарта, хоть международные чемпионаты проводи. Огромный фитнес-центр, целая коллекция бань, парных и саун с общим бассейном. Даже почтовое отделение есть.

Так что сервис наш уникален. Я видел множество гостиниц в России и за рубежом, и если сравнивать именно городские отели (а не курортные, среди курортных встречаются целые «города»), такого нет больше нигде.

Ну, а самое большое преимущество в том, что все проживающие в трехзвездной «Гамме-Дельте» могут пользоваться инфраструктурой четырехзвездной гостиницы.

К тому же, сам факт наличия 2 тыс. номеров категории 3* и 4* в одном объекте позволяет охватить более широкий сегмент рынка. Хотите разместиться подешевле – пожалуйста, «Гамма» к вашим услугам. Привозите более «денежных» гостей – добро пожаловать в «Дельту».

Кстати, мы не собираемся повышать категорию «Гаммы». Просто добьемся, чтобы она выглядела на 4*, и сервис был такого же уровня.

 

– Это замечательно, но вряд ли вы так популярны только из-за боулинга, кондиционеров и шоколадок в день заезда.

– Верно. Я всегда говорил о том, что самая большая наша ценность – персонал. Чтобы гостиница функционировала как надо, в ней должны работать профессионалы. Это сложная задача, необходимые навыки копятся десятилетиями. Нередко слышу заявления: «Мы открыли отель, тоже будем 4*, станем вашими конкурентами». Формально – да, ведь новым отелям пройти процедуру классификации легче. Но без опыта и большой практики многие гостиницы обречены на неудачу. У них на фасаде будут гордо висеть четыре звезды, но на большую загрузку рассчитывать не придется.

Кто, например, из «молодых» отелей осилит крупнейшее мероприятие федерального уровня? А ведь еще в 1998 году «Гамма-Дельта» принимала первые неофициальные юношеские Олимпийские игры. Все жесточайшие требования были выполнены, гостей разместили и обслужили по высшему уровню. В 2002-м все гостиницы «Измайлово» встречали Спортивные игры стран Балтии, СНГ и регионов России, несколько тысяч человек. Многочисленные Спартакиады трудящихся – сначала СССР, потом РФ. В 2012 году всеми комплексами уже в 12-й раз будем селить участников Президентской елки, 5 тысяч детей со всей России. Планка очень высока. И за то, что коллектив может с этим справиться, честь ему и хвала.

 

– «Измайлово» – гигантский комплекс советской постройки. Насколько трудно было полностью обновить его, довести до европейского уровня?

– На самом деле, не так уж сложно. В 70-80 годах в СССР был расцвет капитального строительства, гостиниц по всей стране к Олимпиаде строилось множество. Часть, к сожалению, уже снесли, но оставшиеся – прочные и красивые здания, рассчитанные на многие десятилетия. Да, «Измайлово» 32 года, ну и что? В Европе полно гостиниц в постройках, которым 150-200 лет. Прекрасные отели, хоть и не раз реновировались. И российские могут быть такими же.

Если средство размещения конкурентоспособно на рынке, то при грамотном распределении и вложении средств оно может обновить себя от и до. В этом мы убедились еще перед вступлением «Веги» в сеть Best Western с ее высочайшими требованиями. Так что когда хозяйствование ведется правильно и рачительно, отель реновировать можно быстро, хоть это и хлопотно.

За все время работы мы ни разу не брали ни одного кредита. И, даст бог, не возьмем. Так что гостиницы постройки 80-х годов имеют полное право на существование.

В регионах с этим сложнее: хозяйство нередко запущено. В итоге многие объекты советских времен в провинциях неважно себя чувствуют.

 

– ГК «Измайлово» по-прежнему самый большой в мире?

– Он был таким, когда создавался. В 90-х в Лас-Вегасе появился комплекс на 12 тыс. мест, тогда как у нас всего 10 тыс. Но в Европе мы крупнейшие. И если сравнивать именно городские отели планеты, по-прежнему держим лидерство.

 

– Какова сейчас основная клиентура «Гаммы-Дельты»? Русские или иностранцы, туристы или бизнесмены?

– Очень много туристов. Из одного только Китая мы в минувшем сезоне разместили несколько десятков тысяч. Вы бы видели, сколько их по утрам выходило на пробежку вокруг гостиницы! Но больше всего мы любим российских постояльцев: гости из-за рубежа селятся у нас по групповым ценам, которые существенно ниже. А в целом, если обобщить данные за год, порядка 75-80% клиентов – россияне. Остальные – граждане других государств. В летний период соотношение примерно пятьдесят на пятьдесят.

 

– В каком объеме вас загружают туроператоры и другие посредники?

– Смотря какие. Есть фирмы, которые выкупают только номера. Размер их продаж в среднем по году 40-45%. Еще порядка 10% добавляют крупные туроператоры, для которых размещение в гостинице лишь составляющая пакетного тура. Оставшиеся 40-45% продаем сами.

 

– Как в Измайлово» с внутренней конкуренцией?

– Она дружеская. Да, директор любой гостиницы принимает решения, исходя в первую очередь из интересов своего «детища». Да, между собой отели довольно жестко соревнуются. Однако мы никогда не ведем дела некрасиво. У нас нет друг от друга секретов, как это ни парадоксально звучит. Руководители объектов давным-давно договорились, что если у одного из нас вопрос к другому – о новом предложении, продукте, скидках и т.д. – подробную информацию получаем тут же. Нет ни ревности, ни неверной трактовки чужой позиции. Если что-то не понял, просто сними трубку телефона. Например, у меня на кнопках быстрого дозвона закреплены номера каждого директора в «Измайлово». Сегодня я разговаривал с Валерием Максимовым, пару дней назад – с Октаем Сафар-Заде…

Несмотря на то, что за минувшие 30 лет директорский пул частично поменялся, договоренность в силе. Какой смысл воевать? Наличие на одной площадке пяти независимых отелей – большое преимущество. Да, такая конкуренция вынуждает постоянно совершенствоваться. Но этот конгломерат всем дает дополнительные бонусы. Что дорогого стоит.

Многих клиентов привлекает «Измайлово» само по себе. И лишь потом они подбирают себе размещение по вкусу. Специализация давно сложилась: «Альфа», «Вега» и «Дельта» позиционируют себя как бизнес-отели. «Бета» и «Гамма» больше ориентированы на турпоток. «Альфа» расположена ближе всех к метро, поэтому кто-то выбирает ее. «Вега» теперь под международным брендом, у нее тоже своя клиентура… Поэтому «Измайлово» функционирует как единый живой организм, каждая его часть для чего-то необходима.

 

– Есть ли у вас какие-нибудь особенные планы? Поделитесь секретом.

– Да, есть. ЗАО ТГК «Измайлово» задумало строительство еще одной гостиницы на нашем же «пятачке». Генеральный план утвержден мэрией Москвы, и разрешительная документация уже готовится. Так что скоро рядом с «Гамма-Дельта» будет стоять апарт-отель.

 

– Когда?

– К сожалению, в Москве очень непросто уладить все формальности. Но, надеюсь, за год мы оформим землю, еще год уйдет на проект, и где-то к концу 2014-го приступим к строительству гостиницы. Заинтересованные в проекте инвесторы уже есть. Отель будет более высокого класса. А уж каким его сделаем – 4*+, 5* или апарт-отелем без категории, время покажет.

Гостиница, возможно, будет меньше любого из уже существующих корпусов, номеров 250-300. Но это все равно немало. И мы, действующие гостиницы ТГК, этого не только не боимся, но и считаем, что это привлечет в «Измайлово» дополнительных гостей.

 

– Считаете ли будущий отель сильным конкурентом гостиницам 4-5* в центре столицы?

– Конечно, считаем! Но пусть и они не спят. В прессе постоянно муссируется «в городе растет количество гостиниц»… Да, растет. А мы еще добавим. Соревновательность – это нормально.

 

– Это будет российский независимый отель?

– Пока не решили, может быть, привлечем кого-то из сетевиков. Но то, что собственник будет российский, абсолютно точно.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики