Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Новые «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» вступили в силу 21 октября 2015 года. В числе ключевых изменений – прояснение вопросов регистрации, процедуры бронирования, перечень документов при заселении, уточнение понятия расчетного часа.
Но не все статьи можно толковать однозначно. В частности, после выхода правил в прессе появилась информацию, что теперь при заезде в гостиницу можно оплачивать только половину суток, а не целые, как было всегда. Тут же возникла версия, что теперь отели взвинтят цены, поскольку потеряют часть доходов.
За разъяснениями по этому и многим другим вопросам мы обратились к специалисту. О новых правилах рассказывает президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин (фото).
- Геннадий Андреевич, ассоциация участвовала в разработке новых правил?
- Мы были в числе инициаторов новой редакции. Ждали этой возможности больше 10 лет. И только три года назад, когда туризм передали в введение Минкультуры РФ, удалось сдвинуть эту гору с мертвой точки. Работа проделана грандиозная. По всей стране средствам размещения были разосланы анкеты с полусотней вопросов. Из полученных сведений мы выбрали самое важное и необходимое, обсудили с Минкультуры и Роспотребнадзором. Постарались, чтобы документ четко регулировал взаимоотношения между исполнителем и потребителем, соблюдая интересы обеих сторон. Считаю, что в целом нам это удалось, хотя некоторые моменты неплохо было бы расписать подробнее. Например, порядок учета и утилизации забытых вещей. Однако Роспотребнадзор настоял на краткой формулировке – мол, все подробности есть в наших подзаконных актах и инструкциях.
- А что скажете по поводу пресловутой оплаты половины суток?
- Да, больше всего недопонимания вызывает именно этот пункт. В предыдущей редакции правил было записано: «Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом – с 12 часов текущих суток. При размещении до расчетного часа – с 0 до 12 часов – плата за проживание не взимается». Нередко «грамотные» гости этим злоупотребляли: заезжали, например, в начале первого ночи вроде как на сутки-двое, а утром выезжали, объясняя, что изменились обстоятельства. И не платили ни копейки, хотя фактически провели в гостинице ночь и даже позавтракали. Это приносило немалые убытки отелям.
В новой редакции пункт 29 гласит: «Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом… При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток». То есть бесплатное размещение до расчетного часа отменено. Теперь при заселении с 0 до 12.00 гость должен заплатить за половину суток. Конечно, дополнительные часы проживания до или после расчетного часа гостиница может предоставить, если номер не забронирован заранее другим посетителем.
Кроме того, в пункте 25 новой редакции записано: «Исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания». В прежней редакции – только «или». Теперь гостиница может официально ввести посуточные тарифы вместе с дополнительными почасовыми для раннего заезда и позднего выезда, а также отдельные почасовые тарифы на любое количество часов в любое время суток. Соответственно гость, приехав в гостиницу в 1 час ночи, может заселиться, например, до 6 часов утра и заплатить не за половину суток, а именно за эти 5 часов проживания. И почасовые тарифы отель вправе устанавливать сам – по принципам розничной торговли.
- Какие еще важные пункты появились в новых правилах?
- На стойке регистрации обязательно должна быть подробная информация об объекте и его услугах. Еще РГА настояла, чтобы в новом документе появилось разъяснение понятий времени заезда и выезда. Бывает, человек, приехавший ровно в полдень, требует свой номер немедленно, а тот только что освободился и нужно время для уборки. Во избежание таких недоразумений в новой редакции оговорено, что разница между временем выезда предыдущего гостя и «временем заезда нового не должна превышать два часа. Меньше – пожалуйста.
Четко сформулированы порядок и условия бронирования: какие документы нужно подписывать, их содержание, как проходит аннулирование заявки.
Скорректирован перечень документов, по которым турист может заселиться в отель. Например, в новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против, поскольку в загранпаспорте нет отметки о регистрации.
Уточнен пункт по поводу заселения лиц, не достигших 14-летнего возраста. Раньше было достаточно свидетельства о рождении, а теперь нужна еще документы, удостоверяющие личность находящихся вместе с ними родителей или близких родственников. А если едет, допустим, группа школьников, то потребуется паспорт сопровождающего лица плюс документ, удостоверяющий его полномочия.
- Как новые правила регулируют ценовую политику отелей? В том числе на время проведения мероприятий международного масштаба?
- В первой главе написано, что цена номера или места в номере устанавливается одинаковая для всех потребителей. Чтобы не было, как в советское время, когда для иностранных граждан действовали совсем другие тарифы, намного выше. Правда, сейчас уточнено: «…за исключением случаев, когда законодательством РФ предоставлены льготы определенным категориям».
Госрегулирование включается в процесс ценообразования как раз в период проведения масштабных мероприятий. В том числе это касается чемпионата мира по футболу 2018 года. Скоро выйдет соответствующее постановление правительства. Пока же есть рекомендации FIFA по тарифам на этот период, и Россия имеет право ввести разумные ограничения. Чтобы гостиницы, с одной стороны, могли заработать, а с другой – не увлекались завышением тарифов.
- Что говорят новые правила по поводу гостиничных звезд?
- Статья 1, пункт 5: гостиница может предоставлять услуги только при наличии свидетельства о присвоении определенной категории, если такое требование вводится для отдельных субъектов или на всей территории страны. То есть, например, обслуживать участников и гостей чемпионата мира по футболу могут только классифицированные гостиницы. Это касается объектов размещения в 11 регионах, которые будут принимать чемпионат.
Как видите, в этом пункте предусмотрено возможное введение обязательной классификации всех гостиниц, изменения вносить уже не придется. А это будет. Во всяком случае, предварительный проект документа уже есть.
Кристина Голубева, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»