Даниил Мишин: «Мы хотим создать культуру общения в гостиницах»
Сегмент хостелов в России активно развивается. Но бизнесмены, инициирующие эти проекты, на достигнутом не останавливаются и узкой сферой деятельности ограничиваться не собираются. Своим мнением о ситуации на этом рынке делится Даниил Мишин (фото), управляющий партнер сети Bear Hostels и один из самых молодых отельеров Москвы.
– Даниил, вам недавно исполнилось 20, а каков возраст вашего бренда Bear Hostels?
– 8 лет.
– Вы что, с 12 лет занимаетесь хостелами?
– Ну да. Один журнал брал у меня интервью, так корреспондент не поверил, даже предпринял собственное расследование, ездил в школу, где я учился. Но убедился, что все правда. Начинался бизнес с одной квартиры. Я жил в Севастополе и уговорил родителей сделать хостел в доставшейся по наследству двухкомнатной квартире в центре города. Несколько лет занимался этим паралелльно с учебой в школе, благо основная работа по хостелу приходилась на лето. Я был единственным сотрудником – администратором, уборщицей, бухгалтером и охранником. В 16 лет переехал в Москву.
– Сколько объектов насчитывает сеть на сегодняшний день? Номерной фонд?
– Три хостела в общей сложности на 220 мест в Москве, четыре на юге Украины – в Севастополе, Балаклаве, Ялте. Но там мы представлены уже под другим брендом. Сеть Bear Hostels учредила консалтинговую компанию, и нас нанимают как консультантов. Приезжаем, запускаем проект, набираем команду, отлаживаем бизнес и двигаемся дальше. Что касается таких вот «дочерних» брендов, есть еще два действующих объекта в Перми и в Москве. В ближайшее время планируем открыть еще несколько хостелов по России.
– Государство помогает? Мешает? Держит нейтралитет?
– Что касается Москвы, то мы очень довольны сотрудничеством с Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству. Нечасто можно встретить таких чиновников, как Сергей Павлович Шпилько – открытых, честных, позитивных, нацеленных на результат, искренне болеющих за дело. Ведь, по сути, какие основные проблемы у российского отельного рынка? Первая – помещение, невероятно дорогая ставка аренды. Вторая – дефицит турпотока. И именно Комитет по туризму предпринимает сейчас массу усилий для популяризации столицы. Что позитивно отражается и на нашем сегменте. Наконец-то проведен аудит существующей нормативной базы по хостелам, это важный и правильный шаг. А вопрос с кое-какими противоречиями решить уже проще.
– Как думаете, нормативная база разграничит достойные хостелы и напичканные тараканами общежития, которых так опасаются туристы?
– С этим посложнее. Мне кажется, наиболее правильным шагом будет создавать некатегорийные средства размещения в рамках принятой классификации. Сформировать некий общерыночный стандарт. Насколько я знаю, у Комитета по туризму есть задумка создать «знак качества» московского гостеприимства и вручать его лучшим объектам. По-моему, прекрасная идея. Ведь это не законодательное регулирование, а имиджевое. Оно и поможет отличить приличный хостел от какого-нибудь бомжатника.
– Кто ваш клиент сейчас?
– В этом году ощутимо увеличилось число иностранцев в Москве, что очень радует. Но пока что мы выживаем – и преуспеваем – в первую очередь за счет россиян, это больше половины нашего трафика. Кстати, резко увеличился поток корпоративных клиентов. Что удивительно: хостелы, по сути, идеальное место для размещения индивидуальных или групповых туристов без особых претензий, и не более того.
– За счет чего такая тенденция? Турфирмы мобилизовались?
– Турфирмы и крупные компании, которые привозят в Москву персонал. У нас живут официанты, повара, другие линейные сотрудники, приезжающие в столицу на обучение: многие фирмы не против сэкономить на размещении. Так что на нехватку постояльцев не жалуемся.
– Помнится, не так давно вы собирались выйти на рынок СНГ.
– Пока что оставили эти планы. Стало очевидно, что, если держаться только сферы хостелов, большую сетевую компанию не построишь. Даже в самых развитых странах их намного меньше, чем гостиниц и апартаментов. Поэтому мы решили взяться за более привычный формат размещение, то есть обычные номера с душем и туалетом.
– Вы намерены зайняться полноценными отелями?
– Да. Мы видим дефицит недорогих классических двухместных номеров. Хотим сделать объекты с минимальным наполнением: кровать, стол, стул, душ, туалет, телевизор, кондиционер. Самый что ни на есть базовый сервис, самая необходимая инфраструктура типа кафе при гостинице, все просто, функционально, удобно и максимально доступно по цене. Планируем создать сеть таких отелей. «Паутина» хостелов отлажена, работает, с ней все хорошо. Так что в ближайшее время попробуем добиться аналогичного успеха с гостиницами. А потом, может быть, еще чем-нибудь займемся.
– Отели будете строить сами, выкупать или брать в управление?
– Возможны варианты. Прежде всего, будем привлекать уже действующие, но неэффективные объекты размещения, переделывать, уделяя внимание грамотному маркетингу и брендингу. Будем ставить сильную команду управленцев, а издержки оптимизировать за счет сетевого формата. Другая ветка развития – подыскивать на вторичном рынке убыточную или невостребованную недвижимость и переделывать ее в гостиницы.
– Если говорить о строительстве с нуля, то на какие деньги?
– Ну мы же растем, увеличиваются потребности проекта и соответственно – объемы финансирования. Появился очень сильный партнер, с которым мы сошлись в видении целей и стратегии. Начали обсуждать возможности привлечения заемных средств. Есть и другие задумки, которые буду рад представить в самое ближайшее время, когда подпишем последние документы с новыми партнерами. А для укрепления позиций сети планируем вступать в Российский союз туриндустрии: все наши отели будут членами этой организации, как ими уже являются хостелы.
– Если партнерством заинтересуются владельцы российских независимых гостиниц, у кого из них есть шансы вас заинтересовать?
– Пока трудно ответить на этот вопрос: мы сейчас на такой стадии, когда еще не вполне понимаем, какие именно нужны помещения, этажность, метраж и т.д. Точно могу сказать только, что развиваться начнем с крупных региональных центров и городов-миллионников. Идти в населенные пункты численностью 50-60 тысяч человек, даже курортные, мы пока не готовы. Возможно, позже.
– Какие города вас интересуют в первую очередь?
– Москва, Питер, Казань. Ну а дальше будем плясать от предложений по недвижимости. Кстати, в Казани уже есть определенная поддержка местных властей, переговоры прошли быстро и успешно, это вдохновляет.
– Давайте поговорим о персонале для нового проекта. С хостелами, как я понимаю, все просто: нанимаем студентов, снабжаем пошаговыми инструкциями. Штат отеля – совсем другой уровень. Как подбирать, учить, бороться с текучкой?
– Здесь действительно сложнее. Нужны грамотные специалисты, на какие-то должности – с немалым опытом работы. Хотя у нас есть определенные навыки в найме людей, да и партнеры готовы помочь в этом вопросе. Так что за счет синергии совместного опыта, думаю, удастся быстро сколотить неплохую команду. В том числе топ-менеджеров.
– И чем планируете привлекать профессионалов?
– Как только удается создать бренд, который выделяется на рынке – яркий, позитивный, – люди сами приходят. Собственно, мы уже добились этого в бюджетном сегменте размещения. При слове «хостел» первое, что многим приходит в голову, это Bear Hostels. Надеюсь, с гостиницами будет примерно то же самое. Также необходимо тщательно продумать маркетинговую кампанию, это поможет и при рекрутинге.
– Собираетесь ли переманивать успешных менеджеров среднего и высшего звена из других фирм?
– Думаю, что они сами переманятся. В Москве уже были подобные случаи, когда народ, прослышав о выходе на рынок сильного игрока, кидался отсылать резюме и обивать пороги, не дожидаясь объявления вакансий. Потому что речь шла о по-настоящему интересном продукте. Думаю, этого будет достаточно и нам. Когда люди захотят ощутить сопричастность к чему-то интересному, современному, они побросают унылые офисы. Ну а тех, кто прикипел душой к своему отелю и любит его всем сердцем, переманивать в принципе бессмысленно.
– Когда ждать появления сети Bear Hotels на отечественном гостиничном рынке?
– Пока мы не готовы озвучивать конкретные сроки и цифры, касающиеся проекта, чтобы не оказаться болтунами. Но хочется верить, что проект состоится достаточно скоро. Скажу только, что первого открытия можно более-менее реально ожидать в 2013 году.
– Как планируете конкурировать с гигантами отельной индустрии?
– Нюанс в том, что российских сетей на рынке очень мало. Мне хочется создать по-настоящему качественный продукт – сетевой, но при этом недорогой. К сожалению, супердоступным его не сделаешь, слишком высоки издержки. Но мы все равно попытаемся снизить цену до минимума, даже если это придется сделать за счет собственной маржи.
– В чем, на ваш взгляд, преимущества отечественных сетей на местном рынке?
– Мы понимаем российского клиента лучше, поскольку лично ведем операционную деятельность в стране. Видим, чего на самом деле хочет гость и что для него действительно важно. Потребности англичанина, остановившегося в отеле Hilton в Австралии, и русского, проживающего в Hilton в Перми, совершенно разные. И зачастую западные сети это не учитывают. А мы хотим создать гостиницы, которые будут удовлетворять запросам именно местных потребителей.
– Например?
– Мне кажется, в России проблема с общением. В отелях постояльцы ведут себя очень замкнуто. А виной тому, прежде всего, сами гостиницы. Ведь отельеры могут успешно провоцировать людей на диалог; это не очень сложно, просто нужно однажды сесть и как следует подумать. В России заселяешься в номер и сидишь там, как барсук, никого не видишь. Заговоришь с кем-нибудь – люди пугаются. То есть, у нас в принципе нет культуры бесед в гостинице. И меня это совсем не радует. Когда я путешествую по стране один, то за завтраком в гостинице попросту не с кем обсудить впечатления дня! А ведь мы, русские, очень коммуникабельны, нам нравится обзаводиться новыми знакомыми. Да и для меня лично это одна из приоритетов в жизни.
Так что я хотел бы организовать в отелях специальные зоны, где все будет нацелено на общение. Видел недавно интересный пример: западный ресторан. В одном углу сидит, допустим, Вася, в другом – Маша. Оба молчат, скучают. А хозяева сделали надпись через всю стену: «Незнакомец, заговори с другим!» Казалось бы, всего лишь несколько слов, но это заставляет людей улыбнуться друг другу.
Есть немало способов, позволяющих сделать так, чтобы люди обратили друг на друга внимание: совместный досуг, массовые мероприятия по вечерам и т.д. По сути, я предлагаю взять субкультуру хостела, реализовав ее в отеле с классическими двухместными номерами. А библиотеки и игровые зоны пусть будут общие. Сами посудите: какой процент россиян согласится жить в 16-местном номере? Очень незначительный. Конечно, есть люди, экономящие на всем, но их не так много. Банально хочется по комнате в трусах ходить, долго стоять под душем, не ждать, пока освободится туалет, и так далее.
Мы хотим предложить потребителю вполне привычный товар, но с элементами общения. И при этом попросить за него меньше денег, чем конкуренты. И таким образом, мне кажется, мы способны сделать еще более качественный продукт.
– Вы стараетесь отсматривать много объектов размещения. Попадалось ли в последнее время что-то, заслуживающее особого внимания?
– Да, видел парочку интересных. Недавно побывал в Плесе, где наткнулся на маленький отельчик с рестораном на территории усадьбы одной милой женщины, наполовину француженки, которая сама обслуживает гостей. Потрясающая атмосфера, изумительная кухня – они там сами все готовят из собственноручно выращенных продуктов. Невероятно вкусно, очень дешево, чудесные номера, плюс забота этой милейшей дамы, которая лично тебе завтрак подает. Птички поют, цветы кругом – в общем, восторг. Но сетевым такой проект быть просто не может. Так что мы, конечно, будем пытаться адаптировать особенно удачные приемы, подсмотренные в частных гостиницах, но применить удастся далеко не все.
– А стандарты работы? Планируете апгрейдить уже прописанные инструкции для сотрудников хостелов, «дотягивая» их до гостиничного формата? Или позаимствуете у конкурентов?
– Думаю, будем писать брендбуки с нуля, привлекая к этому правильных специалистов. Придется заняться не только должностными инструкциями, но и документацией по франшизе. Для начала запустим в рамках сетевого продукта пару пилотных проектов в разных форматах, протестируем, посмотрим, как будут идти дела, а уже потом возьмемся тиражировать.
Кристина Голубева, RATA news H&R
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»