Кадровый резерв на будущее: каков он?
Конец очередного учебного года близок. Насколько гостиницы довольны будущими отельерами, то есть приходящими к ним на практику студентами? И на что хотелось бы обратить внимание преподавателей профильных вузов?
На вопросы RATA-news отвечают руководитель службы персонала Hilton Moscow Leningradskaya Hotel Алиса Прилепо, менеджер по обучению и качеству «Балчуг Кемпински Москва» Оксана Иващенко, управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов, начальник отдела подбора и обучения персонала Crowne Plaza Moscow World Trade Centre Елена Нагорная, HR-директор «Лотте Отель Москва» Лилия Бекмухаметова. Дополнила мнения, а заодно подвела итоги недавней Первой московской HoReCa ярмарки вакансий Марианна Королева, организатор ярмарки и специалист-практик с 20-летним опытом работы в гостиницах Москвы (Sheraton Palace, Savoy, Novotel Sheremetyevo, Holiday Inn Suschevsky/Vinogradovo/Simonovsky), а сегодня – руководитель аккредитованной организации по классификации объектов туриндустрии «Премьер-Дил».
- Привлекаете ли вы стажеров из профильных вузов? На какой срок и на каких условиях, временных и финансовых?
Вадим Прасов: «Да; в наш отель в Туапсе – практически на весь сезон, с мая по конец сентября. Работают они как штатные сотрудники, после 2-3-недельного обучения начинают получать зарплату, которая лишь ненамного меньше, чем у постоянного персонала. К тому же, если стажер хорошо проявит себя, зарплаты уравниваются. Что касается вузов, то чаще это студенты РГУТиС и Российской академии народного хозяйства».
Елена Нагорная: «ОАО «ЦМТ» все время своего существования сотрудничает с профильными вузами Москвы и организует бесплатную производственную практику студентов в Crowne Plaza Moscow World Trade Centre, длительностью от двух недель до двух месяцев. Среди основных партнеров назовем АНО ВПО «МГИ им Е.Р. Дашковой», РГУТиС, Московский государственный университет сервиса, НОУ ВПО «Институт индустрии сервиса».
После прохождения стажировки на нашей базе на постоянную работу приглашаем преимущественно в подразделения «первой линии». Разумеется, при наличии и хорошей характеристики, и открытых вакансий».
Лилия Бекмухаметова: «Лотте Отель Москва» – популярная площадка для прохождения практики учащимися профильных вузов. В их числе – РГУТиС, МГИИТ им. Сенкевича, Институт туризма и гостеприимства РУДН, Cesar Ritz Colleges Switzerland, Hotel Institute Montreux, Les Roches Marbella, Glion Institute of Higher Education, Институт Vatel – РМАТ, колледж «Царицыно» и другие. Из непрофильных: ВШЭ, ГУУ, РУДН, РГГУ, МГЛУ, РЭУ им. Плеханова».
Алиса Прилепо: «Мы тесно сотрудничаем с разными вузами. Для студентов зарубежных образовательных учреждений срок практики составляет, как правило, полгода, российских – один месяц (летняя и зимняя практика). Осуществляется она на безвозмездной основе, студентам обеспечиваем униформу и питание. А наладить контакт готовы с любыми вузами, как с профильным, так и с лингвистическим уклоном. На данный момент есть опыт работы с МГЛУ, РАНХ, РОСНОУ, МГИИТ и т.п.».
Оксана Иващенко: «Балчуг Кемпински Москва» активно приглашает на практику стажеров из профильных вузов, российских и зарубежных. Ее длительность традиционно зависит от учебного плана. Как правило, студенты российских образовательных учреждений работают у нас не менее месяца, но мы рады принимать ребят на как можно более долгий срок, чтобы практика была максимально эффективной.
Студенты швейцарских гостиничных школ и других международных отельных институтов изначально планируют стажировку длительностью 5-6 месяцев. Мы сотрудничаем с многочисленными учебными заведениями, среди постоянных партнеров – колледж «Царицыно», Первый московский образовательный комплекс, МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича, Московский государственный лингвистический университет, РЭУ им Г.В.Плеханова, РМАТ, Glion Institute of Higher Education, Les Roches International School of Hotel Management, B.H.M.S. (Business and Hotel Management School), Ecole Hoteliere Lausanne и другие».
Марианна Королева: «Например, HR-департамент Novotel Sheremetyevo в 2012-2014 годах вел активную работу по привлечению студентов РМАТ. Дважды в год, осенью и весной, сотрудники отдела организовывали выездные сессии в вузе, чтобы обратить внимание будущих отельеров на гостиницу под международным брендом, предоставить возможность прохождения практики (для студентов она обязательна, по три недели осенью и весной), выбрать наиболее перспективных ребят для предложения работы на лето на выгодных условиях почасовой оплаты. Возможность найма в штат также предусматривалась.
Таким образом, за этот период состоялись четыре выездных мероприятия, охват аудитории каждого 100-120 человек».
- Насколько довольны потенциальными «отельерами»? Если нет, то почему?
Оксана Иващенко: «Мы внимательно подходим к отбору студентов на стажировку, и главным критерием для утверждения практики является наличие мотивации у кандидата. Но отмечу, что студенты зарубежных учебных заведений выгодно отличаются тем, что свободно владеют иностранным языком и подготовлены к выполнению практических заданий».
Лилия Бекмухаметова: «Мы в большей степени довольны студентами именно из иностранных колледжей и институтов, в частности, у нас много стажеров из швейцарских школ. Но есть и российские учебные заведения, с которыми выстроены тесные партнерские отношения, и они уже хорошо знакомы с нашими довольно высокими требованиями и стандартами. Так что пожелания Lotte Hotel к программам обучения и какие-то дополнительные требования обсуждаются регулярно. Благодаря этому, мы получаем хороших студентов, которые потом к нам же и трудоустраиваются».
Алиса Прилепо: «В целом, мы довольны потенциальными отельерами, это наш кадровый резерв на будущее. Сейчас молодые люди более сознательно подходят к выбору профессии, у них есть «живой» интерес и желание получить знания».
Вадим Прасов: «Мы в большей степени довольны, чем нет. По крайней мере, по опыту прошлого сезона впечатление сложилось в основном позитивное, ребята старались».
Марианна Королева: «Я, к сожалению, не вполне соглашусь. Очень показательной в этом плане стала недавняя первая Ярмарка вакансий для индустрии HoReCa. На нее пригласили студентов 30 профильных вузов и колледжей Москвы. Оргкомитет трижды отправлял приглашения и информацию о мероприятии напрямую руководителям направления практики и трудоустройства студентов, персонально обзванивал их. О мероприятии узнали, услышали и увидели из постов в соцсетях, из флаеров и информационных стендов на кафедрах своих вузов по меньшей мере тысяча человек. Десять прямых работодателей ожидали своих потенциальных работников на лето, в штат, на практику и так далее – Ritz Carlton, Ararat Park Hyatt, Renaissance Monarch Center, «Космос» и другие.
Однако в итоге ярмарку вакансий посетило не так много студентов, как хотелось бы. А на конференции, где маститые отельеры делились опытом и советами, причем безвозмездно, до обеда досидели считанные единицы. Мероприятие показало, что уровень заинтересованности в работе в этой сфере у студентов профильных вузов довольно низок».
- Охотно ли работают практиканты? Много ли среди них тех, кто действительно «горит сердцем» на смене в отеле?
Оксана Иващенко: «Большая часть действительно жаждут получить новые и столь важные для последующего выстраивания карьеры практические знания. Случаи неэффективного прохождения практики единичны. К тому же, чувствуя ответственность за стажера, мы готовы предоставить второй шанс. Например, если в одном отделе студент не проявил себя, стараемся проанализировать результаты и предложить пройти практику в другом департаменте отеля».
Вадим Прасов: «Перед началом практики я выступал перед парой курсов и предупредил, что «Альянс Отель Менеджмент» ищет тех, кто в дальнейшем планирует работать в индустрии, а не просто собирается появиться на стажировку «для галочки». И все, кто отозвался, пришли к нам осознанно. Конечно, бывают случаи, когда кто-то просит пристроить сыночка или дочку на практику. Пристроить-то можно, но в таких случаях всегда предупреждаю студентов, что к практикантам мы относимся серьезно. И спрашиваем с них строго. А просто числиться «на стажировке» не нужно ни вам, ни нам. Так что были прецеденты, когда пришедшие после благополучно прогулянной практики студенты требуемую рекомендацию так и не получили».
Лилия Бекмухаметова: «Есть те, кто приходят работать в гостиницу и изначально рассматривают эту работу как временную (на период учебы, интересен опыт работы в международной сети и так далее). Или те, кто не выдерживает достаточно высокого уровня стандартов отеля и понимает, что эта индустрия – не их призвание. Но есть и те, кто остаются, влюбляются в профессию отельера и уже не мыслят себя вне ее».
Алиса Прилепо: «Студенты разные, так же как и сотрудники. Есть те, у кого «горят глаза», и видно, насколько им это любопытно. Часто бывает понятно еще на этапе собеседования, интересно ли студенту проходить практику. Именно таких мы трудоустраиваем после стажировки или во время нее. Но, на самом деле, все очень индивидуально».
Марианна Королева: «Увы, поколение Y в основном не рвется работать в отеле. Престиж профессий в сознании студентов практически нулевой. Ожидания выпускников с дипломами «менеджер гостиничного хозяйства» – позиции минимум среднего менеджерского звена с зарплатой от 50 тысяч рублей».
- Попадаются ли талантливые ребята? Насколько часто, и как быстро они становятся заметны?
Алиса Прилепо: «Конечно, такие есть, и мы стараемся предложить им работу. Сложно сказать, часто или нет, поскольку на одном потоке может быть сразу несколько подающих надежды практикантов, а в другой раз их не будет совсем. Например, в отделе персонала на практике была Инна Стукалова, и еще во время стажировки мы инициировали дальнейшее сотрудничество. Инна согласилась, сейчас она с нами уже три года, и все сотрудники отмечают ее профессионализм, готовность помочь и другие качества, без которых нельзя работать в сфере гостеприимства».
Марианна Королева: «Таланты есть, как и в других отраслях. Заметны становятся при условии грамотности менеджеров, которые оказывают, или не оказывают, поддержку и наставничество в период адаптации и ввода в профессию. С этим вопросом отрасль тоже, к сожалению, часто испытывает сложности. Уровень компетенций среднего и высшего управленческого звена – большая боль».
Лилия Бекмухаметова: «Да, талантливых студентов всегда видно. И, приходя на работу, они имеют возможность довольно быстро сделать хорошую карьеру».
Вадим Прасов: «На том этапе, на котором мы берем практикантов, а это 2-3 курс, наверное, еще рановато проводить «диагностику», ребята еще не совсем сформировались как личности. Разве что уже можно определить, кому ближе роль рядового исполнителя, а в ком видны задатки менеджера. В тех, кто стремится докопаться до сути вопроса, разузнать, почему именно нужно сделать то или это. Причем не оспаривают решение руководства, а действительно пытаются понять».
Оксана Иващенко: «Талантливые кандидаты заметны сразу. Еще на стадии приема на стажировку они демонстрируют инициативу и заряженность на положительный результат, который напрямую связан с их высокой мотивацией. В нашем отеле есть многочисленные примеры тех, кто успешно строит свою карьеру в «Балчуге» с момента прохождения стажировки. Среди них – сотрудники служб по работе с гостями, организации общественного питания, отдела продаж групповых бронирований и мероприятий и других отделов».
Окончание следует...
Подготовила Кристина Голубева, RATA-news H&R
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»