Деловой форум гостиничного комплекса: цели намечены
Ежегодный деловой форум гостиничного комплекса Москвы, прошедший с 18 по 20 мая в рамках выставки MITF-2012 в ВЦ «Гостиный двор», собрал 22 компании-участника. Организатором выступил Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, а устроителем мероприятий стало ОАО «ГАО «Москва».
Как отметил председатель столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько, форум проводился как смотр готовности гостиничного хозяйства столицы к выполнению задач по развитию туризма, поставленных государственной «Программой по развитию индустрии отдыха и туризма в городе Москве на 2012-2016 гг.» и федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)». Также на церемонии открытия г-н Шпилько поблагодарил сотрудников гостиничных предприятий столицы, уточнив, что «Благодаря вашей ответственной и энергичной работе Москва приобретает вид действительно гостеприимного города».
К дискуссиям и деловым встречам присоединились руководители федеральных и московских государственных структур и общественных объединений, ведающих вопросами развития туристско-гостиничной отрасли, профессионалы российских и международных гостиничных компаний-лидеров, специалисты центров кадрового развития отрасли, партнеры гостиничного дела.
В центре обсуждения на круглых столах, мастер-классах и семинарах были вопросы классификации гостиниц, проблемы малых средств размещения, практический опыт российских и международных операторов и многое другое. В общем, все то, что способно повысить качество и расширить предложение гостиничных услуг в российской столице. По словам участников, была достигнута основная цель: прямой диалог представителей гостиничного бизнеса Москвы с управляющими структурами.
По сложившейся традиции, собравшимся предоставили возможность ознакомиться с недавно открытыми в Москве средствами размещения. Организаторы разработали три разных маршрута, куда входил осмотр не только крупных гостиниц (InterContinental, Mercure Arbat, «Аминьевская», «Белорусская»), но и относительно нового для столицы вида гостиниц – хостелов.
Динамика позитивная. Итоги форума были подведены 21 мая в Петровском путевом дворце. Сергей Шпилько в своем докладе поделился статистическими данными и подтвердил положительную динамику: по итогам 2011 года по ряду показателей идет перевыполнение намеченных планов. В частности, число международных прибытий в
В рамках итоговой конференции были затронуты наиболее болезненные темы: проблема классификации средств размещения, подготовка квалифицированных линейных кадров для туриндустрии. Живую дискуссию вызвал и вопрос привлечения инвесторов.
«Любая классификация должна начинаться с терминов». Бурные дебаты вызвала тема обязательной сертификации средств размещения. С одной стороны, участники сессии оказались практически единодушны во мнении, что любая уважающая себя гостиница должна решить этот вопрос положительно, даже если присвоение звездности останется делом добровольным. Однако тем же хостелам будет крайне сложно пройти сертификацию в силу специфики самого продукта и крайней неразвитости этого сегмента на российском рынке. Отельеры же, согласные проходить сертификацию, протестуют против возможного введения обязательной аттестации сотрудников. Вернее, возражения вызывает не процедура как таковая, а предположительная ее стоимость 6 000 рублей на человека. С учетом немалого штата в больших гостиницах и необходимости регулярного подтверждения звездности это будут колоссальные суммы. И даже экономические льготы для прошедших сертификацию средств размещения на этом фоне - лишь капля в море, не говоря о том, что они пока чисто гипотетические.
Также необходимо каким-то образом отладить механизм проведения процедуры аттестации «на местах», в первую очередь в регионах. Это нужно, чтобы настроенные предвзято эксперты не давали «своему» отелю четыре звезды, когда состояние гостиницы и сервис в ней остается на два с минусом. Спикеры форума предложили сертифицировать и экспертов, поскольку сейчас некоторые из них толком не знакомы с гостиничной терминологией, не говоря об отсутствии опыта работы с отелями. Возможно, имеет смысл организовать нечто вроде Гильдии экспертов с четко прописанным уставом, обозначенными штрафными санкциями за предвзятость и тому подобными мерами предосторожности.
Вопросы сертификации в наше время затрагивают не только сервис и различного рода формальности, но и предъявляют высокие требования к строительству. Недалек тот момент, когда абсолютно все новые здания будут строиться с учетом требований «зеленых технологий». Возникнет необходимость в применении альтернативных источников энергии, минимизации отходов. А использование экологически чистых материалов нередко является обязательным требованием уже сегодня. Хлопот с ведением документации, соответствующей деятельности «экологических гостиниц», ожидается немало, и здесь, увы, вопросов и гипотез больше, чем ответов.
В очередной раз была озвучена и проблема несоответствия российских СНИПов и требований к строительству, предъявляемых западными сетями. Открытым остается и вопрос терминологии в документах: многие гостиничные термины до сих пор недостаточно четко прописаны или не прописаны вообще, что вряд ли упростит процедуру аттестации.
Впрочем, не всегда «многим знаниям – многие печали». На сессии, посвященной первому опыту классификации по новым правилам, президент ассоциации «Отель Эксперт» Маргарита Немоляева поделилась ценной информацией о том, каким образом гостиница может попробовать аттестовать сама себя, то есть предварительно оценить собственную готовность к получению желаемых «звездочек». На сайте «Отель Эксперт» размещена подробная анкета, представляющая собой подобие дистанционного аудита. Если какие-то моменты не вполне ясны, можно обратиться к консультантам ассоциации, это бесплатно. Поскольку, понятно, требования к дому отдыха в глубинке принципиально отличаются от запросов к luxury-отелю в городе-миллионнике.
По результатам заполнения анкеты владелец или управляющий уже понимает, на что конкретно может претендовать его средство размещения. Кстати, первым новую сертификацию успешно прошел не самый известный, не самый дорогой и тем более не самый «международный» отель Москвы - «Митино». Самое интересное, что на момент предварительной оценки к отелю было очень много нареканий. Однако недостатки были исправлены очень быстро, несмотря на то, что многие коррективы требовали существенных финансовых вложений. Значит, можем, когда захотим… Так что скорость получения сертификата во многом зависит от желания и оперативности самой гостиницы.
Вопросов первостепенной важности за три дня сессий было затронуто очень много. Однако на то, чтобы обсудить их исчерпывающе, не хватило бы и месяца. Впрочем, ряд «маячков», на которые следует ориентироваться, были-таки расставлены. Насколько эффективно – покажет время.
Кристина Голубева, RATA-news H&R
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»