Санкт-Петербург будут продвигать с помощью гастрономических брендов
Специалисты Высшей школы экономики-Санкт-Петербург провели исследование, каким образом гастрономические бренды влияют на привлекательность отдельных городов и регионов. На мировом рынке примерами таких брендов являются пармская ветчина, баварские колбаски или венский кофе.
В ходе исследования было выделено 10 российских гастрономических брендов на основе таких критериев как упоминание продукта в народных сказках и песнях, включенность в традиционные рецепты региона, использование в местных ресторанах. Также были проанализированы данные турфирм, занимающихся въездным туризмом – как часто они используют в своей рекламе гастрономические бренды. Результаты анализа (см. таблицу) показали, что наиболее активно используются такие бренды как камчатский краб, тульский пряник и байкальский омуль. А, например, петербургская корюшка и новгородский снеток практически не фигурируют в рекламе турфирм.
«Это объясняется тем, что Санкт-Петербург и Нижний Новгород и так имеют много привлекательных особенностей, – пояснил руководивший исследованием профессор ВШЭ-Санкт-Петербург Валерий Гордин. – Однако для более целостного представления даже о самых привлекательных туристских центрах чрезвычайно желательно иметь хорошо запоминающийся гастрономический бренд территории».
По мнению г-на Гордина, гастрономия зачастую принципиальным образом влияет на выбор путешественником направления турпоездки, люди готовы тратить на питание более трети всех расходов на поездку. Бывает и так, что желание полакомиться уникальными блюдами является главной причиной поездки. Турист рассматривает местную кухню как способ лучше познакомиться с обычаями, традициями, культурой.
Чем гастрономический бренд может быть полезен для развития туризма и укрепления туристского имиджа городов и территорий? Чтобы узнать это были опрошены эксперты, представляющие ресторанный и туристский бизнес, и эксперты в области территориального маркетинга. Так, например, оказалось, что Санкт-Петербург не обладает собственными уникальными брендовыми продуктами, имеющими международное звучание. Местный набор наиболее популярных у туристов пищевых и алкогольных товаров типичен для России: икра и водка.
По мнению специалистов, существует и еще целый ряд проблем, таких, например, как отсутствие индивидуальности у многих предприятий питания города и нехватка российских шеф-поваров, знающих и любящих свою национальную кухню, а также отсутствие информации о ресторанах, особенно, о ресторанах русской кухни.
Как рассказала участник исследования, научный сотрудник ВШЭ-Санкт-Петербург Юлия Трабская, гастрономический бренд должен базироваться на конкурентных преимуществах Санкт-Петербурга и находиться в русле общего бренда – города богатой истории и культуры. «Гастрономический образ должен создавать дополнительные мотивации у туристов для посещения города», – подчеркнула она.
Специалистами ВШЭ было разработано три компонента туристского бренда Санкт-Петербурга. Первый из них, условно названный «Кухня императорского Петербурга», должен использовать представление о Петербурге как о бывшей столице огромной, богатой империи. Предлагаемому гастрономическому бренду должны соответствовать следующие черты: помещения с роскошными интерьерами, желательно имеющие историческую взаимосвязь с царским двором или русской аристократией; меню, составленное по кулинарным источникам XVIII-XIX веков. Посещения подобного рода ресторанов должны превращаться в своеобразные спектакли, запоминающиеся как кулинарными изысками, так и соответствующей культурой обслуживания.
Второй компонент, по мнению исследователей, целесообразно увязать с богатой художественной историей Петербурга. В исторический период, называемый «Серебряным веком», в Петербурге были популярны кафе, ставшие центрами художественной жизни. Их посещали известные поэты, художники, режиссеры и актеры, впоследствии многие из которых завоевали всемирную славу. Для реального вклада в гастрономический бренд «кафе Серебряного века» должны не только предложить кулинарную стилизацию в духе соответствующей эпохи, а воссоздать атмосферу богатой художественной жизни.
Третий компонент – это так называемая «Ленинградская кухня». Он будет ориентирован, прежде всего, на российских туристов, многие из которых бывали или жили в советский период в Ленинграде и навсегда запомнили такие знаковые места, как кафе «Север», пышечная на Желябова, утерянный ныне ресторан «Метрополь».
По словам Валерия Гордина, в рамках исследования планируется провести целый ряд работ. При этом, как отмечают специалисты, концепция гастрономического бренда обязательно должна быть взаимоувязана с инвестиционными программами развития Санкт-Петербурга, а также с программой развития туризма в городе.
Туризм и гастрономические бренды
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»