Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Турпомощь» завершила прием уведомлений об использовании средств ФПО для компенсаций туристам

Накануне 2022 года «Турпомощь» получила 26 уведомлений туроператоров о намерении использовать фонд персональной ответственности для возврата средств туристам.

В конце декабря 2021 года туроператоры «Пакс», Ambotis Holidays, и Tez Tour официально сообщили, что готовы использовать средства из своих фондов персональной ответственности (ФПО) для погашения долгов по не состоявшимся из-за пандемии турам. Информация размещена на сайтах туроператоров. Речь идет о турах, приобретенных до 31 марта 2020 года.

Глава «Турпомощи» Александр Осауленко подтвердил RATA-news эту информацию. Он также сообщил, что после того, как правительство 16 декабря продлило для туроператоров возможность использовать ФПО для погашения долгов, в ассоциацию подали уведомления и другие компании.

Всего, по словам г-на Осауленко, в 2020 году с момента появления постановления правительства № 898-р о возврате туристам денежных сумм из средств ФПО было подано 44 уведомления на 60 млн. рублей. После продления сроков действия этого постановления, в мае 2021 года туроператоры подали 23 уведомления на 780 млн. рублей.

В декабре 2021 года ассоциация получила 26 уведомлений на 260 млн рублей. Теперь эти туроператоры будут в течение шести месяцев составлять реестры требований, а затем «Турпомощь» в течение 60 дней выплатит туристам полагающиеся суммы.

В том числе, по словам Александра Осауленко, с прошлого года «висят» уведомления еще 11 туроператоров, которые так и не приступили к формированию реестров. «Многие компании отзывают свои уведомления, так как находят другие источники возврата денег. Это связано, в первую очередь, с нежеланием операторов тратить собственные накопленные средства, а расплачиваться с туристами за счет оборотных средств, которые постепенно появляются благодаря открытию новых стран. ФПО – лишь один из вариантов, которые правительство предоставило операторам для компенсаций за аннулированные из-за пандемии туры», – пояснил глава «Турпомощи».

Напомним, постановление № 898-р о возврате туристам денежных сумм из средств фондов персональной ответственности туроператоров появилось 4 апреля 2020 года. Впервые за историю существования в России туристического рынка правительство услышало просьбы выездных компаний и пошло им навстречу. В закон были внесены соответствующие поправки, причем законопроект Госдума приняла сразу в трех чтения. До пандемии распечатать фонд персональной ответственности компания могла только в связи с банкротством или цивилизованным, без долгов, закрытием бизнеса.

Однако правила возврата туристам средств из ФПО, прописанные в последовавшем затем 8 апреля 2020 года постановлении № 461, оказались довольно жесткими. Во-первых, на подачу уведомления о намерении воспользоваться ФПО туроператорам было отведено всего несколько нерабочих дней, причем в условиях самоизоляции, – до 15 апреля.

В итоге, по данным на вечер 14 апреля, уведомления об использовании фондов персональной ответственности в «Турпомощь» подали лишь 25 туроператоров. Крупных компаний среди них не было, в основном московские нишевые и региональные. В федеральном реестре туроператоров на тот момент значилась 531 компания, работающая в сфере выездного туризма, то есть на распечатывание ФПО решились менее 5%.

Но дело не только в сроках – немало подводных камней обнаружилось и в самой процедуре подачи.

Прежде всего, до того, как распечатать фонд, туроператор обязан сделать в него очередной квартальный взнос – 0,25% от общей цены турпродукта за предыдущий год.

Еще одно условие: финансовые гарантии должны быть даже у того туроператора, который ранее уже был от них освобожден, поскольку свой фонд полностью сформировал.

Очевидно, что найти в нынешних условиях страховщика, который подпишет договор с туроператором, практически не реально. А если кто-то все-таки найдет, то должен будет и ему заплатить, и сделать взнос в ФПО, поскольку он намерен взять оттуда деньги.

Кроме того, согласно правилам, с даты подачи уведомления в «Турпомощь» туроператору дается шесть месяцев на составление реестра требований, то есть списка тех туристов, которым планируется вернуть деньги за отмененные туры. Подать документы раньше этого срока нельзя. А по истечении шести месяцев на перевод денег от «Турпомощи» туристу отводится еще 60 рабочих дней. В итоге вся процедура использования ФПО занимает практически девять месяцев. При этом туристу поступит не вся сумма, которую он заплатил, а за минусом фактически понесенных затрат, это обозначено в правилах.

Распоряжение правительства № 977-р от 15 апреля 2021 года продлило действие распоряжения № 898-р и, соответственно, право туроператора компенсировать стоимость туров из средств ФПО еще на 2021 год. В декабре 2021 года правительство вновь продлило срок использования ФПО – туроператорам разрешили направить уведомление до 27 декабря 2021 года включительно. При этом правила использования средств ФПО не изменились. Как следствие, не изменилась и динамика обращений туроператоров за этими средствами.

Светлана Ставцева, RATA-news