Туроператоры рассказали в Минкультуры, как устроен турбизнес
Вчера состоялось расширенное заседание Экспертного совета по туризму при Министерстве культуры под руководством заместителя министра Аллы Маниловой. В нем также приняли участие представители Ростуризма, МИД, Роспотребнадзора, Минтранса, Росавиации, Минэкономразвития, авиакомпаний, Госдумы и Совета Федерации, РСТ, объединения "Турпомощь". Турбизнес представляли руководители компаний "Атлантис Лайн", "Випсервис", DSBW, "Интурист", ICS, Coral Travel, "Пегас Туристик", "ТЕЗ тур", TUI Russia, агентских сетей "МГП" и "Горячие туры". На встрече обсуждались возможные меры регулирования туротрасли, но значительную часть времени занял проведенный туроператорами для чиновников «ликбез» о том, как устроен турбизнес.
Генеральный директор компании «Атлантис Лайн» Наталья Андронова считает, что встреча была полезной: «Она точно была нужна. Можно было задать вопросы, прояснить для себя ситуацию. То, что пришли Роспотребнадзор и Росавиация – очень правильно, так как они тоже участники процесса регулирования рынка». С коллегой согласен генеральный директор DSBW Карен Гончаров: «Были вопросы по страховым компаниям, по авиаперевозкам, представитель Роспотребнадзора много выступала, демонстрируя тонкое знание предмета. В любом случае, это пошло на пользу тем, кто будет принимать решения.
Генеральному директору сети МГП Сергею Агафонову показалось интересным предложение о создании реестра туристов. «Речь идет о том, чтобы данные о проданных путевках туроператоры подавали в «Турпомощь». И тогда, в случае возникновения форс-мажора, можно сразу увидеть, какое количество туристов находится за рубежом, кого и откуда нужно вывозить. То есть, такая мера дает возможность быстрого реагирования в сложной ситуации. Обсуждался также вопрос электронной путевки: некоторые туроператоры эту идею поддержали, но я не представляю, как это может быть на практике. Смысл, опять-таки, в том, чтобы контролировать каждую путевку и понимать, какой объем через какого туроператора проходит. Однако вопрос остался открытым, так как, по словам представителей Минэкономразвития, непонятно, кто будет держателем этих данных, где они будут храниться», – рассказал г-н Агафонов.
Один из участников встречи добавил, что идея сделать рынок прозрачным выглядит разумной. Но разработка единой системы, которая позволила бы хранить данные всех туристов, займет года два и обойдется в 70-80 млн. рублей. Представители ведомств предложили переложить эти расходы на «Турпомощь», то есть фактически на турбизнес. По мнению экспертов, в этом нет смысла, так как у каждого туроператора, заказывающего серьезные чартерные объемы, есть своя автоматизированная система, позволяющая в любой момент узнать, сколько продано путевок, сколько сделано оплат и где находятся туристы.
Генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная предложила поделить ответственность между туроператором и турагентом: оператор должен отвечать за тур, только когда он оплачен на 100%. Напомним, что в июне 2014 года «Пегас» подал иск в Конституционный суд о проверке статьи 9 отраслевого закона, в соответствии с которой за все и всегда отвечает туроператор, даже если агентство не оплатило тур.
Карен Гончаров заметил, что одна из проблем – раздувание операторами объемов: "В этом заинтересованы авиакомпании, которые хотят, чтобы отрасль брала как можно больше самолетов и дольше летала. Возможность планировать бесконечное количество перевозки не имеет противовесов – никто не ограничивает туроператора в их желании поставить рейсы. Я предложил ввести регулирование по аналогии с IATA. Чтобы выписывать билеты в системе IATA, вы должны собрать кучу документов, сделать аудит и взять банковскую гарантию. Билетов можно выписать на сумму гарантии, а если она превышена хоть на тысячу долларов, тут же приходит сообщение, что гарантию надо увеличить с запасом». По мнению г-на Гончарова, если бы подобный механизм действовал в продажах билетов на чартеры, никто не мог бы позволить себе заявить сразу 100 рейсов. «В «Аэрофлоте», если ты берешь блок, нужно заплатить 10% от стоимости всей программы в виде невозвратного депозита. Это тоже сдерживающий фактор, чтобы вы не брали слишком много. На сегодня при организации чартеров такой ответственности не требуют», – заметил он.
Карен Гончаров, по его словам, был удивлен, что крупные туроператоры отнеслись к этой идее позитивно: «Я думал, что участники встречи начнут кидаться в меня камнями. Но и в самом деле, если бы такая система существовала, то «Лабиринт», резко нарастивший объемы, должен был бы взять банковскую гарантию, заявляя программу на Грецию из всех регионов. А банк непременно проанализировал бы финансовое состояние оператора. И наверняка не дал бы гарантию на такое число рейсов. Беда, возможно, все равно бы случилась, но не такого масштаба».
Наталья Андронова напомнила на встрече о высокой результативности работы «Турпомощи»: «Мне показалось важным подчеркнуть, что объединение, при всех сложностях, работает эффективно. Фактически на базе «Турпомощи» получилась саморегулируемая организация. Это реально работающий инструмент, который надо дорабатывать в разных аспектах, и он может быть эффективным инструментом защиты интересов и бизнеса, и потребителя».
Юлия Батырь, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»